Маркетинговые характеристики ассортимента лекарственных препаратов и БАД. Маркировка фармацевтических товаров.
Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
По местонахождению ассортимент товаров подразделяют на:
· производственный ассортимент - номенклатура товаров, выпускаемых предприятиями.
· торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары.
По широте охвата товаров различают:
· простой ассортимент – представлен видами товаров, классифицируемых не более чем по трём признакам;
· сложный – набор товаров, классифицируемых более чем по трём признакам, он объединяет товары из нескольких ассортиментных классов и групп;
· групповой ассортимент – ассортимент товаров, объединённых по общим признаком в определённые совокупности товаров;
· сопутствующий ассортимент – товары, выполняющие вспомогательные функции и не относящиеся к основным для фармацевтической организации;
· смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
По способу формирования ассортимент подразделяют на:
· обязательный – его заказывают изготовителям органы государственного управления или общественные организации в целях упорядочения деятельности предприятий, а также для обеспечения социальных гарантий населению;
· свободный – предприятие формирует самостоятельно, исходя из целей хозяйствования, специализации, конъюнктуры рынка, финансовых возможностей и других факторов.
Свойства ассортимента
1. Широта ассортимента — количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
Действительная широта — фактическое количество товаров, имеющихся в наличии.
Базовая широта — широта, принятая за основу для сравнения (регламентированное нормативными или техническими документами или максимально возможное количество).
2. Полнота ассортимента – характеризует число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе.
3. Глубина ассортимента – характеризуется наличием разновидностей одного вида товара (или вариантов отдельных товаров).
4. Степень использования ассортимента – показатель использования ассортимента товаров, имеющихся в организации, за определённый период времени.
5. Новизна (обновление) ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившимся потребностям за счёт новых препаратов.
6. Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида и наименования товара в общем наборе.
7. Устойчивость – определяют степенью изменения показателей широты, полноты, глубины и структуры за исследуемые периоды времени.
8. Гармоничность – степень близости между товарами различных ассортиментных групп с учётом их практического применения, требований к организациям производства, каналов распределения или иных показателей.
Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Представляет собой последовательную реализацию управленческих функций: планирования, организации, координации и контроля.
• Планирование – установление основных показателей ассортимента и путей достижения заданных количественных характеристик выбранных свойств ассортимента. Основой планирования служат изучение спроса, проведение маркетинговых исследований, а результатом – определение планируемого товарного ассортимента.
• Организация – выбор методов и разработка программ изучения ассортимента, а также распределение обязанностей по управлению ассортиментом среди сотрудников организации. К другим аспектам данной функции относят выбор поставщиков и направлений работы с конечными и промежуточными потребителями.
• Координация – работа по созданию в ассортиментном «портфеле» определённого соотношения товаров по стадиям жизненного цикла, стратегической значимости, удельному весу в объёме продаж и др.
• Контроль – сопоставление фактических достигнутых показателей ассортимента с запланированными, а также их корректировка при необходимости.
Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим его рациональность.
Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его более полного удовлетворения.
Ассортиментная политика — цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.
Цель организации в области ассортимента — формирование реального и прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
Основными задачами ассортиментной политики являются:
- удовлетворение запросов потребителей,
- завоевание новых покупателей,
- оптимизация финансовых результатов предприятия.
Факторы, влияющие на формирование аптечного ассортимента:
1. Общие - не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия (покупательский спрос и производство товаров).
2. Специфические факторы – это факторы, которые отражают конкретные условия работы аптечного предприятия.
· размер аптеки
· условия товароснабжения
· специализация аптеки
· наличие других розничных аптечных предприятий
· численность и состав обслуживаемого населения
· тип аптеки
· материальные и технические ресурсы аптеки
· количество поставщиков
· характерные заболевания для района деятельности аптеки
· возможности и условия поставки товара
· ограничение торговых и складских помещений
· процентное соотношение групп покупателей
· экономические факторы
· взаимная дополняемость товаров
· финансовая устойчивость и авторитет аптеки
· методы обслуживания населения и т.д.
Упаковка– средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от влияния окружающей среды, от повреждений и потерь, и облегчающий процесс обращения (транспортирования, хранения, реализации).
Состав упаковки:
1. Тара.
2. Укупорочные средства.
3. Вспомогательные упаковочные средства (дозаторы, пилки и т.д.).
4. Информативный материал (листы-вкладыши, инструкции по применению).
Классификация упаковки по назначению:
· потребительская упаковка попадает с продукцией непосредственно к потребителю, является неотъемлемой частью товара и входит в его стоимость;
· транспортная упаковка составляет отдельную самостоятельную транспортную единицу и используется для перевозки товаров в потребительской упаковке или неупакованной продукции;
· производственная упаковка используется как часть технологии при организации производственного процесса и не предназначена для реализации продукции в розничной торговой сети;
· консервирующая упаковка необходима для долгосрочного сохранения сырья, материалов, изделий, техники, а также опасных отходов (химических, радиоактивных и т.д.);
Классификация упаковки по применению:
· первичная (индивидуальная) упаковка (флаконы и банки из стекла, полимерные емкости, капсулы, тубы алюминиевые);
· вторичная упаковка (картонная пачка, упаковка из полимерной пленки и фольги, банка стеклянная, пакеты или мешки, обертка бумажная с этикеткой (для предметов санитарии и гигиены);
· третичная упаковка (короб из гофрированного картона, ящики деревянные, контейнер, мешки).
Общие требования к упаковке:
· безопасность упаковки - отсутствии механического или химического загрязнения товара компонентами упаковки, в том числе веществами, вредными для организма человека.
· экологическая чистота - это способность упаковки при ее утилизации и использовании не наносить существенного вреда окружающей среде.
· надежность упаковки - способность сохранять товар или его герметичность в течение длительного времени.
· совместимость — способность упаковки не изменять потребительские свойства упакованных товаров.
· взаимозаменяемость — способность упаковки одного вида заменять упаковку другого вида при использовании по одному и тому же функциональному назначению.
· эстетические свойства упаковки — применение современного дизайна и привлекательных материалов для ее изготовления.
· экономическая эффективность определяется стоимостью упаковки, ценой эксплуатации и ценой утилизации.
Маркировка – это обязательная информация, нанесенная на изделие или упаковку в виде комплексов знаков или символов, характеризующих это изделие.
Основные функции маркировки:
· информационная функция (предоставление нужной информации о товаре, реклама продукции);
· идентифицирующая функция (позволяет определить соответствие продукции НТД, принадлежность к определенному ассортименту, виду, типу товаров);
· мотивационная функция (формирует мышление покупателей с ориентацией на данную товарную марку; способствует росту степени конкурентоспособности, и привлекательности данного товара для каналов сбыта);
· эмоциональная функция (позволяет уменьшить влияние ценового фактора, так как потребитель может ориентироваться в различных товарах по маркам, что снижает коммерческий риск для них).
Носители маркировки:
· этикетки;
· грани потребительской упаковки;
· кольеретки;
· вкладыши;
· бирки и ярлыки;
· клейма и штампы.
Маркировка лекарственных средств:
На первичной упаковке на русском языке указываются: наименование ЛП (МНН, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических ЛП), срок годности, доза и форма выпуска, объем и количество доз (для иммунобиологических ЛП).
На вторичной (потребительской) упаковке на русском языке указываются: наименование ЛП (МНН или химическое и торговое наименование), наименование производителя ЛП, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических ЛП), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, доза и количество доз в упаковке, форма выпуска, условия отпуска, условия хранения, меры предосторожности при применении ЛП, предупредительные надписи.
Фармацевтические субстанции должны поступать в обращение, если на их первичной упаковке на русском языке указаны наименование фарм. субстанции (МНН или химическое и торговое наименование), наименование производителя субстанции, номер серии и дата изготовления, количество в упаковке и ед. измерения количества, срок годности и условия хранения.
Лекарственные средства в качестве сывороток должны поступать в обращение с указанием животного, из крови, плазмы крови, органов и тканей которого они получены.
На вторичную (потребительскую) упаковку ЛС, полученных из крови, плазмы крови, органов и тканей человека, должна наноситься надпись: «Антитела к ВИЧ-1, ВИЧ-2, к вирусу гепатита С и поверхностный антиген вируса гепатита В отсутствуют».
На первичную упаковку и вторичную (потребительскую) упаковку радиофармацевтических ЛС должен наноситься знак радиационной опасности.
На вторичную (потребительскую) упаковку гомеопатических ЛП должна наноситься надпись: «Гомеопатический».
На вторичную (потребительскую) упаковку лекарственных растительных препаратов должна наноситься надпись: «Продукция прошла радиационный контроль».
На первичную упаковку и вторичную (потребительскую) упаковку ЛП, предназначенных для клинических исследований, должна наноситься надпись: «Для клинических исследований».
Упаковка ЛС, предназначенных исключительно для экспорта, маркируется в соответствии с требованиями страны-импортера.
На транспортную тару, которая не предназначена для потребителей и в которую помещено ЛС, должна наноситься информация о наименовании, серии ЛС, дате выпуска, количестве вторичных (потребительских) упаковок, производителе с указанием наименования и местонахождения производителя (адрес, в том числе страна и (или) место производства ЛС), а также о сроке годности и об условиях его хранения и перевозки, необходимые предупредительные надписи и манипуляторные знаки.
На первичную упаковку и вторичную (потребительскую) упаковку ЛС для ветеринарного применения должна наноситься надпись: «Для ветеринарного применения».
На вторичную (потребительскую) упаковку ЛП наносится штриховой код.
Структура маркировки:
· текст;
· рисунки;
· информационные знаки.
Это условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или групповых характеристик товара.
Информационным знакам свойственны:
– краткость;
– выразительность;
– наглядность;
– узнаваемость.
К информационным знакам относятся:
· товарные знаки;
· знаки соответствия установленным требованиям качества и безопасности;
· компонентные знаки;
· манипуляционные знаки;
· предупредительные знаки;
· экологические знаки;
· размерные знаки;
· эксплуатационные.
Товарный знак- специальное обозначение, по которому можно отличить товары и услуги одних фирм от других. Разработка, утверждение и применение товарного знака регулируется НД (ФЗ «О товарных знаках (знаках обслуживания)»).
Товарные знаки подразделяются на фирменные и ассортиментные.
Фирменные товарные знаки предназначены для идентификации товаров или услуг. Существуют три основных типа обозначения фирменных товарных знаков:
· фирменное имя – слово, буква, группа слов или букв, которые могут быть произнесены;
· фирменный знак – символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;
· знак защиты.
Ассортиментные товарные знаки предназначены для идентификации ассортиментной принадлежности.
Они бывают:
1. Видовые (представлен в словесной или изобразительной форме).
2. Марочные (определённое имя или знак, присущее конкретному виду товара).
Марочный товарный знак включает следующие элементы:
- марочное название;
- марочный знак;
- знак защиты (тм – знак, защищающий исключительные права продавца на пользование марочным названием).
Знаки соответствия подтверждают соответствие маркированной ими медицинской продукции установленным требованиям стандарта, других нормативных документов. В зависимости от сферы применения различают национальные и транснациональные знаки соответствия.
Экологическая маркировка обозначается специальным экознаком, который служит для потребителя указанием об экологической чистоте продукта, а также о безопасности его упаковки для окружающей среды.
Манипуляционные знаки – используются для информации о способах обращения с товарами, грузами.
Штриховой код - знак, предназначенный для автоматизированных идентификаций и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.
Информация кодируется в штриховом коде путем применения штрихов и пробелов между ними различной ширины. Существует несколько стандартов штриховых кодов, но наиболее распространенные — это коды EAN-8 и EAN-13 для маркировки товаров и ITF-14 для маркировки коробок и упаковки.
Товарный код EAN-13 разбит на 4 группы цифр.
1 - состоит из двух или трех цифр и указывает на страну происхождения товара;
2 - состоит из пяти или четырех (при трехзначном коде страны) цифр и показывает номер предприятия изготовителя;
3 - группа содержит пять цифр номера данного товара. Выбор правил назначения внутренних кодов товаров — дело предприятия-изготовителя.
Последняя цифра кода EAN-13 является контрольной и позволяет определять правильность считывания информации сканером.