Организация поставок ЛП и товаров аптечного ассортимента. Учет поступления товарно-материальных ценностей в аптечной организации.
Студент изучает хозяйственные связи с поставщиками ЛС, систему оплаты, сроки поставок и способы урегулирования взаимоотношений с поставщиками.
Знакомится с видами и порядком составления заявок на аптечные товары, организацией поставок товарно-материальных ценностей в аптеку. Изучает механизм ценообразования в аптечной организации. Факторы, влияющие на формирование цен на ЛП, ИМН.
Изучает порядок поступления товаров в аптеку и их документальное отражение в учетных документах и отчетности, виды приемочного контроля.
Студент предоставляет по данному разделу следующие документы: •штамп приемки;
•доверенность на получение товара со склада; •сопроводительный лист; •протокол согласования цен на ЖНВЛП;
•акт об установлении расхождений в количестве и качестве при приемке товара;
•товарно-транспортную накладную;
•акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика; •журнал регистрации поступления товаров по группам.
Учет расхода (реализации и выбытия) товарно-материальных ценностей в аптечной организации
Студент изучает порядок документального отражения реализации товаров аптечного ассортимента населению, медицинским и другим организациям.
Изучает документальное оформление расхода товарно-материальных ценностей на хозяйственные нужды, на оказание первой медицинской помощи, изъятых на анализ в КАЛ (для производственной аптеке).
Изучает порядок списания в случае боя, брака, порчи товаров и др.
Студент предоставляет по данному разделу следующие документы: •требование-накладную;
• счет-фактуру;
• журнал учета оптового отпуска и расчетов с покупателями;
• оборотную ведомость по лицевым счетам покупателей; •акт о порче товарно-материальных ценностей;
•акт о списании средств на хозяйственные нужды;
•журнал учета расхода медицинских товаров на хозяйственные нужды;
•журнал учета медицинских товаров, израсходованных на оказание первой
медицинской помощи;
•справку использования товаров на оказание первой медицинской помощи;
•журнал учета лабораторных и фасовочных работ;
•справку о дооценке, уценке лабораторно-фасовочных работ.
Товарный отчет аптечных организаций: порядок составления, сроки предоставления
Студент составляет товарный отчет за отчетный период с приложением приходных и расходных документов.
Учет кассовых операций
Изучает отражение приходных и расходных кассовых операций в учетных документах, знакомится с порядком выписки кассовых ордеров, с оформлением сдачи выручки на расчетный счет, периодичностью и результатами ревизии кассы.
Студент предоставляет по данному разделу следующие документы:
•журнал кассира-операциониста;
•приходный кассовый ордер;
•расходный кассовый ордер;
•набор документов при сдаче выручки инкассатору;
•отчет кассира.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей и денежных средств
Студент знакомится с подготовкой к инвентаризации, порядком ее проведения и выведением результатов инвентаризации.
Анализирует причины образования недостачи, излишек товарно-материальных ценностей, рассчитывает при необходимости естественную убыль.
Практикант принимает участие в работе инвентаризационной комиссии. Если в период практики инвентаризация не проводилась, студент изучает материалы последней инвентаризации.
Студент предоставляет по данному разделу следующие документы:
• распоряжение о проведении инвентаризации;
• инвентаризационные описи товаров, материалов, тары и других материальных ценностей;
• сводная опись инвентаризационных листов отдела аптеки;
• акт инвентаризации наличных денежных средств;
• акт результатов инвентаризации.
Учет труда и заработной платы
Студент знакомится с порядком оплаты труда в аптеке, с учетом штатного состава и отработанного рабочего времени. Проводит расчет заработной платы работников аптеки, пособий по временной нетрудоспособности, оплат, за работу в праздничные дни, за совмещение, совместительство, отпускных, командировочных расходов.
Студент предоставляет по данному разделу следующие документы:
•табель учета рабочего времени;
•личная карточка работника.
Формы контроля
Текущий контроль за выполнением студентом программы практики осуществляет непосредственный руководитель на рабочем месте в аптечной организации, посредством ежедневной проверки дневника с указанием даты и подписи в дневнике, графике работы.
Периодический контроль осуществляет:
· руководитель аптечной организации
· руководитель практики от кафедры
· представитель деканата.
Итоговый контроль включает в себя представление на кафедру отчетных документов по практике.
По результатам проверки всех представленных на кафедру документов студент допускается к сдаче итогового зачета на кафедре (включающего тестовый контроль на ПЭВМ и собеседование по дневнику).
7. Список литературы:
1. Федеральный закон РФ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.11г.
2. Федеральный закон РФ № 61 – ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.10г.
3. Федеральный закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей»от 07.02.12г. (в ред. Федеральных законов от 21.12.04 № 171-ФЗ, от 25.10.07г. № 234-ФЗ).
4. Федеральный закон РФ № 402-ФЗ от 06.12.11г. «О бухгалтерском учете».
5. Постановление Правительства Российской Федерации №1148 «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ» от 31.12.09г.
6. Постановление № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичных товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» от 19.01.98г.
7. Приказ МЗ и СР РФ № 706н «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» от 23.08.10г. (в ред. Приказа МЗ и СР РФ от 28.12.10г. № 1221н).
8. Приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.95г. «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.10г. № 142н).
9. Приказ Минздравсоцразвития № 805н от 15.09.10г. (в ред. Приказа МЗ и СР № 351н от 26.04.11г.) «Об утверждении минимального ассортимента ЛС».
10. Приказ Минздравсоцразвития РФ N 397н от 16.05.11г. «Об утверждение специальных требований к условиям хранения НС и ПВ, зарегистрированных в установленном порядке в РФ в качестве ЛС, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, ЛПУ, научно-исследовательских учебных организациях и организациях оптовой торговли ЛС».
11. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 1198н от 27.12.11г. «Об утверждении правил в сфере обращения медицинских изделий».
12. Регистр лекарственных средств.
13. Управление и экономика фармации. Учебник под ред. В.Л. Багировой/М.: ОАО «Издательство» «Медицина», 2004.
14. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебник для медицинских и фармацевтических вузов/ О.А. Васнецова, Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2005.
8. Вопросы для проверки выполнения программы производственной практики (контрольные вопросы):
1. Основополагающие характеристики товара. Понятие о фармацевтическом товаре, его потребительских свойствах.
2. Маркировка лекарственных препаратов, предъявляемые требования.
3. Упаковка лекарственных препаратов. Определение потребительских свойств упаковки.
4. Источники поступления товара в аптечную сеть.
5. Организация поставок товара в аптеку, порядок приемки. Отражение поступления товара в отчетности.
6. Оформление торгового зала аптек. Реализация принципов мерчандайзинга
7. Нормативное регулирование продажи товаров аптечного ассортимента населению.
8. Организация хранения различных групп лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента.
9. Порядок ценообразования на фармацевтическом рынке. Факторы, влияющие на формирование цен на ЛС, ИМН.
10. Понятие об учете. Виды учета, их характеристика и классификация. Задачи и требования, предъявляемые к учету. Учетные измерители. Нормативные документы, регламентирующие организацию учета на предприятии.
11. Учет движения ТМЦ в аптечной организации.
12. Порядок ведения кассовых операций в РФ. Организация работы кассира с использованием контрольно-кассовой техники (ККТ).
13. Виды и учет приходных и расходных кассовых операций.
14. Учет безналичных расчетов.
15. Учет труда и заработной платы. Учет начислений и выплат из внебюджетных фондов.
16. Виды, формы и системы оплаты труда. Организация учета рабочего времени в аптечной организации.
- Товарный отчет, его назначение, составные части. Структура товарного отчета. Сроки составления и порядок предоставления товарных отчетов.
- Инвентаризация ТМЦ в аптечных организациях. Задачи, виды, сроки проведения инвентаризации. Состав, права и обязанности инвентаризационной комиссии.
- Нормативная база и общие правила проведения инвентаризации. Порядок проведения инвентаризации денежных средств. Порядок инвентаризации лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.
- Анализ и оформление результатов инвентаризации. Порядок регулирования инвентаризационных разниц. Порядок применения норм естественной убыли при инвентаризации.
9. Обучающие тестовые задания для проверки выполнения программы практики:
1. Показатель ассортимента, который определяется числом разновидностей товаров (ассортиментных позиций) по каждому наименованию:
1. устойчивость ассортимента
2. широта ассортимента
3. глубина ассортимента
4. обновление ассортимента
Правильный ответ: 3
2. Объектом товароведной деятельности считают:
1. медицинские изделия
2. товар
3. сырьё и полуфабрикаты
4. оборудование
Правильный ответ: 2
3. К группе основных пищевых веществ "Макронутриенты" относят:
1. ферменты
2. витамины
3. макроэлементы
4. белки
Правильный ответ: 4
4. К перевязочным средствам относят:
1. вата
2. марля
3. салфетки
4. миткаль
Правильный ответ: 3
5. Ампулы изготавливаются из марки стекла:
1.МТО
2. ОС
3. оптического
4. НС – 1
Правильный ответ: 4
6. К взрывчатым веществам относят:
1.сера
2. хлорэтил
3. эфир
4. нитроглицерин
Правильный ответ: 4
7. Минеральные воды, имеющие картонную ламинированную прокладку в пробке, следует хранить в:
1. темном помещении
2. горизонтальном положении
3. вертикальном положении
4. светлом помещении
Правильный ответ: 2
8. Дезинфицирующие средства следует хранить в:
1. светлом помещении
2. горизонтальном положении
3. проветриваемом помещении
4. изолированном помещении
Правильный ответ: 4
9. Показатель количества ассортиментных групп, которые присутствуют в ассортиментном портфеле аптечной организации:
1. устойчивость ассортимента
2. широта ассортимента
3. глубина ассортимента
4. обновление ассортимента
Правильный ответ: 2
10. Предметом товароведения является:
1. потребительские свойства товара
2. качество товара
3. потребительная стоимость товара
4. свойства товаров
Правильный ответ: 3
11. Комплекс мероприятий, проводимых в торговом зале и направленных на продвижение товара или марки, определяется понятием:
1. маркетинг
2. мерчандайзинг
3. акция
4. логистика
Правильный ответ: 2
12. К перевязочным материалам относятся:
1.бинты
2. марля
3. салфетки
4. пластыри Правильный ответ: 2
13. Основной элемент упаковки:
1.тара
2. флакон
3. картонная коробка
4. поддон
Правильный ответ: 1
14. Лекарственное средство, требующее защиты от воздействия пониженной температуры:
1. раствор инсулина для инъекций
2. серебра нитрат
3. калия перманганат
4. перекись водорода
Правильный ответ: 1
15. Документом, подтверждающим внесение медицинского товара в Государственный реестр, является:
1. фармакопейная статья
2. регистрационное удостоверение
3. каталог
4. сертификат Правильный ответ: 2
16. Учетными измерителями являются:
1. натуральные, трудовые, относительные
2. денежные, трудовые, относительные
3. натуральные, трудовые, денежные
4. натуральные, трудовые, абсолютные
Правильный ответ: 3
17. В случае установления расхождения в количестве и качестве при приемке товара оформляется документ:
1. товарная накладная
2. протокол согласования цен на ЖНВЛП
3. приказ
4. акт
Правильный ответ: 4
18. Документ по учету товарных потерь вследствие боя, порчи ТМЦ:
1. товарный отчет (расходная часть)
2. акт о порче
3. справка
4. товарный отчет (приходная часть)
Правильный ответ: 2
19. Оперативный учет расхода товаров на оказание первой медицинской помощи ведется в документе:
1. кассовая книга
2. журнал учета медицинских товаров, израсходованных на оказание ПМП
3. рецептурный журнал
4. справка о списании средств, израсходованных на оказание ПМП Правильный ответ: 2
20. Сумма денежных средств, которая может постоянно находиться в кассе, именуется:
1. остаток кассы
2. лимит кассы
3. выручка
4. аванс
Правильный ответ: 2
21. Материальную ответственность за наличие денег в кассе несет:
1. кассир
2. провизор
3. бухгалтер
4. фармацевт
Правильный ответ: 1
22. Реализация конечным потребителям в суммовом выражении отражается в документе:
1. товарный отчет (приходная часть)
2. товарный отчет (расходная часть)
3. рецептурный журнал
4. журнал учета рецептуры
Правильный ответ: 2
23. Государственное регулирование цен на ЖНВЛП осуществляется путем:
1. лицензирования
2. аудиторских проверок
3. налоговых проверок
4. государственной регистрации цен и установления предельных оптовых и розничных надбавок
Правильный ответ: 4
24. Документ для ежемесячной выверки взаиморасчетов между аптекой и потребителями-организациями:
1. оборотная ведомость по лицевым счетам покупателей
2. требование-накладная
3. журнал учета рецептуры
4. кассовая книга
Правильный ответ: 1
25. Документ, в котором отражают показания контрольно-кассовой техники за смену:
1. журнал кассира-операциониста
2. отчет кассира
3. сличительная ведомость
4. приходный ордер
Правильный ответ: 1
26. Документом отчетности в оперативном учете является:
1. товарный отчет
2. справка
3. ведомость
4. акт
Правильный ответ: 1
27. Периодичность составления товарного отчета зависит от:
1 .требований налоговых органов
2. интенсивности и объемов деятельности аптечной организации
3. желания руководителей аптеки
4. требований учредителей
Правильный ответ: 2
28. Документ месячной отчетности в аптечном киоске:
1. товарный отчет аптеки
2. товарный отчет (мелкорозничной сети)
3. оборотная ведомость по лицевым счетам покупателей
4. реестр движения денежных средств и инкассации выручки
Правильный ответ: 2
29. Основанием для начисления заработной платы является:
1. табель учета рабочего времени
2. трудовой договор
3. график отпусков
4. график выхода на работу
Правильный ответ: 1
30. К формам оплаты труда относятся:
1. основная и дополнительная
2. повременная и сдельная
3. договорная и основная
4. договорная и дополнительная
Правильный ответ: 2
31. Денежные суммы, выплачиваемые работникам сверх оклада с учетом интенсивности и условий труда:
1. доплата
2. надбавка
3. районный коэффициент
4. удержание из заработной платы
Правильный ответ: 1
32. Основанием для проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей в фармацевтической организации является:
1. приказ заведующего аптекой
2. приказ руководителя фармацевтической организации
3. письменное распоряжение руководителя бухгалтера
4. просьба покупателей
Правильный ответ: 2
33. В аптечных организациях инвентаризация лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, проводится:
1. при инвентаризации товаров
2. 1 раз в год
3. 1 раз в квартал
4. ежемесячно
Правильный ответ: 4
34. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в документе:
1. сличительная ведомость
2. акт проведения инвентаризации
3. инвентаризационные списки
4. инвентаризационная опись
Правильный ответ: 4
35. Нормы естественной убыли медикаментов и других товаров при проведении инвентаризации применяются в случае:
1. согласия председателя комиссии
2. выявления недостачи, излишек
3. необходимости списания ЛП с истекшим сроком годности
4. выявления фактических недостач
Правильный ответ: 4
Приложение № 1
График работы
студента ______ гр. медико – фармацевтического колледжа
______________________________________________Ф.И.О.