II.Совершенствование кадровой политики
Вопросы кадровой политики специалистов с высшим сестринским и средним медицинским и фармацевтическим образованием должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо создать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки и занятости, и аттестации сестринского персонала.
Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом требует существенной корректировки кадровой политики.
С целью реорганизации системы планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотношение врач/ сестринский персонал в сторону увеличения последнего, с передачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами и освобождение медицинских сестер от выполнения несвойственных им функций. Необходима подготовка помощника врача по амбулаторно-поликлинической помощи. Следует отказаться от подготовки фельдшеров по специальности «лечебное дело».
Предусмотреть постепенный переход к университетской подготовке медицинской сестры с организацией учебно-методического комплекса медицинский университет - медицинский колледж.
Особое внимание необходимо уделять формированию научно обоснованных подходов к расчету потребности, планированию, подготовке и использованию сестринского персонала, обеспечению рационального соотношения и взаимодействия с другими работниками здравоохранения и обеспечению системы социально-экономического стимулирования кадров.
Совершенствование системы аттестации позволит обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующей качество предоставляемых населению медицинских услуг.
Необходимо формирование банка унифицированных тестовых заданий для совершенствования сертификации и аттестации в соответствии с номенклатурой специальностей. Совершенствованию кадровой политики будет также способствовать:
- повышение гарантий социальной защиты медицинских работников;
- обеспечение перспектив профессионального роста;
- регулирование системы оплаты труда специалистов с учетом уровня образования, сложности, объемов и качества оказываемой помощи;
- обеспечение безопасных и благоприятных условий труда.
Система оплаты труда сестринского персонала должна должна осуществляться с учетом количества, качества и конечных результатов труда в соответствии с коэффициентом трудового участия. Обеспечение в оплате труда коллективной и личной заинтересованности в достижении высоких конечных результатов работы.
IY. Совершенствование профессионального образования и развитие научных исследований в сестринском деле
В основе формирования качественно нового уровня сестринской помощи населению лежит совершенствование профессиональной подготовки, развитие научных исследований в области сестринского дела и использование их результатов в практическом здравоохранении.
Требования к квалификации, аттестации сестринского персонала являются основой для создания профессионально-образовательных программ подготовки и дополнительного образования кадров в соответствии с классификатором специальностей в системе здравоохранения.
Система профессионального образования должна обеспечить дифференцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потребностей населения и рынка услуг и гарантировать соответствующую квалификацию и компетентность в решении профессиональных задач.
Создание и развитие государственной системы многоуровневой подготовки сестринских кадров должно стать важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи населению. Система включает профессионально-образовательные уровни, каждому из которых соответствует обязательный минимум содержания и продолжительности подготовки по специальности (Государственный образовательный стандарт):
- базовый (основной) уровень в колледжах и училищах
- высшее сестринское образование в вузах
- дополнительное образование.
У нас отсутствует магистратура, аспирантура, клиническая ординатура, докторантура для специалистов с высшим сестринским образованием, которые позволили бы развивать сестринское дело как науку в Республике Беларусь и готовить свои научные кадры.
Необходимо обеспечить преемственность и интеграцию между всеми уровнями подготовки кадров.
Базовый уровень образования соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям.
Повышенный уровень образования должен обеспечить подготовку квалифицированных специалистов сестринского дела, имеющих углубленную клиническую подготовку, знания в области экономики, законодательства, психологии, управления и организации здравоохранения. Специалисты, имеющие повышенный уровень образования, должны обеспечить замещение должностей старших медицинских сестер.
Необходимо осуществлять подготовку научных, педагогических и управленческих кадров на факультете через высшее сестринское образование.
Совершенствование профессионального образования предусматривает развитие педагогических технологий и учебно-методического обеспечения специалистов по всем уровням и формам обучения. Необходимо обеспечить условия для повышения квалификации и получения более высокого уровня образования работающим без отрыва специалистам.
Обеспечение качества подготовки специалистов в значительной степени состоит в решении проблем материально-технического и учебно-методического обеспечения, укомплектованности образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами и создании современный учебных баз практики, соответствующих основным направлениям развития амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.
Концепция развития сестринского дела призвана оказать действенные меры по поддержке государственной системы профессионального сестринского образования, подготовке и повышению квалификации педагогических и административно-управленческих кадров, созданию и распространению учебной литературы, развитию информационных систем и обеспечению доступа к базам данных, а также повышению ответственности базовых учреждений здравоохранения за практическую подготовку сестринского персонала.
Необходимо совершенствовать систему итоговой государственной аттестации выпускников медицинских образовательных учреждений в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
В международных отношениях в сфере подготовки сестринских кадров следует:
- развивать работу по заключению международных соглашений о сотрудничестве образовательных учреждений, стажировке и подготовке специалистов за рубежом по принципу обмена.
Основными задачами научных исследований в сестринском деле являются:
- разработка научных подходов к развитию и совершенствованию сестринского дела;
- разработка обоснованных норм, критериев и стандартов сестринской практики;
- разработка новых форм организации и методов работы сестринского персонала;
- апробация эффективности экспериментальных моделей сестринской практики.
Развитие научных исследований в области сестринского дела должно осуществляться на основе следующих принципов:
- интеграция с исследованиями в других областям медицинской науки;
- формирование прочных связей между наукой, практикой и образованием;
- содействие развитию самостоятельности сестринской практики;
- создание постоянно действующего мониторинга научных исследований, проведение экспертизы научных программ и обеспечение этического контроля над исследованиями.
Совет по сестринскому делу принимает участие по определению и координации важнейших направлений развития научных исследований в области сестринского дела.