РЕСПУБЛИКИ КОМИ «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДАН ДА ТОМ ЙӦЗ ПОЛИТИКА МИНИСТЕРСТВО

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма»

Коми Республикаса Каналан асшöрлуна содтöд кужöмлунö велöданін

«Республикаса челядьлы да том войтырлы спорт да туризм шöрин»

Рекомендована Методическим советом Протокол № «____»___________ 2017 г. ____________ Н.В. Баскакова   Принята Педагогическим советом Протокол № «____»___________ 2017 г.   УТВЕРЖДАЮ: Директор ГАУ ДО РК «РЦДЮСиТ» __________ А.В. Просужих «____»____________ 2017 г.  

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа

«Спортивное ориентирование»

Направленность: физкультурно-спортивная   Возраст учащихся: 8-15 лет   Срок реализации:5 лет   Составители: Рудакова Надежда Константиновна, заведующий отделом спортивного ориентирования, педагог дополнительного образования; Тарабукина Светлана Матвеевна, педагог дополнительного образования; Игнатов Александр Сергеевич, педагог дополнительного образования;  

Сыктывкар

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии:

- с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»;

- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся»;

- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;

- Письмом Министерства образования и молодежной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. №07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми».

- Уставом образовательной организации;

- Лицензией образовательной организации на образовательную деятельность;

- Образовательной программой образовательного учреждения.

Направленность программы. Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность, так как спортивное ориентирование - это вид спорта, включенный в Единую Всероссийскую спортивную классификацию; спорт, развивающийся в условиях природной среды. В спортивном ориентировании участники соревнований преодолевают дистанции, установленные на местности и обозначенные на карте при помощи спортивной карты и компаса. Дистанции в спортивном ориентировании классифицируются в зависимости от возраста, способов передвижения: бегом, на лыжах, на велосипеде; по протяженности: короткие (спринт), средние (классические), длинные (марафон); по взаимодействию спортсменов: индивидуальные, эстафетные, командные.

Данная программа, составлена на основе программы «Спортивное ориентирование», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации для использования в системе дополнительного образования детей (под редакцией доктора педагогических наук Ю.С. Константинова, 2005 г.) с учетом национально-региональных особенностей Республики Коми.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», с учетом утвержденных локальных актов ГАУ ДО РК «РЦДЮСиТ».

Программа определяет основные направления и условия подготовки на каждом её этапе. Обучение детей включает в себя систематические занятия, участие в соревнованиях, физкультурно-спортивных и туристско-краеведческих мероприятиях, профильных детских оздоровительных лагерях, учебно-тренировочных сборах.

Актуальность.Программа «Спортивное ориентирование» востребована в современных условиях, как со стороны родителей, так и самих учащихся. В настоящее время дети проводят много времени в школе, за компьютером, находясь в условиях замкнутого помещения. Учебно-воспитательная деятельность данной программы большей частью организована на природе, общение с которой воспитывает в детях любовь и бережное отношение к окружающему миру. Программа направлена на формирование общей культуры, укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии и занятиях физической культурой и спортом, духовно-нравственное и трудовое воспитание, социализацию и профессиональную ориентацию учащихся.

Отличительные особенности. Программа обучения состоит из двух, последовательно дополняющих друг друга этапов подготовки, определяющих поэтапное обучение учащихся: начальной этап подготовки (3 года обучения) и тренировочный этап (2 года обучения). Соотношение и интенсивность тренировочной нагрузки меняются в зависимости от года обучения (см. Приложение 5). Это этап начальной подготовки и тренировочный этап - 5 лет обучения.

Программа содержит рекомендации по структуре и организации учебно-воспитательного и образовательного процесса на различных этапах пятилетней подготовки юных ориентировщиков и спортсменов-разрядников.

Реализация программы предусматривает подготовку учащихся, с целью включения в состав спортивных сборных команд муниципальных образований Республики Коми, сборную команду Республики Коми по спортивному ориентированию.

Умение ориентироваться на местности имеет большое прикладное значение. Природные и климатические условия Республики Коми, ландшафт местности, лесная тайга требуют от каждого жителя умения ориентироваться в лесу, выживать в экстремальных условиях Севера. Обучение навыкам ориентирования на незнакомой местности по карте и компасу направлено на развитие познавательных процессов: оперативной памяти, логического мышления, внимания, пространственного восприятия, глазомера, чувства направления и расстояния, интуиции, необходимых человеку в условиях нахождения в природной стихии. Ориентирование формирует умения принимать правильные решения в сложной ситуации. Занятия спортивным ориентированием направлены на воспитание личностных качеств, способствующих формированию спортивного характера, таких как: терпение, сила воли, находчивость, психологическая устойчивость, настойчивость, ответственность.

Начальная подготовка разделена на 2 этапа: спортивно-оздоровительный этап - 1 год обучения и начальная подготовка - 2 года обучения. На этапе тренировочной подготовки предусмотрены учебно-тренировочные сборы в период каникул, направленные на круглогодичную подготовку учащихся к соревнованиям по спортивному ориентированию бегом и на лыжах.

Адресат программы.Минимальный возраст для зачисления в группы начальной подготовки по спортивному ориентированию – мальчики и девочки 8 лет. В объединения зачисляются дети, не имеющие ограничений по здоровью, сдавшие нормативы по общей и специальной физической подготовке, предусмотренные программой. Этап тренировочной подготовки ориентировщиков рассчитан на 2 года обучения для детей, юношей и девушек в возрасте с 11 лет, имеющих спортивные разряды, прошедших курс обучения на этапе начальной подготовки и сдавших нормативы по общей физической и специальной физической подготовке. Программой предусматривается дополнительный набор в группы на любой год обучения детей, соответствующих возрасту, уровню физической подготовленности и сдавших зачетные требования по технико-тактической подготовке, в соответствии с рекомендуемыми нормативами.

Формы организации образовательного процесса.Организация учебного процесса осуществляется в очной форме обучения.

Формы проведения занятий распределяются на:

- теоретические и практические;

- групповые и индивидуальные.

Наиболее распространенными видами занятий являются:

- тренировки;

- самостоятельные упражнения;

- соревнования различного уровня;

- анализ тренировок, соревнований;

В каникулярный период предусматриваются следующие виды занятий: сборы, походы, соревнования и т.д. Для реализации программы учащимся задаются домашние задания.

При проведении туристских походов, полевых лагерей, многодневных соревнований, предусмотренных программой, используется нормативная база ГАУ ДО РК «РЦДЮСиТ».

Особенности организации образовательного процесса.На этапе начальной подготовки формируются одновозрастные группы. В процессе обучения при переходе на этап тренировочной подготовки формируются разновозрастные группы по уровню подготовленности.

В процессе подготовки учебная и циклическая нагрузка направлены на уровень, соответствующий следующему этапу подготовки, соблюдается принцип постепенности при увеличении тренировочных и соревновательных нагрузок в зависимости от возрастных и индивидуальных способностей учащихся.

Занятия в объединении могут проводиться индивидуально, подгруппами, а также всем составом объединения.

В процессе подготовки обеспечивается контроль самочувствия учащихся, влияния физических упражнений и нагрузок на организм, проводится аналитическая работа по эффективности технико-тактических приемов и методов обучения, осуществляется анализ участия в соревнованиях и проводится разбор ошибок прохождения дистанций по спортивному ориентированию, корректируются индивидуальные планы подготовки каждого учащегося.

На этапе начальной подготовки занятия проводятся в оборудованных местах (в черте города, на территории школ, в условиях спортивного зала, учебных кабинетах, лесопарковых зонах, парках и других местах), соответствующих нормативным требованиям. Занятия организованы на базе общеобразовательных школ и центров, в учебных классах, спортивном зале и других помещениях, согласно заключенным договорам. Для проведения технико-тактических занятий на местности необходима подготовка, прочистка, прокатка и поддержка постоянно действующих полигонов спортивных карт в лесном массиве, вблизи населенного пункта (города, села), на оборудованных лыжных базах, лыже-роллерных трассах.

Соревнования по спортивному ориентированию планируются в соответствии с задачами, поставленными на каждом этапе многолетней подготовки. На начальных этапах подготовки основными целями зачетных соревнований и контрольных упражнений являются приобретение соревновательного опыта. Осуществляется контроль эффективности тренировочного процесса и эмоциональности учебно-тренировочных занятий. Особенностью подготовки в спортивном ориентировании является сочетание интеллектуальных способностей человека и физической подготовки, направленной на развитие выносливости, ловкости и скоростно-силовых качеств.

На каждом этапе подготовки учащимся необходимо достичь определенного уровня спортивного мастерства и выполнить нормы Единой Всероссийской Спортивной Классификации. Перевод учащихся на следующий год обучения, осуществляется по итогам учебного года, согласно зачетной ведомости по освоению программы.

После окончания обучения на этапе начальной подготовки учащимся вручается сертификат о прохождении промежуточного курса обучения. На этапе начальной подготовки после окончания третьего года обучения.

На тренировочном этапе после окончания пятого года обучения выпускникам вручается свидетельство об окончании полного курса обучения по программе «Спортивное ориентирование».

Подготовка учащихся организуется так же через профильные спортивно-оздоровительные лагеря и учебно-тренировочные сборы (см. Приложение 3).

Принципы подготовки и обучения:

- индивидуализация: соответствие нагрузки уровню подготовленности детей, возрасту, полу, физическим и психологическим особенностям каждого учащегося;

- постепенность: постепенное увеличение объемов и интенсивности нагрузок, технико-тактических упражнений - от простого к сложному;

- систематичность: круглогодичная система подготовки, равномерное распределение нагрузки в годичном цикле подготовки;

- прочность и прогрессивность: постоянное повышение требований, вариативность, смена условий, достаточное количество повторений;

- сознательность и активность: формирование стойкого интереса к занятиям и мотивации учащихся к участию в соревнованиях, воспитание творческого отношения к занятиям, самоанализ деятельности;

- наглядность: на звуковом, зрительном, тактильном, мышечном восприятии.

Продолжительность этапов подготовки и объем учебной нагрузки по годам обучения

Этапный норматив Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап  
спортивно-оздоровительная подготовка начальная подготовка
1 год обучения 2 года обучения 2 года обучения
 
Количество учебных часов в неделю 4(3) 6(3) 6(3)
Количество тренировок в неделю 2- 3 2-3 2-3 2-3
Общее количество часов в учебный год 144(108) 216(108) 216(108)

Объем и сроки освоения программы:

Этап начальной подготовки – 3 года обучения, 576 (324) учебных часов.

Тренировочный этап – 2 года обучения, 432 учебных часа.

Режим занятий:Продолжительность занятий по теоретической подготовке 1 - 2 часа, по практической подготовке в помещении и спортивном зале 1 - 2 часа, на местности 1 - 3 часа. Прогулки, экскурсии до 4 часов, соревнования 6-8 часов, походы 8 часов.

Цели программы:формирование навыков спортивного ориентирования.

Задачи:

Обучающие:

- формирование знаний в области истории развития спортивного ориентирования;

- обучение технико-тактическим приемами ориентирования на местности с помощью карты и компаса;

- обучение освоению и выполнению разрядных требований ЕВСК;

- обучение жизненно необходимым навыкам выживания в экстремальных условиях природной среды, туристским навыкам, принятию правильных решений в сложных ситуациях;

- формирование знаний о природе, географии, истории и достопримечательностях Республики Коми;

- формирование культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья учащихся.

Развивающие:

- развитие индивидуальных способностей учащихся;

- привлечение детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

- развитие личностных качеств: памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения;

- развитие чувства ответственности, дружбы и взаимовыручки;

- развитие чувства времени, глазомера, оценки пройденного расстояния.

Воспитательные:

- воспитание гражданско-патриотических чувств, духовно-нравственных и трудовых качеств;

- воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде;

- воспитание общей культуры учащихся, социализация и адаптация к жизни в обществе;

- воспитание спортивного характера, стремления к достижению высоких спортивных результатов, выполнению спортивных разрядов;

- организация свободного времени и активного досуга учащихся;

- привлечение воспитанников к систематическим занятиям спортивным ориентированием; - формирование здорового образа жизни;

- воспитание гармоничной, социально-активной личности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для групп начальной подготовки

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для групп начальной подготовки

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Теоретическая подготовка(26 часов)

Планируемые результаты

ЗНАТЬ:

- основные исторические события, связанные с развитием ориентирования в Республике Коми;

- природу окрестных лесов (животный и растительный мир);

- правила поведения пешеходов на дорогах, правила поведения на занятиях;

- правила безопасного нахождения в лесу и лесопарковой зоне;

- требования к личной гигиене, одежде и обуви при занятиях спортивным ориентированием;

- условные знаки спортивных карт; линейные, точечные и площадные ориентиры;

- стороны горизонта;

- виды ориентирования.

УМЕТЬ:

- выполнять физические упражнения, соответствующие уровню физической подготовленности;

- различать объекты местности и определять условные знаки спортивных карт;

- сопоставлять карту с местностью;

- ориентировать карту по компасу, определять стороны горизонта;

- укладывать рюкзак и собирать вещи в однодневный поход.

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

- передвижения по пересеченной местности, преодоления естественных препятствий;

- правильного прохождения простейших дистанций по ориентированию на маркированной трассе, по выбору, в заданном направлении;

- использования лыжных ходов при передвижении по равнине, на спусках и подъемах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

2 года обучения(6 часов в неделю)

№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
1. Теоретическая подготовка (всего часов)  
1.1 Вводное занятие. Развитие отрасли физкультуры и спорта. История спортивного ориентирования в Республике Коми, России.  
1.2 Техника безопасности на занятиях и соревнованиях, правила поведения. Одежда, обувь и снаряжение ориентировщика. Входящий контроль, тест
1.3 Основы техники и тактики ориентирования.  
1.4 Топография, условные знаки, спортивная карта, компас. Текущий контроль, тест
1.5 Правила соревнований по спортивному ориентированию. Виды ориентирования. Текущий контроль, тест
1.6 Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.  
1.7 Основы туристской подготовки.  
1.8 Краеведение. Охрана природы.  
2. Практическая подготовка (всего часов)  
2.1 Общая физическая подготовка. Входящий контроль, контрольные упражнения
2.2 Специальная физическая подготовка. Входящий контроль, контрольные упражнения
2.3 Технико-тактическая подготовка.  
2.4 Топографическая подготовка. Составление простейших схем и планов местности.  
2.5 Контрольные упражнения и соревнования. Текущий контроль, контрольные соревнования
2.6 Туристская подготовка. Походы. Текущий контроль, участие в походе
3. Педагогический контроль. Углубленное медицинское обследование. Промежуточный контроль. Наблюдение. Медобследование
3.1. Педагогический контроль.  
3.2. Морально-волевая и психологическая подготовка.  
3.3 Врачебный контроль состояния здоровья.  
4. Воспитательные и досуговые мероприятия Промежуточный контроль Участие в КТД
4.1 Викторины, конкурсы, игры, прогулки и экскурсионные поездки.  
5. Промежуточная аттестация Итоговый контроль. Тесты, нормативы по ОФП, контрольная дистанция
5.1 Контрольные тесты и нормативы. Контрольные дистанции по ориентированию.  
  Всего часов  
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
1. Теоретическая подготовка (всего часов)  
1.1 Вводное занятие. Развитие отрасли физкультуры и спорта. История спортивного ориентирования в Республике Коми, России.  
1.2 Техника безопасности на занятиях и соревнованиях, правила поведения. Одежда, обувь и снаряжение ориентировщика. Входящий контроль, тест
1.3 Основы техники и тактики ориентирования.  
1.4 Топография, условные знаки, спортивная карта, компас. Текущий контроль, тест
1.5 Правила соревнований по спортивному ориентированию. Виды ориентирования. Текущий контроль, тест
1.6 Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.  
1.7 Основы туристской подготовки.  
1.8 Краеведение. Охрана природы.  
2. Практическая подготовка (всего часов)  
2.1 Общая физическая подготовка. Входящий контроль, контрольные упражнения
2.2 Специальная физическая подготовка. Входящий контроль, контрольные упражнения
2.3 Технико-тактическая подготовка.  
2.4 Топографическая подготовка. Составление простейших схем и планов местности.  
2.5 Контрольные упражнения и соревнования. Текущий контроль, контрольные соревнования
2.6 Туристская подготовка. Походы. Текущий контроль, участие в походе
3. Педагогический контроль. Углубленное медицинское обследование. Промежуточный контроль. Наблюдение. Медобследование
3.1. Педагогический контроль.  
3.2. Морально-волевая и психологическая подготовка.  
3.3 Врачебный контроль состояния здоровья.  
4. Воспитательные и досуговые мероприятия Промежуточный контроль Участие в КТД
4.1 Викторины, конкурсы, игры, прогулки и экскурсионные поездки.  
5. Промежуточная аттестация Итоговый контроль. Тесты, нормативы по ОФП, контрольная дистанция
5.1 Контрольные тесты и нормативы. Контрольные дистанции по ориентированию.  
  Всего часов  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Теоретическая подготовка(26 часов)

Педагогический контроль.

Практика.

Контроль освоения теоретических знаний, практических навыков и умений ориентирования по карте и компасу. Сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП.

3.2. Морально-волевая и психологическая подготовка.

Практика.

Наблюдение за эмоциональным состоянием и поведением в различных ситуациях при групповых и индивидуальных занятиях, контрольных и зачетных мероприятиях, при самостоятельном прохождении дистанций по спортивному ориентированию в городских, парковых, лесопарковых зонах. Воспитание чувства не боязни леса, принятия правильных решений. Осуществление связи с родителями и учителями по вопросам воспитания и обучения.

Планируемые результаты освоения программы по окончании

этапа начальной подготовки 2 года обучения

ЗНАТЬ:

- история становления и развития спортивного ориентирования в нашей стране и Республике Коми;

- определение спортивного ориентирования как вида спорта;

- характеристику и виды природоохранных мероприятий;

- основные правила противопожарной безопасности при нахождении в лесу;

- правила поведения в походе, необходимые туристские знания (групповое и личное снаряжение, виды костров, питание в походе);

- устройство компаса, его назначение, знание сторон горизонта, аварийный азимут;

- правила личной гигиены, экипировка ориентировщика;

- условные знаки спортивных карт, легенды КП;

- права и обязанности участников соревнований.

УМЕТЬ:

- выполнять физические упражнения на выносливость, скорость, ловкость, гибкость, силу, координацию;

- ориентировать спортивную карту по компасу, определять азимут;

- определять расстояние по карте и на местности;

- проводить простейшую линейную топографическую съемку местности;

- выбирать кратчайший, оптимальный путь между КП вдоль линейных ориентиров;

- соблюдать режим дня, уметь организовывать своё свободное время для активных занятий физкультурой и спортом;

- различать объекты местности и обозначать их в условных знаках спортивных карт.

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

- свободного передвижения на лыжах по равнине, на спусках и подъемах;

- прохождения дистанции на соревнованиях по спортивному ориентированию на маркированной трассе, по выбору, в заданном направлении, соответствующие возрасту и уровню подготовки;

- нахождения в двухдневном походе с ночевкой в полевых условиях (укладка рюкзака, установка и сборка палатки, разжигание костра, приготовление пищи на костре, преодоление естественных препятствий).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

(этап начальной подготовки 3 года обучения)

№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
1. Теоретическая подготовка (всего часов)  
1.1 Вводное занятие. Развитие отрасли физкультуры и спорта. История спортивного ориентирования в Республике Коми, России.  
1.2 Техника безопасности на занятиях и соревнованиях, правила поведения. Одежда, обувь и снаряжение ориентировщика. Входящий контроль, тест
1.3 Основы техники и тактики ориентирования.  
1.4 Топография, условные знаки, спортивная карта, компас. Текущий контроль, тест
1.5 Правила соревнований по спортивному ориентированию. Виды ориентирования. Текущий контроль, тест
1.6 Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.  
1.7 Основы туристской подготовки.  
1.8 Краеведение. Охрана природы.  
2. Практическая подготовка (всего часов)  
2.1 Общая физическая подготовка. Входящий контроль, контрольные упражнения
2.2 Специальная физическая подготовка. Входящий контроль, контрольные упражнения
2.3 Технико-тактическая подготовка.  
2.4 Топографическая подготовка. Составление простейших схем и планов местности.  
2.5 Контрольные упражнения и соревнования. Текущий контроль, контрольные соревнования
2.6 Туристская подготовка. Походы. Текущий контроль, участие в походе
3. Педагогический контроль. Углубленное медицинское обследование. Промежуточный контроль. Наблюдение. Медобследование
3.1. Педагогический контроль.  
3.2. Морально-волевая и психологическая подготовка.  
3.3 Врачебный контроль состояния здоровья.  
4. Воспитательные и досуговые мероприятия Промежуточный контроль Участие в КТД
4.1 Викторины, конкурсы, игры, прогулки и экскурсионные поездки.  
5. Промежуточная аттестация Итоговый контроль. Тесты, нормативы по ОФП, контрольная дистанция
5.1 Контрольные тесты и нормативы. Контрольные дистанции по ориентированию.  
  Всего часов  
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
1. Теоретическая подготовка (всего часов)  
1.1 Вводное занятие. Развитие отрасли физкультуры и спорта. История спортивного ориентирования в Республике Коми, России, Мире.  
1.2 Техника безопасности на занятиях и соревнованиях, правила поведения. Одежда, обувь и снаряжение ориентировщика. Входящий контроль, тест
1.3 Основы техники и тактики ориентирования.  
1.4 Топография, условные знаки, спортивная карта, компас. Текущий контроль, тест
1.5 Правила соревнований по спортивному ориентированию. Виды ориентирования. Текущий контроль, тест
1.6 Строение и функции организма человека, питание, режим, гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль.  
1.7 Основы туристской подготовки. Текущий контроль, тест
1.8 Краеведение. Охрана природы.    
2. Практическая подготовка (всего часов)  
2.1 Общая физическая подготовка.  
2.2 Специальная физическая подготовка.  
2.3 Технико-тактическая подготовка.  
2.4 Топографическая подготовка. Составление схем-планов местности и корректировка спортивных карт.  
2.5 Контрольные упражнения и соревнования. Текущий контроль, контрольные соревнования
2.6 Туристская подготовка. Походы. Тематический (промежуточный) контроль, участие в походе
3. Педагогический контроль. Углубленное медицинское обследование. Промежуточный контроль. Наблюдение. Медобследование
3.1 Педагогический контроль.  
3.2 Морально-волевая и психологическая подготовка.  
3.3 Врачебный контроль состояния здоровья.  
4. Воспитательные и досуговые мероприятия. Промежуточный контроль Участие в КТД
4.1 Викторины, конкурсы, игры, прогулки и экскурсионные поездки.  
5. Итоговая аттестация. Итоговый контроль. Тесты, нормативы по ОФП, контрольная дистанция
5.1 Контрольные тесты, контрольные нормативы по ОФП и СФП, дистанции по ориентированию.  
  Всего часов  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел 1. Теоретическая подготовка (26 часов)

Планируемые результаты освоения программы по окончании

этапа начальной подготовки 3 года обучения

ЗНАТЬ:

- история становления и развития спортивного ориентирования в нашей стране, в Мире и Республике Коми;

- определение спортивного ориентирования как вида спорта;

- характеристика и виды природоохранных мероприятий;

- основные правила противопожарной безопасности при нахождении в лесу;

- правила поведения в походе, необходимые туристские знания (групповое и личное снаряжение, виды костров, питание в походе);

- устройство компаса, его назначение, знание сторон горизонта, аварийный азимут;

- правила личной гигиены, экипировка ориентировщика;

- условные знаки спортивных карт, легенды КП;

- права и обязанности участников соревнований.

УМЕТЬ:

- выполнять физические упражнения на выносливость, скорость, ловкость, гибкость, силу, координацию;

- различать объекты местности и обозначать их в условных знаках спортивных карт;

- ориентировать спортивную карту по компасу, определять азимут;

- определять расстояние по карте и на местности;

- проводить простейшую линейную топографическую съемку местности;

- выбирать кратчайший, оптимальный путь между КП вдоль линейных ориентиров;

- соблюдать режим дня, уметь организовывать своё свободное время для активных занятий физкультурой и спортом;

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

- прохождения дистанции на соревнованиях по спортивному ориентированию на маркированной трассе, по выбору, в заданном направлении, соответствующие возрасту и уровню подготовки;

- нахождения в двухдневном походе с ночевкой в полевых условиях (укладка рюкзака, установка и сборка палатки, разжигание костра, приготовление пищи на костре, преодоление ест<

Наши рекомендации