Приобщении к здоровому образу жизни

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) как определяющий фактор охраны и укрепления здоровья каждого человека и всего общества предполагает наряду с обеспечением социально-экономических условий полноценной жизнедеятельности людей формирование у них сознания и поведения, соответствующих требованиям здоровья.

Реализация этих задач требует решения на государственном, региональном, коллективном и индивидуальном уровнях.

Исследования, проводимые в высших учебных заведениях показывают, что студенты проявляют многообразие отношений к ЗОЖ. Большинство студентов безразлично относятся к своему здоровью и к ЗОЖ. Другая группа студентов использует отдельные компоненты (составляющие) ЗОЖ, особенно двигательную активность, рациональное питание, закаливание. Третья группа сосредоточивает внимание на рациональном питании. Четвертая группа пытается включить в режим жизни различные компоненты ЗОЖ, ищет наиболее эффективный путь к укреплению здоровья. Такое отношение студентов к ЗОЖ как к жизненно важной ценности необходимо использовать при формировании у студентов ЗОЖ.

Бесспорно, что концепция ЗОЖ строится, исходя из принципа доминирования социально значимых ценностей в мотивационной сфере личности. Стержневым интересом, обеспечивающим мотивационный подход к физкультурно-спортивной деятельности, является общественный и государственный интерес к физической культуре и спорту. Интерес личности может появиться в осознании значения и смысла занятий физической культурой и спортом, в желании пополнить запас знаний в интересующей области.

Основным источником информации и знаний о ЗОЖ являются учебные занятия по физической культуре и, особенно по теоретическому разделу программы, методико-практические и учебно-тренировочные занятия, где эти знания и необходимая информация детализируется, даются средства и методы организации ЗОЖ отдельно по каждому составляющему компоненту.

Вместе с передачей студентам суммы теоретических знаний крайне важно сформировать у них прочную мотивацию о необходимости самостоятельно работать над укреплением своего здоровья, над систематическим выполнением правил и мероприятий гигиены.

Для сохранения здоровья, обеспечения активного трудового и социального долголетия особое значение имеет потребность в самовоспитании и самосовершенствовании. Самовоспитание - творческая, активная деятельность личности, имеющая целью совершенствование физических, интеллектуальных и духовных качеств, борьбу против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков, является составной частью процесса физического и духовного развития человека.

В основе самовоспитания лежит внутренняя потребность в самосовершенствовании, в развитии физических способностей, укреплении здоровья, закаливании, совершенствовании форм тела, в различных проявлениях социальной активности.

В формировании физических способностей и здоровья как базы интеллектуального развития человека существенную роль играет физическое совершенствование, на выработку которого влияют все стороны его духовной жизни: знания, мораль, мировоззрение, эмоции, интеллект, целевые установки, мотивы и т.д. Это и есть тот самый «мостик» между культурой физической и духовной, построить который не всегда удается.

Отсутствие общественно значимых мотивов физического самовоспитания, недооценка его значимости во всестороннем развитии тормозят активности личности в собственном совершенствовании. Самовоспитание имеет социальное значение, так как в конечном итоге способствует общему и профессиональному росту личности, обеспечивает непрерывное развитие духовных и физических сил, наилучшую готовность к труду.

Контрольные вопросы

1. Объективные и субъективные факторы обучения студентов в вузе.

2. Изменения состояния организма студентов, которые происходят при малоподвижной умственной работе.

3. Работоспособность и усталость в процессе обучения.

4. Изменение работоспособности в течении рабочего дня недели по семестрам и за учебный год.

5. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов.

6. Виды отдыха, которые представляются студентам в процессе обучения.

7. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.

8. Социальные компоненты, которые влияют на здоровье.

9. Здоровый образ жизни и его составляющие.

10. Суточный бюджет времени и оптимальный режим труда и отдыха.

11. Основы рационального питания.

12. Организация двигательной активности с целью поддержания здоровья.

13. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

14. Гигиенические основы закаливания воздухом, солнцем, водой.

15. Физическое самовоспитание как условие здорового образа жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 29 апреля 1999г. // Собранние законодательства РФ, 1999. - № 80-93.

2. Примерная программа дисциплины «Физическая культура» [Текст]: издание официальное.-М., 2000.- 47 с.

3. Ильинич, В.И. Физическая культура студента [Текст]: учебник / В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2005. – 366 с.

4. Коваленко, В.А. Физическая культура [Текст]: учеб. пособие/ В.А. Коваленко. - М.: Изд-во АСВ, 2000. – 417 с.

5. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 472 с.

Наши рекомендации