Уточнение видов деятельности в проекте
Чтобы разработать рабочий план и бюджет для описания проекта, необходимо точно указать уже определенные нами виды деятельности в проекте. Природа этих видов деятельности определяется результатами, которые от них ожидаются.
Кроме уже определенных «программных» видов деятельности, существуют еще, по крайней мере, три категории видов деятельности, которые также надо учесть. Это:
• Деятельность по приведению проекта в действие. Она может включать получение разрешений на работу с конкретными сообществами (например, с осужденными), построение контакта и укрепление отношений с определенными целевыми группами.
• Деятельность по улучшению начальной выполнимости и долговременной устойчивости. Сюда может входить разнообразная деятельность по усилению технической и организационной мощности проекта или по увеличению степени привлечения членов сообщества к выполнению проекта. (Для более детальной информации вы можете вернуться к страницам, где подробно освещены вопросы выполнимости, и к страницам, где говорится об устойчивости.)
• Деятельность по установлению и поддержанию системы мониторинга и выполнению плана оценки эффективности. Сюда может входить деятельность по установлению системы регистрации информации и распределению обязанностей по сбору мониторинговой информации, а также деятельность по выполнению оценки эффективности работы с привлечением к участию членов сообщества.
Для составления подробного списка видов деятельности по проекту, который поможет при составлении рабочего плана и бюджета:
1.Обратитесь к результатам деятельности в описании проекта.
Под каждым результатом запишите уже определенные виды деятельности по реализации соответствующей задачи. Затем путем «мозгового штурма» попытайтесь определить дополнительные виды деятельности, которые могут понадобиться для достижения этого результата. Разместите эти виды деятельности в приблизительной временной последовательности (хронологическом порядке), чтобы определить те из них, на которые, возможно, до сих пор обращалось мало или никакого внимания.
2.Обсудите список всех видов деятельности, которые понадобятся для того, чтобы начать проект.
3.Обсудите список всех видов деятельности, которые могут понадобиться для улучшения первоначальной выполнимости и долговременной устойчивости проекта.
4.Обсудите список всех видов деятельности, необходимых для создания и функционирования системы мониторинга проекта и выполнения плана оценки эффективности.
Вопросы для обсуждения:
• Какие дополнительные ресурсы (технические и финансовые) могут потребоваться для эффективного выполнения этих видов деятельности?
• Какой поддержки по наращиванию потенциала требует проект?
• Где можно получить такую поддержку?
Примечания
• Полезно определить свои потребности в увеличении потенциала на этой стадии, чтобы они могли быть отражены в рабочем плане и бюджете.
• Четко описывайте планируемые виды деятельности в проекте.
Дробите крупные виды деятельности на более мелкие составляющие.
СОСТАВЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ПЛАНА И БЮДЖЕТА ПРОЕКТА
Перечислив спектр необходимых видов деятельности по проекту, мы можем разработать рабочий план проекта. Рабочий план нужен, в первую очередь, самой организации, чтобы своевременно осуществлять намеченные мероприятия, сверять, насколько действительность соответствует запланированному, а по возможности и пытаться выяснить, почему происходят отклонения и как их избежать (если это возможно). В таком плане указывается:
• Что будет сделано?
• Когда это будет сделано (или завершено)?
• Кто отвечает за какой вид деятельности в проекте?
В рабочий план проекта часто входит график выполнения. Мы рекомендуем составлять как можно более подробный рабочий план. То есть не просто вписывать определенные виды деятельности, а и попытаться разбить их на более конкретные шаги. Например, вид деятельности «Консультирование» можно разбить на этапы: подписание договора о совместной деятельности с главным врачом инфекционной больницы; информирование о работе стационарного пункта; составление графика работы стационарного пункта; привлечение специалистов для работы стационарного пункта и др.
В рабочем плане вы определяете даты выполнения и ответственных за выполнение. Затем на основе рабочего плана строятся недельные, месячные, квартальные, полугодовые графики работы проекта. Вы определяете индивидуальные планы и графики работы задействованного в проекте персонала. Разрабатываете должностные инструкции с обязанностями исполнителей. Подробный рабочий план облегчает подготовку бюджета проекта.
Бюджет представляет собой реалистичную оценку всех затрат проекта. По возможности, попытайтесь отобразить в нем готовность организации к дальнейшей самоподдержке или поддержке из других источников. Затраты должны быть разбиты на логические категории, как-то: зарплата, выдаваемый инструментарий и материалы, оборудование, командировки, аренда и т.д. Добровольные вклады в проект членов персонала должны быть перечислены и как можно точнее оценены. Перечислите уже имеющееся оборудование (если имеется). Включайте в проект вклады, которые будут поступать из других организаций. Вот что важно иметь в виду при подготовке бюджета:
• будьте реалистичны (делайте адекватные оценки);
• пишите подробно (рассматривайте все элементы);
• пишите полно (проконсультируйтесь у компетентных лиц и укажите все потенциальные затраты);
• учитывайте вклады из других источников (и том числе собственный);
• оценивайте издержки;
• следуйте требованиям донора и четко придерживайтесь предложенного формата.
Для составления рабочего плана деятельности но проекту и соответствующего бюджета:
1.Возьмите список видов деятельности в проекте, составленный ранее. Для каждого вида деятельности обсудите и согласуйте, когда это будет сделано и кто за что будет отвечать.
2.Разместите виды деятельности на графике и обсудите, насколько они реалистичны. При необходимости пересматривайте список видов деятельности с точки зрения их реалистичности.
3.Подытожьте распределение обязанностей и обсудите, соответствует ли оно индивидуальным устремлениям, способностям и качествам людей и нуждам проекта.
Статья бюджета | Всего бюджет (грн) |
1Оплата труда | |
Руководитель проекта | 6 000,00 |
Бухгалтер | 3 900,00 |
Социальный работник | 3 000.00 |
Социальный работник | 3 000,00 |
Социальный работник | 3 000,00 |
Социальный работник | 3 000,00 |
Документатор | 3 200,00 |
Консультант | 2 000,00 |
Консультант | 2 000,00 |
Разработчик информационных материалов | 3 500 00 |
Начисления на заработную плату (38,44 %) | 12 531.44 |
Всего | 45 131,44 |
2 Оборудование | |
Компьютер | 4 500,00 |
Принтер | 1 600,00 |
Модем | 300,00 |
Сканер | 600,00 |
Всего | 7 000,00 |
3 Административные офисные расходы | |
Канцелярские товары (50 грн.»12 мес.) | 600,00 |
Телефонные переговоры и абонплата (50 грн.*12 мес.) | 600,00 |
Почтовые расходы (15 грн.* 12 мое.) | 180,00 |
Услуги банка (25 грн.* 12 мес.) | 300,00 |
Фотопленка и печать фотографий | 150.00 |
Всего | 1 830,00 |
4 Другие расходы | |
Тиражирование информационных материалов (1 000 экз.* 3 наименования" 1 грн.) | 3 000,00 |
Тиражирование информационных материалов (500 экз.* 2 наименования" 2 грн.) | 2 000,00 |
Командировки в Киев (4 поездки*! чел.*150 грн.) | 600,00 |
Тренинг для социальных работников (питание участников 500 грн. + проезд приглашенных специалистов 120 грн. + проживание приглашенных специалистов 100 грн. + канцтовары 100 грн.) | 820,00 |
Тренинг для волонтеров (питание участников 500 грн. + проезд приглашенных специалистов 120 грн. + проживание приглашенных специалистов 100 грн. + канцтовары 50 грн.) | 770,00 |
Тренинги для работников (питание участников 500 грн. + канцтовары 50 грн.)" 2 тренинга | 1 100,00 |
Тренинги по безопасному поведению (питание участников 290 грн + канцтовары 80 грн.)* 20 тренингов | 7 400,00 |
Круглые столы для презентации работы проекта (аренда помещения 150 грн + перерыв на кофе 150 грн. + канцтовары 100 грн.)* 2 круглых стола | 800,00 |
Фокус-группы (перерыв на кофе 100 грн. 1- канцтовары 80 грн.)* 6 групп | 1 080,00 |
Расходы на бензин для обеспечения аутрич-работы (50 литров* 11 мес.' 1,8 грн. | 990,00 |
Презентационные каталоги (500 каталоги* 11 мес* 1грн.) | 5 500,00 |
Всего | 24 060,00 |
Всего бюджет (грн) | 78 021,44 |
4. Следуя приведенным на предыдущей странице принципам, подготовьте бюджет проекта на основе этого рабочего плана и календарного графика. Ниже представлен пример бюджета годичного проекта
ЕСЛИ ЗАПРОСИЛИ «ЛОГ ФРЕЙМ»
В последнее время доноры все чаще запрашивают у подающих заявки так называемые лог фреймы (по-английски Log/ Frames), которые можно было бы назвать интегрированным стратегическим планом. Он представляет собой инструмент планирования для разработки проектов и выглядит как таблица. Цель его применения — сжато, логично и систематично представить информацию о проекте. Как правило, лог фреймы содержат следующую информацию:
• чего пытается достичь проект;
• каким образом этого планируется достичь;
• что нужно для успеха деятельности;
• как оценить прогресс;
• какие существуют потенциальные проблемы.
Как видите, лог фрейм представляет собой стратегическую версию «традиционного» рабочего плана. Это не единственный инструмент планирования, но он помогает еще раз задуматься и кратко сформулировать, что и каким образом вы собираетесь делать, подчеркивая, от чего зависит успех. С его помощью можно быстро ознакомиться с содержанием проекта. Помните, лог фрейм не должен отражать каждую деталь вашего проекта или же ограничивать планируемую деятельность одной страницей.
V. Дадут ли денег?
Точка зрения доноров на то, какой должна быть хорошая проектная заявка
Хорошая проектная заявка должна вести к дальнейшему шагу — реализации проекта с помощью донорской поддержки. Признаемся честно, ведь именно ради этого и пишется большинство заявок. Как же добиться получения этой самой поддержки? Универсального ответа нет, а если и есть, то он достаточно туманен (например, вот такой: заявка, которая предполагает проведение своевременной, качественной, инновационной, эффективной и результативной деятельности, выглядит обоснованной и при этом соответствует приоритетам донора). Поэтому вместо универсального ответа я ограничусь лишь рядом советов касательно процесса и конечного продукта.
Готовность № 1
Вам может представиться шанс подготовить проектную заявку в кратчайшие сроки. Предположим, вы прочитали объявление о конкурсе проектов, а сроки подачи документов истекают через три дня, или донор предложил вам подготовить заявку до конца недели. Эти примеры взяты из реальной жизни, и поэтому стоит максимально подготовиться к таким ситуациям, сделав всю предварительную работу по разработке проекта наперед. Это позволит вам уложиться в сроки и избежать впечатления, что заявка готовилась впопыхах.
Подумайте о своей работе, взвесьте свои силы и возможности. Перед тем как писать проектную заявку, для начала просто подумайте, чем вы уже занимаетесь, какие проекты вы уже реализуете в настоящее время, в каких направлениях и кто в них участвует. Если ваша организация еще не реализовала ни одного проекта, проанализируйте вашу текущую деятельность и подумайте о предшествующем профессиональном опыте сотрудников, который мог бы быть полезен в последующем проекте.
Постарайтесь ответить на несколько вопросов:
• В каких направлениях и с какими целевыми группами вы работаете в настоящее время, что следует продолжать делать в дальнейшем, а что изменить, подкорректировать или приостановить?
• Что бы вы могли делать еще, за какие новые направления вам позволяет взяться ваш опыт и ресурсы, что подсказывает ваш интерес, к чему у вас наибольшая мотивация и что диктует ситуация?
Круг вопросов может быть и шире в зависимости от опыта и объема работы вашей организации, а также навыков менеджмента. Регулярность такого вопрошания можно варьировать от ежемесячного до ежегодного, а смысл его многогранен — это и мониторинг текущей работы, и планирование деятельности, и поиск новых направлений и идей. Для выяснения последних постарайтесь использовать творческие методы думанья, самым простым из которых является «мозговой штурм» — записывайте все идеи по заданному поводу, которые приходят в вашу голову. И еще старайтесь, особенно касательно новых идей, думать не самостоятельно, а вместе с другими сотрудниками вашей организации, волонтерами и представителями целевых групп, с которыми работаете на данный момент или только планируете.
Основательность такой подготовки можно усилить, проведя хотя бы частичную оценку ситуации с привлечением к участию по методике, либо собрав информацию другими способами. Регулируйте степень своей готовности к разработке проекта сами, но желательно, чтобы в «час Ч» вы ясно представляли, что делаете в настоящие время и что хотели бы делать в ближайшем будущем.
Шерше... ле донор
Если у вас есть задумки, планы, идеи, которые вы считаете нужным реализовать, ищите того, кто может оказать поддержку, в том числе и финансовую (если вы в ней нуждаетесь, конечно). Обычно те, у кого этой поддержки ищут, называются донорами, или донорскими организациями. Их в мире существует больше, чем вы можете себе представить, так что перед вами почти не паханное поле возможностей для сотрудничества. Несмотря на то, что они объединены одним словом, все они разные, у всех свои приоритеты и способы работы. Одни предоставляют только финансовую помощь, другие — только (или еще и) техническую (тренинги, консультации экспертов, литературу и подобное), третьи — предпочитают давать «натурой», они сами закупают компьютеры, оборудование, лекарства, гуманитарную помощь и передают это добро НПО, четвертые — ограничиваются лишь кредитами. Ряд доноров имеет представительство в стране (в нашем случае, в Украине), а ряд — предпочитает работать на расстоянии. «Крупные» доноры,
такие как USAID, финансируют организации, оказывающие поддержку (как,.например, Альянс), которые, в свою очередь, оказывают финансовую и техническую помощь НПО. Разобраться с донорскими приоритетами вам поможет таблица, которую мы приводим в Приложении № 2 в конце книги.
После того, как вы проясните свои приоритеты и планы, начинайте целенаправленный поиск донорской поддержки. К этому моменту хорошо бы определиться с концептуальными положениями и ключевыми моментами будущих проектных заявок, чтобы их в полной мере разработать, исходя из требований того или иного донора. Такие требования могут выражаться в анонсируемых донором приоритетах, условиях конкурса проектных заявок, сроках их подачи, специфической аппликационной форме, языке и множестве других нюансов, которые все следует учесть в «хорошей» проектной заявке.
Большинство доноров предпочитает работать с общественными организациями, выбирая их на конкурсной основе. Конкурсы бывают открытыми (например, Международный фонд «Вiдродження» публикует объявления о конкурсах в газете «Зеркало недели») и более адресными, когда объявление о конкурсе рассылается непосредственно профильным организациям либо по электронным сетям рассылки (например, по списку рассылки Сети проектов снижения вреда_ Центральной и Восточной Европы). Некоторые доноры начинают с конкурса писем о намерениях и на основе анализа этих писем предлагают нескольким организациям, направившим наиболее сильные предложения, разработать проекты, а некоторые — сразу объявляют конкурс проектов. Как правило, вся необходимая информация содержится в самом тексте объявления о конкурсе. Достаточно лишь внимательно ее прочитать и не забывать учитывать при подготовке проектного предложения.
Другие доноры предпочитают сами искать партнеров среди НПО для дальнейшего сотрудничества и поддержки, исходя из своих приоритетов и на основе собственных критериев. Например, если по каким-либо причинам донорская организация решит поддержать проект, то, вероятно, донор направит туда экспертную миссию с целью выяснить, какая из существующих организаций наиболее подходит для выполнения задач, поставленных донором. Правда, такую поездку может предварять и объявление о конкурсе в данном городе или области с целью выявления НПО, заинтересованных в данной деятельности.
Иногда доноры поддерживают внеплановые или внеконкурсные проекты, если они выглядят особенно интересно и инновационно и соответствуют стратегическим задачам донора. Такие проекты и называются по-особому — unsolicited proposals (англ.), что значит — незваные проекты. Но такое имя вовсе не умаляет их достоинства и не сулит провала. Более того, некоторые доноры специально резервируют определенные суммы для поддержки таких проектов.
Еще одна форма получения поддержки — это партнерство с организацией, часто зарубежной, получившей грант (или находящейся в процессе его получения) для работы в стране. Как правило, речь идет о международных или заграничных НПО, стремящихся передать свой опыт нашим местным организациям. Такой статус партнерства обычно предусматривает оказание как финансовой, так и технической помощи местным НПО, но проектную заявку готовит зарубежная НПО; от украинского партнера требуется лишь согласие и своевременное предоставление информации. Это хорошая форма партнерства, особенно для «молодых» организаций, по ряду причин: во-первых, более опытный «заграничный старший брат» берет на себя проведение переговоров, подготовку проекта и дальнейшую отчетность, во-вторых, вы всегда можете получить квалифицированный совет и поддержку, в-третьих, такой опыт международного сотрудничества всегда полезен. Есть и обратная сторона медали: вы не чувствуете себя в полной мере автором и руководителем проекта, заграничная «крыша», как правило, сама съедает большую часть гранта, и некоторые мероприятия, предлагаемые зарубежным партнером, на каком-то этапе могут показаться вам не самыми полезными, а порой даже и вовсе ненужными. Но преимуществ установления такого партнерства все-таки гораздо больше.
С учетом всех вышеизложенных особенностей и требований доноров целенаправленно ищите тех, кто мог бы оказать вам поддержку. В своевременных поисках объявлений о конкурсах заходите на вебсайты, читайте информацию, которая к вам поступает по электронной рассылке, анализируйте справочную литературу касательно профильных донорских организаций и «фандрайзинга», просматривайте газеты, общайтесь с коллегами, имеющими больший доступ к информации; общайтесь также и с донорами, деликатно расспрашивая их о планах по поддержке НПО и ближайших конкурсах.
Определившись с кругом доноров, научитесь поддерживать с ними контакт. Своевременная и грамотная коммуникация важна как на этапе поиска доноров, так и на дальнейших этапах. Корректная контактная информация, грамотный английский язык и оперативные (в течение нескольких часов или, в крайнем случае, до одного дня с момента получения е-мейла) ответы на возможные вопросы порой являются не менее палеными факторами, чем содержание нашей проектной заявки. Если даже вы подаете заявку донору на нескольких языках (например, на русском и английском), англоязычная заявка - это не какой-нибудь формальный довесок к «великому и могучему» оригиналу, как может показаться на первый взгляд: ключевые люди, принимающие решение, в большинстве случаев будут изучать именно англоязычный вариант. Даже на финальных этапах рассмотрения проектной заявки доноры могут направить вам дополнительный запрос с просьбой уточнить что-либо или направить какой-то дополнительный документ, и если вы своевременно не отреагируете, вашу заявку даже на финишной прямой могут отложить или отклонить. Поэтому, ища доноров и найдя их, помните о культуре коммуникации — это важная «процессуальная» составляющая хорошей проектной заявки.
Ну-ка, зеркальце, скажи...
...какая же заявка всех красивей и милее? Не удивляйтесь, элемент «красоты» или «привлекательности»- должен присутствовать в проектной заявке. Ваша заявка должна привлекать, даже интриговать читателя (рецензента, эксперта и других «людей донора»). В особенности этот принцип касается писем о намерениях. Такое письмо должно быть лаконичным, гармоничным, убедительным и интригующе-заинтересовывающим. У донора после прочтения должно быть такое чувство, как после недочитанного хорошего детектива - понравилось и очень хочется дочитать до конца. Этот подогретый интерес побудит донора запросить у вас проектное предложение и, надеюсь, поддержать его. Такая «привлекательность» может проявляться и в названии проекта. Само название и актуальность темы почти наверняка гарантируют поддержку этому проекту.
Критерии оценки проектных заявок доноры вырабатывают сами, это - часть их работы. Некоторые доноры приоткрывают завесу критериев и полностью или частично их анонсируют в объявлениях о конкурсах и на веб-сайтах, в своих брошюрах и годовых отчётах.
Попробую ниже сформулировать некоторые общие критерии хорошей проектной заявки: 1. Стратегия проектной заявки должна соответствовать приоритетам донора.
Это правило почти универсальное. Под приоритетами мы подразумеваем приоритеты конкурса и, более широко, приоритеты самой донорской организации. Если таковы более-менее известны в отношении донорских организаций, давно работающих и имеющих представительство в стране, то о специфических донорских приоритетах, целях и задачах «далеких» доноров вы можете узнать из их веб-сайтов и соответствующих справочников. Обращайте также внимание на то, значится ли ваша страна среди стран их приоритета. Если да, у вас есть шанс. Уверен, изучая справочники, бороздя интернетовское пространство, общаясь с местными и заезжими коллегами в поисках партнера - «донора», вы можете подобрать десятки достойных кандидатур.
Из каждого правила есть исключение, если ваш проект просто сногсшибательный и поразил донора до глубины его благотворительной души, то не исключено, что он его поддержит как «внеконкурсный», и даже возможно, что ваш проект положит начало новому приоритету донора.
2. Деятельность в рамках проекта должна соответствовать стратегии
Весь комплекс мероприятий, предусматриваемый проектом, должен соответствовать стратегическим задачам проекта. Более того, мероприятия, как и стратегия, должны соответствовать задачам (и даже «уставным» целям организации). Проектная заявка должна последовательно и связно описывать, какими способами будут достигнуты стратегические цели проекта. Аппликационные формы различных доноров, как правило, предполагают детализацию мероприятий в виде этапов реализации проекта, рабочих планов, графика работы, описания видов деятельности и прочих форм, таблиц и повествовательной части. Следите за обоснованностью каждого мероприятия, чтобы не было казусов, ну, например, такого: вы планируете выпустить буклет тиражом 50 000, а в настоящее время клиентами вашего проекта является лишь 150 чел. Комплексность, обоснованность, логичность и последовательность будут играть вам на руку при составлении заявки.
3. Результаты проекта должны быть обоснованы и желанны
Порой эта часть интересует донора больше всего: что же будет в результате моего вложения в этот проект 20 000 долларов? Это вполне естественный вопрос. Я думаю, вы, вкладывая гораздо меньшую сумму, волновались бы гораздо больше. Как изменится ситуация, процесс, отношение, поведение? Все это чрезвычайно волнует донора. Ожидаемые результаты должны быть прописаны в хорошей проектной заявке, а их реалистичность, значительность и видимость может сыграть свою роль при принятии решения о поддержке вашего проекта. Не забывайте писать о предполагаемых результатах. Но не впадайте и в другую крайность, не пытайтесь вашим проектом перевернуть мир, не описывайте «Новые Васюки». Хотя и не все доноры читали «Двенадцать стульев», но там дело чуть было не дошло до мордобоя. Так что, как говорится, не перегните палку. В этом вам помогут данные мониторинга и оценки, пути сбора этой информации, качественные и количественные методы, индикаторы отслеживания изменений, прогресса и успеха. На этапе составления проектной заявки важно включить все эти элементы, конечно же, это означает, что вы берете на себя определенные обязательства: через один квартал достичь X, а еще через один — Y, к концу проекта — Z. Эти «рубежи успеха» и их обоснованность придадут вашей работе систематичность, а донору внушат уверенность в вас и вашей работе. Итоги проекта, результаты, их обоснованность, значимость и видимость еще на этапе лишь плана, проектной заявки должны «соблазнить» донора и разжечь желание поддержки вашего проекта.
4. Бюджет проекта должен быть реалистичным и соответствовать запланированной деятельности
Донорская поддержка в первую очередь состоит в финансировании проекта, поэтому к бюджету проекта и сумме потенциального гранта у доноров особо внимательное отношение. Не отпугните донора неожиданно большой суммой, обращайте внимание на заявленные донором лимиты (иногда максимальная сумма гранта оговаривается в объявлении о конкурсе). Особо обращайте внимание на все требования, такие как валюта (доллары, евро, гривны) бюджета, формат (Excel, Word) его составления, процентное соотношение программных и административных расходов, софинансирование и вклад организации. Не берите цифры с потолка, например, если планируете закупить оборудование, узнайте все модификации и цены заранее, если планируете платить зарплату или гонорары в рамках проекта, насчитайте налоги и начисления (обязательно составляйте бюджет с участием бухгалтера). Каждая бюджетная строка должна коррелировать с рабочим планом проекта. Обосновывайте даже незначительные расходы, иногда в 20-тысячном проекте проясняется каждая мелочь, например, зачем нужно закупать телефонные карточки и проездные билеты, какова их стоимость и т.д. Помните, что доноры почти всегда «режут» бюджет. Будьте корректны и специфичны, и, возможно, ваш бюджет одобрят без изменений.
5. Проект должен быть жизнеспособным и перспективным
Хотя реализация проекта всегда ограничена временными рамками (наиболее популярны у нас годичные проекты), всегда остается актуальным вопрос: а что же будет после окончания проекта? Да, организация достигнет запланированных результатов, произойдут какие-то изменения, но... что же потом? Все пойдет на спад, обернется крахом, вернется на круги своя? Не обрекает ли себя донор на «замкнутый круг» поддержки будущих новых и новых проектов? Именно поэтому доноры уделяют внимание жизнестойкости как проекта, так и организации, а также долгосрочным перспективам.
Жизнестойкость заключается в способности организации поддерживать деятельность, начатую в рамках проекта, на дальнейших этапах уже самостоятельно либо при минимальном финансировании со стороны донора. Поэтому, в идеале, проектная заявка (если это не единовременная деятельность, такая как выпуск одного буклета, к примеру) должна содержать стратегию «жизни после гранта». В меру вашей готовности вы можете ограничиться одним абзацем по этому поводу, подумать о планах по «фандрайзингу» и оптимальном использовании ресурсов, приобретенных в рамках этого и предыдущих проектов. Если вы намерены продолжать начатую работу и готовы брать на себя обязательства по поддержке деятельности проекта при снижающемся финансировании (например, гарантируете, что работа проекта может продолжаться не один год, а целых три, даже если донор во второй год предоставит вам 50 % изначальной суммы гранта, а в третий — 25 %), то вы можете обеспечить себе уже сейчас более долгосрочную поддержку со стороны донора. В любом случае, принцип «не навреди» вполне применим к донорской поддержке, и при составлении проектной заявки стоит убедиться самому и убедить донора, что после окончания проекта хуже не будет, не будет краха из-за внезапной остановки в вашей работе. Силу жизнеспособности организации придает также партнерство и поддержка со стороны других «ключевых игроков». Ведь вы
не Робинзон и не собираетесь осуществлять проект на необитаемом острове. А потому подчеркните ваши партнерские связи, сотрудничество с другими НПО, с государственными организациями, работающих бесплатно, договор с местными властями о предоставлении помещения в безоплатную аренду, договоренность с милицией о не противодействии проекту, договоренности о бесплатной помощи клиентам проекта, с адвокатской конторой — о защите прав клиентов. Сотрудничество только усилит вашу работу, стремитесь его налаживать и не стесняйтесь о нем рассказывать.
6. Организация должна иметь опыт, достаточные ресурсы и квалифицированные кадры, необходимые для осуществления проекта «Кадры решают все» — этот старый принцип вполне применим к оценке проектной заявки. Какие бы вы планы ни строили, их
реализация зависит от способности ваших сотрудников их осуществить, от их опыта, квалификации, интереса, мотивации и способности изучать и внедрять новое. В проектной заявке необходимо убедить доноров в вашей способности осуществить не
запланированное. Особенно это касается новых, незнакомых донору организаций, либо старых, но имеющих неудачный опыт общения с донорами. Свидетельством вашей квалификации и опыта могут служить успешно реализованные предыдущие проекты, CV (биографии) основных исполнителей проекта, рекомендательные письма, публикации в прессе. Ресурсы организации (штатные сотрудники, консультанты, волонтеры, помещение, оборудование и другие) должны быть соизмеримыми с задачами проекта, и наоборот. Репутация организации, руководителя проекта и сотрудников также играет большую роль. Иногда даже плохо написанный проект не останавливает донора от его поддержки, так как он знает, что команда разработчиков проекта сделает дело, и сделает его «на отлично»,
7.В проекте должна быть душа!
Проектная заявка — это всего лишь бумага. Доноры, рассматривая заявки, читают сотни страниц, заполненных всяческими слонами, цифрами, таблицами, графиками, заверенных печатями и подписями. Хорошая заявка отличается от плохой тем, что за ней видна жизнь, ваша работа. Ваша задача — добиться, чтобы «бумага» заговорила человеческим голосом, чтобы она вызывала интерес, была в состоянии ответить на все вопросы донора и могла за себя постоять. Вас не будет рядом с этой бумагой в самый ответственный момент, так что, после того как вы поставили точку в конце проектной заявки, возможности добавить что-либо, разъяснить, уточнить и переделать может и не представиться.
Как же вложить душу в проект? Не надо тужиться. Будьте естественны, кроме профессиональной терминологии, не забывайте об обычном языке и, главное, если вы занимаетесь интересным и нужным делом, попробуйте придать проекту ту энергию, которая питает вашу работу. Проекты пишутся не для того, чтобы просить, а чтобы делать, поэтому искренность, сила, мотивация, заинтересованность, приверженность, настойчивость, уверенность чувствуются в хорошей проектной заявке, и у такой заявки, независимо от донорской поддержки, есть будущее!
SMART
Хорошая проектная заявка должна быть четкой, лаконичной и конкретной. Она должна быть подана вовремя, ее бюджет - реалистичным и целесообразным, заложенные в заявку единицы расходов и виды деятельности должны способствовать достижению целей проекта, должны быть указаны показатели успешности проекта, по которым будет оцениваться проект, проект должен осуществляться за отведенное на финансирование время и, что самое важное, заявка должна быть SMART:
Specific — конкретная,
Manageable — реализуемая,
Agreed — согласованная,
Realistic — реалистичная,
Time Bound — ограниченная во времени.
Доноры также обращают внимание на то, присутствует ли у НПО дух сотрудничества с другими агентствами — правительственными, частными и т.д. — и ни в коем случае дух соперничества.
Еще доноры, как правило, учитывают следующие моменты:
- провела ли НПО исследование исходного состояния проблемы/вопроса;
- располагает ли НПО доверием сообщества, в котором планирует реализовывать проект;
- были ли потребности сообщества определены при участии в процессе его членов;
- будут ли к процессам планирования и принятия решений привлечены представители сообщества;
- осведомлена ли НПО о работе в данном направлении других организаций или лиц и обменивались ли они опытом работы? Если организация этого сделать не в состоянии, составлен ли перечень услуг, на которые можно ссылаться;
- определила ли НПО более общие вопросы, связанные с непосредственной областью ее планируемой работы, например причины поставленной проблемы;
- существует ли опасность дублирования деятельности, как в плане услуг, так и финансирования;
- имеет ли НПО необходимую инфраструктуру, персонал, оборудование и т.д., если все это не финансируется донором? Мотивирован ли персонал?
- Будет ли проект жизнеустойчивым?
Еще один важный аспект удачной проектной заявки — потенциал штата проекта для осуществления мониторинга деятельности и выполнения задач проекта. Будут ли они честны и прозрачны в отношении того, что не получилось, и если да, постараются ли определить, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию? Привлекут ли они к этим изменениям членов сообщества, проинформируют ли о них донора, проделают ли они все необходимое для того, чтобы осуществить эти изменения? Сверх того, боится ли НПО мониторинга и оценки?
Заявка не будет поддержана, если проект очень амбициозный и не конкретный. Иногда организации забывают поставить себя на место донора и поэтому не отдают себе отчета в том, что кое-что из написанного донору ни о чем не говорит, Некоторые из отвергнутых заявок широко используют профессиональную лексику, но донору очевидно, что авторы не обладают четким видением вопроса. Простой язык в данном случае гораздо более эффективен.
Другие причины, по которым заявка может быть отвергнута:
• когда из предложенных видов деятельности не выстраивается логическая цепочка для достижения поставленных целей;
• когда перечисленные виды деятельности не соответствуют проекту;
• когда запрашиваемые для персонала зарплаты намного выше среднего по стране уровня;
• когда бюджет на компьютеры, оборудование, телевизоры, видеомагнитофоны не соразмерный с запрашиваемым на оказание услуг сообществу;
• когда бюджетные расходы на материалы велики и не принимаются во внимание уже существующие материалы и их доступность по гораздо более низкой цене;
• когда существенная сумма денег запрашивается на заграничные визиты и иностранных консультантов. Построение местного потенциала чрезвычайно важно для повышения жизнеустойчивости, но в пределах разумных лимитов.
Итак, хорошее проектное предложение просто изложено, конкретно и соответствует критериям SMART.
Заявка
Критерии, а