Тема 2. Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели
Цели:
1. Ознакомиться с порядком планирования и выделения бюджетных и иных финансовых средств на выполнение мероприятий ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
2.Рассмотреть перечень, порядок разработки и представления необходимых документов, подтверждающих факт чрезвычайной ситуации и размер затрат на ликвидацию ее последствий.
3. Рассмотреть порядок ведения учета, отчетности и финансового контроля за расходованием средств по мероприятиям гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС.
События последних десятилетий свидетельствуют о масштабности стихийных бедствий, катастроф и аварий. Для ликвидации их последствий потребуются огромные не только материальные, но и финансовые ресурсы. Для эффективного решения этой задачи необходимо прогнозировать и исследовать возможные ЧС, проводить профилактические мероприятия и создавать запасы материальных, финансовых ресурсов исходя из принципа необходимой достаточности и заблаговременно.
Планирование и порядок выделения бюджетных и иных финансовых средств на выполнение мероприятий ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий
В соответствии с законом«О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций», постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. №1340 определены основные принципы создания, хранения, использования и восполнения материальных резервов для ликвидации ЧС.
Резервы создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС и включают:
Продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, СИЗ и др. средства.
Для ликвидации ЧС создаются резервы:
ü федеральных органов власти;
ü субъектов РФ;
ü муниципальных образований;
ü организаций.
ü Резервы создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов ЧС, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил средств.
Номенклатура и объемы резервов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются органом их создавшим.
Резервыразмещаются на объектах и местах хранения с учетом возможности их оперативной доставки в зоны ЧС.
Резервы используются для:
проведения АСДНР;
развертывания и содержания пунктов временного размещения ( ПВР );
для оказания единовременной материальной помощи и дрю первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
Финансирование расходовпо созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов осуществляется за счет средств организаций, муниципальных образований и области.
Методическое руководство по созданию, хранению и т.д. осуществляет МЧС
Создание и использование финансовых резервов для ликвидации ЧС рассматриваетсяв содержании«Положения о порядке расходования средств резервного фонда Администрации Тверской области»,утвержденного Постановлением Адм. Тверской областиот 30 сентября 2003 №334.
Резервный фонд создается для финансирования непредвиденных расходов и мероприятий областного значения, не предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.
Размер резерва определяется законом Тверской области «Об областном бюджете».
Финансовые средства расходуются на:
-проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации стихийны бедствий и др. ЧС, а также для оперативного устранения неисправностей и аварий на объектах ЖКХ области;
-изготовление наград и юбилейных медалей;
-платы разовых премий и т.д.
В муниципальные районы (образования) средства из резервного фонда направляются в установленном порядке и в соответствии с ПРАВИЛАМИ «О порядке финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Тверской области», которые утверждены Постановлением Адм. Тверской обл. от 22.04.2004 г. № 67.
Выделение средствпредназначается для частичного покрытия расходов на следующиемероприятия:
ü проведение поисковых АСР зоне ЧС;
ü проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах ЖКХ, социальной сферы, энергетики, промышленности, транспорта, связи и с/х;
ü закупку, доставку и кратковременное хранение средств для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших граждан;
ü развертывание и содержание пунктов временного размещения (ПВР) эвакуируемого населения в течение необходимого срока, но не более одного месяца;
ü оказания единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам из расчета не более 10 МРОТ.
Порядок выделения денежных средств определен Постановлением Адм. Тверской от 28.12.2001. №20 «Об утверждении Положения по перечню и содержанию документов, обосновывающих оказание помощи, учету финансовых средств, выделенных из областного бюджета на мероприятия по ликвидации ЧС, отчетности и контролю за их использованием.
В исключительных случаях могут быть профинансированы мероприятия по предупреждению ЧС регионального, межмуниципального, муниципального, а в отдельных случаях и локального характера, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей природной среде.
Финансирование последующих мероприятий по восстановлению объектов, пострадавших от ЧС, осуществляется за счет собственных средств организаций и муниципальных образований.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
¾ резервы финансовых и материальных ресурсов области — за счет средств бюджета Тверской области;
¾ местный резерв финансовых и материальных ресурсов органов местного управления — за счет средств местного бюджета;
¾ объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов — за счет собственных средств организаций.
Номенклатура и объем резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
Порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Тверской области определен Постановлением администрации Тверской области от 22.04.2004г. №67-ПА.
Пунктом 3 этого Постановления рекомендовано органам местного самоуправления:
¾ создавать резервы финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС на территориях муниципальных образований, определить порядок финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС (Критерии ЧС и финансовые резервы для каждого из критериев определены постановлением Правительства РФ от 21.05.2007г. №304 «О классификации ЧС природного и техногенного характера»).
¾ руководствоваться Правилами выделения средств из областного бюджета на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на территории Тверской области, утвержденные Постановлением администрации Тверской области от 22.04.2004 № 67-па.
В частности, Правилами определено, что при недостаточности собственных средств для ликвидации ЧС не позднее 15 дней со дня возникновения ЧС органы местного самоуправления могут обращаться в Администрацию Тверской области с просьбой о выделении средств из областного бюджета.
В обращении должны быть указаны:
номер и дата постановления (распоряжения) главы муниципального образования о введении на соответствующей территории режима ЧС;
данные о количестве погибших и пострадавших людей;
размере материального ущерба;
размере выделенных и израсходованных на ликвидацию ЧС средств организаций, органов местного самоуправления, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.
Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тверской области (далее КПЛ ЧС и ОПБ) в месячный срок со дня выхода указанного поручения рассматривает вопрос о выделении средств.
Для рассмотрения этого вопроса орган местного самоуправления представляет в комиссию документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств в соответствии с постановлением Администрации области от 28.12.01г. №20-ПА «О положении по перечню и содержанию документов, обосновывающих оказание помощи, учету финансовых средств, выделенных из областного бюджета на мероприятия по ликвидации ЧС, отчетности и контролю за их использованием».