Жизненный цикл семьи и стратегия помощи

Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку.

Жизненный цикл семьи относительно замкнут: он имеет свое начало и конец.

Жизненный путь индивида, живущего в семье, можно рассмотреть как добрачное состояние (человек живет в семье своих родителей, которая является также и его семьей). При этом он представляет собой звено непрерывного процесса существования рода, когда жизненный цикл родителей переходит в жизненный цикл детей и внуков. На каждом из этапов своего развития семья переживает определенные противоречия и трудности. Переломные моменты определяются понятием «кризис брака», чаще всего семья испытывает трудные жизненные ситуации, которые могут способствовать разрыву.

Нестабильность семейного образа жизни выражается, прежде всего, в возрастании числа разводов. Количество разводов в нашей стране является одним из самых высоких показателей в мире.

Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. В настоящее время в большинстве развитых стран наблюдается второй демографический переход от малодетной преимущественно к однодетной семье. Это вызвано не экономическими, а в первую очередь социальными причинами, так как все прежние внешние побуждения к многодетности (предоставление льгот, квартир и т.д.) отошли в прошлое. Предпринимаются усилия для разработки теоретического обоснования мер, которые могли бы вызвать увеличение рождаемости, а также для осуществления прональной (направленной на увеличение рождаемости) семейной политики.

Еще один признак нестабильности семейного образа жизни – убеждение, что одиночество является привлекательным и комфортабельным стилем жизни.

Сегодня наиболее распространенный тип семьи – нуклеарная семья ( от лат. – ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей.

Нуклеарная семьяможет быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми).

Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве.

Молодая семья– это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет.

Большинство таких семей живут с родителями, у них чаще всего и материальные, и жилищные трудности. Это семьи студентов.

Неполная семья– это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в таких семьях является мать, отцы редко.

Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождение внебрачного ребенка. Эти семьи требуют особого внимания, они чаще всего живут за чертой бедности и нуждаются в государственной поддержке. А самое тяжелое положение у семьи, где ребенок рожден вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком обречены на нищету.

Внебрачная семья,возникает с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Отцы в таких семьях чаще всего не принимают участие в воспитании ребенка.

Семья в повторном браке– это семьи с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены.

Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание.

В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены.

Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. В такой семье следует обращать особое внимание на образовательную и воспитательную программы, в которых бы учитывалась их материальное и духовное состояние в новой семье.

Расширенная семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семьи братьев или сестер). Такой тип патриархальной расширенной семьи был наиболее когда-то распространенным, но в настоящее время составляет лишь около 15% от всего количества семей. В результате доминирует тенденция к нуклеаризации; вероятно, этот процесс был бы еще более активным при отсутствии трудностей в получении жилья, вынуждающих порой несколько семей жить под одной крышей.

Семьи могут также различаться по наличию и отсутствию детей и по их количеству. Немногим более половины всех семей в Российской Федерации имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Среднее количество детей на одну семью составляет 1,1, среднее количество детей в семье, их имеющих,–1,6. Многодетных семей (имеющих 3 детей и более, а в ряде территорий – 5 детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента.

В России после окончания школы дети, как правило, остаются жить с родителями. Браки заключаются очень рано (и есть тенденция к еще большему омоложению брака), а молодые еще не очень четко представляют себе материально-бытовые перспективы семьи. Образование молодой семьи часто происходит в недрах старшей.

Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных и субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. Категории таких семей: семьи безработных; семьи военнослужащих, контрактников; семьи, проживающие в неблагополучных районах; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; малообеспеченные.

Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения.

Особое внимание уделяется полной реализации следующих федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации в области социального обеспечения:

Федеральные законы:

– О социальной защите инвалидов в Российской Федерации;

– О государственных пособиях гражданам, имеющим детей;

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

– Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации;

– О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;

Указы Президента Российской Федерации:

– О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

– Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей);

– О социальной защите инвалидов в Российской Федерации;

– О мерах по социальной поддержке многодетных семей;

Постановления Правительства Российской Федерации:

– О плане действия по улучшению положения детей в Российской Федерации;

– О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

– О федеральной программе «Дети России»;

– О порядке разработки и структуре Национального плана действий в интересах детей Российской Федерации.

Таким образом, создается правовое поле, которое позволяет успешно выполнять свои обязанности в целях достижения главных задач по социальной поддержке различных категорий населения (клиентов), попавших в трудную жизненную ситуацию.

В настоящее время сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющих детей.

1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии).

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям.

3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда, и обувь, питание беременным женщинам и др.)

4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

В 1992 г. Правительство Российской Федерации принимает постановление «О первичных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которая включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Это постановление было направлено на осуществление государственной политики семьи и детей. Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей.

Это проявилось в организации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывали помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые, и дети проводят отдых всей семьей.

Местные органы создают различные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.

Более распространенной формой оказания помощи семье являются центры смешенного типа,в которых проводится работа различных служб. Так, одна из них – это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством.

В социальной службе молодежипомогают молодым людям в трудоустройстве, помогают молодой семье, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.

В центрах реабилитации детей-инвалидовучитываются все дети-инвалиды, дети с различными патологиями, им оказывается психологическая, медицинская и педагогическая помощь. Осуществляется профессиональная подготовка.

Организацией досуга семей, проведением культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга.В них родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе.

В медико-социальном центреоказывается помощь и детям, и всем членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж над семьями с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика всех членов семьи. Особое внимание оказывается семье, где есть дети-инвалиды и больные дети. Оказывается социальная помощь особо нуждающимся семьям, их прикрепляют к бытовым службам, магазину, мастерским.

Для оказания помощи семье, попавшей в беду, создаются приюты.Самыми распространенными являются приюты для детей.Для взрослых создаются социальные гостиницы,для подростков и молодежи – дома интернатного типа,где они живут до 18 лет, посещая школу, после окончания которой устраиваются на работу и только тогда уходят из интерната.

В центре психолого-педагогической помощисемье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение членов семьи.

Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростов.Вних занимаются предупреждением, профилактикой их антиобщественного поведения, организовывается их труд, отдых и учеба, помогают выйти из кризисного состояния.

Центры социальной защитыосуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростов в преступления.

В центрах социально-педагогической поддержки дошкольниковзанимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов с отклонениями в умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для малообеспеченных семей.

По-особому тяжела экономическая ситуация, моральная обстановка в семьях с взрослыми или детьми-инвалидами. С появлением такого человека все семейные функции и сам образ жизни деформируется, семья попадает в группу риска. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду.

Катастрофическое влияние на экономическое состояние семей оказывает растущая безработица. Это особенно трагично сказывается на неполных и многодетных семьях. Экономический кризис общества оборачивается материальными проблемами для миллионов малообеспеченных семей.

Технология социальной работы:

– для преодоления низкого уровня занятости трудовых ресурсов создаются комплексные региональные программы по созданию и сохранению рабочих мест, проводится профессиональное обучение новым, дефицитным профессиям и повышение квалификации людей, оставшихся без работы;

– контролируется своевременность выплаты заработной платы в организациях различных форм собственности. Такой контроль осуществляет государственная инспекция труда;

– выплачиваются государственные пособия на детей, в первую очередь такие пособия получают малообеспеченные семьи, этим детям выделяются путевки для летнего оздоровления;

– особое внимание уделяется детям-инвалидам, для них строятся детские дома-интернаты, оснащенные современным специальным оборудованием;

– нуждающимся гражданам оказывается финансовая помощь и натуральная – в виде бесплатного или льготного горячего питания, предоставление бесплатных или по льготным ценам продуктовых наборов, обеспечения на зиму топливом и др.;

– оказание психологической помощи конфликтным семьям.

Социальная работа с семьей имеет многоаспектный харак­тер. Эта деятельность направлена на решение потребностей се­мьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сего­дня нет единых подходов к практике социальной работы с семь­ей, а возможно только обозначить основные стратегии:

– акцент делается на моделях взаимодействия между лично­стью и ее окружением;

– системный подход к семье. Осмысляются структурное взаи­модействие, связи, содержание, форма организации;

– подход к семье как единице изменения, осмысление спосо­бов изменения ситуации;

– «активно-терапевтический» подход включает в себя актив­ные формы вмешательства: изменение семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.

– концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», из­менение установок и взглядов на семейные отношения, поведе­ние брачных партнеров.

Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, среди которых – психическое здоровье, семейное обслу­живание, проблемы семьи и школы, работа с престарелыми, со­циальное обеспечение семьи. Теоретическое осмысление про­блемы семьи получили в работах В. Сатир, С. Минухина, Р. Мак-Грегора, М. Боуена и других, их подходы используются в прак­тике социальной работы с семьей.

Аристотель учил: «Всякая семья составляет часть государства».

В целом, семья как клиент социальной работы имеет важное значение в рамках федеральной семейной политики и направлена на стабилизацию института семьи, ее социальную адаптацию и развитие внутренних резервов.

Необходимо создание системы социальной защиты семьи, развитие инфраструктуры ее социального обслуживания. Социальное благополучие семьи во многом определяет состояние общества в целом, поэтому работа с семьей является одним из стратегических направлений государственной социальной политики и требует дальнейшего совершенствования и развития.

Контрольные вопросы

1. Раскройте место семьи в контексте социальных проблем клиента.

2. Раскройте типы деструктивного семейного воспитания по методике В. Гарбузова.

3. Что означает процессы социализации в семье?

4. Причины конфликтов в семье по Х. Ремшмиту.

5. Что включает стратегия помощи семье?

6. Какие существуют типы семьи?


Наши рекомендации