Технологическая карта занятия с хронограммой
№ п/п | Этапы занятия и их содержание | Время в мин | Наглядные пособия | Цель и характер действия | |
Обучающиеся | Преподаватель | ||||
1. | Организационный этап: с целью создать рабочую обстановку, воспитать аккуратность, требовательность к себе. | Приветствуют препода-вателя, демонстрируют свою готовность к занятию. | Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, обращает внимание на внешний вид, состояние рабочих мест, готовность к занятию. Знакомит с планом занятия. | ||
2. | Контроль исходного уровня знаний и умений: · Тестовые задания. | Тестовые задания | Внимательно читают и выполняют тестовые задания. | Объясняет правила оформления тестовых заданий, проверяет и рецензирует выполненную работу. | |
3. | Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. | Методические указания для обучающихся, ноутбук. | Внимательно слушают преподавателя. | Объясняет основные вопросы темы, обращая внимание на более важные моменты. | |
4. | Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя: · Работа с методическим пособием. · Составление плана бесед: – принципы рационального питания; – двигательная активность и здоровье; – вред табакокурения; – вред чрезмерного употребления алкоголя; – вред наркомании. · Составление плана обучения: – способы отказа от курения; – способы отказа от алкогольной зависимости; – способы отказа от употребления наркотиков. · Выполнение заданий для самостоятельной аудиторной работы. | Учебно-методическое пособие, рабочие тетради. Рекомендации по составлению плана бесед, лекционный материал. Рекомендации по составлению плана обучения, лекционный материал. Методические указания для обучающихся по аудиторной работе. | Внимательно читают методические указания обучающимся. Составляют планы бесед. Составляют планы обучения. Внимательно читают методические указания для обучающихся и выполняют задания. | Раздает методическое пособие, знакомит с этапами самостоятельной работы. Предлагает обучающимся составить планы бесед, используя имеющиеся рекомендации. Предлагает обучающимся составить планы обучения, используя имеющиеся рекомендации. Раздает методические указания и предлагает обучающимся выполнить задания для самостоятельной работы. | |
5. | Контроль конечного уровня знаний и умений: · Оценка выполнения внеаудиторной работы. · Оценка выполнения аудиторной работы · Фронтальный опрос. · Решение и оценка тестовых заданий. · Сдача и оценка составления планов бесед и обучения. | Оценочные листы внеаудиторной работы Оценочные листы аудиторной работы Вопросы для фронтального опроса Тестовые задания Планы бесед и обучения. | Внимательно слушают замечания преподава-теля, проводят анализ свой деятельности. Внимательно слушают замечания преподава-теля, проводят анализ свой деятельности. Внимательно слушают преподавателяи отвечают на поставленные вопросы. Внимательно читают и выполняют тестовые задания. Сдают планы бесед и обучения. | Подчеркивает положитель-ные и отрицательные стороны в деятельности обучающихся, выставляет оценки в оценочный лист. Подчеркивает положитель-ные и отрицательные стороны в деятельности обучающихся, выставляет оценки в оценочный лист. Предлагает обучающимся ответить на поставленные вопросы. При необходимости дополняет ответы обучающихся, исправляет ошибки. Объясняет правила оформления тестовых заданий, проверяет и рецензирует выполненную работу. Слушает ответы обучающихся, исправляет при необходимости их действия, а также оценивает правильность выполнения заданий. | |
6. | Подведение итогов занятия | Оценочные листы, журнал практических занятий. | Внимательно слушают замечания преподава-теля, проводят анализ свой деятельности. | Подводит итог занятия, анализируя: выполнение тестовых заданий, заданий для аудиторной и внеаудиторной работы, составленные планы бесед и обучения. Подчеркивает положительные и отрицательные стороны в деятельности обучающихся. Выставляет оценки в оценочный лист и журнал. | |
7. | Задание на дом | Пособие для самостоятельной подготовки по новой теме. | Записывают домашнее задание. | Дает рекомендации по самоподготовке к следующему занятию по теме: «Обучение технологиям профилактики заболеваний». |
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой.
Литература для преподавателей
Основная:
1. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий.
Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.
2. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник.. 3-е изд., перераб. и доп. 2013. - 288 с.
3. ОгановаР.Г. Руководство по медицинской профилактике: М. ГЭОТАР-Медиа, 2011
Дополнительная:
1. Вялкова. А.И. Организация профилактической деятельности амбулаторно - поликлинических учреждений на современном этапе : ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2011.
3. Никитина Ю.П., Чернышева В.П. Руководство для средних медицинских работников. – М. ГЭОТАР-Медиа,2011
4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Интернет ресурсы:
1. Система «Консультант» www.medcollegelib.ru
2. Книгофонд, издательство «Лань» knigafund.ru
Рациональное питание – сбалансированный рацион, составленный с учетом пола, возраста, состояния здоровья, образа жизни, характера труда и профессиональной деятельности человека, климатических условий его проживания
Рациональное питание Принцип рационального питания - сбалансированный рационРациональное питание – сбалансированный рацион, составленный с учетом пола, возраста, состояния здоровья, образа жизни, характера труда и профессиональной деятельности человека, климатических условий его проживания. Правильно составленный рацион повышает способность организма к сопротивлению негативным факторам воздействия окружающей среды, способствует сохранению здоровья, активного долголетия, сопротивлению утомляемости и высокой работоспособности. Каковы основные принципы рационального питания? Что необходимо для организации рационального питания?
Нормы рационального питания Питание – основной источник энергии для человека. С пищей человек получает незаменимые макро- и микроэлементы, витамины и кислоты, не синтезируемые организмом. Пища необходима организму для поддержания процессов жизнедеятельности, роста и развития. От характера и режима питания зависит течение многих процессов в организме человека. Правильное восполнение белков, жиров, углеводов, витаминов способствует замедлению процессов старения, повышает сопротивляемость организма неинфекционным заболеваниям и способность самовосстанавливаться. Организму также нужны микронутриенты, биологически активные соединения, способствующие выработке ферментов, нормализующих метаболизм. Не более 10% населения придерживается норм рационального питания. Рекомендации по рациональным нормам употребления пищевых продуктов представляют собой усредненные количества питательных веществ, необходимых человеку. Соблюдение норм рационального питания способствует укреплению здоровья, профилактике заболеваний, состояний, обусловленных избытком или недостатком нутриентов. Баланс питательных веществ в пище способствует нормальному течению физиологических и биохимических процессов в организме человека. Разработать статические нормы в условиях постоянно изменяющегося ритма жизни, окружающей среды практически невозможно. Последние нормы рационального питания изложены в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ №593 от 2.08.2010 г. Рациональное питание человека согласно указанным нормам должно включать:
Обогащенные микронутриентами хлебобулочные и макаронные изделия;
Овощи, картофель, бахчевые;
Мясо, рыба, рыбопродукты, птица;
Молоко, молочные продукты (кефир, творог, масло, сметана, сыр);
Сахар; Яйца; Растительные масла;
Соль.
Не все продукты из перечисленного ряда являются полезными. Для получения максимальной пользы и соблюдения рационального питания следует отдавать предпочтение продуктам с низким содержанием жиров, исключить полуфабрикаты, а также продукты, подверженные различным видам термической и химической обработки (копчености, консервы, колбасы). Следует отдавать предпочтение свежим продуктам, избегая продуктов длительного хранения. Данный список также не содержит количественных норм продуктов, так как эти параметры определятся индивидуальными факторами человека.
Рациональное питание: принципы и основы Рациональное питание – это особый подход к организации питания и его режима, являющийся частью здорового образа жизни человека. Рациональное питание способствует нормализации процессов пищеварения, усвоению полезных веществ, естественной секреции продуктов жизнедеятельности организма, избавлению от лишних килограммов, а, следовательно, соблюдение основ рационального питания способствует сопротивляемости организма развитию заболеваний, предпосылками к которым являются нарушение обменных процессов, избыточные вес, нерегулярность питания, низкое качество продуктов, энергетический дисбаланс. Основные принципы рационального питания:
Энергетический баланс – соответствие поступающей с пищей энергии количеству затрачиваемой организмом энергии в процессе жизнедеятельности. Основным источником энергии для организма является потребляемая пища. Организм расходует энергию на поддержание температуры тела, функционирование внутренних органов, течение обменных процессов, мышечную деятельность. При недостаточном поступлении энергии с пищей организм переключается на внутренние источники питания – жировую клетчатку, мышечные ткани, что при длительном дефиците энергии неизбежно приведет к истощению организма. При постоянном избытке питательных веществ организм запасает жировую клетчатку в качестве альтернативных источников питания;
Баланс питательных веществ, необходимых организму для нормальной жизнедеятельности. Согласно основам рационального питания оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов является 1:1:4 для взрослого населения при низкой интенсивности труда и 1:1:5 при высокой интенсивности труда. Энергетическая ценность рациона взрослого человека, проживающего в умеренном климате и не вовлеченного в тяжелый труд, должна распределяться в последовательности 13% белковой пищи, 33% жиросодержащих продуктов, а также 54% углеводов;
Соблюдение режима питания – один из основных принципов рационального питания. Режим питания охватывает время приема пищи, ее количество, интервалы между приемами пищи. Рациональное питание предполагает четырехразовое питание, что способствует достаточному насыщению организма и подавлению чувства голода, отсутствие перекусов между основными приемами пищи, определенные интервалы между завтраком и обедом, обедом и ужином. Это способствует выработке условно-рефлекторных реакций, подготавливающих организм к приему пищи.
Правильная организация рационального питания Для правильной организации рационального питания необходимо учесть все индивидуальные факторы, также определяющие возможности человека (социальный статус, материальное положение, рабочий график). Правильная организация рационального питания является одним из ведущих принципов, среди которых выделяют длительность приема пищи, которая должна приблизительно приравниваться к 30 минутам, правильное распределение энергетической ценности рациона в течение дня. В основе рационального питания лежит принцип 25:50:25, определяющий калорийность рациона на завтрак, обед и ужин. Утром следует отдать предпочтение медленным углеводам и белкам, в обед организм должен получить максимальную часть питательных веществ, в то время как ужин должен состоять из низкокалорийных продуктов.
Рациональное питание: меню и его вариации Принципы рационального питания предполагают потребление сбалансированного рациона ежедневно в зависимости от потребностей организма с учетом индивидуальных факторов. При соблюдении рационального питания меню должно включать: Зерновые; Цельнозерновой хлеб; Нежирные сорта мяса, яйца; Кисломолочные продукты с низким содержанием жиров; Свежие фрукты и овощи. Также при рациональном питании меню должно исключать такие виды термической и химической обработки, как обжарка, копчение, консервация, так как этим продуктам рациональное питание предлагает «здоровые» альтернативы
Подпись автора методической разработки ________________
« ___» __________ 20 __г.