Железы смешанной секреции. половое воспитание ребенка

Поджелудочная железа. Наряду с внешнесекреторной функцией — выделением поджелудочного сока в двенадцатиперстную кишку — поджелудочная железа выполняет внутрисекреторную функцию. В ткани этой железы есть островки клеток, называемые островками Лангерганса — Соболева. Эти клетки не имеют выводных протоков и обильно снабжа­ются кровью. Эпителиальные клетки таких островков вырабатывают гормон инсулин (от латинского слова инсула — остров). Этот гормон играет очень важную роль в углеводном обмене. У здоровых людей в крови содержится 0,1—0,12% глюкозы. Избыток ее, поступающий в кровь из органов пище­варения, проходя через печень, под действием инсулина полимеризуется в полисахарид гликоген, который откладывается в этом органе про запас. При недостатке глюкозы в крови часть гликогена превращается в глюкозу под влиянием гормо­нов других эндокринных желез. Это обеспечивает динамиче­ское постоянство состава кровяной плазмы, являющееся од­ним из проявлений гомеостаза.

С гипофункцией внутрисекреторных участков поджелудоч­ной железы связана довольно распространенная в настоящее время болезнь — диабет. При недостатке инсулина в крови значительно понижается образование гликогена в печени, и глюкоза, свободно проходя через этот орган, попадает в кровяное русло. Тогда содержание глюкозы в крови значительно возрастает — вдвое, втрое идаже больше. В таких случаях почки начинают выделять избыток глюкозы, поглощая ее из крови, и в моче появляется обычно отсутствующий в ней

виноградный сахар.

Половые железы. Половые железы — яички у мужчин ияичники у женщин, как и поджелудочная железа, относятся к железам смешанной секреции. Половые железы выполняют две функции: выделение половых клеток (внешнесекреторная функция) и выделение мужских и женских половых гормонов (эндокринная функция). Половые гормоны, попадая в кровь, оказывают большое влияние на рост и общее развитие ребенка, так как обеспечивают формирование полового аппарата, появление вторичных половых признаков и оказывают воздействие на психику. Под вторичными половыми признаками понимают те внешние различия, которые характерны для мужчин и женщин.

Эндокринная функция половых желез у мальчиков. Вран­нем детском возрасте в организме мальчиков и девочек одно­временно образуются оба вида половых гормонов — мужские и женские,— которые влияют друг на друга. Так, в возрасте 6 лет у мальчиков и девочек образуется одинаковое количе­ство мужского полового гормона, а к 12 годам умальчиков его выделяется в два раза больше, чем у девочек.

Как железы внешней секреции яички начинают функционировать у подростков 14—15 лет, образуя семенную жидкость со сперматозоидами. В качестве эндокринной железы половые железы начинают работать очень рано: на разных стадиях внутриутробного развития они вырабатывают мужской половой гормон, который непосредственно поступает в кровь. Он стимулирует появление вначале первичных, а при половом созревании вторичных половых признаков (рост волос на лице и туловище, разрастание гортани, удлинение и утолщение голосовых связок, развитие мускулатуры). Рост яичек у мальчиков до 5—7 лет очень незначителен и только у ребят более старшего возраста начинается заметное увеличение этих органов.

Эндокринная функция половых желез у девочек.Женские половые железы, так же как и мужские, начинают внешне железы смешанной секреции. половое воспитание ребенка - student2.ru секреторную деятельность только в период полового созревания. В яичнике находится огромное количество фолликулов с недозревшими яйцеклетками, которые в большинстве своем еще до наступления половой зрелости подвергаются перерождению. И только 400—500 яйцеклеток достигают полной зрелости. Стенки фолликулов осуществляют также внутрисекреторную функцию, вырабатывая женские половые гормоны. Нормальное половое развитие у девочек начинается несколько раньше, чем у мальчиков, т. е. в 12—13 лет, а иногда и в 10— 11 лет. Половые гормоны способствуют наступлению менструаций и развитию вторичных половых признаков (рост волос на определенных участках тела, развитие молочных желез, формирование гортани и коротких тонких голосовых связок).

Половое развитие человека. Процесс полового развития у человека имеет несколько стадий, во время которых идет постепенное усиление функций половых желез и одновременное угнетение деятельности вилочковой железы: первая стадия — детская (девочки до 8 лет, мальчики до 10 лет); вторая стадия — препубертатная (девочки от 9 до 11 лет, мальчики от 10 до 14 лет); третья стадия — пубертатная (девочки от 12 до 16 лет, мальчики от 14 до 18 лет).

У юношей 1—2 раза в месяц, а иногда реже бывают непроизвольные семяизвержения — поллюции. Обычно это происходит во сне и является естественным физиологическим процессом организма, освобождающегося от избытка образовавшейся семенной жидкости.

Появление менструаций у девушек и поллюций у юношей — начало качественного перехода детского организма в зрелый, но это еще не значит, что организм подростка уже готов к половой жизни.

Гражданский брачный возраст в РФ определен 18 годами, а настоящая физическая зрелость приходит к 19— 20 годам.

Половое воспитание. Половое воспитание — одна из сто­рон нравственного воспитания, серьезная социально-гигиени­ческая проблема.

Половое воспитание начинается задолго до периода полового созревания, с первых дней жизни ребенка. На первых порах оно заключается в уходе за малышом, в соблюдении эле­ментарных правил гигиены, а позже — в половом просвеще­нии и формировании нравственного поведения.

Очень часто родители думают, что неосведомленность ребенка в вопросах пола помогает ему сохранить чистоту детских взглядов. Родители стараются избегать тех вопросов, которые начинают волновать детей, расценивают эти вопросы как «неприличные». Иногда родители не придают должного значения происходящим у детей возрастным изменениям, т. е. проводят «бесполое» воспитание.

Вопросы младших школьников о причинах появления на свет своих братьев и сестер вполне естественны. Такие вопросы не должны пугать родителей, так как являются результатом развития мышления ребенка. Кстати, задавая эти и подобные вопросы, дети не ждут от родителей исчерпывающих ответов. Ответ в таких случаях должен быть правдивым, но не возбуждающим повышенного интереса к интимным отношениям взрослых.

Сексуально-этическое воспитание детей младшего школь­ного возраста не является исключительно прерогативой только родителей или только учителей. Нет сомнения в том, что задачи полового воспитания будут решаться успешнее, если в их осуществлении будут участвовать и родители, и учителя, и врачи.

Надо сказать, что вопросы полового воспитания приобретают особую остроту в настоящее время в связи с акселерацией, т. е. с ускорением полового, физического, психического и интеллектуального развития детей . Более раннее половое созревание придает сексуально-этическому воспитанию еще большую актуальность. Половое воспитание надо рассматривать как часть воспитания личности при социализме, поэтому мы говорим, что сексуально-этическое воспитание — педагогическая проблема.

Младший школьный возраст — это такой возраст, когда дети осознают свой пол. При неправильном воспитании может возникнуть антагонизм, неприязнь между мальчиками и девочками.

Успех полового воспитания младших школьников зависит во многом от педагогического такта, опыта, тонкого и чуткого понимания детей. Было бы непоправимой ошибкой подобные вопросы решать на классных собраниях или допускать в беседах излишнюю торопливость, неискренность. Очень важно знать не только, о чем говорить с детьми, но и какс ними говорить.

А. С. Макаренко не рекомендовал вопросы полового воспитания рассматривать отдельно от других проблем воспитания и придавать им слишком большое значение. Задача учителя — помочь детям установить такие отношения между мальчиками и девочками, в основе которых были бы взаимное уважение, чувство собственного достоинства у девочек и рыцарство у мальчиков (уступить место, помочь справиться с трудной работой, защитить и т. д.) .Детскую дружбу следует поощрять и в то же время держать ее под деликатным, не назойливым, разумным контролем. Нужно очень хорошо знать индивидуальные особенности и интересы своих учеников. Все это необходимо для преодоления несоответствия между социальной зрелостью детей и подростков, проявляющегося при акселерации.

Наши рекомендации