Урок 2. Начала анализа: уровень «коммуникативный »
Ворон. Легко сказать «осознавание». А что осознавать? Осознавать-то можно что угодно. Любой момент и любой предмет имеет бесконечную степень сложности и бесконечную возможность для осознавания. Попади к нам на поляну Охотник, в поле его осознавания находилось бы сейчас совсем другое, чем в моем. А если бы здесь оказался Юный Натуралист – он бы осознавал совсем третье, находясь на той же самой поляне. И так далее. И все это, заметьте, было бы правдой. Так что перед нами некоторая задача – ограничить поле осознавания сказок, но как-то так ограничить, чтобы все возможные способы осознавания не сдохли, а остались потенциально достижимыми. В нашей Школе я потренирую вас думать на нескольких, на семи-восьми уровнях, которые мне кажутся самыми полезными; но стоит помнить, что на самом деле этих уровней бесконечное множество. Ясно?
Заяц. (Напевает.) Выйду я на уровень, гляну на село…
Ворон. Начинаем с уровня простого. Называем коммуникативным. Кстати. Я стараюсь не пользоваться терминами, в частности потому, что думаю, что они частично помогают думать, а частично мешают, особенно если их столбить и относиться к ним серьезно. По мне, лучше забыть все названия и видеть суть дела, чем наоборот. Я этого вам в головы вложить не могу, но кое-как могу постараться. В частности, я буду называть одни и те же вещи разными словами, чтобы вы привыкали обращать внимание на суть, а не на слова. Так что этот уровень – коммуникативный, он же социальный, он же статусный. В чем смысл. Люди и звери собираются в группы, как мы сейчас с вами, и в этих группах они занимают определенные места, роли, статусы. Я, например, сейчас формально занимаю статус ведущего, то есть лидера, то есть в сказочном смысле царя. Вы формально одинаковая масса, потому что у вас у всех как бы один и тот же статус – участники, слушатели, ученики. Но на самом деле так не бывает. Вы, как расплавленная масса, очень быстро будете кристаллизоваться. То есть у каждого из вас будет проявляться и определяться место в стае, определенная роль в группе. Белочка, ты кем собираешься быть в этой группе?
Белочка. Ой, не знаю.
Ворон. Конечно, не знаешь. Хотя на самом деле, конечно, знаешь. Ты же за жизнь была уже во многих группах и почти наверняка играла в них сходные роли. Не всегда одну и ту же, но все же. Так что если бы ты задумалась над своими прошлыми ролями, ты могла бы довольно с большой вероятностью сказать, что ты будешь делать здесь и что из этого получится. Если только это знание не противоречит самой роли. Тогда увидеть ее будет трудно.
Белочка. А если я хочу играть здесь другую роль, чем играла раньше?
Ворон. То это на самом деле маловероятно. Знаете гениальную фразу: хотели как лучше, а получилось как всегда. В любом случае, знание прошлой роли не помешает. Итак. О какой роли мы будем говорить здесь? О самой простой, том, что можно назвать групповым статусом. Это удобно описывать, если представить себе посреди группы большой пирог и представить, как мы его будем делить. Скажем, царь имеет право на лучший кусок или два куска, или даже три. А остальные? Все равные и одинаковые – так не бывает. Таким пирогом может быть групповое внимание, поддержка, время и все прочие групповые ценности. Чем хорош этот уровень анализа – он достаточно легко проверяем. То есть мы что-то понимаем из сказки, а потом наблюдаем за тем, что реально происходит, и видим, правильно ли мы поняли и предсказали. Потому что дележку и соответствующее поведение мы сможем наблюдать прямо здесь. Так что это достаточно легкий вид анализа, и мы с него начнем. (Громко и торжественно.) Карр! Сейчас, друзья мои, мы будем сочинять свою первую сказку. Про себя. Совершенно неважно, какого формата, с какими героями, добрую или злую, лучше с концовкой, но пойдет и без нее – короче, вы свободны. Сочиняйте сказки, которые вам самим интересны и «цепляют». Минут на пять мы разойдемся в бурном деле сочинительства, а потом соберемся, и кто готов – тот и расскажет.
Через формальных пять, а на самом деле пятнадцать, кто их считает, минут свою сказку рассказывает Суслик.
Суслик. Жил-был в пустыне, в большой норе суслик Вася. Он был правильный суслик. По утрам делал гимнастику, питался только вегетарианской пищей, а по вечерам пел песни. Славно он так жил… но однажды в пустыню пришли юннаты, которые ловили животных для зоопарка. И суслик Вася, не ожидая ничего плохого, гулял себе, как вдруг попал в петлю, а потом в мешок, а потом в живой уголок юннатского отдела. Не то чтобы он очень испугался, но вначале ему было очень странно. Потом он понял, что никто ему ничего плохого делать не собирается, даже кормят очень даже прилично. Юннаты Васю любили, все время доставали из клетки, гладили. Какое-то время он так жил, а потом заскучал по родной пустыне. Тогда Вася обследовал помещение, в котором сидел, на предмет всяческих дыр и лазеек, что куда ведет, а потом стал собирать толпу для побега. Не все животные в живом уголке знали о свободе, но Вася всем им рассказал, как там хорошо, как всходит Солнце и зеленеет трава, и куча зверей согласились с ним, что пора бежать. Одной прекрасной ночью звери под предводительством суслика бежали из живого уголка, из зоопарка, потом из города. Конечно, никто из них особенно не знал, куда надо направляться, да и Вася, если честно, не очень это знал. Но звериный инстинкт привел его в пустыню. Не все животные выжили в этом путешествии, а некоторым пустыня ужасно не понравилась, и они решили вернуться в юннатский уголок. Ну что ж, их отпустили с миром. А Вася и его друзья – те, кто остался с ним – прожили в пустыне на воле замечательную и веселую жизнь.
Ворон. Вот так вот? Как мило! Ну что ж, давайте начинать анализ. Анализ в хорошем случае проводит его автор, потому что, на самом деле, почти что только для него вся эта информация имеет смысл. То, что понимаем все мы остальные, включая меня – более-менее ерунда. Итак, правильный суслик, что же ты по этому поводу думаешь?
Суслик. Что я по этому поводу думаю?
Ворон. Ну, какой статус будет в группе у существа, которое сочинило подобную сказку?
Суслик. Наверное, хороший статус.
Ворон. Все статусы хорошие. Давай подумаем конкретнее.
Суслик. Ну, статус успешного бунтаря, это подходит?
Ворон. Вполне подходит, чего ж. Смотри. «Статусные» места концентрируются, во-первых, вокруг «верхушки», где «восседает» «вождь», «первая жена» или «первый советник», «помощник психотерапевта» и так далее. Существует, как правило, край «оппозиции», то есть конкурирующих с верхушкой за власть персонажей, среди которых может быть «самый умный», «альтернативный лидер», «отцеубийца» и прочие. Существует, безусловно, «серое», среднее большинство, законопослушное, пассивное, в среде которого характеры и роли проявляются не ярко – до поры до времени. Есть «маргиналы», «беглецы», «аутсайдеры» – те, кто заявляет свое право на нахождение вне социума, находясь при этом внутри.
Суслик. Ну, так я к верхушке поближе.
Ворон. Ага. Я тоже так думаю. Правда, тут еще нужно учитывать, что в сказке обычно проявляются только «притязания» на занятие определенного группового статуса. Это только «заявка» как бы. А какой будет реальный статус – этого мы не знаем.
Суслик. Ну, это, может, вы не знаете…
Ворон. О, вот это оно! А ты, типа, знаешь? Вот это же продолжение сказки, заявка продолжает развиваться. Итак, давайте я для начала скажу, что думаю. Тут, конечно, пахнет лидерством. Герой самодостаточный такой, в пустыне когда жил, а потом возглавляет восстание. И объяснил остальным, кто не понимал, зачем оно нужно. Как там? – «не все животные знали о свободе». А Вася знал. То есть этот парень при дележке пирога не зазевается и настоит на том, что именно ему нужно. И он в своей позиции очень уверенно себя чувствует. Смотрите – он не очень-то знал дорогу, ну и что, все равно повел остальных зверей. Кто-то из них сдох – ничего страшного. Кто-то вернулся обратно – опять не важно.
Суслик. Ну что вы, кадры для нас всё!
Ворон. О, еще одна чисто лидерская фраза. У него «кадры» вокруг, чувствуете? Очень по-лидерски. Теперь: есть два места для лидеров в группе. Одно здесь (показывает на сук, на котором сидит), есть места рядышком для «членов правящей элиты», а есть места в аккурат напротив (показывает на противоположный конец поляны, где, собственно, и сидит Суслик). Там что у нас – правильно, оппозиция. Это слово так и называется: напротив, opposite. Вот бунтари у нас там – ну, те которые не по мелочи, а реально претендующие на власть и вес. Какой ты лидер – кто знает. Мне кажется, по сказке больше похоже на оппозицию. Есть же явная тема «побега» от «власть имущих» «притеснителей», правда?
Суслик. Но они такие, хорошие ребята, эти юннаты.
Вокруг смех.
Ворон. Да, хорошие ребята, что намекает на потенциально мирный характер наших с тобой отношений. Молодые, правда, они, не опытные. Очень юные натуралисты! Знаешь, сколько мне лет?
Суслик. Н-не знаю…
Ворон. Я сам не знаю. Ну, это как бы такое легкое «прохаживание» по адекватности официального лидера. Обычное дело. Нормально. Суслик Вася… Вася… Василий – базилевс!
Суслик. Чего?
Ворон. Василий, Василий, греческое имя, значит – базилевс, правитель. Ты же имя придумал?
Суслик. Ага.
Ворон. Ну вот, нашел подходящее.
Суслик. Ну всё, всё, раскрутили, раскололи.
Ворон. Хорошо, мне тоже кажется, что сказка хорошая, пример яркий, а насколько верен анализ – мы посмотрим со временем. Прогноз возможный такой: ты с группой приверженцев будешь откалываться от основного течения нашей группы. Уведешь от меня, так сказать, невинных агнцев…
Суслик. Да делать мне больше нечего…
Ворон. Ну, ладно, я ж говорю, такой анализ – дело проверяемое. Посмотрим. Еще кто-то в этой сказке что-то интересное видит?
Койот. Слово «суслик» похоже на «сусло».
Ворон. И что?
Койот. Ничего. Сусло – оно бродит. Как он по пустыне.