Последовательность вмешательства
Если родители знают признаки тревоги у своего ребенка, то, конечно, им легче научиться справляться с ней. Причем учиться необходимо, пока ребенок еще мал. Для того чтобы узнать, что действительно чувствует ребенок в состоянии тревоги или депрессии, нужно попытаться эмпатически настроиться на волну этих чувств, то есть представить себе свое переживание болезненных чувств. В нашей профессии тревога определяется как "чувство нависшего рока". Безусловно, это тревожное состояние нетрудно идентифицировать, когда оно проявляется в экстремальной форме — панической реакции.
Итак, представьте, что вы находитесь в паническом состоянии. Что бы вы испытывали? Какими бы были звуки вашего голоса? Таким образом вы можете определить состояние своего ребенка.
Состояние тревоги у ребенка может выражаться в мрачности, испуге или растерянности. Проявление зависит от возраста: дети старшего возраста, например, могут сказать о своем страхе или причине подавленности. Но к детям, не умеющим говорить, нужно повышенное внимание — к звукам их голоса, плачу, хныканью. Испытывая страх, маленький ребенок (примерно с четырехмесячного возраста) будет прижиматься к родителям, когда они рядом, причем иногда искать у них укрытия с такой настойчивостью и силой, что они будут чувствовать себя весьма дискомфортно.
Вспомним о названных здесь двух принципиальных путях, следуя которым, мы можем тренировать свои способности к эмпатии. Первый путь состоит в том, чтобы слушать ребенка и наблюдать за ним, стараясь почувствовать, что чувствует ребенок. Задаваясь вопросом, что с нами происходило бы, если бы мы выглядели так, как выглядит ребенок, если бы мы вдруг вскрикнули или вздрогнули, мы таким образом помещаем себя на место ребенка и пытаемся понять, какое чувство может его взволновать.
Другой путь — обратный. Вы начинаете с того, что проверяете себя, как бы вы выглядели, как бы вы реагировали, что бы вы чувствовали, если бы оказались перед лицом опасности, или каковы могли бы быть последствия, если бы вас охватило чувство паники. Сверив свои ощущения с теми, которые наблюдаются у ребенка, вы понимаете, что с ним происходит.
Полностью предотвратить реакции тревоги в жизни ребенка невозможно. К тому же это было бы нежелательно, даже если бы мы могли это сделать. Однако можно и нужно предотвращать накопление, возрастание интенсивности тревоги, частые ее повторения. Для того чтобы ваши попытки принесли успех, полезно знать, что может вызывать тревогу в первые годы жизни ребенка.
Специалисты установили, что в определенные периоды развития ребенка состояние тревоги является естественным. Это обычные реакции на события и ситуации, которые ребенок воспринимает как опасные. Нормальное психологическое развитие предполагает возможность естественных реакций тревоги.
Лучше всего исследователями-психоаналитиками изучены те реакции тревоги, которые возникают у маленьких детей. Речь идет прежде всего о тревоге разлуки и боязни незнакомцев. Эти реакции можно наблюдать у детей с пяти или шести месяцев. Дети могут их испытывать на протяжении длительного времени, а по сути — это реакции пожизненные. Причина их — в разрыве эмоциональной связи с матерью, в результате чего ребенок начинает испытывать тревогу разлуки, когда мать уходит. Ребенок в возрасте полугода еще не способен удерживать в памяти образ матери, поэтому всякий раз, когда матери нет рядом, ребенок испытывает страх.
Вторым источником тревоги является боязнь потерять любовь родителей. Эта тревога тоже начинает проявляться с конца первого года жизни и может сопровождать человека всю его жизнь.
Третий источник тревоги связан со страхом телесного повреждения, потери важных частей тела, например, гениталий. Тревога, вызванная этим страхом, появляется на втором году жизни у некоторых детей, независимо от каких-либо факторов. В возрасте пяти—шести лет тревога по этому поводу исчезает. Но и здесь следует заметить, что, как и другие источники тревоги, этот источник может быть актуальным вне названных возрастных рамок.
Беспокойство, вызванное этими основными источниками, у детей до пяти лет обычно проявляется в их поведении. Например, мать, увидя расстегнутые штанишки Робби, подзывает сына к себе и весьма ненавязчиво и осторожно застегивает застежку-молнию. Робби в испуге резко вырывается из рук матери. Проявление сильного страха перед кажущейся опасностью для пениса не редкость среди мальчиков двух—трех лет. Ребенок более младшего возраста, допустим, шестнадцатимесячный, может плакать, тянуться к матери и цепляться за нее, когда она собирается уходить на работу. Очевидно, что беспокойство его связано с разлукой и потому — усиление тревоги.
Однако из поведения ребенка двух—трех лет непросто заключить, что является источником его беспокойства. Возможно, он неизвестен и для самого ребенка. Например, трехлетний ребенок, не желая идти спать, может бояться как темноты, так и своей отделенности от матери во время сна. Здесь сказывается и тревога, связанная с разлукой, и страх наказания за враждебность или запретные помыслы. Боязнь большого черного медведя у ребенка четырех лет, который придет и заберет его, вероятнее всего, относится к Эдипову комплексу, протесту по отношению к отцу или же к боязни кастрации. Ребенок, как правило, не осознает этого.
Другие стрессовые реакции, такие как фобии, страшные сны, трудности с засыпанием и со сном, также сопровождаются значительной степенью тревоги без четкого представления о том, из каких источников они происходят.
В дополнение к беспокойству, вызываемому каким-то неустановленным внутренним конфликтом, у маленьких детей в некоторых ситуациях возникает внезапный сильный страх. Ребенок испытывает тревогу, доставляющую ему чрезмерное неудовольствие и сильное страдание. Известно, например, что у двух—трехлетних детей возникают страх и стрессовая реакция в ответ на громкие звуки, такие как сигнал сирены, лай собак, шум мотоцикла, ссоры между родителями. Родители в урегулировании таких стрессовых реакций могут оказать ребенку значительную помощь.
Все упомянутые переживания сопровождаются чрезмерным неудовольствием и потому потенциально могут генерировать или мобилизовать в ребенке враждебность, которая необязательно проявится сразу же. Если переживание доставляет ребенку много страданий, он будет генерировать враждебность вне зависимости от того, становится ли она явной сразу или впоследствии.
Сильные переживания создают ситуации, когда ребенок чувствует себя в той или иной степени беспомощным и уязвимым. Поэтому основной способ помочь ребенку — дать ему почувствовать, что он не одинок в попытках установить и устранить причины своей беспомощности. И это еще одна возможность прийти ребенку на выручку. Очень хорошо, если ребенок чувствует, что родители прилагают усилия, чтобы помочь ему справиться с тем, в чем ребенок видит угрозу и чего боится.
Например, четырехлетний мальчик просыпается от страшного сна. Ему снилось, что за ним гонится большой медведь. Отец или мать могут не понимать сути этого сна, но если они ее и понимают, то интерпретация сна сопряжена с большим риском и делать это нужно с огромной осторожностью. Даже и не обращаясь к значению сна, родители могут утешить ребенка словами: "Это всего лишь страшный сон. Не надо его бояться. Мама и я всегда рядом и готовы тебе помочь. К тому же здесь нет медведей..." Успокаивая таким образом ребенка, родители одновременно помогают ослабить его тревогу.
Посоветуем научиться отличать тревогу и страх от капризности, которую можно воспроизвести так: "Я хочу того, чего хочу и когда хочу!" И тревога, и каприз требуют внимания со стороны родителей, однако их реакция в каждом случае должна быть разной. Когда ребенок плачет потому, что встревожен или боится, нужно выспросить у него, что его так расстроило, образумить и успокоить. Капризность требует установления разумных и обоснованных ограничений.
Как же различать, капризничает ребенок или действительно встревожен? В этом родителю нужно полагаться на свою способность эмпатии. Как уже ранее отмечалось, нужно поставить себя на место ребенка. Что бы вы чувствовали в определенной ситуации? Испытывали бы вы страх или чувство беспомощности? Или вы вели бы себя как принцесса, которая не может получить того, чего хочется?
Важно, чтобы родители доверяли своему восприятию детских эмоций и тем чувствам, которые вызывают в них их дети.
Многое в этой книге адресовано родителям, чьи дети не достигли шести лет. Однако многое из изложенного здесь также справедливо и по отношению к школьникам-первогодкам, а также подросткам, хотя необходимо вносить поправки на возраст. Таким образом, наш перечень источников тревоги можно распространить и на детей более старшего возраста.
Четвертый основной источник беспокойства тесно связан с боязнью потерять любовь родителей; боязнью чувства вины, неодобрения самого себя. К четырем—шести годам совесть ребенка достигает такого уровня развития, когда она уже начинает управлять его "я". К этому времени его запретные желания и действия начинают вызывать в нем сильное чувство вины. Чувство вины — это неодобрение со стороны нашей совести. Известно, сколь сильно бывает желание избежать возникновения этого чувства.
Между пятью и десятью годами наиглавнейшим источником беспокойства для ребенка является угроза неодобрения со стороны достаточно развившейся совести.
Пятый основной источник беспокойства возникает в пубертатный период — это боязнь быть увлеченным своими сексуальными потребностями. Этот источник беспокойства появляется в результате физического развития и, следовательно, возросшей способности действовать по велению собственной агрессивности. Когда отец неодобрительно относится к своему пятнадцатилетнему сыну, последний, чувствуя возросшую физическую силу, с тревогой воспринимает свою враждебность к отцу. Мысль об убийстве отца как крайне опасное желание является главным источником страха в подростковый период.
В процессе развития ребенка встречаются и другие источники беспокойства: боязнь потерять независимость и автономность собственного "я", боязнь неодобрения со стороны сверстников. Каждый из источников должен быть установлен, поняты тревога и страхи, вызываемые ими, что, конечно, требует терпения и усилий родителей. Переживание беспокойства болезненно и, хотя оно часто не поддается воздействию родителей, они, помогая ребенку его преодолевать, могут смягчить его травмирующий эффект.