II. Определите типы, виды или средства общения.

1. «В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, ко­торого я давно лечил от тяжелого заболевания сердца. Когда вскоре после этого я встретился с его сыном, он сказал:

- Вы знаете, весь этот месяц он жил в какой-то тревоге, беспо­койстве. Дело в том, что когда он в последний раз был у Вас, то приехал совершенно убитый и сказал нам: «Ох, как доктор Шамов покачал головой! Хоть он мне и ничего не сказал, но он посмотрел на мои ноги и так покачал головой!» И эту фра­зу он повторял многократно в дни перед кончиной».

Из воспоминаний врача Ибрагима Ахмедхановича Шамова.

2. Ребенок расшалился, упал, на колене ссадина, он горько пла­чет. Мать ребенка берет его на руки, нежно обнимает, целует и дует на больное место. Рыдания прекращаются тотчас, а еще через минуту малыш снова резвится, как ни в чем не бывало». Что же произошло? Ведь не поце­луй, не обдувание ушиба не могут прекратить раздражения чувст­вительных нервов!

3. Медсестра говорит паци­ентке, дважды обратившейся к ней за таблеткой анальгина: «От го­ловной боли не умрете, скорее умрете от той болезни, с которой пришли сюда».

4. «Многие обязанности медсестры связаны с необходимостью общаться: с больным, его родственниками, другими медиками. Умение общаться может во многих случаях даже заменить другие умения. Для пациента общение с Вами – часть лечения.

Вы должны хорошо знать больного. Не только его фамилию, имя и отчество. Важно узнать его как личность. И эта личность должна быть Вам интересна. Любой человек нуждается во внима­нии. Больные люди – особенно. Для многих несча­стных Ваше внимание – единственная настоящая ценность в жизни. Смотрите, не отнимайте ее!

Как можно больше общайтесь с больным; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаи­вайте и одобряйте его.

Делайте это даже тогда, когда Вам кажется, что больной Вас не слышит и не понимает. Делайте это всегда. Говорите внятно, уве­ренно и ласково: «Ничего, Иван Петрович, не волнуйтесь, мы Вам обязательно поможем. Все будет хорошо. Мы Вас не оставим». Как можно чаще спрашивайте больного:

- Может быть, Вам что-нибудь нужно?»

Александр Флинт,

директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия.

5. «Это же очень по-человечески – просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему. А иногда, так про­сто чувство близости возникает. Страшно человеку – так сядь, вы­слушай, подержи за руку, даже говорить ничего не надо. И, по-моему, это очень важно, потому что мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все получается, чем когда говорю. Тут сам факт, что вот сидят с ними, выслушивают, что их беспокоит, и тут не в том де­ло, что они от тебя ответа ждут или совета, а просто иначе им и выговориться некому. А так им сразу легче становится».

Патриция Беннер, медсестра, доктор философии

и профессор сестринского дела Калифорнийского университета.

6. Известный французский хирург Лериш рассказывал, что его – тогда еще молодого врача – пригласили проконсультировать знаме­нитого маршала Фоше. После осмотра он посоветовал операцию. Маршал сказал ему: «Я обращался ко многим медицинским свети­лам, они тоже предлагали оперироваться, но я не соглашался. Сей­час я хочу, чтобы эту операцию мне сделали Вы, потому что Вы первый, кто говорил со мной, глядя мне прямо в глаза. Вам я пове­рил».

7. Медицинская сестра обращается к пациентке: "Голубушка, Вы, почему вовремя за лекарством не подошли?".

8. Медсестра поручает престарелому пациенту самому в опреде­ленные часы принимать лекарство. Конечно, пациент часто забыва­ет об этом, и лечение становится неэффективным.

9. Медсестра внушает пациенту: "Болезнь есть наказание за Ваши грехи. Подумайте, за что Вас Бог наказывает, и покайтесь".

10. Акушерка говорит на приеме молодой беременной женщине: "И кого же ты родишь, такая худющая и бледная, с таким - то гемо­глобином, интересно мне знать!"

III. Составьте вопросы, которые Вы могли бы использовать в подобных ситуациях.

Ситуация Примерные вопросы для пациента
1. Ваш пациент употребил какое-то незнакомое выражение или термин в беседе с Вами  
2. Пациент уклоняется от темы и не сообщает той информации, которую Вы от него ждете  
3. Пациент словно «зацикливается», постоянно повторяя одно и то же. Вам же надо продвигаться дальше  
4. Пациент только что произнес нечто, не очень-то согласующееся с его предыдущими утверждениями. Вы хотите это уточнить  
5. Вам хотелось бы узнать мнение пациента о том, что Вами было высказано  
6. Невербальное поведение пациента подсказывает вам, что он обеспокоен какими-то Вашими словами. Вы хотите рассеять его сомнения, подозрения  
7. Было высказано несколько положений, и Вы хотите привлечь к ним внимание  
8.Пациент не согласился с частью из сказанного Вами, и Вы хотите уточнить причину этого неприятия  
9. Пациент сделал общее утверждение относительно обсуждаемого вопроса, и Вы хотите поговорить об этом более конкретно  
10. Вы сказали о некоторых преимуществах обсуждаемой идеи и хотите установить обратную связь с пациентом  


Наши рекомендации