Гипертрофированная Ведьма может создавать ситуации, когда человек сам портит что-либо в процессе своей деятельности, нечаянно вредит себе или другим, затем глубоко сожалеет об этом.

Поведение, спровоцированное негативной внутренней Ведьмой, отличается также действиями "изподтишка" и скрытой враждебностью в адрес окружающих.

ГиперМать как структура личности, опирающаяся на негативный полюс внутренней Ведьмы, иногда проявляется в феномене "беснующихся старушек". Глубоко пожилые женщины порой становятся жертвами своей Ведьмы, которой уже ничто не противостоит в их внутреннем мире.

В этом случае гиперВедьма как часть личности отдает на заклание сознание и телесные функции человека, оставаясь верной паранойяльной идее "выжить во что бы то ни стало" даже отдельно от тела или остальных частей личности.

В этом случае развиваются такие виды старческой деменции, беспомощности или инсульта, которые неизбежно подчиняют себе всех членов семьи, крепко привязывая их к пожилой женщине (реже — мужчине), так как за ней необходим постоянный уход.

Это позволяет уже более бессознательно, но по-прежнему крайне жестко контролировать близких.

Символическое извержение пламени Дракона может в таких случаях принимать в вид нарушений нормальных процессов жизнедеятельности — вплоть до фонтанов фекалий как бессознательных выбросов избыточной агрессии, или, наоборот, — в виде неконтролируемого поглощения пищи и тому подобного.

Близкие "одержимой" женщины сами оказываются "в плену" у ее внутренней гиперВедьмы.

Недаром в сказках Ведьма часто похищает героев, стремится не только пленить, но и съесть похищенного ребенка.

Феномен гиперВедьмы отражает одновременно как внутренний процесс одной личности, так и — родовую силу.

Порой она поглощает поколение за поколением, поскольку избыточное доминирование негативного полюса архетипа Ведьмы в личности может привести не только к стратегии удерживать подле себя и мучить детей, но и к собственному бесплодию или к бесплодию у детей.

А ведь феномен гиперВедьмы — это только одна из голов Великого Дракона!

Тем не менее, ситуация может быть легко исправлена, если хотя бы один из членов семьи способен вступить в контакт со своим внутренним Драконом и на уровне символического сознания одержать над ним необходимое количество побед.

Работа по разряжению агрессивного потенциала внутреннего Дракона может проходить любым способом — как в процессе терапии, так и в ходе самостоятельной работы.

Что касается последней, очень успешным оказалось создание собственных сказок на эту тему (см. главу "Практическое драконоведение").

Можно достигать побед и с помощью иных глубинных техник — например, медитаций и т. п.

В любом случае, направленный символический контакт с Драконом зарекомендовал себя как интенсивная и весьма быстродействующая практика по утилизации больших запасов вытесненной агрессии.

Итак, если негативная Ведьма излишне используется личностью как основной защитный механизм, функционирование этой архетипической области не только подвергается перегрузкам, но и возбуждает активность самых негативных свойств Ведьмы.

Поскольку негативный полюс Ведьмы — это деструктивная по своей природе защита интересов личности с помощью искажения реальности: излишней критики, обмана, запутывания, одурманивания, наведения морока, удерживания, пленения и других видов подавления, — осознать действие этих механизмов в себе бывает особенно сложно.

Внутренняя Ведьма "запутывает" как другие части личности, так и реальных людей, с которыми человек взаимодействует.

Итак, беспрепятственное воцарение гиперВедьмы внутри личности наносит ей очевидный вред.

Талантливый, активный и даже высоко успешный человек любого пола, страдая от избыточного влияния защитной функции внутренней Ведьмы, как ни странно, имеет все основные характеристики этого персонажа.

Он жалуется на эмоциональное одиночество (Ведьма живет в лесу или на болоте), недоволен собой, своей внешностью, своим возрастом (негативная Ведьма имеет запущенный вид, стара и уродлива).

Такой человек может страдать от различных заболеваний (согбенная фигура Ведьмы).

Он критично настроен в адрес других людей (Ведьма в сказках противостоит другим персонажам — строит им козни); полон страхов и агрессии (Ведьма ворчит, запугивает, неволит, разлучает, обесценивает).

Наши рекомендации