Структура объемов продаж лекарственных препаратов населению
и лечебно-профилактическим учреждениям
Удмуртской Республики
За 2013 год общий объем продаж лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, перевязочных средств и прочей продукции медицинского назначения уменьшился и составил 787,3 тыс. рублей (рис. 9.4).
Рис. 9.4. Соотношение роста объемов реализации по видам деятельности
Товарооборот государственных аптечных организаций, расположенных в районах республики, составил 601,3 млн рублей, или 76,4% в общей сумме реализации. Доля реализации государственных аптечных организаций г. Ижевска составила 186,0 млн рублей, или 23,6% от общего товарооборота (рис. 9.5).
Реализация лекарственных препаратов через розничную сеть населению республики в 2013 году составила 607,9 млн рублей (рис. 9.6).
Оптовая реализация (по договорам поставки, заключенным с лечебно-профилактическими учреждениями, школами, интернатами и др.) за последние годы имеет тенденцию к снижению, в 2013 году она составила 125 млн рублей. В 2012 году за счет закрытия государственного контракта ГУП УР "Фармация" с Министерством здравоохранения на поставку медицинского оборудования в медицинские организации сумма оптового товарооборота составила 382,2 млн рублей. (рис. 9.7).
Рис. 9.5. Объем товарооборота в разрезе государственных
аптечных организаций
Рис. 9.6. Изменение объемов розничной реализации
Рис. 9.7. Изменение объемов оптовой реализации
В целом же наблюдается снижение объема реализации медикаментов, перевязочных средств и прочей продукции медицинского назначения в лечебно-профилактические учреждения Удмуртской Республики (ЛПУ) на 11,5% в сравнении с 2012 годом (рис. 9.8). В 2013 году отпущено медикаментов в ЛПУ на сумму 54,8 млн рублей.
Рис. 9.8. Динамика изменения объемов закупок лекарственных препаратов лечебно-профилактическими учреждениями через государственные фармацевтические (аптечные) предприятия
По состоянию на 01.01.2014 года общий объем изготовления экстемпоральных лекарственных форм в аптеках составил около 1,22 млн единиц продукции в год. Общая стоимость экстемпоральных лекарственных препаратов составляет 90,6 млн руб. Из них на долю лекарственных препаратов, изготовленных для населения, приходится 45% и 55% на лекарственные препараты, изготовленные по требованиям ЛПУ. По сравнению с 2011 годом наблюдается снижение объемов изготовления экстемпоральных лекарственных форм для населения на 2,7 млн руб. или на 6,2%, для нужд ЛПУ на 11,9 млн руб. или на 19,2% (рис. 9.9).
Рис. 9.9. Динамика изменения объемов реализации лекарственных
форм, изготовленных в государственных аптечных
предприятиях в 2011-2013 гг.
Анализ структуры реализованных лекарственных препаратов показал, что в 2013 году лекарственных препаратов отечественного производства в количественном выражении реализовано на 1,50 млн упаковок больше, чем лекарственных препаратов импортного производства. Доля лекарственных препаратов отечественного производства составила 4,0 млн упаковок или 61% от общего объема реализации; доля лекарственных препаратов импортного производства – 2,5 млн упаковок или 39% (рис. 9.10).
Рис. 9.10. Структура лекарственных препаратов, реализованных
в 2013 году, по месту производства (в количественном выражении)
В 2013 году в "20-ке лидеров лекарственных препаратов" в натуральном выражении преобладают лекарственные препараты отечественного производства.
В сравнении с прошлыми годами в первой "20-ке лидеров лекарственных препаратов" устойчиво сохраняются следующие позиции: цитрамон, уголь активированный, ацетилсалициловая кислота, анальгин, парацетамол, тоник с экстрактом красного перца, аскорбиновая кислота с сахаром, аскорбиновая кислота с глюкозой, корвалол, валидол, глицин, нафтизин 0,1% 15 мл, перца стручкового настойка, антигриппин взр. аптечная заготовка, аскорбиновая кислота 2,5 г, ксилен, настойка пустырника. Вошли вновь: мукалтин, найз, кеторол. Выбыли 3 наименования: таблетки от кашля № 10, Цефтриаксон, нафтизин 0,1% 10 мл (табл. 9.2)
Доля продаж лекарственных препаратов в количественном выражении в объеме продаж "20-ки" лидеров 2013 года в процентном соотношении сравнительно высока у первых четырех наименований: цитрамон № 10 – 15,5%, уголь активированный табл. 0,25 г № 10 – 11,9%; ацетилсалициловая кислота табл. 0,5 № 10 – 10,8%, анальгин –8,7%.
В 2013 году в первую "20-ку" лидеров лекарственных препаратов в стоимостном выражении вошли 14 наименований препаратов отечественного производства и 6 наименований импортного производства.
В сравнении с прошлым годом в "20-ку лидеров лекарственных препаратов" вновь вошли Анаферон № 20, Кагоцел 12 мг № 10, Генферон 125000 МЕ № 10, Урсосан 250 мг № 100, Симбикорт турбухалер 160 мкг/4,5 мкг/доза 120 доз, настойка перца стручкового 100 мл (табл. 9.3).
Таблица 9.2
Лекарственные препараты – лидеры продаж в 2013 г. в натуральном выражении (расположены по мере убывания объемов продаж)
1. | Цитрамон таб. № 10 | 11. | Глицин 0,1 г № 50 табл. |
2. | Уголь активированный табл. 0,25 г № 10 | 12. | Нафтизин 0,1% – 15 мл |
3. | Ацетилсалициловая кислота табл. 0,5 г № 10 | 13. | Перца стручкового настойка 100 мл фл. |
4. | Анальгин таб. 0,5 г № 10 | 14. | Антигриппин взр. аптечная заготовка № 10 |
5. | Парацетамол 0,5 г № 10 | 15. | Мукалтин 50 мг № 10 |
6. | Тоник с эксрактом красного перца 100 мл | Аскорбиновая кислота 2,5 г | |
7. | Аскорбиновая кислота с сахаром 25 мг № 10 | 17. | Ксилен 0,1% 10 мл |
8. | Аскорбиновая кислота с глюкозой 100 мг № 10 | 18. | Найз 100 мг № 20 |
9. | Корвалол 25 мл фл. | 19. | Кеторол 10 мг № 20 |
10. | Валидол 0,06 г таб. № 10 | 20. | Настойка пустырника 25 мл фл. |
Таблица 9.3
Лидеры продаж в стоимостном выражении
(расположены по мере убывания объемов продаж)
1. | Найз 0,1 № 20 табл. | 11. | Кагоцел 12 мг № 10 |
2. | Анаферон дет. № 20 | 12. | Актовегин 2.0 № 25 |
3. | Антигриппин взр. № 10 аптечная заготовка | 13. | Генферон 125000 МЕ № 10 |
4. | Виферон 150000 МЕ № 10 свечи | 14. | Урсосан 250 мг № 100 |
5. | Мексидол 5% 2,0 мл № 10 амп. | 15. | Гексорал 0,2% 40 мл |
6. | Тоник с экстрактом красного перца 100 мл | 16. | Антигриппин дет. № 10 аптечная заготовка |
7. | Арбидол 0,1 г № 10 капс. | 17. | Комбилипен 2 мл № 10 амп. |
8. | Беродуал Н 200 доз 10 мл | 18. | Симбикорт турбухалер 160 мкг/4,5 мкг/доза 120 доз |
9. | Анаферон № 20 | 19. | Актовегин 40 мг/мл 2,0 № 25 |
10. | Ингалипт 30 мл аэрозоль | 20. | Настойка перца стручкового 100 мл |
Доля продаж лекарственных препаратов в стоимостном выражении в объеме продаж "20-ки" лидеров 2013 года в процентном соотношении сравнительно выше у четырёх первых наименований: Найз 0,1 № 20 табл., – 12,8%; Анаферон детский № 20 – 10,6%, Антигриппин взр. № 10 аптечная заготовка – 8,7%; Виферон 1 150000 МЕ № 10 свечи – 6,9%.
Анализ двух "20-ок лидеров продаж лекарственных препаратов" показал, что из 20 наименований лекарственных препаратов 3 имеют существенный вес в объеме продаж как в стоимостном, так и натуральном выражении. Среди них:
- Найз, объем продаж которого за 2013 год составил 3714,9 тыс. руб. (в стоимостном выражении) и 21,0 тыс. уп. (в натуральном выражении);
- Антигриппин взр. аптечная заготовка 2526,0 тыс. руб. (в стоимостном выражении) и 24,8 тыс. уп. (в натуральном выражении);
- Тоник с экстрактом красного перца 100 мл 1561,1 тыс. руб. (в стоимостном выражении) и 62,5 тыс. уп. (в натуральном выражении).
Финансовые результаты деятельности государственных фармацевтических (аптечных) предприятий по итогам 2013 года
Финансовое положение районных и городских государственных фармацевтических (аптечных) предприятий Удмуртской Республики в целом имеет положительную динамику по сравнению с 2012 годом. Сумма кредиторской задолженности на конец 2013 года в целом по всем государственным фармацевтическим (аптечным) предприятиям составила 83,3, млн рублей, по сравнению с началом 2013 года меньше на 9,5 млн рублей (или на 10%).
Отмечено уменьшение уровня дебиторской задолженности – покупателей и заказчиков перед государственными фармацевтическими (аптечными) предприятиями. По состоянию на 31.12.2013 г. ее размер составил 18,7 млн рублей, что по сравнению с началом года меньше на 2,5 млн рублей (или на 11,3%).
За 2013 год государственными фармацевтическими (аптечными) предприятиями уплачены налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 98,7 млн рублей, что на 11%, или на 9,6 млн рублей, больше, чем в 2012 году.
В общей сумме уплаченных налогов и сборов:
- налог на прибыль составил 0,3 млн рублей;
- налог на добавленную стоимость – 17,4 млн рублей;
- страховые взносы – 21,7 млн рублей;
- налог на доходы физических лиц – 30,7 млн рублей;
- единый налог на вмененный доход – 2,2 млн рублей;
- единый налог при применении упрощенной системы налогообложения – 3,3 млн рублей;
- налог на имущество – 2,4 млн рублей;
- прочие налоги – 1,2 млн рублей.
Задолженность по уплате налогов и сборов составила по состоянию на 01.01.2014 года 47,5 млн рублей.
Затраты государственных фармацевтических (аптечных) предприятий Удмуртской Республики на производство и реализацию продукции за 2013 год в целом увеличились на 2% и составили 311,9 млн рублей, в том числе:
- материальные затраты (сырье, материалы и пр.) – 4,3 млн рублей (-11%);
- затраты на электроэнергию, отопление, водоснабжение – 11,8 млн рублей (-3%);
- затраты на оплату труда и страховые взносы – 227,1 млн рублей (+2%);
- амортизация основных средств и нематериальных активов – 7,5 млн рублей (-17%);
- расходы на аренду помещений – 9,2 млн рублей (+5%);
- транспортные затраты – 3,3 млн рублей (-18%);
- оплата услуг сторонних организаций – 37,1 млн рублей (+9%);
- прочие затраты – 5,6 млн рублей (+21%).
Обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан является одним из главных направлений в реализации Государственной программы Удмуртской Республике "Развитие здравоохранения" на 2013-2020 годы.
Программа обеспечения необходимыми лекарственными препаратами
(далее – программа ОНЛП) является одним из элементов доступности лекарственной помощи населению. В программе ОНЛП заложена система государственной поддержки социально уязвимых категорий населения, нуждающихся в социальной защите, при этом главной целью программы ОНЛП является реализация мер по повышению доступности и качества медицинской и лекарственной помощи при развитии системы адресной социальной поддержки населения.
В отдельную группу выделено обеспечение необходимыми лекарственными препаратами больных с заболеваниями, требующими проведения дорогостоящей терапии по 7 нозологиям (злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, болезнь Гоше, муковисцидоз, гемофилия, гипофизарный нанизм, рассеянный склероз, а также состояния после трансплантации органов и/или тканей), независимо от наличия у пациентов установленного права на государственную социальную помощь, предусмотренную Федеральным законом "О государственной социальной помощи" (рис 9.11).
Рис. 9.11. Динамика объемов финансирования для федеральных
льготополучателей в 2011-2013 гг. (млн рублей)
В 2013 году в Удмуртской Республике на льготное лекарственное обеспечение граждан было направлено 776,33 млн рублей:
- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1155 "О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей" (далее – программа "7 высокозатратных нозологий") – 348,32 млн рублей; что на 2,8% больше чем в 2012 году (338,81 млн рублей);
- в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – 178-ФЗ) на обеспечение федеральных льготополучателей необходимыми лекарственными препаратами – 301,2 млн рублей (с учетом среднемесячного увеличения количества льготополучателей в 2013 году), что на 6,3% меньше, чем в 2012 году (297,39 млн рублей);
- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее – ПП РФ № 890), в том числе в рамках ведомственных целевых программ борьбы с социально-значимыми заболеваниями, на обеспечение региональных льготополучателей необходимыми лекарственными препаратами – 149,3 млн рублей, что на 6,8% больше, чем в 2012 году (139,83 млн рублей).
Прием, хранение и отпуск лекарственных препаратов в рамках программы 7 высокозатратных нозологий в 2013 году осуществлялся ГУП УР "Фармация"; в рамках программы ОНЛП – фармацевтической организацией ООО "Ижевск-Фарм". В 72 лечебных учреждениях 1886 врачами и 8 фельдшерами осуществлялась выписка льготных рецептов. Отпуск лекарственных препаратов осуществлялся в 52 пунктах отпуска, организованных 31 аптечной организацией – юридическими лицами.
По состоянию на 20.12.2013 г. в Удмуртской Республике 30 173 льготополучателя сохранили за собой право на получение набора социальных услуг, что на 5700 льготополучателей или на 23,3% больше по сравнению с началом 2013 года. Минимальное количество льготополучателей сохранили за собой право на ОНЛП в 2013 году в Красногорском, Балезинском, Ярском, Граховском, Кизнерском районах. За последние годы прослеживается динамика снижения доли граждан, сохранивших право на государственную социальную помощь в части бесплатного лекарственного обеспечения (табл. 9.4).
Таблица 9.4
Динамика количества федеральных льготополучателей, имеющих
право на ОНЛП, и сохранивших право на ОНЛП в 2011-2013 гг.
Период | Число льготополучателей, имеющих право на ОНЛП, чел. (на начало года) | Число льготополучателей, сохранивших право на ОНЛП, чел. (на начало года) | Доля сохранивших право, % |
2011 год | 140 680 | 27 416 | 19,5% |
2012 год | 140 503 | 25 648 | 18,3% |
2013 год | 138 923 | 24 473 | 17,6% |
По данным проведенного в 2013 году анкетирования в 66 медицинских организациях среди 3950 граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, выявлены основные причины отказа от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения:
- низкий уровень жизни (желание получить деньги) – 987 человек (18,2%);
- нежелание посещать врача для выписки рецепта – 674 человека (12,4%);
- сложности попасть на прием к врачу – 352 человека (6,5%);
- отсутствие препарата, который назначен врачом, в федеральном перечне – 1058 человек (19,5%);
- нежелание замены препарата, подобранного ранее, на другие препараты, особенно импортного препарата – аналогом отечественного производства – 1101 человек (20,3%);
- стоимость лечения менее 638 рублей в месяц (законодательно установленный финансовый норматив в месяц на 1 льготополучателя в 2013 году) – 820 человек (15,1%);
- влияние мнения окружающих – 249 человек (4,6%);
- недостаточная осведомленность о последствиях, когда человек предпочитает сиюминутную выгоду – получение денег – 169 человек (3,1%);
- высокие затраты на проезд до пункта отпуска – 2 человека (0,04%);
- несвоевременная поставка лекарственных препаратов в пункты отпуска – 6 человек (0,11%);
- сложности получения лекарственного препарата из-за отдаленности аптеки от медицинской организации – 7 человек (0,13%);
- нет необходимости в медикаментозном лечении – 8 человек (0,13%);
- по личным убеждениям – 2 человека (0,04%);
- нет желания казаться инвалидом – 2 человека (0,04%);
- принимает вместо лекарств БАД – 1 человек (0,02%).
Несмотря на работу, проводимую руководителями государственных учреждений здравоохранения и руководителями аптечных организаций среди граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг о необходимости сохранения (отказавшимся – восстановления) установленного права, а особенно больным сахарным диабетом, бронхиальной астмой и больным с онкопатологиями, показатель количества льготополучателей, сохранивших установленное право на льготное лекарственное обеспечение, остается относительно низким.
Всего за период реализации программы ОНЛП и 7 высокозатратных нозологий льготополучателям Удмуртской Республики отпущено лекарственных препаратов на сумму 4,42 млрд. рублей.
По итогам 2013 года в рамках программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами обеспечены 18,7 тыс. человек на сумму 244,31 млн рублей, из них 90,3% (220,7 млн рублей) – затрачено на инвалидов по общему заболеванию, 8,3% (20,2 млн рублей) – на детей-инвалидов, на инвалидов и участников войны затрачено 0,6% (1,4 млн рублей), на ветеранов боевых действий – 0,2% (0,48 млн рублей), на членов семей погибших – 0,23% (0,55 млн рублей), на прочие категории льготников – 0,37% (0,98 млн рублей) (рис. 9.12).
В среднем на одного льготополучателя затрачено 13,1 тыс. рублей в год, что на 2,2% меньше по сравнению с 2012 годом (13,4 тыс. рублей). По Удмуртской Республике каждый обратившийся гражданин в 2013 году получил лекарственных препаратов в среднем на 1091,13 рублей в месяц при законодательно установленном нормативе в размере 638 рублей в месяц.
По состоянию на 31 декабря 2013 года обслужено 325 629 рецептов. Среднее количество рецептов, выписанных одному льготополучателю в месяц, составило 1,5 рецепта. Средняя стоимость одного рецепта составила 750,28 рублей, что на 1,1% меньше в сравнении с 2012 годом (758,27 рублей) (табл. 9.5).
Основную долю в структуре отпущенных лекарственных препаратов занимают препараты для лечения больных онкологическими и гематологическими заболеваниями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой и хроническими обструктивными заболеваниями легких, больным с почечной недостаточностью (табл. 9.6).
Таким образом, на 35,4% федеральных льготополучателей затрачивается 74% от общего объема средств, выделяемых из федерального бюджета.
За 2013 год по вопросам лекарственного обеспечения в управление по организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения МЗ УР поступило 1118 устных и 107 письменных обращений граждан, все обращения рассмотрены, по 337 обращениям льготополучатели обеспечены лекарственными препаратами за счет перераспределения между пунктами отпуска, остальным обратившимся даны разъяснения по вопросам льготного лекарственного обеспечения (рис. 9.13).
Рис. 9.12. Доля отпущенных лекарственных препаратов
в разрезе категорий граждан за 2013 год
Таблица 9.5
Итоги реализации программы ОНЛП в 2011-2013 гг.
Критерии / Период | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Сумма отпущенных лекарственных препаратов, млн руб. | 256,01 | 273,1 | 244,31 |
Количество обслуженных рецептов, шт. | 377 504 | 360 168 | 325 629 |
Число обеспеченных льготополучателей, чел. | 22 945 | 20 427 | 18 659 |
Средняя стоимость 1 обслуженного рецепта, руб. | 678,16 | 758,27 | 750,28 |
Средняя сумма, затраченная на 1 льготополучателя, руб. | 11 157,5 | 13 369,8 | 13 093,6 |
Законодательно установленный финансовый норматив, руб. | 570,0 | 604,0 | 638,0 |
Таблица 9.6
Доля "дорогостоящих" нозологий в общей структуре
отпущенных лекарственных препаратов в 2013 году
Нозология (по итогам 2011 года) | Доля от общей суммы по отпущенным лекарственным препаратам в рамках программы ОНЛП в 2013 году, % | Доля от общего числа льготополучателей, имеющих право на получение ГСП, % |
Сахарный диабет | 20% | 24,6% |
Онкология (в т. ч. онкоге- матология, онкоурология) | 5% | 28% |
Бронхиальная астма и хронические обструктивные заболевания легких | 9% | 5,8% |
Больные почечной недостаточностью | 0,9% | 3,1% |
Ревматоидный артрит | 0,5% | 12,5% |
Рис. 9.13. Сравнительный анализ количества обращений
граждан за 2011-2013 гг.
По состоянию на 31.12.2013 года на отсроченном обслуживании рецептов не было.
|
Рис. 9.14. Объем перераспределения лекарственных препаратов
в 2011-2013 гг. (тыс. рублей)
По 7 высокозатратным нозологиям в 2013 году лекарственные препараты получили 740 льготополучателей. Выписка лекарственных препаратов по 7 нозологиям была организована в трех республиканских учреждениях здравоохранения – БУЗ УР "1 РКБ МЗ УР", БУЗ УР "РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР" и БУЗ УР "РДКБ МЗ УР", отпуск лекарственных препаратов осуществлялся в аптечном пункте БУЗ УР "1 РКБ МЗ УР", аптечном пункте БУЗ УР "РКОД им. С.Г. Примушко МЗ УР", аптечном пункте № 3 ГУП УР "Фармация". За 2013 год отпущено лекарственных препаратов на сумму 345,01 млн рублей по 6634 рецептам (в 2012 году – на сумму 299,53 млн рублей по 5798 рецептам). Средняя стоимость одного обслуженного рецепта составила 52 тыс. рублей (в 2012 году – 51,66 тыс. рублей). На одного льготополучателя в среднем за 2013 год затрачено 466,24 тыс. рублей (в 2012 году – 443,75 тыс. рублей) (табл. 9.7).
Таблица 9.7
Итоги реализации программы 7 нозологий в 2011-2013 гг.
Критерии / Период | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Сумма отпущенных лекарственных препаратов, млн руб. | 259,4 | 299,5 | 345,01 |
Количество обслуженных рецептов, шт. | 4 746 | 5 798 | 6 634 |
Число обеспеченных льготополучателей, чел. | |||
Средняя стоимость 1 обслуженного рецепта, руб. | 54 654,7 | 51 661,2 | 52 007,0 |
Средняя сумма, затраченная на 1 льготополучателя, руб. | 438 160,89 | 443 750,43 | 466 235,7 |
Наибольшую долю в объеме финансовых затрат по 7 нозологиям по итогам 2013 года как и в прошлые годы составили лекарственные препараты, отпущенные больным злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей — 40,4% или 139,35 млн рублей, больным рассеянным склерозом – 22,9% или 79,02 млн рублей, больным гемофилией – 21,2% или 72,98 млн рублей, больным с болезнью Гоше – 8,4% или 28,98 млн рублей, больным муковисцидозом – 4,4% или 15,24 млн рублей, больным с трансплантацией органов и/или тканей – 2,2% или 7,71 млн рублей, больным гипофизарным нанизмом – 0,5% или 1,72 млн рублей (рис. 9.15).
Самая высокая средняя стоимость рецепта составляет у больных с болезнью Гоше – 616,78 тыс. рублей, самая низкая средняя стоимость рецепта составляет у больных с гипофизарным нанизмом – 8,77 тыс. рублей.
Рис. 9.15. Доля отпущенных в 2013 году лекарственных
препаратов в разрезе 7 нозологий
В 2013 году рецептов, поставленных на отсроченное обслуживание в рамках программы 7 нозологий, не было.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1997 г. № 890 утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 890 и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 18.01.2010 г. № 1 Законом Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2013 год" предусмотрено:
1) на лекарственное обеспечение участников трудового фронта, лиц, подвергшихся политическим репрессиям и реабилитированных лиц с 50% скидкой со свободных розничных цен – 6,86 млн рублей. По итогам 2013 года отпущено лекарственных препаратов с 50% скидкой на сумму 5,53 млн рублей по 37161 рецепту, средняя стоимость рецепта без 50% скидки составила 297,78 рублей (в 2012 году средняя стоимость рецепта без 50% скидки составила 265,95 рублей) (рис. 9.16);
2) на лекарственное обеспечение в рамках ведомственной целевой программы "Сахарный диабет" – 90,41 млн рублей, по итогам года отпущено сахароснижающих препаратов и препаратов инсулина на сумму 82,52 млн рублей по 150 808 рецептам, средняя стоимость 1 рецепта составила 547,17 рублей (в 2012 году отпущено препаратов на 90,57 млн рублей, обслужено 102 128 рецептов, средняя стоимость 1 рецепта составила 886,83 рублей) (рис. 9.17);
Рис. 9.16. Объем отпущенных лекарственных препаратов участникам трудового фронта, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий в 2011-2013 гг.
Рис. 9.17. Итоги реализации ВЦП "Сахарный диабет" в 2011-2013 гг.
3) для амбулаторного лечения больных с онкологическими заболеваниями в рамках ведомственной целевой программы "Онкология" – 17,4 млн рублей; отпущено лекарственных препаратов льготополучателям на сумму 12,78 млн рублей по 1255 рецептам, средняя стоимость 1 рецепта составила 10,2 тыс. рублей (в 2012 году отпущено препаратов на 12,01 млн рублей) (рис. 9.18);
Рис. 9.18. Объем отпущенных лекарственных препаратов
по ВЦП "Онкология" в 2011-2013 гг. (тыс. руб.)
4) для лекарственного обеспечения лиц с психическими поведенческими расстройствами – 2,35 млн рублей. По данным БУЗ и СПЭ УР "РКПБ МЗ УР" и КГУЗ "1 РПБ МЗ УР" отпущено лекарственных препаратов на сумму 1,84 млн рублей по 4014 рецептам, средняя стоимость 1 рецепта составила 455 рублей;
5) на обеспечение детей, больных фенилкетонурией, специализированными продуктами лечебного питания – 2,6 млн рублей, обеспечено 23 ребенка на сумму 1,29 млн рублей;
6) на амбулаторное обеспечение больных туберкулезом в рамках республиканской целевой программы "Туберкулез" – 2,1 млн рублей, обеспечено 1810 человек;
7) государственными аптечными организациями Удмуртской Республики отпущено бесплатных медикаментов детям из многодетных малообеспеченных семей в возрасте до 6 лет 6 месяцев на сумму 8,35 млн рублей, что на 15,3% больше уровня 2012 года (табл. 9.8).
Таблица 9.8
Лекарственное обеспечение детей из многодетных малообеспеченных семей в возрасте до 6 лет 6 месяцев в 2011-2013 гг.
Критерии / Период | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Сумма отпущенных лекарственных препаратов, млн руб. | 5,86 | 7,24 | 8,35 |
Количество обслуженных рецептов, шт. | |||
Число обеспеченных льготополучателей, чел. | |||
Средняя стоимость 1 обслуженного рецепта, руб. | 194,45 | 218,54 | 221,08 |
В 2013 году на льготное лекарственное обеспечение граждан в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 из средств бюджета Удмуртской Республики было израсходовано 19,23 млн рублей (в 2012 году – 19,97 млн рублей).
Ежегодно Министерством здравоохранения Удмуртской Республики проводится планомерная работа по осуществлению контроля за выполнением требований нормативных правовых актов в сфере лекарственного обеспечения. По вопросам организации льготного лекарственного обеспечения и вопросам учета, хранения и отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в течение 2013 года проведены проверки в 14 медицинских и государственных аптечных организациях.
Министерством здравоохранения Удмуртской Республики в 2013 году были проведены мероприятия по совершенствованию оказания лекарственной помощи инвалидам и участникам ВОВ, а именно:
- создан резерв лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения на уполномоченном складе фармацевтической организации и в аптечных организациях-пунктах отпуска на сумму 233,1 тыс. рублей из средств федерального бюджета;
- организовано ведение мониторинга лекарственного обеспечения инвалидов и участников ВОВ в рамках программы ОНЛП (анализ выписки, отпуска лекарственных препаратов);
- медицинскими организациями Удмуртской Республики произведен 14271 случай доставки лекарственных препаратов (посредством фельдшеров, социальных работников, участковой службы и выездных бригад врачей);
- государственными аптечными организациями произведена доставка лекарственных препаратов 303 инвалидам и участникам ВОВ, маломобильным гражданам, получающим медицинскую помощь на дому, на сумму 261,5 тысяч рублей;
- государственными аптечными организациями инвалидам и участникам ВОВ, лицам старше трудоспособного возраста предоставлены скидки в размере от 2% до 10% на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения по 238 тыс. обращений на сумму 3,2 млн рублей.
Среди основных проблем льготного лекарственного обеспечения федеральных льготополучателей в 2013 году Министерство здравоохранения Удмуртской Республики отмечает следующее:
- рост потребности на лекарственные препараты для онкологических больных, больных сахарным диабетом, бронхиальной астмой, ревматоидным артритом, для больных с хронической почечной недостаточностью в рамках программы ОНЛП;
- рост количества федеральных льготополучателей, имеющих право на бесплатное лекарственное обеспечение в рамках программы ОНЛП, и отказавшихся от государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В целях оказания гражданам, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение, качественной и доступной лекарственной помощи, Министерством здравоохранения Удмуртской Республики ставятся следующие задачи:
- обоснование потребности в финансовых средствах на льготное лекарственное обеспечение по группам населения и категориям заболеваний в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890;
- усиление контроля за реализацией программ ОНЛП и 7 высокозатратных нозологий (проведение плановых проверок лечебных учреждений и аптечных организаций – пунктов отпуска, экспертиза выписанных и обслуженных рецептов);
- реализация комплекса мер по организации взаимодействия между медицинскими, аптечными организациями и учреждениями социального обслуживания населения по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), в том числе по адресной доставке на дом.
Непрерывно принимаются меры, направленные на повышение доступности лекарственного обеспечения населению. Так, после вступления в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", уровень доступности лекарственной помощи сельскому населению Удмуртской Республики повысился за счет организации торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями через структурные подразделения медицинских организаций.
В 2013 году фармацевтическую деятельность, т.е. розничную торговлю лекарственными препаратами осуществляли 22 врачебные амбулатории, 558 фельдшерско-акушерских пункта и 2 центра врача общей (семейной) практики.
Перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться медицинскими организациями и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, включает 430 международных непатентованных наименований.
За 2013 год реализовано фармацевтической продукции сельскому населению через фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) на общую сумму на общую сумму 74,5 млн рублей, по сравнению с 2012 годом рост составил 5,4% (увеличение на 3,8 млн рублей), в том числе лекарственных препаратов – на сумму 65,5 млн рублей (87,9% от общей суммы реализации), медицинских изделий – на сумму 6,0 млн рублей (8,1%) и прочей продукции – на сумму 3,0 млн рублей (4%). Средняя реализация на 1 ФАП по Удмуртской Республике составила 128,6 тыс. рублей в год, в 2012 году – 116,4 тыс. рублей.
Трудовые ресурсы государственных
фармацевтических (аптечных) предприятий
На 01.01.2014 года в государственных фармацевтических (аптечных) предприятиях Удмуртской Республики работает 913 человек, в том числе: управленческий персонал – 242 человека; основные работники (провизоры, фармацевты) – 397 человек; неквалифицированный персонал и сотрудники, работающие по договорам гражданско-правового характера – 274 человека.
Средняя заработная плата одного работника списочного состава аптечных предприятий по Удмуртской Республике составляет 16,9 тыс. рублей в месяц, производительность труда равна 862,0 тыс. рублей в год на человека (табл. 9.9).
Таблица 9.9
Соотношение численности и среднемесячной заработной платы аптечных работников, работающих в государственных фармацевтических (аптечных) предприятиях Удмуртской Республики
Год | Численность работников списочного состава, человек | Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей | Производительность труда на одного работника в год, тыс. рублей |
12,6 | 705,6 | ||
14,9 | 1062,8 | ||
16,9 | 862,0 |
Численность работников государственных фармацевтических (аптечных) предприятий Удмуртской Республики ежегодно сокращается (рис. 9.19). Снижение количества квалифицированного персонала связано, в основном, с нагрузкой на сотрудников государственных аптек, выполняющих социально-значимые функции, возложенные государством. Отпуск лекарственных средств по льготным и бесплатным рецептам, изготовление экстемпоральных лекарственных форм по индивидуальным рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений, в том числе инъекционных растворов, обеспечение наркотическими средствами и психотропными веществами населения и учреждений здравоохранения и др., требует высокого профессионализма сотрудников, значительные затраты времени. При этом уровень заработной платы не соответствует уровню нагрузки, что приводит к переходу работников государственных аптек в конкурирующие организации с более высокой заработной платой и меньшей нагрузкой.
В государственных фарм