Пропаганда по средствам компьютеризации.
Большое количество пропагандисткой информации по вопросам МЧС можно получить и по системе «Интернет».
Учитывая интерес молодежи к компьютерам, компьютерной информации, компьютерным играм не лишним было бы задействовать и этот путь пропаганды знаний Гражданской обороны, организовав викторины, беседы с участниками ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Особо надо сказать о роли в работе библиотек по пропаганде и информированию населения в области Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, одном из самых массовых средств культурно-просветительных учреждений. Желательно, чтобы в книжных фондах библиотек была и литература, касающаяся обеспечения безопасности жизнедеятельности людей, чтобы она постоянно пополнялась и пропагандировалась. С этой целью рекомендуется проводить читательские конференции, обзоры литературы, тематические вечера, встречи читателей с авторами книг. Надо также – высказать пожелание, чтобы каждая библиотека получала журналы “Пожарный и спасатель”, “Информационно-справочный сборник материалов в области Гражданской защиты”, активно их пропагандировала, использовала в работе с читателями.
Для пропаганды и информирования населения в области предупреждения чрезвычайных ситуаций в местах массового пребывания людей рекомендуются к использованию следующие технические средства информации:
- наружные (располагаемые вне помещений) наземные, отдельно стоящие светодиодные панели на собственной опоре (Г-образной или П-образной формы) размером экрана от 12 до 60 м2 и энергопотреблением до 30 кВт;
- наружные (располагаемые вне помещений) размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели размером экрана до 12 м2;
- внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные телевизионные плазменные панели;
- внутренние (располагаемые внутри помещений) телевизионные проекционные экраны ;
- радиотрансляционные сети пассажирского транспорта;
- информационные плакаты на ограждениях объектов строительства, транспортных средствах наземного пассажирского транспорта и остановочных павильонах;
- уличные информационные таблички, стенды, вывески, плакаты, перетяжки, щитовые и крышные установки и др.;
- иные современные технические средства.
Для размещения технических средств информации рекомендованы следующие места (участки):
- основные выезды, въезды в город, пересечение основных городских магистралей;
- аэропорты – два участка под светодиодные панели на площади (подъезде к ним) перед каждым аэровокзалом и четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого аэровокзала;
- железнодорожные вокзалы – два участка под светодиодные панели на площади перед каждым вокзалом (или внутривокзальной площади) и четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого вокзала;
- гипермаркеты (торговые центры) с общей площадью помещений более 10 тыс. м2 – два участка под светодиодные панели на прилегающей к каждому гипермаркету территории, шесть и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри гипермаркета;
- станции метрополитена – два места под плазменные панели или проекционные экраны для каждой станции метрополитена в зависимости от типа, размеров станции метрополитена и количества выходов;
- центральные площади городов – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
- городские стадионы – два участка перед стадионом для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
- городские рынки – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
- городские автовокзалы – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей, четыре и более мест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого автовокзала;
- городские пляжи – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей;
- городские парки – два участка для размещения наружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
- пассажирский транспорт – одно и более мест, по возможности, «бегущей строкой» в вагоне (салоне);
- ограждения объектов строительства, транспортные средства наземного пассажирского транспорта и остановочные павильоны.
Технические средства информации рекомендуется оснащать системой пожаротушения и системой аварийного отключения от сети электропитания, табло с указанием (идентификацией) эксплуатирующей организации, видимым с земли, плоскостями изображения, обеспечивающими их видимость с максимально возможных расстояний по направлениям наиболее плотных (интенсивных) людских потоков.
Не рекомендуется устанавливать технические средства информации в местах, где их размещение и эксплуатация может наносить ущерб природному комплексу, иметь сходство по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, ухудшать их видимость, снижать безопасность движения, мешать проходу пешеходов, уменьшать габариты инженерных сооружений, создавать впечатление нахождения на дороге пешеходов, транспортных средств, животных, других предметов, а также создавать помехи для прохода пешеходов и механизированной уборки улиц и тротуаров.
Технические средства информации также не рекомендуется устанавливать:
-на одной опоре с дорожными знаками, светофорами и в створе с ними;
- на аварийно-опасных участках дорог, на железнодорожных переездах, в тоннелях и ближе 50 м от них по ходу движения;
- в виде отдельно стоящих конструкций над проезжей частью;
- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
- на расстоянии менее 100 м от технических средств информации до указателей направлений;
- ближе 5 м от края технического средства информации до края проезжей части.
Технические средства информации должны соответствовать установленным техническим требованиям.
Опоры технических средств информации рекомендуется производить из материалов, обеспечивающих высокий уровень безопасности при наездах и достаточную устойчивость при ветровой нагрузке и эксплуатации.
Территориальные органы МЧС РК осуществляют функции методического руководства и контроля (в пределах своей компетенции) за использованием технических средств информации для решения вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного его оперативного информирования о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций.
Технические средства информации в местах массового пребывания людей, находящиеся в собственности объектов хозяйствования, рекомендуются для использования в целях подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности.
Организации, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей, осуществляют установку и (или) предоставление участков для установки технических средств информации, а также предоставление имеющихся технических средств информации и выделение времени для размещения соответствующей информации по согласованию с территориальными органами МЧС РК.
Пути повышения качества пропаганды Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций:
-злободневность и целенаправленность содержания;
- комплексный подход в пропагандисткой работе;
- умелое использование технических и электронных средств;
- объединение усилий местных исполнительных органов, штабов Гражданской обороны организаций и т. д.;
- дифференцированный подход к различным группам населения;
- повышение методической и теоретической подготовленности пропагандистов, умение доходчиво проводить пропаганду Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в любой аудитории.
Учёт специфики предполагает дифференцированный подход, учет особенностей различных категорий населения, уровня их знаний по гражданской защите, уровень информированности, культуры, многообразия интересов, специфики формирований ГО, в состав которых они организованно входят.
Каждое формирование имеет свои особенности, решает определенные задачи, с учётом которых и должна строиться пропаганда. Кроме учёта специфики в подготовке населения необходимо учитывать особенности территории, так как в многоотраслевом народном хозяйстве широко применяются сложные технические комплексы, используются химические вещества, в том числе взрывчатые и легковоспламеняющиеся.
Атомные электростанции, химические, металлургические, биотехнические предприятия, нефтепроводы в случае аварии на них представляют большую опасность, как для населения, так и для окружающей среды, территорий. Последствия аварий в ряде случаев могут быть сравнимы с последствиями применения современных военных средств поражения. Анализ событий на Чернобыльской АЭС (1986 г.), террористические акты в различных регионах требуют от нас серьёзного внимания проблемам безопасности в условиях мирного времени.
Организуя пропаганду знаний по вопросам Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций природного и техонгенного характера среди населения следует разъяснять людям, что беспечность чревата тяжелыми последствиями, но вместе с тем как бы не были разрушительными средства массового поражения – заблаговременная подготовка, организованное проведение мероприятий ГО и ЧС дают возможность снизить поражающий фактор в случае их возникновения или применения.
Вся история человечества свидетельствует о том, что не может быть такого оружия, против которого не было бы защиты, при знании и умении применять защитные меры. Средства массового поражения будут поражать не массу, а только тех, кто пренебрегает изучением, освоением и применением мер защиты.
Большое значение уделяется усилению пропагандисткой работы на объектах хозяйствования, связанных с повышенной опасностью возникновения чрезвычайных ситуаций.
Эффективность пропаганды знаний залог готовности людей к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Пропаганду знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций вести в тесной связи с организацией обучения населения, при этом предусматривать разработку и распространение информационно - справочных материалов для обучающихся (брошюр, пособий, листовок плакатов) и кино-, видео пособий (кинофильмы, видеофильмы, диафильмы и слайд фильмы). Постоянно организовывать тематический показ фильмов на объектах экономики, в учебно-методических центрах МЧС РК, курсах ГО, консультативных пунктах, по местному телевидению.
Требования, предъявляемые к пропаганде.
1. Правдивость.
Только правдивая пропаганда способна помогать людям правильно и всесторонне анализировать обстановку, активно решать стоящие перед ними задачи по ГО и ЧС.
Повседневная деятельность учит, что пропаганде важно не обходить острые темы, не бояться затрагивать так называемые «трудные» вопросы.
2. Пропаганда должна быть тесно связана с жизнью, с задачами, решаемыми трудовыми коллективами, особенностями защиты его. Современная действительность требует, чтобы пропаганда была подчинена именно тем задачам, которые надо решать в данный момент, разумеется, не упуская из виду конечной цели. Она должна связывать массы с конечным решением тех экономических задач, которые стоят на повестке дня, органически соединять теорию с практикой, научные знания с живой действительностью.
3. Доходчивость, убежденность, оперативность.
Успеху пропаганды мероприятий ГО и ЧС способствует не только её высокая научность, но и способы разъяснения. Искусство пропагандиста состоит в том, чтобы наилучшим образом повлиять на аудиторию, воодушевить людей на достижение определенных целей, на практические дела. Нужно иметь в виду, мероприятия ГО и ЧС – это социально значимые задачи, связанные с обеспечением жизнедеятельности людей, сохранением материальных ценностей, обеспечением устойчивости работы объектов экономики.
4. Единство пропагандисткой и организаторской работы. Пропагандистские дела должны подкрепляться одновременно организаторской работой. Так, например, пропагандируя роль и значение СИЗ, защитных сооружений на объектах экономики, руководители должны принимать меры по обеспечению ими рабочих и служащих объектов хозяйствования.
5. Дифференцированный подход.
Это требование предполагает учет особенностей различных категорий населения, уровня их знаний по гражданской обороне, информированности, культуры, многообразия интересов, специфики формирований ГО, в состав которых они организованно входят, каждое ФГО имеет свои особенности, решает определённые задачи, с учетом которых и должна строиться пропаганда.
Эффективность пропаганды ГО и ЧС достигается:
- непрерывностью и систематичностью её проведения при активном участии руководящего и командно-начальствующего состава, при активном участии общественных организаций, средств массовой информации;
- использованием всего многообразия форм, методов и средств воздействия на людей, СМИ;
- ведением пропаганды не отвлеченно, а направленно на решение конкретных задач;
- организацией подготовки пропагандистского актива, привлечением к ней руководящего состава, специалистов различных отраслей производства;
- редакции газет и журналов оказывают помощь в планировании и подготовке публикации материалов по безопасности жизнедеятельности;
- постоянным контролем, проведением смотров- конкурсов, подведением итогов работы пропагандистских сил и средств в области ГО и ЧС;
- обобщением и распространением передового опыта пропаганды ГО и ЧС;
- чётким соблюдением принципов пропаганды.
Ведение пропаганды среди населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется за счет расширения информационного обеспечения с помощью средств массовой информации, увеличения тиражей специальной и популярной литературы, отражающие вопросы безопасности жизнедеятельности и предоставления возможности получить исчерпывающую информацию по вопросам защиты от ЧС природного и техногенного характера мирного и военного времени, обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Немаловажное значение при осуществлении пропаганды необходимо уделить специфике и особенностям данной территории (региона, района), где она ведется.
Вся история человечества свидетельствует о том, что не может быть такого оружия, против которого не было бы защиты, при знании и умении применять защитные меры. Средства массового поражения будут поражать не массу, а только тех, кто пренебрегает изучением, освоением и применением мер защиты. Поэтому роль информирования и пропаганды среди населения приобретает первостепенное значение.
Литература
1.Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ. (с изм.).
2.Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ. (с изм.).
3.Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4.09.2003 № 547.
4.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2.11. 2000 № 841.
5.Примерные программы обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, рекомендованные МЧС РФ.
6.Приказ МЧС РФ «Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований» от 19 .02. 2004 № 19.
7.Приказ МЧС РФ «Об утверждении перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований» от 13.11.2006 № 646.
8.Приказ МЧС РФ «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 03.03. 2005 № 125.
9. Рекомендации по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской Федерации для обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, а также населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
10.Постановление Администрации города Твери от 23.11.2012 № 1777 "О создании учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне на территории города Твери".
11.Постановление Правительства РФ от 15.04. 2014 № 300 "О государственной программе Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"