К практическому занятию на тему: «Роль сестринского персонала в обучении населения здоровому образу жизни»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

К практическому занятию на тему: «Роль сестринского персонала в обучении населения здоровому образу жизни»

ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК. 01.02.Основы профилактики

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Курс 2

Семестр III

Количество часов 6

Уфа

20___

Тема: «Роль сестринского персонала в обучении населения здоровому образу жизни»на основании рабочей программы ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий: МДК. 01.02. Основы профилактики,утвержденной_________ 20___г.

Рецензенты:

Ишмухаметова А.А. – заместитель директора по УПР

Батталова А.М. – председатель ЦМК клинических дисциплин

Автор: Ветошкина Э.В., преподаватель клинических дисциплин

Утверждение на заседании учебно-методического совета колледжа от _________ 20___г.

Тема: «Роль сестринского персонала в обучении населения здоровому образу жизни».

2. Актуальность темы. Здоровье населения нашей страны характеризуется в настоящее время как критическое, поэтому поиск эффективных методов его улучшения является насущной общественной и государственной проблемой. Именно поэтому в настоящее время назрела настоятельная потребность реализации профилактических программ национального масштаба, направленных как на борьбу с факторами риска, так и на раннее выявление и адекватное лечение предотвратимых заболеваний.

Цель занятия

Овладение практическими умениями по обучению населения здоровому образу жизни.

Обучающийся должен иметь практический опыт:

· проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода.

Обучающийся должен уметь:

· обучать население принципам здорового образа жизни;

· проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;

· консультировать по вопросам рационального и диетического питания.

Обучающийся должен знать:

· современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,

· возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;

· принципы рационального и диетического питания,

· влияние физической активности на здоровье;

· основные направления профилактики табакокурения, наркомании, алкоголизма.

Обучающийся должен овладеть общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8.   Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Обучающийся должен овладеть профессиональными компетенциями, соответствующим видам деятельности:



ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

Литература для преподавателей

Основная:

1. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий.

Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.

2. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник.. 3-е изд., перераб. и доп. 2013. - 288 с.

3. ОгановаР.Г. Руководство по медицинской профилактике: М. ГЭОТАР-Медиа, 2011

Дополнительная:

1. Вялкова. А.И. Организация профилактической деятельности амбулаторно - поликлинических учреждений на современном этапе : ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2011.

3. Никитина Ю.П., Чернышева В.П. Руководство для средних медицинских работников. – М. ГЭОТАР-Медиа,2011

4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Интернет ресурсы:

1. Система «Консультант» www.medcollegelib.ru

2. Книгофонд, издательство «Лань» knigafund.ru

Рациональное питание – сбалансированный рацион, составленный с учетом пола, возраста, состояния здоровья, образа жизни, характера труда и профессиональной деятельности человека, климатических условий его проживания

Рациональное питание Принцип рационального питания - сбалансированный рационРациональное питание – сбалансированный рацион, составленный с учетом пола, возраста, состояния здоровья, образа жизни, характера труда и профессиональной деятельности человека, климатических условий его проживания. Правильно составленный рацион повышает способность организма к сопротивлению негативным факторам воздействия окружающей среды, способствует сохранению здоровья, активного долголетия, сопротивлению утомляемости и высокой работоспособности. Каковы основные принципы рационального питания? Что необходимо для организации рационального питания?


К практическому занятию на тему: «Роль сестринского персонала в обучении населения здоровому образу жизни» - student2.ru Нормы рационального питания Питание – основной источник энергии для человека. С пищей человек получает незаменимые макро- и микроэлементы, витамины и кислоты, не синтезируемые организмом. Пища необходима организму для поддержания процессов жизнедеятельности, роста и развития. От характера и режима питания зависит течение многих процессов в организме человека. Правильное восполнение белков, жиров, углеводов, витаминов способствует замедлению процессов старения, повышает сопротивляемость организма неинфекционным заболеваниям и способность самовосстанавливаться. Организму также нужны микронутриенты, биологически активные соединения, способствующие выработке ферментов, нормализующих метаболизм. Не более 10% населения придерживается норм рационального питания. Рекомендации по рациональным нормам употребления пищевых продуктов представляют собой усредненные количества питательных веществ, необходимых человеку. Соблюдение норм рационального питания способствует укреплению здоровья, профилактике заболеваний, состояний, обусловленных избытком или недостатком нутриентов. Баланс питательных веществ в пище способствует нормальному течению физиологических и биохимических процессов в организме человека. Разработать статические нормы в условиях постоянно изменяющегося ритма жизни, окружающей среды практически невозможно. Последние нормы рационального питания изложены в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ №593 от 2.08.2010 г. Рациональное питание человека согласно указанным нормам должно включать:

Обогащенные микронутриентами хлебобулочные и макаронные изделия;

Овощи, картофель, бахчевые;

Мясо, рыба, рыбопродукты, птица;

Молоко, молочные продукты (кефир, творог, масло, сметана, сыр);

Сахар; Яйца; Растительные масла;

Соль.

Не все продукты из перечисленного ряда являются полезными. Для получения максимальной пользы и соблюдения рационального питания следует отдавать предпочтение продуктам с низким содержанием жиров, исключить полуфабрикаты, а также продукты, подверженные различным видам термической и химической обработки (копчености, консервы, колбасы). Следует отдавать предпочтение свежим продуктам, избегая продуктов длительного хранения. Данный список также не содержит количественных норм продуктов, так как эти параметры определятся индивидуальными факторами человека.

Рациональное питание: принципы и основы Рациональное питание – это особый подход к организации питания и его режима, являющийся частью здорового образа жизни человека. Рациональное питание способствует нормализации процессов пищеварения, усвоению полезных веществ, естественной секреции продуктов жизнедеятельности организма, избавлению от лишних килограммов, а, следовательно, соблюдение основ рационального питания способствует сопротивляемости организма развитию заболеваний, предпосылками к которым являются нарушение обменных процессов, избыточные вес, нерегулярность питания, низкое качество продуктов, энергетический дисбаланс. Основные принципы рационального питания:

Энергетический баланс – соответствие поступающей с пищей энергии количеству затрачиваемой организмом энергии в процессе жизнедеятельности. Основным источником энергии для организма является потребляемая пища. Организм расходует энергию на поддержание температуры тела, функционирование внутренних органов, течение обменных процессов, мышечную деятельность. При недостаточном поступлении энергии с пищей организм переключается на внутренние источники питания – жировую клетчатку, мышечные ткани, что при длительном дефиците энергии неизбежно приведет к истощению организма. При постоянном избытке питательных веществ организм запасает жировую клетчатку в качестве альтернативных источников питания;

Баланс питательных веществ, необходимых организму для нормальной жизнедеятельности. Согласно основам рационального питания оптимальным соотношением белков, жиров и углеводов является 1:1:4 для взрослого населения при низкой интенсивности труда и 1:1:5 при высокой интенсивности труда. Энергетическая ценность рациона взрослого человека, проживающего в умеренном климате и не вовлеченного в тяжелый труд, должна распределяться в последовательности 13% белковой пищи, 33% жиросодержащих продуктов, а также 54% углеводов;

Соблюдение режима питания – один из основных принципов рационального питания. Режим питания охватывает время приема пищи, ее количество, интервалы между приемами пищи. Рациональное питание предполагает четырехразовое питание, что способствует достаточному насыщению организма и подавлению чувства голода, отсутствие перекусов между основными приемами пищи, определенные интервалы между завтраком и обедом, обедом и ужином. Это способствует выработке условно-рефлекторных реакций, подготавливающих организм к приему пищи.

Правильная организация рационального питания Для правильной организации рационального питания необходимо учесть все индивидуальные факторы, также определяющие возможности человека (социальный статус, материальное положение, рабочий график). Правильная организация рационального питания является одним из ведущих принципов, среди которых выделяют длительность приема пищи, которая должна приблизительно приравниваться к 30 минутам, правильное распределение энергетической ценности рациона в течение дня. В основе рационального питания лежит принцип 25:50:25, определяющий калорийность рациона на завтрак, обед и ужин. Утром следует отдать предпочтение медленным углеводам и белкам, в обед организм должен получить максимальную часть питательных веществ, в то время как ужин должен состоять из низкокалорийных продуктов.

Рациональное питание: меню и его вариации Принципы рационального питания предполагают потребление сбалансированного рациона ежедневно в зависимости от потребностей организма с учетом индивидуальных факторов. При соблюдении рационального питания меню должно включать: Зерновые; Цельнозерновой хлеб; Нежирные сорта мяса, яйца; Кисломолочные продукты с низким содержанием жиров; Свежие фрукты и овощи. Также при рациональном питании меню должно исключать такие виды термической и химической обработки, как обжарка, копчение, консервация, так как этим продуктам рациональное питание предлагает «здоровые» альтернативы


Подпись автора методической разработки ________________

« ___» __________ 20 __г.

Содержание белка в 100 граммах съедобной части продуктов

Количество белка (г) Пищевые продукты
Очень большое (более 15) Сыр голландский и плавленый, творог нежирный, мясо животных и кур, большинство рыб, соя, горох и фасоль, орехи фундук и грецкие
Большое (10—15) Творог жирный, свинина мясная и жирная, колбасы вареные, яйца, крупа манная, гречневая, овсяная, пшено
Умеренное (5—9,9) Хлеб ржаной и пшеничный, крупа перловая, рис, зеленый горошек
Малое (2—4,9) Молоко, кефир, сливки, сметана и мороженое сливочное, шпинат, капуста цветная, картофель
Очень малое (0,4—1,9) Масло сливочное, почти все овощи, фрукты, ягоды и грибы

При оценке продуктов и всего рациона необходимо учитывать не только количество белка, но и (особенно) его качество — биологическую ценность, которая зависит от аминокислотного состава и перевариваемости белков в организме. Белки продуктов питания под действием ферментов желудка, поджелудочной железы и кишечника расщепляются на составные части — аминокислоты, которые затем поступают в кровь и используются для построения белков самого организма. Среди более 20 аминокислот, из которых состоят белки, 8 являются незаменимыми: они не образуются в организме и должны поступать с пищей. К ним относятся триптофан, лейцин, изолейцин, валин, треонин, лизин, метионин, фенилаланин. Каждая аминокислота имеет много своих значений.

Для полного усвоения белка пищи содержание в нем аминокислот должно отвечать определенным соотношениям, то есть быть сбалансированным. Недостаток даже одной аминокислоты ухудшает использование других для построения белков организма. Белки высокой биологической ценности отличаются сбалансированностью аминокислот, легкой перевариваемостью и хорошей усвояемостью. К таким белкам относятся белки яиц и молочных продуктов, мяса и рыбы.

В качественном отношении менее полноценны растительные белки, имеющие недостаточно сбалансированный аминокислотный состав. Так, нехватка лизина — основная причина недостаточной ценности белков хлеба. Большинство круп, кроме гречневой, дефицитно по лизину и треонину.

Кроме того, белки многих растительных продуктов трудно перевариваемы. Они заключены в оболочки из клетчатки и других веществ, препятствующих действию пищеварительных ферментов, особенно в бобовых, грибах, орехах, крупах из цельных зерен. В бобовых также содержатся вещества, тормозящие действие пищеварительных ферментов.

Из белков животных продуктов в кишечнике всасывается более 90% аминокислот, из растительных — 60—80%. Наиболее быстро перевариваются белки молочных продуктов и рыбы, затем — мяса (в говядине быстрее, чем в свинине и баранине), хлеба и круп (быстрее — белки пшеничного хлеба из муки высших сортов и манной крупы). Однако следует помнить, что с возрастом усвоение белков из молочных продуктов снижается. Белки рыбы перевариваются быстрее, чем мяса, так как в рыбе меньше соединительной ткани (жилок). Из белка соединительной, хрящевой и костной ткани, называемого коллагеном, получают желатин. По аминокислотному составу желатин неполноценен, но блюда из него легко перевариваются. Тепловая обработка ускоряет переваривание белков, что установлено на примере вареных и сырых яиц. Однако избыточное нагревание может отрицательно влиять на аминокислоты. Так, сильное и длительное нагревание богатых углеводами продуктов уменьшает количество доступного для усвоения лизина. Поэтому следует предварительно замачивать крупы в целях сокращения времени термической обработки каш.

Являясь источником незаменимых аминокислот, животные белки должны составлять 55% от общего количества белка. Учитывая все вышесказанное, вы сами сделаете вывод относительно сбалансированности рациона при вегетарианстве.

Жиры (липиды) обладают высокой энергетической ценностью: 1 г жира при сгорании в организме дает 9 ккал (для сравнения: 1 г белков или углеводов — 4 ккал). Поэтому при употреблении избыточного количества жира (более 30%), что в настоящее время очень распространено в экономически развитых странах, так легко заработать ожирение, гипертонию, атеросклероз, желчно-каменную болезнь.

Избыток жиров в рационе ухудшает усвоение белков, микроэлементов (кальция, магния) и повышает потребность в витаминах. Обильное потребление жиров тормозит секрецию желудка и задерживает эвакуацию из него пищи. Отсюда возможность расстройств пищеварения.

Жиры легко окисляются при хранении на свету и в тепле, а также при тепловой обработке, особенно жарке. В несвежих и перегретых жирах разрушаются витамины, уменьшается содержание незаменимых жирных кислот, и накапливаются вредные вещества, вызывающие раздражение желудочно-кишечного тракта, почек, нарушение обмена веществ, способствующие онкозаболеваниям.

Пищевая ценность жиров определяется их жирнокислотным составом, наличием незаменимых пищевых веществ. Жирные кислоты, из которых состоят жиры, бывают насыщенными и ненасыщенными.

Насыщенные жирные кислоты, основа животных жиров, являются источником холестерина.

Холестерин — жироподобное вещество, которое регулирует проницаемость мембран клеток, участвует в образовании желчи, гормонов половых желез и коры надпочечников, витамина D в коже. Холестерин содержится только в животных продуктах.

При варке мяса и рыбы теряется до 20% холестерина. В норме с пищей поступает в среднем 0,5 г холестерина в день, а в самом организме образуется 1,5—2 г, то есть значительно больше.

Содержание холестерина в 100 г съедобной части продуктов

Продукты Холестерин (мг) Продукты Холестерин (мг)
Молоко, кефир жирный Почки говяжьи
Сливки 10 %-ной жирности Язык говяжий
Сливки 20 %-ной жирности Мозги
Сметана 30 %-ной жирности Жир говяжий, бараний, свиной
Творог жирный Цыплята-бройлеры
Мороженое сливочное Куры 1-й категории
Масло сливочное Куры 2-й категории
Сыры твердые Сельдь жирная, сайра, нототения, скумбрия
Яйца куриные Сардины (консервы), палтус, камбала
Яичный желток Щука, форель, лосось, морской окунь, тунец, хек, мидии
Говядина, баранина, свинина, сосиски Треска
Мясо кролика Икра рыб осетровых пород
Печень говяжья    

В основном холестерин образуется в печени из продуктов обмена жиров, углеводов, некоторых аминокислот. Главным источником образования холестерина в организме являются жиры, богатые насыщенными жирными кислотами (животные жиры).

Резкое ограничение холестерина в рационе (ниже нормы) ведет к увеличению его образования в организме. Однако избыточное употребление животных жиров при атеросклерозе, желчнокаменной и других болезнях, на фоне малоподвижного образа жизни, в пожилом возрасте, когда интенсивность обмена веществ снижена, усугубляет нарушенный обмен веществ. Но и при этих состояниях достаточно ограничить количество холестерина в пище до 0,25—0,4 г в день, а не исключать его.

Следует помнить, что сам по себе холестерин безвреден, но излишнее его количество вносит весомый «вклад» в проблемы со здоровьем. Большое содержание в рационе пищевых веществ, нормализующих обмен жиров и холестерина, не менее важно. К таким веществам относятся незаменимые жирные кислоты, многие витамины, лецитин, магний, йод.

Ненасыщенные жирные кислоты составляют основу растительного масла и рыбьего жира.

Давно установлено, что жители Средиземноморья, в питании которых преобладают морепродукты, а также оливковое масло, имеют гораздо меньший уровень сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, чем жители Западной и Восточной Европы, у которых в рационе преобладают животные жиры (насыщенные жирные кислоты).

Оливковое масло более чем на 79% состоит из ненасыщенных жирных кислот, главным образом олеиновой, которая обеспечивает благотворное воздействие этого продукта на организм, уменьшая содержание в нем так называемого плохого холестерина, холестерина липопротеинов низкой плотности, который откладывается на стенках сосудов в виде холестериновых бляшек, вызывая атеросклероз.

Кроме этого, в оливковом и других растительных маслах, содержится ситостерин — вещество, препятствующее всасыванию холестерина из кишечника и уменьшающее риск развития рака толстого кишечника, молочной железы и желудка. Это вещество содержится в орехах, зерновых продуктах, но по его количественному содержанию растительные масла — чемпионы. Другие компоненты оливкового масла также оказывают благоприятное воздействие на организм. Содержащийся в нем витамин Е, оказывая антиоксидантное действие, усиливает антиатеросклеротическое и противораковое действие ситостерина. В отличие от подсолнечного и кукурузного, оливковое масло имеет более высокую точку кипения, что увеличивает его достоинства.

Однако есть одно «но». Учитывая, что оливковое масло является на наших рынках пришельцем, цены у высококачественных представителей этого полезного продукта питания «кусаются», и далеко не каждый может себе их позволить.

Немного дешевле (хотя дороже подсолнечного масла) так называемые «миксты» (смесь оливкового масла с другими растительными маслами). Но использовать эти «миксты» для термической обработки продуктов (в частности жарки) не рекомендуется, так как более низкая температура кипения подсолнечного масла приводит к его горению и образованию токсичных веществ, в том числе и канцерогенов, кроме этого, погибает витамин Е.

Поэтому золотое правило здоровой кулинарии — использовать растительные масла в свежем виде, не подвергая их термической обработке, так как практически любая кулинарная обработка кардинально изменяет состав жиров. При температуре 200—250°С происходит нарастающее образование канцерогенных веществ, разрушается важная для организма линолевая кислота, фосфолипиды, витамины и говорить о биологической ценности продукта уже нет смысла.

Полиненасыщенные жирные кислоты — арахидоновая, линолевая и линоленовая — незаменимые жирные кислоты. Наиболее активна арахидоновая кислота (характерна в основном для животных жиров), но в жирах пищи ее мало. Она образуется в организме из линолевой кислоты. Основным источником линолевой кислоты в организме являются растительные масла. Так, примерно 25 г подсолнечного, кукурузного или хлопкового масла обеспечивают суточную потребность в линолевой кислоте. А вот оливкового масла для этих целей надо взять в 4 раза больше.

Многих интересует вопрос: «Какое масло полезнее: рафинированное или нерафинированное?» в нерафинированном масле содержаться фосфолипиды (в частности лецитин) — ценные биологически активные соединения, которые являются структурными компонентами мембран, способствуют перевариванию, всасыванию и правильному обмену жиров. В рафинированных маслах фосфолипидов практически нет, так как они удалены вместе с осадком при очистке (обработке щелочью).

Таким образом, дефицит ненасыщенных и полиненасыщенных жирных кислот в рационе отрицательно влияет на организм и является одной из причин нарушения обмена холестерина и развития атеросклероза.

Согласно принципам рационального питания, соотношение различных жиров в рационе должно быть следующим (рис. 7).

Только такое распределение жиров физиологически оправданно. Но учтите, что растительные и рыбьи масла, несмотря на их полезность, обладают той же калорийностью, что и животные.

Жиры: скрытые-сосиски, колбаса, орехи, сыры; видимые-масло, сало, маргарин, жирное мясо)

Полный отказ от употребления жиров с целью снижения массы тела не соответствует принципам рационального питания. Жиры, несмотря на их калорийность, занимают свою достойную нишу в организме: они необходимы для построения клеточных стенок, обеспечения организма жирорастворимыми витаминами (А, Д, Е) и незаменимыми жирными кислотами, для синтеза гормонов и желчи. Поэтому главное — сбалансированность рациона.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

к практическому занятию на тему: «Роль сестринского персонала в обучении населения здоровому образу жизни»

ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий

МДК. 01.02.Основы профилактики

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Курс 2

Семестр III

Количество часов 6

Уфа

20___

Тема: «Роль сестринского персонала в обучении населения здоровому образу жизни»на основании рабочей программы ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий: МДК. 01.02. Основы профилактики,утвержденной_________ 20___г.

Рецензенты:

Ишмухаметова А.А. – заместитель директора по УПР

Батталова А.М. – председатель ЦМК клинических дисциплин

Автор: Ветошкина Э.В., преподаватель клинических дисциплин

Утверждение на заседании учебно-методического совета колледжа от _________ 20___г.

Наши рекомендации