Специальность: 5В130100 - «Общая медицина»

Министерства здравоохранения Республики Казахстан

ПРОГРАММА (КВ)

ПО КЛИНИЧЕСКОЙ БИОХИМИИ

для студентов 6 курса лечебного факультета (11-12 семестр)

Код дисциплины: Bioh 2202

Специальность: 5В130100 - «Общая медицина»

Объем учебных часов : 45

Кафедра биохимии ГМУг.Семей

  Факультет   Специаль- ность Общ кол-о часов   11-12 семестр Форма контроля  
Всего аудит лекц практ СРС  
Общая медицина Клиническая бихимия экзамен

Семей-2017

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Современная концепция профессиональной подготовки врача предусматривает равноценный уровень знаний в основных разделах медицины, в том числе клинической лабораторной диагностике, занимающей среди всех диагностических дисциплин одно из первых мест. С точки зрения информативности и диагностической значимости, с позиций широты оценки метаболического статуса больного, клиническая лабораторная диагностика доминирует во многих разделах клинической медицины.

Клиническая лабораторная диагностика включает много диагностически и методически обособленных разделов, в том числе клиническую биохимию, клиническую гематологию, иммунологию, клиническую серологию и микробиологию, клиническую токсикологию, клиническую генетику.

Каждый из перечисленных разделов обладает специфическим комплексом аналитического оборудования, включает много диагностических методов, многие из которых дают клиницисту возможность разобраться в вопросах патогенеза и этиологии патологического процесса. Наибольшим числом диагностических тестов, наибольшим объемом информации и перспективами развития располагает клиническая биохимия.

Таким образом, подготовка по вопросам клинической лабораторной диагностике, в том числе по клинической биохимии - обязательная часть общей подготовки врача, ее осуществляют на разных этапах обучения в медицинском вузе.

Молекулярные основы структуры и функций клеток разных тканей, их субструктур, их взаимодействия, протекающих в них процессах роста, развития, размножения и гибели, патологических нарушений их жизнедеятельности определяют клинические проявления болезней и имеют важнейшее значение для диагностики и лечения. Понимание этих основ необходимо будущему практикующему врачу, наблюдающему и лечащему больного.

Используя полученные сведения, врач, ставя диагноз и прибегая к лечению больного, должен задуматься о возможных нарушениях биосинтеза тех или иных биологически важных молекул, их транспорта в клетки и внутри клеток, сигнальной системы, взаимодействия и адгезии клеток, рецепторов, связывающих гормоны, факторы роста и другие лиганды.

Кроме того, врожденные генетические дефекты, неправильное питание, недостаток кислорода, действие токсических веществ и т. п. приводят к изменению скорости определенных биохимических реакций, а это влияет на функционирование и структуру клеток, тканей и органов. В связи с этим глобальной клинической биохимии является выявление нарушений биохимических реакций в организме человека с целью диагностики и прогноза заболеваний. При этом, маршрут движения по предмету через биохимический анализ является одним из самых продуктивных, так как будущий врач должен грамотно заказать его в лаборатории и высоко профессионально прокомментировать, т. е. из минимума данных извлечь максимум информации.

Исходя из всего изложенного цель курса клинической биохимии сводится к следующему:

- ознакомить студентов с современными методами биохимических исследований и их интерпретацией;

- научить их правильно и своевременно брать материал для исследований и оценивать полученные результаты;

- использовать данные биохимического анализа в диагностическом и прогностическом процессах, лабораторном контроле за лечением;

- изучить принципы лабораторной диагностики, алгоритмы лабораторного обследования пациентов при различной патологии.

Основными задачами цикла клинической биохимии являются:

- систематизировать имеющиеся у студентов представления о предмете «клиническая биохимия», ее целях, задачах и методах в арсенале врача;

- познакомить студентов с перспективами развития клинической биохимии;

- создать целостное представление о правильности показаний к назначению и полноте исследований, тактике лабораторных исследований, интерпретации изменений биохимических показателей в анализах и их значение в диагностике и контроле за лечением.

Наиболее эффективное изучение клинической биохимии – анализ лабораторных показателей при клинических синдромах, что позволяет понять сущность основных механизмов патогенеза заболевания. Клиническая биохимия предлагают не только новые методы и виды исследований, но и свое видение интерпретации результатов, получаемых при обследовании пациентов.

Одно из современных направлений развития клинической биохимии – разработка алгоритмов исследований, обнаружение отклонений состояния организма от нормы, их трактовка (физиологический или патологический характер), формирование диагностического предположения и подтверждение диагноза. Предпосылки использования алгоритмов обследования позволяют проводить скрининг заболеваний, особенно в группах риска, и оптимизировать диагностический процесс.

Для достижения поставленных задач необходимо, чтобы студенты – будущие врачи освоили:

- основные параметры биохимического анализа;

- изменение биохимических параметров под влиянием гормональной терапии и лекарственных средств;

- алгоритм отбора биохимических показателей;

- алгоритм оценки биохимических показателей.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Медицинская генетика : молекулярные мутации, заболевания, вызываемые мутациями в генах, методы диагностики заболеваний, передаваемых по наследству;

Микробиология, иммунология и вирусология: свойства патогенных и условно-патогенных микроорганизмов и вирусов, их роль в развитие инфекционного процесса и иммунного ответа, методы лабораторной диагностики заболеваний, вызываемых внедрением микроорганизмов и вирусов, механизмы специфического и не специфического иммунного ответа на повреждения;

Фармакология: лекарственные вещества и их воздействие на метаболизм ;

Патологическая анатомия: диагностика патологических процессов с помощью микроскопического исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов ;

Патологическая физиология: закономерности возникновения, развития и исхода патологических процессов; особенности и характер динамического изменения обмена веществ и физиологических функций при различных патологических состояниях организма.;

Эндокринология: гормоны и механизм их влияния на обмен веществ и физиологические функции, нарушение гормональной регуляции при различных заболеваниях;

Хирургические болезни: основные методы лечения при хирургических заболеваниях;

Пропедевтика внутренних болезней:причины и клинические про-явления заболеваний внутренних органов, методы распознавания болезней ;

Поликлиническая терапия: диагностика, лечение и профилактика заболеваний в поликлинических (внебольничных) условиях;

Онкология: молекулярные основы канцерогенеза, химический и биологический канцерогенез;

Внутренние болезни : этиология и патогенез заболеваний внутренних органов .

Требования к уровню подготовки студентов по дисциплине

В результате прохождения курса студент должен знать: предмет, цель, задачи и значение курса для своей будущей профессиональной деятельности; принцип (сущность) лабораторных методов исследования биологических жидкостей человека; оценка диагностической значимости лабораторных методов исследования.

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Научить студента применять при профессиональной деятельности сведения о химическом составе, о метаболических процессах и биохимических константах организма человека, как характеристиках нормы и признаков болезни

ЗАДАЧИ

Студент должен уметь:

Уметь составлять программы лабораторного биохимического исследования больных, объяснять информационную и диагностическую ценность результатов лабораторных анализов;

Уметь делать выбор целесообразной совокупности клинико-биохимических анализов крови и мочи для диагностики и лечения соответствующих заболеваний.

Уметь грамотно интерпретировать биохимический анализ крови, мочи и других биологических жидкостей организма человека.

Уметь проводить основные клинико - биохимические методы, экспресс-методы для решения диагностических задач

Студент должен приобрести практические навыки:

- по организации и проведению экстренных биохимических исследований крови, мочи, и других биологических жидкостей организма человека для решения диагностических и лечебных задач;

- уметь проводить забор сыворотки, плазмы крови и мочи для биохимических исследований;

- уметь определять экспресс – методом активность ферментов и отдельных метаболитов липидного обмена в крови;

- уметь определять наличие белка, глюкозы и кетоновых тел в моче.

ОБЪЕМ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы Всего часов
  11 семестр
1. Общая трудоемкость электива
2. Аудиторные занятия (всего)
в том числе: - лекции (Л)  
- практические занятия (ПЗ)
3. Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего) в том числе: подготовка к занятиям подготовка к тестированию разбор ситуационных задач рефераты
4. Формы текущего контроля тестирование по темам курса, решение ситуационных задач
5. Вид итогового контроля зачет

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. Общая трудоемкость элективного курса составляет 45 часа, из них аудиторные занятия –30, самостоятельная работа –15часа.

Раздел предмета виды учебной работы, включая СРС трудоемкость (в часах) Содержание разделов и формы текущего контроля
Л ПР СРС  
Строение и функции белков   Биологические функции белков. Многообразие структурно и функционально различных белков. Количественное определение индивидуальных белков на основе их биологических свойств. Различия белкового состава организма в соответствии с различными функциями организмов. Изменения белкового состава при онтогенезе и болезнях. Аминокислоты организма, важнейшие непротеиногенные аминокислоты – орнитин и гомоцистеин их роль в норме и патологии, гомоцистеиновая концепция атерогенеза. Белки плазмы крови в норме и патологии. Онкофетальные маркеры. АФП. Уровни строения белков, приобретение четвертичной структуры как усложнение функции белка, положительный кооперативный эффект в молекуле гемоглобина. Нарушение конформации белков как причина некоторых заболеваний. Болезнь Кройнцфельда-Якоба – прионовое заболевание и болезнь Альцгеймера как заболевание связанное недостаточностью шаперонов низкой молекулярной массы. Роль ацетилирования тау-белка в патогенезе болезни Альцгеймера. Тестирование.
Биохимия питания. витаминов и коферментов   Незаменимые факторы питания, витамины и микроэлементы, образование коферментов в организме и их связь с ферментными системами. Коферментные функции витаминов. Биологические функции витаминов. Классификация коферментов, их участие в пути энергообеспечения, метаболизме углеводов, липидов и белков. Заболевания и нарушения метаболизма при авитаминозах. Синергизм действия витаминов и коферментов. Неферментативные антиоксиданты – витамины С и Е –механизм действия; Тестирование.
Ферменты   Общие свойства ферментов. Механизм действия и особенности ферментативного катализа. Классификация и номенклатура ферментов. Изоферменты. Факторы, влияющие на активность ферментов. Единицы измерения активности и количества ферментов. Кофакторы ферментов: ионы металлов и коферменты. Ингибиторы ферментов и активаторы, специфические и неспецифические лекарственные препараты - ингибиторы в активаторы ферментов. Различия ферментативного состава органов и тканей. Органо-специфичные ферменты. Изменения активности ферментов при болезнях. Изменения ферментного состава при онтогенезе. Наследственные энзимопатии. Определение ферментов в плазме крови с целью диагностики болезней. Происхождение ферментов плазмы крови. Применение ферментов, как аналитических агентов в лабораторной диагностике. Иммобилизованные ферменты. Энзимодиагностика и энзимопатии. Тестирование.
Биосинтез белков.   Основной постулат молекулярной биологии. Универсальность биологического кода и механизма биосинтеза белков. Понятие об опероне и регуляции на уровне транскрипции. Гормональная регуляция действия генов. Распад клеточных белков. Время полужизни разных белков. Антибиотики - ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот и белков. Биохимические механизмы развития молекулярных наследственных болезней. Общие принципы терапии молекулярных болезней. Генотипическая гетерогенность в популяциях человека. Полиморфизм белков. Группоспецифические белки крови и тканей. Антигенный состав организмов и трансплантационная несовместимость. Система иммунного надзора. Иммуноглобулины человека. Методы обнаружения антител. Наследственные и вторичные дефекты иммунной системы  
Бионергетика клетки и общий путь катаболизма.     Общий путь катаболизма, образование топливных молекул, главные циклические митохондриальные процессы – пируватдегидрогеназный комплекс и цикл трикарбоновых кислот их значение, регуляция, зависимость от О2 и нарушения при диабете. Двойственный характер цикла трикарбоновых кислот (амфиболизм и анаплероз). Окислительное фосфорилирование как последовательное преобразование энергии электронов в энергию хим связи в молекуле АТФ; миграция электронов по дыхательной цепи и синтез АТФ – независимые, но функционально связанные процессы внутренней мембраны митохондрий, комплексы дыхательной цепи, образование воды, активные формы кислорода, ферментативные антиоксиданты, сопряжение окисления и фосфорилирования. Цитохром С как внутриклеточный индуктор апоптоза при нарушении окислительного фосфорилирования. Митохондриальные заболевания, обусловленные дефектами электронного транспорта и окислительного фосфорилирования.  
Клеточные мембраны. Биохимия сигнальных систем   Типы межклеточной сигнализации. Этапы межклеточной коммуникации. Специфичность сигналов. Первичные мессенджеры, их виды и классификации. Рецепторы клеточной поверхности: сопряженные с G белками, регулируемые ионными каналами, ассоциированные с тирозинкиназой, каталитические рецепторы. Классификация рецепторов по количеству трансмембранных сегментов (интегральные белки, каталитические, олигомерные ионные каналы). Рецепторные тирозинкиназы, механизм трансмембранной передачи (белки GRB-2, SOS, RAS). Рецепторы связанные с G-белками. Трансмембранная передача сигнала с участием фосфолипазы С. Са-связывающие белки, классификация. Семейство EF-hand-белков. Семейство аннексинов. Са-запасающие белки. Внутриядерный этап передачи через рецепторы, сопряженные с G-белками и РТП. Оксид азота, его роль в регуляции сосудистого тонуса и при воспалении. Эндокринные заболевания (сахарный диабет, гипо- и гипертиреоз, др.). Тестирование.
  Обмен углеводов Особенности углеводного обмена в организме, процессы углеводного обмена, их значение в норме и при патологии. Токсичное действие глюкозы (диабет) и патологическое гликозилирование (гликирование) белков крови и токсичное действие фруктозы (артериальная гипертензия). Галактоземия, фруктоземия Тестирование.
Обмен липидов Особенности обмена липидов в организме, их значение в норме и при патологии. Основные этапы синтеза холестерина, его регуляция и транспорт. Роль липопротеинов высокой и низкой плотности. Атеросклероз – как результат нарушения регуляции синтеза холестерина в организме. Частные проявления атеросклероза: ИБС, инфаркты и инсульты. Патогенетически обоснованная терапия атеросклероза (статины) Тестирование. Заслушивание рефератов.
Обмен белков Диагностическое значение биохимического анализа желудочного и дуодентального соков. Протеазы желудочного сока и поджелудочной железы и панкреатиты. Обезвреживание продуктов гниения аминокислот. Определение трансаминаз в сыворотке крови для диагностики инфаркта миокарда, заболеваний печени. Окислительное и непрямое дезаминирование аминокислот. Биологическое значение дезаминирования аминокислот. Биогенные амины, образование и биологические функции. Ингибиторы МАО. Обезвреживание аммиака. Нарушение синтеза мочевины. Особенности обмена метионина, цистеина, серина и глицина. Фенилкетонурия: диагностика и лечение. Алькаптонурия. Альбинизм. Нарушение обмена тирозина при паркинсонизме. Гомоцистенурия, гистидинемия и другие наследственные нарушения аминокислот. Образование мочевой кислоты. Нарушения обмена нуклеотидов. Ксантинурия. Оротацидурия. Конечные продукты обмена белков и аминокислот. Особенности обмена белков, избыточные свободные аминокислоты, дезаминирование аминокислот, роль пиридоксалевых ферментов. Основные этапы синтеза гема и гемоглобина. Образование пигментов желчи, мочи и кала Обезвреживание билирубина. Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче. Биохимические методы диагностики нарушений функции печени. Нарушения цикла мочевины, гипераммонемии. Болезнь Паркинсона как нарушение синтеза катехоламинов. Фенилкетонурия. Подагра. Болезнь Леша-Нихана. Оротоацидурия. Тестирование. Заслушивание рефератов.  
Биохимия крови Основные функции крови и биохимические константы крови. Особенности развития, строения, химического состава, обмена веществ и функций эритроцитов. Токсичные формы кислорода и система антиоксидантной защиты. Особенности развития, строения и химического состава эритроцитов. Особенности обмена веществ в эритроцитах. Биологическая роль 2,3-дифосфоглицерата и глутатиона в функции эритроцитов. Клиническое значение биохимического анализа крови. Белки плазмы крови. Альбумин и другие транспортные белки. Глобулины. Белки острой фазы. Ферменты плазмы крови. Иммуноглобулины (антитела). Кининовая система крови. Небелковые азотистые вещества крови, остаточный азот крови. Безазотистые органические вещества крови. Внутренняя и внешняя система свертывания. Наследственные гемофилии. Фибринолиз и противосвертывающая система. Минеральные вещества и показатели кислотно-основного состояния (КОС) крови. Проставление зачета.
итого  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ

Тема лекции часы Содержание лекций
Строение и функции белков   Биологические функции белков. Многообразие структурно и функционально различных белков. Различия белкового состава организма в соответствии с различными функциями организмов. Изменения белкового состава при онтогенезе и болезнях. Аминокислоты организма, важнейшие непротеиногенные аминокислоты – орнитин и гомоцистеин их роль в норме и патологии, гомоцистеиновая концепция атерогенеза. Уровни строения белков, приобретение четвертичной структуры как усложнение функции белка, Нарушение конформации белков как причина некоторых заболеваний. Болезнь Кройнцфельда-Якоба – прионовое заболевание и болезнь Альцгеймера как заболевание связанное недостаточностью шаперонов низкой молекулярной массы. Роль ацетилирования тау-белка в патогенезе болезни Альцгеймера.
Биохимия питания. Витамины и коферменты Незаменимые факторы питания, витамины и микроэлементы, образование коферментов в организме и их связь с ферментными системами. Коферментные функции витаминов. Биологические функции витаминов. Классификация коферментов, их участие в пути энергообеспечения, метаболизме углеводов, липидов и белков. Заболевания и нарушения метаболизма при авитаминозах. Синергизм действия витаминов и коферментов. Неферментативные антиоксиданты – витамины С и Е –механизм действия; Тестирование.
Ферменты   Общие свойства ферментов. Механизм действия и особенности ферментативного катализа. Классификация и номенклатура ферментов. Изоферменты. Факторы, влияющие на активность ферментов. Единицы измерения активности и количества ферментов. Кофакторы ферментов: ионы металлов и коферменты. Органо-специфичные ферменты. Изменения активности ферментов при болезнях. Изменения ферментного состава при онтогенезе. Наследственные энзимопатии. Определение ферментов в плазме крови с целью диагностики болезней. Происхождение ферментов плазмы крови. Энзимодиагностика и энзимопатии.  
Биосинтез белков. Основной постулат молекулярной биологии. Универсальность биологического кода и механизма биосинтеза белков. Понятие об опероне и регуляции на уровне транскрипции. Гормональная регуляция действия генов. Распад клеточных белков. Время полужизни разных белков. Антибиотики - ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот и белков. Биохимические механизмы развития молекулярных наследственных болезней. Общие принципы терапии молекулярных болезней. Генотипическая гетерогенность в популяциях человека. Полиморфизм белков. Группоспецифические белки крови и тканей. Антигенный состав организмов и трансплантационная несовместимость. Система иммунного надзора. Иммуноглобулины человека. Методы обнаружения антител. Наследственные и вторичные дефекты иммунной системы  
Бионергетика клетки и общий путь катаболизма. Общий путь катаболизма, образование топливных молекул, главные циклические митохондриальные процессы – пируватдегидрогеназный комплекс и цикл трикарбоновых кислот их значение, регуляция, зависимость от О2 и нарушения при диабете. Двойственный характер цикла трикарбоновых кислот (амфиболизм и анаплероз). Окислительное фосфорилирование как последовательное преобразование энергии электронов в энергию хим. связи в молекуле АТФ; миграция электронов по дыхательной цепи и синтез АТФ – независимые, но функционально связанные процессы внутренней мембраны митохондрий, комплексы дыхательной цепи, образование воды, активные формы кислорода, ферментативные антиоксиданты, сопряжение окисления и фосфорилирования. Цитохром С как внутриклеточный индуктор апоптоза при нарушении окислительного фосфорилирования. Митохондриальные заболевания, обусловленные дефектами электронного транспорта и окислительного фосфорилирования.  
Клеточные мембраны. Биохимия сигнальных систем Типы межклеточной сигнализации. Этапы межклеточной коммуникации. Специфичность сигналов. Первичные мессенджеры, их виды и классификации. Рецепторы клеточной поверхности: сопряженные с G белками, регулируемые ионными каналами, ассоциированные с тирозинкиназой, каталитические рецепторы. Классификация рецепторов по количеству трансмембранных сегментов (интегральные белки, каталитические, олигомерные ионные каналы). Рецепторные тирозинкиназы, механизм трансмембранной передачи (белки GRB-2, SOS, RAS). Рецепторы связанные с G-белками. Трансмембранная передача сигнала с участием фосфолипазы С. Са-связывающие белки, классификация. Семейство EF-hand-белков. Семейство аннексинов. Са-запасающие белки. Внутриядерный этап передачи через рецепторы, сопряженные с G-белками и РТП. Оксид азота, его роль в регуляции сосудистого тонуса и при воспалении.
  Обмен углеводов Особенности углеводного обмена в организме, процессы углеводного обмена, их значение в норме и при патологии. Токсичное действие глюкозы (диабет) и патологическое гликозилирование (гликирование) белков крови и токсичное действие фруктозы (артериальная гипертензия). Галактоземия, фруктоземия  
Обмен липидов Особенности обмена липидов в организме, их значение в норме и при патологии. Основные этапы синтеза холестерина, его регуляция и транспорт. Роль липопротеинов высокой и низкой плотности. Атеросклероз – как результат нарушения регуляции синтеза холестерина в организме. Частные проявления атеросклероза: ИБС, инфаркты и инсульты. Патогенетически обоснованная терапия атеросклероза (статины)  
Обмен белков Диагностическое значение биохимического анализа желудочного и дуодентального соков. Протеазы желудочного сока и поджелудочной железы и панкреатиты. Обезвреживание продуктов гниения аминокислот. Определение трансаминаз в сыворотке крови для диагностики инфаркта миокарда, заболеваний печени. Окислительное и непрямое дезаминирование аминокислот. Биологическое значение дезаминирования аминокислот. Биогенные амины, образование и биологические функции. Ингибиторы МАО. Обезвреживание аммиака. Нарушение синтеза мочевины. Особенности обмена метионина, цистеина, серина и глицина. Фенилкетонурия: диагностика и лечение. Алькаптонурия. Альбинизм. Нарушение обмена тирозина при паркинсонизме. Гомоцистенурия, гистидинемия и другие наследственные нарушения аминокислот. Образование мочевой кислоты.    
Обмен хромо- и нуклео -протеидов Нарушения обмена нуклеотидов. Ксантинурия. Оротацидурия. Конечные продукты обмена белков и аминокислот. Основные этапы синтеза гема и гемоглобина. Образование пигментов желчи, мочи и кала Обезвреживание билирубина. Диагностическое значение определения билирубина и других желчных пигментов в крови и моче. Биохимические методы диагностики нарушений функции печени. Нарушения цикла мочевины, гипераммонемии. Болезнь Паркинсона как нарушение синтеза катехоламинов. Фенилкетонурия. Подагра. Болезнь Леша-Нихана. Оротоацидурия.
Биохимия крови Основные функции крови и биохимические константы крови. Особенности развития, строения, химического состава, обмена веществ и функций эритроцитов. Токсичные формы кислорода и система антиоксидантной защиты. Особенности развития, строения и химического состава эритроцитов. Особенности обмена веществ в эритроцитах. Биологическая роль 2,3-дифосфоглицерата и глутатиона в функции эритроцитов. Клиническое значение биохимического анализа крови. Белки плазмы крови в норме и патологии. Альбумин и другие транспортные белки. Глобулины. Белки острой фазы. Ферменты плазмы крови. Иммуноглобулины (антитела). Кининовая система крови. Небелковые азотистые вещества крови, остаточный азот крови. Безазотистые органические вещества крови. Внутренняя и внешняя система свертывания. Наследственные гемофилии. Фибринолиз и противосвертывающая система. Минеральные вещества и показатели кислотно-основного состояния (КОС) крови.  
Итого  

План практических занятий по клинической биохимии

Тема занятия   часы № занятия
1 МЕТАБОЛИТЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ. БИОХИМИЯ МОЧИ Метаболиты углеводного, липидного и белкового обмена Изменения физико-химических свойств и химического состава мочи. Обнаружение патологических компонентов мочи   2. БИОХИМИЯ КРОВИ Клиническое значение биохимического анализа крови. . 3 час   3часа       Занятие № 1     Занятие № 2    
ИТОГО 6 часов  

Самостоятельная работа

Темы рефератов

1. Лабораторная диагностика заболеваний печени

2. Лабораторная диагностика заболеваний почек

3. Лабораторная диагностика заболеваний сердечно -сосудистой системы

4. Лабораторная диагностика заболеваний щитовидной железы

5. Лабораторная диагностика сахарного диабета

6. Лабораторная диагностика заболеваний репродуктивной системы

7. Лабораторная диагностика заболеваний панкреатической железы

8. Лабораторная диагностика заболеваний желудочно -кишечного тракта

9. Лабораторная диагностика заболеваний гипоталамо -гипофизарной системы

10. Лабораторная диагностика нарушений водно -солевого обмена

11. Лабораторная диагностика нарушений кислотного - основного равновесия

12. Лабораторная диагностика заболеваний костной системы

13. Онкомаркеры и их применение в диагностике, прогнозе и мониторинге лечения онкологических заболеваний

14.Причины и механизмы сахарного диабета.

15.Системы антиоксидантной и антибактериальной защиты организма.

16.Прионовые заболевания человека и животных.

17.Нарушение обмена гомоцистеина и поражение сосудов.

18.Происхождение свободных радикалов в организме и защитные механизмы.

19.Нарушения регуляции синтеза холестерина – ведущая причина атеросклероза.

20.Значение гликозилирования белков в норме и патологии.

21.Происхождение лакто- и кетоацидозов в организме.

22.Обмен ганглиозидов и его значение для работы клеточных рецепторов.

23.Особенности синтеза и распада пуриновых нуклеотидов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекции:

Использование мультимедийного представления с элементами анимации, активного диалога с аудиторией, доски с мелом.

Аудиторные (практические) занятия:

1. Интерактивное обсуждение заданий по подготовке к занятию с коррекцией преподавателя,

2. Самостоятельная аудиторная работа студента на занятии, в процессе которой он интерактивно сотрудничает с соседями, и при необходимости обращается за консультацией к преподавателю,

3. Контроль за усвоением темы занятия (в виде теста) с последующим интерактивным обсуждением результатов (на следующем занятии).

Самостоятельная внеаудиторная работа студента:

1. Подготовка к тестированию,

2. Изучение и проработка элективных тем курса, заинтересовавших студента, с использованием рекомендуемой литературы и интернета,

3. Написание и обсуждение рефератов на избранные темы по современным проблемам биохимии.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Текущий контроль

Текущий контроль, предназначенный для проверки степени усвоения текущего материала, может осуществляться в виде устных вопросов, тестового контроля или письменной контрольной работы, включающей одну или несколько ситуационных задач.

I. Примеры вопросов тестового контроля по элективному курсу:

1.Выберите правильный ответ:

1.Понятие «шапероны» обозначает:

А) Участок полипептидной цепи.
Б) Специализированный белок.
В) Комплекс РНК-аминокислота.
Г) Денатурирующий агент.
Д) Фрагменты ДНК.

Ответ: Б).

2. Содержание какой аминокислоты в молекуле коллагена составляет одну треть?

А) Глицин.
Б) Гистидин.
В) Глутамин.
Г) Глутамат.
Д) Гомоцистеин.

Ответ: А).

3. С чем связывается конкурентный ингибитор?

А). Субстрат реакции

Б). Продукт реакции

В). Активный центр фермента

Г). Кофермент

Д). Аллостерический центр фермента

Ответ: В).

4. Коферментом дегидрогеназ является:

А). Тиаминпирофосфат

Б). Биоцитин

В). Пиридоксальфосфат

Г). КоА-SH

Д). ФАД

Ответ: Д).

5. Конечным акцептором электронов, переносимых по дыхательной цепи является:

А) Молекулярный кислород

Б) Молекулярный водород

В) Перекись водорода

Г) Ион водорода

Д) Молекула воды

Ответ: Б).

6. Какой фермент лимитирует скорость синтеза холестерина и является мишенью для гипохолестеринемиического препарата при лечении атеросклероза?

А) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-синтаза

Б) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-лиаза.

В) Ацетил-КоА-ацетилтрансфераза.

Г) β-гидрокси-β-метилглутарил-КоА-редуктаза.

Д) Ацетил-КоА-карбоксилаза.

Ответ: Г).

II. Примеры ситуационных задач по клинической биохимии:

ЛИТЕРАУРА

Основная литература

1 Тапбергенов С.О. Тапбергенов Т.С. Медицинская и клиническая биохимия. Павлодар: НПФ ЭКО, 2004. – 428с.

2.Тапбергенов С.О. Тапбергенов Т.С. Интерпретация клинико-биохимических анализов. Павлодар, 2010. – 293с.

3.Комаров Ф.И., Коровкин Б.Ф. Биохимические показатели в клинике внутренних болезней. – М: МЕДпресс, 1999 – 232 с.

4.Николаев А.Я. Биологическая химия, М.: 2004. – 566с.

5.Маршалл В.Дж. Клиническая биохимия (Пер. с англ. – М. – СПб.: «Изда-тельство БИНОМ» - Невский диалект; 2000. – 368с.

6.Цыганенко А.Я., Жуков В.И., Мясоедов В.В., Завгородний И.В. Клиническая биохимия (Учебное пособие для студентов медицинских вузов). –Москва.: «Триада-Х», 2002 –504с.

7. Клиническая биохимия / Под ред. Дернера. Пер. с нем. – М.: Мир, 2001. –480с.

8. Клиническая биохимия / Под ред. В.А. Ткачука. М.: ГЭОТАР -МЕД. 2008. – 360 с.

Дополнительная литература

1.Энциклопедия клинических лабораторных тестов (Пер. с англ. Под ред. В.В.Меньшикова. М.: Издательство «Лабинформ», 1997. – 960с.

2. Лейкок Дж.Ф., Вайс П.Г. Основы эндокринологии (Пер. с англ. М.: Медицина, 2000. – 504 с.

3. Карманный справочник по диагностическим тестам (Под ред. В.С.Камышникова. М.: МЕДпресс информ, 2004. – 464 с.

5. Неверов И.В. Лабораторная диагностика и инфаркт миокарда. Чита, 1990. – 115с.

6. Карпищенко А.И., Антонов В.Г., Бутенко А.Б. и др. Онкомаркеры и их диагностическое значение. СПб.: ВмедА, 1999. – 48 с.

7. Лифшиц В.М.,Сидельникова В.И. Биохимические анализы в клинике. Справочник М.: МИА. 1999. – 303 с.

9.Тапбергенов С.О, Тапбергенов Т.С. Адрено-тиреоидная система. Биоэнергетика клетки и механизмы адаптации к стрессу. 1998 . -210с

10.Тапбергенов С.О. Тапбергенов Т.С. Практическое руководство по патогенетической интерпретации клинико-биохимического анализа крови и других биологических жидкостей организма человека. Семипалатинск-Алматы, 1996 -198с.

Разработчик программы

Заслуженный профессор ГМУ г.Семей,

д.м.н., академик РАЕ С.О. Тапбергенов

Программа составлена в соответствии требованиям СГМУ г. Семей с учетом рекоме

Наши рекомендации