Из кошерного мяса выпущена кровь

Как мы уже говорили, Закон Левита запрещает употре­блять в пищу кровь даже «чистых» животных: «И никакой крови не ешьте во всех жилищах ваших ни из птиц, ни из ско­та. А кто будет есть какую-нибудь кровь, истребится душа та из народа своего» (Левит 7:26-27).

Из кошерного мяса всегда выпускали кровь. Это делалось двумя методами.

Первый метод, который обычно подразумевают, когда го­ворят о «кошерном» мясе, заключается в вымачивании и за­саливании. Мясо тщательно моют под струей холодной воды и на полчаса замачивают в холодной воде. После этого его со всех сторон посыпают солью грубого помола, которая впиты­вает кровь. Мясо кладут на наклонную поверхность, чтобы из него вытекала кровь, и оставляют лежать таким образом в те­чение часа, а потом снова промывают холодной водой. Про­мывание и замачивание повторяют три раза, причем каждый раз замачивают мясо в чистой воде. После тройного замачи­вания и промывания мясо очищается от соли и крови.

Второй метод приготовления кошерного мяса — прожари­вание. В этом случае мясо тщательно промывают, слегка под­саливают и жарят на вертеле или решетке. В процессе жарки мясо поворачивают, чтобы оно прожарилось со всех сторон; кровь из него вытекает. После приготовления его слегка споласкивают холодной водой, чтобы удалить следы крови, оставшиеся на поверхности.

Во многих американских супермаркетах продается кошер­ное мясо. Оно бывает дороже обычного, но здоровье важнее денег.

Проблема обжорства

Обжорство — не просто поедание большого количества пиши. Библия считает, что обжорство — это также употре­бление вредной пищи.

В Книге Притчей мы читаем:

«Когда сядешь вкушать пишу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою; и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Не прельщайся лакомыми яствами его; это — обманчивая пища» (Притчи 23:1-3).

Пища богатых людей в нескольких местах Библии названа «лакомыми яствами». Вероятно, имеется в виду жирная пи­ща, в том числе жирное мясо.

Употребление мясной пищи в Библии часто связывается с обжорством. Например, ежедневный рацион при дворе царя Соломона включал «десять волов откормленных и двадцать волов с пастбища, и сто овец, кроме оленей, и серн, и сайга­ков, и откормленных птиц» (3 Царств 4:23). В Библии дается понять, что такое количество мяса излишне — его производ­ство истощало землю.

Библия выступает против обжорства, то есть привычного переедания:

«Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщаю­щийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Притчи 23:19-21).

Закон Моисея строго карал обжор. Пьянство и обжорство считались признаками «буйства и непокорства» (см. Второ­законие 21:20), а буйных и непокорных наказывали, забивая камнями! (см. Второзаконие 21:21).

Евреи всегда считали тех, кто слишком много ел и пил, людьми эгоистичными, распущенными и недисциплиниро­ванными, тогда как благочестивые люди должны были про­являть выдержку, самообладание и великодушие по отноше­нию к окружающим.

Обжорство в пустыне

В главе 11 Книги Чисел рассказывается следующая интерес­ная история. Блуждая по пустыне, народ израильский стал роптать, недовольный тем, что питается одной манной, и «обнаруживать прихоти». «Сыны Израилевы сидели и плака­ли, и говорили: кто накормит нас мясом?» (Числа 11:4). Бог ответил на это так:

«И поднялся ветер от Господа, и принес от моря перепелов, и набросал их около стана, на путь дня по одну сторону и на путь дня по другую сторону около стана, на два почти локтя от земли. И встал народ, и весь тот день, и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов; и кто мало сбирал, тот собрал десять хомеров; и разложили их для себя вокруг стана. Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. И нарекли имя месту сему: Киброт- Гатгаава (Гробы прихоти); ибо там похоронили прихотливый народ» (Числа 11:31-34).

Заметьте, что те, кто собрал меньше всего перепелов, со­брали по десять хомеров, то есть десять с половиной бушелей (более 35 кубометров)!

Смысл этого отрывка ясен: люди погибли не из-за того, что ели птиц, а из-за своего обжорства и «прихотей».

Четыре рекомендации по поводу мяса

По поводу питания говядиной, телятиной или бараниной я рекомендую вам:

1. Сокращать потребление животных белков - есть перечисленные выше виды мяса пореже.

2. Очищать мясо от жира. При покупке выбирать нежирные сорта, а если есть возможность - кошерное мясо.

3. Хранить мясо в самом холодном отсеке холодильника и употреблять его в пишу не позже, чем через два-пять дней после покупки. Фарш и колбасу можно хранить только два дня. Замороженное мясо размораживать в холодильнике или в микроволновой печи.

4. Готовить блюда из фарша при температуре не меньше 70°С. Блюда из мяса нельзя держать не в холодильнике больше двух часов. Если вы выезжаете на пикник, то позаботьтесь о том, чтобы все оставшиеся после него гамбургеры как можно скорее попали в холодильник, потому что бактерии размножаются на них с огромной скоростью! При повторном употреблении разогревайте остатки до высокой температуры (не менее 70°С). Пиццу тоже следует нагревать до такой температуры.

Птица и яйца

Закон Моисея дает следующие рекомендации по поводу птицы:

«Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа и морского орла, коршуна, и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки, и ястреба с породою его, филина, рыболова и ибиса, лебедя, пеликана и сипа, цапли, зуя с по­родою его, удода и нетопыря» (Левит 11:13-19).

Книга Левита запрещает употреблять в пищу 24 вида птиц, в основном хищных.

Во Второзаконии 14:12-18 также перечисляются запрещен­ные виды птиц и употребляются выражения «с породою их» и «с породою его», хотя точного описания этих пород не дается.

Во Второзаконии 14:20 утверждается: «Всякую птицу чи­стую ешьте». Под чистой птицей здесь подразумеваются ку­ры, гуси, индейки, утки и голуби.

Во времена Иисуса евреи употребляли в пишу дичь и до­машних птиц: кур, гусей, голубей, куропаток, уток и перепе­лов. В Библии не упоминаются случаи, когда Иисус ел птицу, однако он упоминал птицу и птенцов (в английском переводе «курицу и цыплят») в одном из евангельских стихов:

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матфея 23:37).

В библейские времена законы, касающиеся мяса, распро­странялись и на птицу: кошерное мясо птицы приготовля­лось путем вымачивания, засаливания и жаренья.

Наши рекомендации