ГЛАВА 10. ПОМОЩЬ РЕЛИГИИ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ РЕЛИГИЕЙ. Вера либо помогает, либо вредит
Л. и моя жена выросли в неверующих семьях. В детстве нас не водили в церковь, и в подростковом возрасте мы не интересовались вопросами религии. Мы не были антирелигиозны, мы просто не придавали ей значения.
Вскоре после нашей свадьбы в автомобильной аварии погиб шестилетний брат жены. Мы уезжали на выходные, а когда вернулись, сосед сообщил нам ужасную новость. В приливе отчаяния мы воскликнули:
"Боже, как ты допустил это!"
Не имело значения, что мы не ходили в церковь, почти не признавали Библию и молитвы. В момент столкновения с трагедией первое слово, которое пришло на ум, было слово "Бог". Мы долго, несколько месяцев, винили Бога в смерти Ронни. Мы обещали друг другу ни к кому больше так не привязываться, потому что Бог жесток. До этой утраты мы могли не интересоваться духовными вопросами, но, встретившись со смертью и горем, все время говорили и думали о Боге.
Это довольно распространенный случай - во времена тяжелых утрат говорить о роли Бога и религии.
•После выкидыша я потеряла веру в Бога.
•Только вера поддерживала меня во время развода.
•Почему Бог забрал моего мужа?
•Как Бог допускает, чтобы страдал такой добрый человек?
•Знание, что мой сыночек у Бога, дает мне силы жить.
Так говорят люди, пережившие тяжелую утрату. Такие мысли типичны, когда жизнь кажется разбитой.
ПОМОЩЬ ИЛИ ПРЕПЯТСТВИЕ?
В течение недель, месяцев и лет после утраты вера продолжает влиять на процесс восстановления. Вопрос в том, положительно или отрицательно ее влияние.
Помогает ли вам ваша религиозная ориентация справиться с утратой (или серией утрат)? Вера в Бога помогает или мешает преодолевать горе и поддерживает ли она вас в попытках вернуть себе радость жизни? Ведет ли вера к здоровому, эффективному восстановлению после утраты?
На все эти вопросы ответ один: все зависит от того, во что и как вы верите.
Мы с женой не были готовы к такой трагической гибели Ронни.
Жизнь как будто раскололась, мы проваливались в бездонный, темный колодец, все глубже и глубже погружаясь в безнадежность и отчаяние.
Не легче было и Сьюзен, когда ее 24-летний муж повел ее на Рождество в их любимый ресторан и за десертом сказал, что разводится с ней и женится на другой.
* Врач сказал, что у вас рак.
* Вам вернули чек с приколотой к нему розовой бумажкой*(розовая бумажка или ленточка прикалывается в знак содействия в борьбе с раком молочной железы. Возвращенный чек означает безвозмездную помощь пациентке, у которой есть указанное заболевание).
* Миллионы людей выслушивают убийственный приговор: ВИЧ-инфекция.
* Ночью звонит телефон, и, еще не снимая трубку, вы знаете, что умер близкий вам человек.
В такие минуты религия может стать потрясающей силой; она поможет вам пройти путь восстановления после пережитого потрясения. Говард Клайнбел, всемирно известный авторитет в вопросах горя и утрат, говорит, что здоровая религиозная вера и поддержка духовной общины обладают уникальной способностью превращать безнадежный минус в грандиозный плюс. Анна Кайзер Стере в книге "Жизнь через личный кризис" говорит: "Религия -это могучая сила. Когда она приходит на помощь в вашей борьбе с потерей, вы можете одолеть свои печали".
Религиозная вера оказывает влияние на ход восстановления сил после утраты, она может стать непреодолимым барьером для болезней, усугубляющих ваше горе.
Будет ли религия для вас помощью или помехой, зависит от того, как вы используете ее - здоровым образом или злоупотребляете. Нездоровая, ошибочно понятая вера - это поиск коротких, простых ответов там, где их нет, или обращение к магии, чтобы быстро проскочить процесс горя и восстановления.
Если вы смотрите на веру как на прививку против трагедий, вы будете совсем не готовы встретить трагедию, когда она вас коснется. Если вера для вас - способ быстро покончить с горем, вы не сумеете с ним справиться, поскольку независимо от наличия или отсутствия веры этот процесс занимает два-три года. Если вы думаете, что верующему легче преодолеть горе, ваша "вера" станет только барьером на пути восстановления.
Злоупотребление религией ведет также к тому, что вы не сможете разрешить роковой вопрос "почему?", когда у вас случится горе.
ВЕРА, КОТОРАЯ ВРЕДИТ
В подростковом возрасте Джими доставлял массу огорчений семье. Он был буйный, делал глупости, часто во вред себе, например, употреблял наркотики, но все его выходки все-таки не приводили к серьезным неприятностям с законом. Когда он повзрослел, то остепенился, женился и даже переехал в другой штат, чтобы избегать старых связей, которые с трудом удавалось держать под контролем. Он вполне сознательно приступил к новой жизни.
Об этом свидетельствовали успехи на работе и рождение ребенка. Родители наконец с облегчением вздохнули, видя, что их сын встал на путь полезной и счастливой жизни.
Но однажды зазвонил телефон, и невестка, вся в слезах, сообщила, что Джими погиб в аварии на производстве. Следующие два года родителей томил вопрос: "Почему?"
Некоторые из родных и знакомых Джима, включая священника на похоронах, полагали, что это воля Божья, и не надо спрашивать. Другие считали, что поскольку Джими стал на праведный путь, то в награду Бог забрал его к себе. Такое извращенное толкование религии усиливало горе родителей.
Когда наша дочь училась в колледже, мы жили в маленькой коммуне; город оказывал нам солидную помощь в развитии спортивной программы; студенты, учителя и родители жили в тесном контакте.
Наша дочь с шестью другими девочками состояла в группе вокальной поддержки. Они выступали на парадах колледжа и на открытии футбольных матчей. Однажды одна из юных певиц погибла в аварии. За рулем был ее друг, он отвлекся, и машина перевернулась; парень был выброшен из машины, а девочка погибла.
На панихиду пришли все ученики, учителя и руководство коммуны. Все были потрясены. Проходя мимо детей, толпившихся кучками, я то и дело слышал, как они плача задавали вопрос: почему Бог позволил этому случиться?
Началась панихида, и двести пар глаз с надеждой обратились к молодому священнику. Услышав, что он говорит, я покачнулся.
Потрясенным горем людям священник сказал, что смерть Жанны была благословением Божьим. Он сказал, что Бог вышел погулять в свой прекрасный сад и захотел сорвать самый красивый цветок, и выбрал Жанну. Он призывал юношу, чья беспечность привела к смерти девочки, набраться веры и улыбаться, зная, что она на небесах.
Я готов был вскочить и закричать: "НЕТ!" Я бы сделал и что-нибудь похуже, если бы не жена. На мои побелевшие пальцы, вцепившиеся в спинку кресла прямо передо мной, легла ее рука, и жена сказала: "Не сейчас. Не время". Она была права. Возможно, время пришло в этой книге.
Молодые люди, уходя с церемонии, должны были думать, что либо они недостаточно хороши, либо скоро придет их черед в Божьем списке. Кого-то неумная речь священнослужителя подтолкнула к тому, чтобы прятать горе и злость, отчего эти чувства станут искаженными и причинят много вреда. Виновник трагедии повторял: "Слава Создателю",- пока не попал на лечение к психиатру.
Это событие служит для меня классическим примером злоупотребления религией для подавления чувства горя.
ОТВЕТ НА ВОПРОС "ПОЧЕМУ?"
Вопрос "почему?" - нормальная составляющая процесса восстановления, но это всего лишь шаг. Помимо прочего, в восстановлении важно перейти от вопросов "почему?" к вопросам "как?".
Твердое правило: в тяжелых утратах нет удовлетворительного ответа на вопрос "почему?". Можно только сказать, что мы живем в бренном, несовершенном мире и жизнь в нем не расписана до мелочей. Мы можем уверенно рассчитывать только на свою порцию страданий. Любая религия скажет вам то же самое: жизнь нельзя прожить без потерь.
В нашем физическом мире работают законы физики, закон гравитации. А значит, несчастные случаи неизбежны. Существует также свобода воли, которую можно использовать как в созидательных, так и в разрушительных целях.
Молодая одинокая мать переехала в нашу коммуну из Чикаго, чтобы избежать трудностей жизни в большом городе. Она несколько недель не выходила из своей новой квартиры и, наконец, решилась погулять с ребенком. Соседу не нравилась музыка, которую она играла, он дождался, когда она выйдет, и застрелил ее.
Почитайте газету, посмотрите ТВ-новости. Бренный, смертный, несовершенный мир, где трагедии не то что могут - должны случаться. Верующие защищены от них не больше других. В наших утратах нет ни плана, ни цели, не следует пытаться их найти, потому что приемлемого объяснения нет. Это только повредит процессу восстановления после горя тех, кого это касается.
ПЕРЕХОД К ВОПРОСАМ "КАК?"
Спрашивать "почему?" вполне нормально, но жизненно важную примету восстановления мы получаем с вопросом "как?".
Как преодолеть горе и перейти к полнокровной жизни? Как применить свой опыт для помощи людям? Как найти смысл жизни, когда после стольких лет замужества остаешься одна? Как начать новую карьеру после увольнения? Как стать хорошим родителем после развода? Как одной пойти в церковь, когда всегда ходили вдвоем?
Вопросы "как?" показывают, что вы признали свою утрату. За ними стоит молчаливое утверждение: "Я переживу эту утрату. Я буду жить".
Здоровая вера, правильно приложенная, может стать мощным рычагом перехода от "почему?" к "как?".
ВЕРА, КОТОРАЯ ПОМОГАЕТ
Делл и Лиза были активными прихожанами. Они были на виду, занимали руководящие должности в общине, все их знали и уважали за доброе, теплое отношение к людям. Все были потрясены, когда они подали на развод.
Для Делла и Лизы частью их трагедии стало чувство, что все их предали - церковь, родители, друзья. "Почему это случилось со мной?" - прежде всего приходило в голову обоим. Поначалу они пытались оставаться в той же церкви, она была большая, воскресные службы собирали много народу; им казалось, что можно будет без труда сосуществовать, однако не получалось.
Затем Делла и Лизу стали мучить вопросы: "Как склеить разбитую жизнь? Как не задеть других собственной бедой?"
Делл сразу же ушел из этой церкви и вступил в другую, того же вероисповедания.
В процессе развода ни Делл, ни Лиза не обвиняли Бога в своих бедах. Они поискали ответа в собственных душах и поняли, что вера в Бога служит для них источником надежды. Друзья по церкви заверили, что они по-прежнему их поддерживают.
Со временем Делл опять женился и вновь стал лидером в церковной общине. Лиза не только осталась в прежнем приходе, но и организовала программу поддержки одиноких. Даже выйдя замуж, она не потеряла интереса к одиноким. По ее настоянию в церковной общине появилась должность координатора и список людей, отвечающих на телефонные звонки недавно разведенных людей. Социальная программа церкви стала альтернативой одинокому времяпрепровождению дома или шатанию по питейным заведениям города.
Вполне реальное несчастье этой пары привело к созданию разветвленной программы помощи другим людям. Их вера смогла перекрыть боль и потрясение от развода; церковная община поняла их и горевала вместе с ними, не осуждая.
Если все следуют духу религии, трагическая утрата может перерасти в нечто хорошее и доброе.