Обследование психофизиологических компонентов овладения речью
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, биологические основы развития постепенно под влиянием близких взрослых, ухаживающих за младенцем, меняются, и на их основе начинают появляться элементы психического – психофизиологические процессы.
Мы предлагаем обследовать произвольные движения и действия, зрительное и слуховое восприятие, как психофизиологические основы речеязыкового становления малыша.
Зрительное восприятие играет важную роль в процессе овладения речью, поскольку большую часть информации, которую получает человек, он получает зрительно. Зрительное восприятие включает в себя несколько составляющих:
- лицевой гнозис, как способность и умение определять реальные лица и их изображения;
- предметный гнозис, как способность и умение определять предметы реального мира или их изображения;
- симультанный гнозис, как способность и умение целостно воспринимать сюжет, изображённый на картинке;
- цветовой гнозис, как способность и умение различать цвета по их названию (таблица 3.1.).
Основным методом изучения зрительного восприятия является наблюдение за ребёнком при выполнении различных заданий.
Способность и умение воспринимать лицо выявляется в процессе наблюдения за поведением ребёнка при обследовании. Если зрительное восприятие ребёнка соответствует возрастным нормам, то он сразу же поворачивается и смотрит на лицо человека, который начинает говорить. Такое состояние лицевого гнозиса является одной из составляющих речевого развития. При предъявлении картинок с изображениями лиц мальчика и девочки, малыша и пожилого человека, ребёнок определяет их по инструкции взрослого.
Предметный гнозис можно обследовать, предъявляя ребёнку реальные игрушки, другие предметы или их изображения.
Восприятие целостности сюжета (симультанный гнозис) обследуется при последовательном предъявлении сюжетных картин. Здесь важен подбор сюжетных картин от простого сюжета (заяц бежит, мальчик ест и т.п.) к более сложному (например, иллюстрация к сказке) и выбор самого сюжета. При выборе сюжета картинки надо учитывать, что он должен быть знаком ребёнку.
Специфику зрительного восприятия в раннем возрасте также следует учитывать при предъявлении количества картинок. В данный возрастной период ребенок может одновременно зрительно воспринимать и дифференцировать два предметных изображения формата А-5. При одномоментном предъявлении большего количества предметных изображений или изображений более мелкого формата ребенок затрудняется в их восприятии, и данные обследования могут быть не достоверными. Дети начинают либо просто «тыкать» пальцем в любое из предъявленных изображений без предварительного зрительного анализа и синтеза либо вообще отказываются выполнять задания такого рода.
Таблица 3.1. Зрительное восприятие (VG)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Лицевой гнозис | Предметный гнозис | Симультанный гнозис | Цветовой гнозис | Всего | |||
восприятие реальных лиц | восприятие лиц, изображённых на картинке | восприятие реальных предметов | восприятие предметов, изображённых на предметных картинках | восприятие простого сюжета на сюжетной картинке | восприятие сложного сюжета на сюжетной картинке | |||||
+1 или -2 | +2 или -1 | +1 или -2 | +1 или -2 | +1 или -2 | +2 или 0 | +1 или 0 |
Ключ к заполнению.
Выполнение ребёнком заданий на восприятие лиц, реальных предметов, предметов изображённых на предметных картинках, простых сюжетов оценивается как +1 балл, невыполнение данных проб оценивается ка - 2 балла; выполнение проб восприятие лиц, изображённых на картинке, восприятие сложных сюжетов оценивается как +2 балла, невыполнение этих проб оценивается как – 1 балл. Выполнение задания на определение цвета оценивается как + 2 балла, невыполнение данного задание оценивается как 0 баллов.
В колонке «всего» суммируется общее количество баллов.
Таким образом, по параметру «зрительное восприятие» максимально возможное количество положительных баллов +9, максимально возможное количество отрицательных баллов – 9.
По данным Е.Н. Винарской, Р. Е. Левиной, Н. Х. Швачкина, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной ключевой составляющей в развитии устной речи является фонематическое восприятие. Оно формируется в младенчестве и раннем возрасте. Первоначально ребенок отделяет звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя, мяуканье кошки) от звуков обращенной к нему речи. Второй год жизни ребенка характеризуется повышенным вниманием ребенка к речи окружающих, заметным возрастанием его речевой активности.
Становление слухового восприятия, как умение различать и дифференцировать все звуки окружающего мира, соотносить их со звучащими предметами, становится базой для овладения тонкими смысловыми различиями речевых звуков.
Еще до того, как ребенок начнет произносить слова, он уже приобретает опыт их узнавания и различения, т.е. фонематические различия. Первоначально ребенок воспринимает лишь общий контур слов, выделяя наиболее контрастные звуковые противопоставления: согласный-гласный. В ходе многоразового прослеживания одного и того же звукового комплекса ребенок распознает акустические признаки именно данного слова и отличает его от прочих. Постепенно из различных вариантов звуковых сочетаний складываются языковые инвариантные единицы – фонемы.
Перед ребенком стоит сложная задача выделить из всего звукового потока те звуковые отношения, которые играют в языке роль смыслоразличителей. К трем годам ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятия [25].
После трех лет у ребенка развивается навык слухового контроля за собственным произношением, т.е. совершенствуется фонематическое восприятие [29].
Методы диагностики слухового гнозиса:
наблюдение и оценивание способа выполнения ребёнком заданий, направленных на определение источника звука, направления звучания и характера звука (таблица 3.2.); дифференциацию близких по звуковому составу слов (таблица 3.3.); понимание разных форм обращённой речи (таблица 3.4.).
Первоначально следует проверить остроту физического слуха малыша, поскольку даже минимальное снижение слуха отрицательно влияет на овладение речью ( Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Г.В. Чиркина, Е.Н. Черкасова), и только затем необходимо определить, умеет ли ребенок определять неречевые звуки на слух.
Для обследования слухового восприятия неречевых звуков в логопедии разработан ряд приемов «Что звучит?», «Кто как говорит?» - определение источника звука и «Где звучит?» - определение направления звучания.
В задании «Что звучит?» детям для прослушивания предлагается звучание трех-четырех инструментов: барабана, маракаса, ксилофона и дудочки. Далее взрослый закрывается ширмой и издает звук на каком-либо из инструментов. Ширма открывается и ребенку предлагают показать, что звучало. Последовательно взрослый выполняет данное задание со всеми инструментами.
В задании «Кто как говорит?» ребенку показывают три игрушки, говоря при этом: «Петушок говорит “ку-ка-ре-ку”, собачка – “гав-гав”, кошка – “мяу-мяу”». После чего игрушку прячут за ширму. Как только слышался голос из-за ширмы, взрослый задает вопрос: «Кто говорит?».
Для проведения задания «Где звучит?» необходима помощь еще одного взрослого (можно привлечь родителей). Звук должен издаваться в разных точках помещения. Если ребенок сразу же поворачивает голову к источнику звука и по просьбе взрослого идет в нужном направлении – задание считается выполненным (таблица 3.2).
Таблица 3.2. Неречевое слуховое восприятие (NvAG)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Что звучит? | Кто как говорит? | Где звучит? | Всего |
+1; -1 | +1; -1 | +1; -1 |
Ключ к заполнению.
Выполнение ребенком задания отмечается в соответствующей колонке как +1 балл, невыполнение задания оценивается как -1 балл. В колонке «всего» суммируется общее количество баллов.
Таким образом, по параметру «неречевое слуховое восприятие» максимально возможное количество положительных баллов - + 3; максимально возможное количество отрицательных баллов - -3.
Для обследования фонематического восприятия применяется известный в логопедии прием дифференциации слов, близких по звучанию, но разных по смыслу.
Однако, использование данного приема в раннем возрасте имеет свою специфику. Во-первых, дифференциация слов осуществляется только по предъявляемым их изображениям, поскольку ребенок еще не говорит. Во-вторых, необходимо подбирать слова, доступные пониманию ребенка в соответствии со ступенями онтогенеза фонематического восприятия (Н.Х. Швачкин). В-третьих, изображения должны быть реалистичными.
Например, можно предложить ребенку картинки с изображением стола и стула (дифференциация [о]-[у]). Одномоментно можно предъявлять не более двух изображений формата А-5. Инструкция: «Посмотри внимательно». Далее: «Покажи, где стол?». После предъявления инструкции необходимо сделать паузу, которая позволит ребенку показать требуемое изображение. Есть дети, который не умеют или не хотят показывать пальцем, поэтому необходимо следить за движением глаз. Задание считается выполненным, если ребенок посмотрел на требуемое изображение или показал его. И только потом можно давать следующую часть инструкции.
Фонематическое восприятие в раннем возрасте обследуются с помощью картинок, на которых изображены: кит-кот (дифференциация звуков [и]-[о]); стул-стол (дифференциация звуков [у]-[о]); мышка-мишка, лук-люк, галка-галька (дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков); Ваня-Аня, Коля-Оля, дудка-утка (дифференциация наличия и отсутствия согласного звука); рама-дама (дифференциация звуков [р]-[д]), мак-бак (дифференциация звуков [м]-[б]); ложка-ножка (дифференциация звуков [л]-[н]); лак-рак, рожки-ложки (дифференциация звуков [р]-[л]); лайка-зайка (дифференциация звуков [л]-[з]); робот-хобот, салат-халат, Гаша-Даша, (дифференциация передне- и заднеязычных звуков); бочка-дочка (дифференциация лабиальных и переднеязычных звуков [б]-[д]); град-брат, грош-брошь (дифференциация лабиальных и заднеязычных звуков [б]-[г]); зверь-дверь (дифференциация переднеязычных звуков [з]-[д]; мука-муха, макать-махать(дифференциация заднеязычных звуков [к]-[х]); букет-пакет, удочка-уточка, сова-софа, коза-коса (дифференциация звонких и глухих согласных) , мишка-миска, крыша-крыса (дифференциация звуков [ш]-[с]); марка-майка, галка-гайка, маяк-моряк (дифференциация звуков [р]-[й]).
Таблица 3.3. Фонематическое восприятие (PhG)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Дифференцирует / не дифференцирует гласные звуки | Дифференцирует-не дифференцирует группы согласных звуков | всего | |||||
сонорные - шумные | твердые - мягкие | сонорные | переднеязычные– заднеязычные | шипящие– свистящие | плавные - joт | |||||
Ключ к заполнению.
Выполнение ребенком задания отмечается в соответствующей колонке как +1 балл, невыполнение задания оценивается как -1 балл. В колонке «всего» суммируется общее количество баллов.
Таким образом, по параметру «фонематическое восприятие» максимально возможное количество положительных баллов - + 7; максимально возможное количество отрицательных баллов - -7.
Следующим этапом обследования состояния фонематического восприятия станет изучение понимания ребенком обращенной речи (таблица 3.4.).
Для этого ребенку, во-первых, прочитывается доступный пониманию текст. Это может быть сказка «Курочка Ряба». Сказка должна быть хорошо иллюстрирована. Ребенку задают несколько вопросов, позволяющих оценить понимание содержание текста. При этом вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы неговорящий ребенок мог показать ответ на картинке или ответить двусложным словом. Например: «Кто это? Где баба? Где дед? Где курочка? Покажи, кто бежит? Покажи мышку? Покажи, кто плачет?». Ребёнок может ответить «баба, дед, киса и т.п.» или звуковыми вариантами ожидаемых слов, показать пальцем или посмотреть на требуемое изображение.
Во-вторых, ребенку дается несколько инструкций в такой последовательности: одноступенчатая, двухступенчатая и трехступенчатая. Ребенок двух лет с достаточным развитием фонематического восприятия уже может выполнять трехступенчатую инструкцию.
Одноступенчатые инструкции, которые должен выполнить ребёнок: «Возьми зайку», «Закрой глазки», «Покачай куклу», «Дай мне пирамидку», «Положи кубики в коробку», «Принеси мишку».
Двухступенчатые инструкции предполагают выполнение детьми двух действий: «Возьми расческу. Причеши куклу», «Налей в лейку воды и полей цветочек», «Подойди к шкафу. Возьми зайку из шкафа», «Возьми морковку. Покорми зайку морковкой».
Трехступенчатые инструкции наиболее сложны для выполнения, поэтому произносить их следует в замедленном темпе: «Расстели кроватку. Возьми зайку. Уложи зайку спать», «Возьми кастрюльку. Поставь на плиту. Свари в кастрюльке суп», «Поставь кружку на стол. Налей в кружку чай. Напои чаем мишку», «Подойди к шкафу. Возьми мишку из шкафа. Положи мишку на стол».
Таблица 3.4. Понимание инструкций взрослого (UI)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | слушает/не слушает текст до конца | понимает/не понимает прочитанное | понимание одноступенчатой инструкции | понимание двухступенчатой инструкции | понимание трехступенчатой инструкции | Всего |
+1 или -2 | +1 или -2 | +1 или -2 | +2 или -1 | +2 или 0 |
Ключ к заполнению.
Выполнение ребенком заданий «слушает текст до конца», «понимает прочитанное», «понимание одноступенчатой инструкции» отмечается в соответствующей колонке как +1 балл, невыполнение этих заданий оценивается как -2 балла. Выполнение ребёнком заданий на понимание двухступенчатой инструкции оценивается как +2 балла, невыполнение – как -1 балл. Выполнение задания на понимание трёхступенчатых инструкций оценивается как +2 балла, невыполнение данного задания оценивается как 0. В колонке «всего» суммируется общее количество баллов.
Таким образом, по параметру «понимание инструкций взрослого» максимально возможное количество положительных баллов - + 7; максимально возможное количество отрицательных баллов - -7.
В сфере произвольных движений и действий ребенка целесообразно обследовать артикуляционный праксис, поскольку от его состояния зависит фонетическое качество реализации собственного сообщения.
Под артикуляцией понимается положение артикуляторов (языка, губ и т.д.) при произнесении конкретного звука или комплекса звуков [14, С. 35].
Обследование артикуляционных возможностей ребёнка раннего возраста по словесной инструкции, показу или подражанию затруднено, поскольку произвольность управления своими движениями ещё только формируется. Дети данного возраста просто не могут еще реализовать предложенные им артикуляционные положения.
Упроченным в этом возрасте должен быть более ранний предметный уровень движений. Предметным уровнем артикуляции являются жевательные движения, в которых координируются движения мышечных групп губ, языка и мышц, удерживающих нижнюю челюсть в процессе приспособления к приему разнообразных пищевых продуктов. В свою очередь предметный уровень жевательных движений надстраивается над более низким уровнем двигательного акта – сосанием.
Таким образом, артикуляция надстраивается над предметным уровнем оральных движений, осуществляющих жизнеобеспечивающие потребности в питании: безусловнорефлекторное сосание, условнорефлекторное сосание, откусывание, пережевывание, глотание. Поэтому потенциальная возможность артикулирования звуков оценивается при наблюдении за предметным уровнем движений артикуляторов – губ, языка, нижней челюсти – в процессе приема пищи и состоянием мимики в свободной деятельности.
Основные методы обследования движений органов артикуляции в процессе приема пищи – это метод анкетирования (приложение 1,1. раздел 5.); наблюдения с использованием видеосъемки процессов приёма и пережёвывания пищи; оценивания по показателям:
· пищевое поведение ребёнка (таблица 3.5.);
· двигательные возможности губных мышц (таблица 3.6.);
· двигательных возможностей мышц языка (таблица 3.7.);
· двигательные возможности нижнечелюстных мышц (таблица 3.8.)
Точность, скоординированность, ловкость движений губных, язычных мышц и групп мышц, удерживающих нижнюю челюсть, исследуется посредством наблюдения за процессами приёма и пережёвывания разной по характеру пищи: твердой (мясо-гуляш, хлеб, сырые овощи и т.п.), мягкой (овощные рагу, творожные запеканки, рыба и т.п.) и жидкой (супы).
При наблюдении за пищевым поведением отмечается:
- характер пищи, предпочитаемой ребенком: всё ест с удовольствием; отказывается от мяса и сырых овощей; предпочитает измельченные до однородного состояния массы;
- при этом тщательно пережевывает твердую пищу и глотает её; быстро устает при пережевывании, выплевывает; вообще не приступает к самостоятельному приему пищи.
Годовалый ребенок при своевременном и постепенном введении твердой пищи может пережевывать кусочки телятины, яблока, моркови. Если ребенок после одного года не умет есть самостоятельно и не хочет принимать пищу, то возможными причинами могут быть:
- нарушение иннервации периферического артикуляционного аппарата, которое проявлялось уже в период сосания груди – ребенок или вообще отказывался брать грудь или сосал вяло, быстро уставал, молоко подтекало в уголках губ и т.п.;
- родители начали вводить твердый прикорм ближе к году;
- родители изначально давали ребенку однородные массы (гомогезированные овощные и фруктовые пюре, мясные массы), что не давало возможность ребенку освоить жевательные движения;
- накормить ребенка всегда было трудно, нужно было устраивать целые «театрализованные» представления, читать книгу, включать мультфильмы, чтобы он поел.
Таблица 3.5. Пищевое поведение (EB)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Характер пищи, предпочитаемый ребенком | Время выполнения жевательных движений | Всего | ||||
ест разнообразные продукты | отказывается от мясного гуляша, сырых твёрдых овощей | предпочитает измельченные до однородного состояния массы | тщательно пережевывает твердую пищу и глотает | быстро устает при пережевывании, выплевывает | вообще не приступает к самостоятельному приему пищи | ||||
+2 | -1 | -1 | +2 | -1 | -1 |
Ключ к заполнению.
Характер пищи предпочитаемой ребёнком:
- ест разнообразные продукты - +2;
- отказывается от мясного гуляша, сырых твёрдых овощей - -1;
- предпочитает измельченные до однородного состояния массы - -1.
Время выполнения жевательных движений:
- тщательно пережевывает твердую пищу и глотает - +2.
- быстро устает при пережевывании, выплевывает - - 1;
- вообще не приступает к самостоятельному приему пищи - - 1.
Таким образом, по параметру «пищевое поведение» максимально возможное количество положительных баллов - +4; максимально возможное количество отрицательных баллов - -4.
При достаточной иннервации губных мышц ребенок может округлять губы, вытягивать их в трубочку или растягивать в улыбку. Такие тонкие произвольные движения губных мышц приобретаются последовательно на базе более раннего движения - захвата и удержания пищевого комка губами в процессе приема пищи разного характера.
При оценивании двигательных возможностей губных мышц следует обратить внимание на то, каким образом ребенок захватывает нижней губой край ложки, когда ест суп, или край чашки, когда пьет. До полутора, максимум двух лет, пока вырабатывается функциональная система захвата пищевого комка губами, ребенок еще ест неаккуратно: нижняя губа недостаточно захватывает край ложки или чашки, поэтому жидкая пища или напиток могут проливаться. Однако после двух лет при сохранной иннервации губных мышц и правильном формировании пищевого поведения ребенок ест аккуратно, не проливая жидкую пищу на грудь.
Удержание пищевого комка в полости рта – еще одна важная функциональная нагрузка для губных мышц. Когда ребенок пережевывает пищу, его губы должны быть плотно сомкнуты, чтобы перерабатываемая пища находилась в полости рта. При диспраксиях губ можно наблюдать, как ребенок пальцем удерживает пищу в полости рта или пища, не удерживаемая губами, частично вываливается в процессе пережевывания.
Важным показателем сохранности иннервации губных мышц является наличие и симметричность носогубных складок.
Таким образом, подвижность и скоординированность работы мышечных групп верхней и нижней губ можно описать без определенных артикуляторных проб («улыбка», «хоботок», «трубочка» и т.д.) еще недоступных ребенку раннего возраста. Нарушения двигательных возможностей мышц верхней и нижней губ приводят к патологическому варианту произнесения гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [э], [и] и согласных звуков [п]-[п`], [б]-[б`], [м]-[м`], [в]-[в`], [ф]-[ф`].
Таблица 3.6. Двигательные возможности губных мышц (LA)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Участие в захвате жидкой пищи | Участие в захвате твердой пищи | Участие в удержании пищевого комка в полости рта | Состояние носогубной складки | Всего | ||
объем движений достаточный / ограниченный (жидкая пища не проливается / проливается) | принимают / не принимают участие | сомкнуты / разомкнуты | Парная | Односторонняя | Отсутствует | ||||
+1 или -1 | +1 или -1 | +1 или -1 | +1 | -1 | -2 |
Ключ к заполнению
Участие губных мышц в захвате жидкой пищи:
- объем движений губных мышц достаточный - +1;
- объем движений губных мышц не достаточный - -1.
Участие губных мышц в захвате твёрдой пищи
- губные мышцы принимают активное участие (принимают положение откусываемого продукта) - +1;
- губные мышцы не принимают участие (остаются в нейтральном положении) - -1.
Участие губных мышц в удержании пищевого комка в полости рта:
- в процессе жевания губы сомкнуты - +1;
- в процессе жевания губы разомкнуты - -1.
Положительные характеристики двигательных возможностей губных мышц:
- объем движений достаточный (жидкая пища не проливается);
- губы принимают участие в захвате твердого пищевого комка;
- губы сомкнуты при пережевывании;
- носогубная складка парная.
Состояние носогубной складки:
- носогубная складка парная - +1;
- носогубная складка односторонняя - -1;
- носогубная складка отсутствует - -2.
Таким образом, по параметру «двигательные возможности губных мышц» максимально возможное количество положительных баллов - + 4; максимально возможное количество отрицательных баллов - -6.
Поток ощущений, возникающих в мышцах, сухожилиях и суставах, направленный от периферических рецепторов в центральную нервную (кинестетическая афферентация) систему имеет важное значение для формирования артикуляции и контроля за артикулированием [3]. Так, у детей с общим недоразвитием речи и выраженными нарушениями моторного развития, особенно мелкой моторики рук, пороги тактильной чувствительности на коже пальцев и в артикуляционной области в среднем выше, чем у детей с нормально развивающейся речью. Сходные данные получены у детей с дизартриями (Е.Н. Винарская). Таким образом, нарушенная чувствительность поверхностных структур не позволяет осуществить полноценный контроль артикуляторного и мануального движения не только за счет мышечных, но и за счет кожных ощущений.
Раздражение кожи вокруг губ (жидкая каша, кефир, сок, варенье, кисель и т.п.) вызывает рефлекторный акт облизывания. Соответственно, при нарушении иннервации губных мышц вышеуказанный рефлекс отсутствует, и ребенок не стремится снизить раздражающее воздействие. Если же рефлекс сохранен, то при нормальной иннервации мышц языка ребенок облизывает верхнюю губу, уголки рта и нижнюю губу круговыми или слизывающими движениями языка. Если иннервация мышц кончика языка нарушена, ребенок пытается снизить раздражение другими доступными способами (движениями нижней губы, спинки языка).
Наличие вышеописанного рефлекторного движения позволяет изучить состояние двигательных актов языка в процессе приема пищи. Мышцы язык участвуют в захватывании, перемещении и перетирании пищи в полости рта, в произвольной фазе глотания, в артикуляции. Поэтому ловкое круговое слизывание остатков пищи с губ в раннем возрасте является признаком сохранности двигательных возможностей мышц языка и готовности их к артикулированию звуков речи.
Состояние подвижности мышц языка у некоторых детей раннего возраста можно наблюдать и в их спонтанной деятельности. Дети как бы «помогают» себе выполнять трудную или очень интересную для них работу кончиком языка. А у некоторых детей, к сожалению, рот чаще всего приоткрыт и язык находится в межзубном положении, что, безусловно, не способствует формированию правильного артикулирования звуков родного языка. Такое состояние может иметь разную причинность: нарушение иннервации мышц, удерживающих нижнюю челюсть; проблемы с шейным отделом позвоночника; не сформировано умение жевать, поскольку родители кормили ребёнка тщательно измельчённой пищей.
Таблица 3.7. Двигательные возможности мышц языка (ТА)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Рефлекторное облизывание губ языком в процессе питания | Положение языка в свободной деятельности | Всего | |||||||
круговые облизывающие движения широким языком | облизывает верхнюю/нижнюю губу выраженным кончиком языка | облизывает только уголки губ справа/слева | пытается облизать верхнюю губу спинкой языка с невыраженным кончиком | вытирает верхнюю губу носовым платком или другими подручными средствами | не облизывает испачканные губы | Язык находится в полости рта и его не видно | «помогает» себе языком при выполнении трудной работы | язык постоянно находится в межзубном положении | ||||
+2 | +1 | -1 | -1 | --1 | -2 | +1 | +1 | -2 |
Ключ к заполнению
Рефлекторное облизывание губ языком в процессе питания:
- ребёнок облизывает губы широким языком - +2;
- ребёнок облизывает губы выраженным кончиком языка - +1;
- ребёнок облизывает кончиком языка только уголки губ - - 1;
- ребёнок пытается облизать верхнюю губу спинкой языка с невыраженным кончиком языка - -1;
- ребёнок не облизывает испачканные губы - -2.
Положение языка в свободной деятельности:
- язык находится в полости рта и его не видно - +1;
- ребёнок «помогает» себе языком при затруднениях - +1;
- язык постоянно находится в межзубном положении - -2
Таким образом, по параметру «двигательные возможности мышц языка» максимально возможное количество положительных баллов - + 5; максимально возможное количество отрицательных баллов - -7.
В артикуляторном акте непосредственное участие принимают мышцы, удерживающие нижнюю челюсть: жевательная, щечная, треугольная и подбородочная [4]. С помощью скоординированной работы вышеуказанных мышц нижняя челюсть изменяет объем ротового резонатора, таким образом, принимая непосредственное участие в произнесении.
Нижняя челюсть - одно из самых тяжелых костных образований человека, поэтому чтобы удерживать ее в верхнем положении, т.е. сомкнутом с верхней челюстью, ребенку надо иметь сильные натренированные мышцы. Проследить возможности изменения объема ротового анализатора ребенком раннего возраста можно в процессе наблюдения за пережевыванием твердой пищи.
Оценить двигательные возможности нижнечелюстных мышц и их иннервацию можно с помощью видеонаблюдения за откусыванием и пережевыванием твердой пищи. Важными в данном параметре будут являться показатели объема движений при откусывании и времени жевания твердой пищи (таблица 3.8.). Ребенок с хорошей иннервацией нижнечелюстных мышц и достаточной их натренированностью будет широко открывать рот при откусывании и жевать пищу, не уставая, с большой амплитудой жевательных движений. О таких детях говорят: «Ест с удовольствием».
Дети со слабыми нижнечелюстными мышцами очень долго включаются в процесс питания, вяло откусывают, медленно жуют, твердой пище предпочитают однородные измельченные массы, не требующие пережевывания. В свободной деятельности у таких детей часто опущена нижняя челюсть, рот не закрывается.
Сформированность жевательного акта, как предметного уровня артикуляции, фонематическое восприятие, как контролирующее звено произнесения, являются неотъемлемыми составляющими формирования функциональной системы артикуляции звуков родного языка.
Таблица 3.8. Двигательные возможности нижнечелюстных мышц (JA)
№ п/п | Ф.И. ребенка | дата рождения, дата обследования | Объем жевательных движений | Время выполнения жевательных движений | Всего | |||
достаточно / недостаточно открывает рот при откусывании | рот закрыт / приоткрыт в свободной деятельности | тщательно пережевывает твердую пищу | быстро устает при жевании твердой пищи | не жует твёрдую пищу | ||||
+1 или -1 | +1 или -1 | +2 | -1 | -2 |
Ключ к заполнению.
Положительные характеристики показателей параметра отмечаются в соответствующей колонке как +1 балл, отрицательные характеристики параметра отмечаются как -1 балл. В колонке «всего» суммируется общее количество баллов.
Объем жевательных движений
- достаточно широко открывает рот при откусывании - +1;
- недостаточно открывает рот при откусывании - - 1;
- рот закрыт в процессе свободной деятельности - +1;
- рот приоткрыт в процессе свободной деятельности - -1.
Время выполнения жевательных движений:
- тщательно пережёвывает твёрдую пищу - +2;
- быстро устает при жевании твёрдой пищи - - 1;
- не жуёт твёрдую пищу - - 2
Таким образом, по параметру «двигательные возможности нижнечелюстных мышц» максимально возможное количество положительных баллов - +4; максимально возможное количество отрицательных баллов - -5.