Диагностика отклонений речевого развития детей раннего возраста
Введение
Родители и другие близкие взрослые общаются с новорожденным, потом младенцем, ребенком раннего возраста и, сами того не осознавая, обучают его, передают ему опыт всего человечества. Общение сначала ярко эмоционально окрашено (до одного года), потом начинает приобретать черты предметной деятельности, позже становится деловым в определенных, доступных пониманию ребенка ситуациях [13].
В коммуникативном взаимодействии с близким взрослым зарождается понимание, т.е. импрессивный уровень коммуникации, развивается зрительное, тактильно-кинестетическое и слуховое восприятие. В недрах импрессивного уровня зарождаются и развиваются собственные языковые средства общения ребенка, т.е. экспрессивный уровень. Кроме развития импрессивного уровня, для появления вербальных средств общения ребенку необходимы точные, скоординированные, хорошо сформированные произвольные движения в общей, тонкой, артикуляционной моторике. В коммуникативной сфере ребенка проявляется и интеллектуальный уровень: невербальный интеллект, произвольное внимание, память, особенно слухоречевая, первоначальная ориентировка в пространстве, времени (вероятностное прогнозирование и элементарная рассудочная деятельность). Импрессивный, экспрессивный, интеллектуальный уровни общения закладываются и развиваются в социальном окружении и выходят на социокультурный эмоционально-аффективный уровень. Данные уровни представила Г.В. Чиркина в индивидуальном коммуникативном профиле [30]. Мы постарались их переосмыслить применительно к раннему возрасту, как периоду становления личности, еще только овладевающей языковыми и коммуникативными компетенциями.
В последнее время приходится констатировать неутешительный факт увеличения количества рождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Причины такого явления различны: от изменения социально-экономических основ общества, вседоступности алкогольных напитков и табачных изделий до новейших достижений медицины по сохранению жизни глубоко недоношенных новорожденных, технологий ведения родовспоможения и целой индустрии облегчения ухода за младенцем (памперсы, ходунки, музыкальные, электронные говорящие и поющие игрушки, гомогезированные продукты для вскармливания и т.п.).
Молодые родители, ожидающие появления еще одного члена семьи, готовятся к встрече со здоровым новорожденным и совершенно не готовы общаться с младенцем с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Каждый отдельный случай рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья индивидуален: соматическая ослабленность, врожденные заболевания сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной или дыхательной системы, патологии со стороны центральной нервной системы разной степени выраженности и т.д. Но результат чаще всего достаточно прогнозируем: психоречевое недоразвитие ребенка.
Для того, чтобы своевременно сформировать у ребенка с ОВЗ коммуникативные и языковые компетенции необходимо создать особые условия общения в кругу семьи, в полной мере учитывающие возможности малыша к овладению речевой коммуникацией.
Данный методический комплект состоит из книги с методическими рекомендациями по диагностике психоречевого развития ребёнка раннего возраста и специальной компьютерной программы, позволяющей количественно обрабатывать результаты диагностики и анализировать их. Компьютерная программа содержит учебные видеофрагменты, которые наглядно показывают различные варианты развития тех или иных процессов.
Мы благодарим заведующую МБДОУ № 307 г. Челябинска Т.М. Климову, коллектив детского сада, родителей, давших согласие на видеосъемку детей и самих детей, которые блестяще снялись в учебном фильме.
Основная задача данного методического комплекта - научить родителей своевременно увидеть проблемы в психоречевом развитии своего ребёнка и обратиться к специалистам за помощью. С другой стороны, специалистам (логопедам, дефектологам, психологам) данный комплект поможет осознать преимущества оказания своевременной квалифицированной педагогической помощи детям раннего возраста и вооружит необходимым диагностическим инструментарием.
Что делать, если речь ребенка не появляется в стандартные сроки? Уже два года, а у него только пять-шесть слов, отдельные слоги или даже только звуки, мало похожие на речевые. Как охарактеризовать такое состояние? Задержка речевого развития? Если задержка, то, следовательно, исходя из семантики слова «задержка», речь появится, но только позже. Тут родственники вспоминают, что по линии папы все начинали говорить ближе к трем годам (интересно, что, если на первичной консультации папа, то позднее появление слов отмечается по линии мамы). Родители успокаиваются и ждут первых слов, первой фразы ничего не предпринимая, а с течением времени ослабевают драгоценные компенсаторные возможности мозга ребенка. Только до трех лет, учитывая высокую пластичность центральной нервной системы, при создании необходимых условий можно многое восполнить. После трех лет, когда проходят основные процессы миеленизации (ссылка внизу страницы процесс обложения особой жировой оболочкой (миелином) нервного волокна в период развития организма. Признак того, что нервное волокно стало деятельным) в центральной нервной системе, мы может только корригировать, т.е. значительно медленнее приближать нарушенную функцию к норме. В этом случае результат зависит от степени выраженности нарушения, наличия вторичных проявлений, т.е. «социального вывиха» в терминологии Л.С. Выготского. Иногда мы можем только приблизить к нормальному процессу развития, о воссоздании онтогенетического пути говорить уже не приходится.
А если ребёнок не заговорит к трем годам, то в дальнейшем возможны не только сложности с устной речью, но и возникновение трудностей при обучении в школе.
Почему так важно своевременное развитие устной речи? Во-первых, появление слов к 1 году, фразовой речи к двум годам и так далее (об этом написано много) необходимо самому ребенку для приобретения опыта устной речи в преддошкольном и дошкольном возрастах. Ребенок в этом возрасте накапливает словарный запас и начинает играть словами, постигая звуковые и смысловые закономерности родного языка, что в дальнейшем становится основой языковой способности. До трех лет малыш сам себе создает базу для дальнейшего овладения речью. По мнению известного методолога отечественной логопедии Р.Е. Левиной, в этом возрасте закладываются основные коммуникативные (применение языковых средств общения) и языковые (семантические, морфологические и грамматические) компетенции. И своевременное появление слова, фразы маркируют нормативность интеллектуального и импрессивного уровней индивидуального коммуникативного профиля ребенка.
Ближе к четырем годам в период расцвета игровой деятельности, ребенок, имеющий достаточный словарный запас сможет играть словом, как особым игровым материалом. И этого игрового словесного материала у ребенка должно быть достаточно. Ведь в 4 года ребенок вступает в период активного словотворчества [24]. Дети с недостаточным запасом грамматических и семантических средств отстают в усвоении практических способов словообразования и словоизменения [23].
Каким образом разграничить темповый, индивидуальный вариант овладения речью от нарушенного, дизгенетического, если ребенок 2-х лет ещё не говорит?
На этот вопрос и призвана ответить наша книга. В ее основе лежит исследование более чем 200 неговорящих детей от одного года до трех лет, практический опыт работы по определению прогностически значимых признаков отклонения в овладении речью, их типизация. Мы считаем, что уже в этом возрасте можно и необходимо дифференцировать темповый вариант нормального замедленного речевого развития и отклоняющийся тип, который в дальнейшем приведёт к системному недоразвитию речи разной степени выраженности.
Книга предназначена, прежде всего, любящим и заботливым родителям, вдумчивым и неравнодушным логопедам, которые начинают работать с ребенком тогда, когда обратились родители, а не ждут до 5 лет, а также педагогам дошкольного образования, которые смогут вовремя увидеть и обратить внимание родителей на проблемы ребенка.
Появление данной книги стало естественным продолжением исследования, проведенного нами под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Галины Васильевны Чиркиной, при консультационной помощи на первом этапе эксперимента кандидата педагогических наук, доцента Ольги Евгеньевны Громовой, после детального и вдумчивого оппонирования доктора педагогических наук, профессора Ольги Святославны Орловой, кандидата педагогических наук, доцента Юлии Анатольевны Разенковой. Мы искренне благодарны этим учёным за неоценимый вклад в изучение данной проблемы.
Данная методика апробирована и успешно применяется в течение 10 лет в МАДОУ ЦРР № 476 г. Челябинска и частного центра помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Мой особый ребёнок». Она является гармоничным продолжением книги «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста».
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Сбор анамнестических данных
Обследование неговорящего ребенка раннего возраста необходимо начинать с беседы с родителями и сбора всех анамнестических данных о ребенке. Беседа с родителями позволит узнать основные проблемы, которые возникают при общении с неговорящим малышом, определить круг понимаемых лексем, установить доверительные отношения между специалистом и родителями и прояснить многие нюансы анамнеза ребенка, которые не зафиксированы в медицинской карте.
Основные задачи сбора анамнеза:
· наиболее полное выявление наличия пренатальной, натальной и постнатальной патологии;
· детальное изучение данных о соматическом и неврологическом статусе ребенка;
· изучение наследственной предрасположенности к речевым нарушениям (Л.С. Выготский, 1983; Р.Е. Левина, 1968; Г.В. Чиркина, 2003 и др.).
Методы обследования:
· беседа с мамой;
· изучение медицинской документации;
· анкетирование родителей;
· анализ результатов обследования педиатра и невролога.
При ознакомлении с индивидуальной медицинской картой ребенка необходимо особо обратить внимание на записи невролога, в частности наличие патологических неврологических синдромов: перинатальная патология центральной нервной системы (ПП ЦНС); перинатальная энцефалопатия (ПЭП); гидроцефальный синдром; гипертензионный синдром; синдром пирамидной недостаточности; синдром двигательных нарушений; церебростенический синдром; минимальная мозговая дисфункция.
Внимание логопеда заслуживают и записи педиатра, касающиеся соматического анамнеза малыша: хронические и острые соматические заболевания: частые ОРВИ; частые и длительные риниты; бронхиты; травмы; судороги на фоне высокой температуры; инфекционные заболевания (коклюш, корь, паротит и др.); аллергия; дисбактериоз и т.п. [12].
В беседе с мамой уточняется воздействие на развитие плода в период беременности патологических факторов: несовместимость по резус-фактору; психотравмирующие ситуации; физические перегрузки; угроза выкидыша; травмы, падения матери в период беременности; прием лекарств во время беременности; плохая экология в районе; внутриутробные инфекции; хронические заболевания матери, токсикоз в I, II, III триместре; гипертония/гипотония во время беременности, наследственная предрасположенность к нарушениям речи [1, 15, 16]. Выясняется течение родов: стимуляция родов; стремительные или затяжные; обезвоженные роды; анестезия в родах; кесарево сечение; обвитие пуповиной; преждевременные роды (36 и менее недель); ягодичное предлежание [12].
И, безусловно, логопеду необходимо направить ребенка на консультацию к неврологу и педиатру, чтобы определить неврологический и соматический статус ребенка.
По итогам данного этапа обследования заполняются таблицы 1.1, 1.2, 1.3 (можно в компьютерной программе). Наличие любого отрицательного фактора отмечается как -1 балл в соответствующей графе. В графах «всего» суммируется количество отрицательных баллов.
Таблица 1.1.Неврологический статус (N)
Ключ к заполнению
Наличие любого отрицательного фактора отмечается как -1 балл в соответствующей колонке. В колонках «всего» суммируется количество отрицательных баллов
№ п/п | Ф.И. ребенка | Дата рождения и дата обследования | Пренатальная патология | Натальная патология | Постнатальная патология | ||||||||||||||||||||||||||||||
отриц.резус | психотравма | угроза в. | травмы | прием лек | ВУИ | перегрузки | токсикоз | экология | заболевани | ВСЕГО | стимуляция | стрем., зат | обезвожен | оперативн | обвитие | преждевр | асфиксия | ягодичное | ВСЕГО | ПП ЦНС | ПЭП | гидроцеф | гипертенз | церебростен | пирамидн | двигат.нар | ММД | дистония | ВСЕГО | ||||||
Пренатальная патология:
- несовместимость по резус-фактору матери и младенца;
- психотравмирующие ситуации в период беременности;
- угроза выкидыша;
- физические травмы, падения на живот в период беременности;
- прием лекарственных препаратов по показаниям или без показаний в период беременности;
- внутриутробное инфицирование;
- физические и психологические перегрузки матери в период беременности;
- токсикоз во втором и третьем триместре беременности;
- экологически неблагоприятные условия вынашивания плода;
- заболевания матери в период беременности
Натальная патология:
- медикаментозная или механическая стимуляция родовой деятельности;
- стремительны или затяжные обезвоженные роды;
- роды плановые оперативные (кесарево сечение);
- обвитие пуповиной;
- преждевременные роды;
- асфиксия плода;
- ягодичное предлежание.
Постнатальная патология:
- перинатальная патология центральной нервной системы;
- перинатальная энцефалопатия;
- гидроцефальный синдром или гидроцефалия;
- гипертензионный синдром или гидроцефально-гипертензионный синдром;
- церебростенический синдром;
- синдром пирамидной недостаточности;
- минимальные мозговые дисфункции;
- дистонии.
Таблица 1.2.Соматический статус (S) Ключ к заполнению 1. Наличие любого отрицательного фактора отмечается как -1 балл в соответствующей графе. В графу «другое» вписываются те соматические особенности, которые не обозначены | ||||||||||||
№ п/п | Ф.И. ребенка | Дата рождения и дата обследования | дисбактериоз | Частые ОРВИ | бронхиты | отиты | риниты | Судороги при высокой t | травмы | Инфекционные заболевания | другое | всего |
Таблица 1.3.Наследственная предрасположенность (Н) Ключ к заполнению 1. Наличие любого отрицательного фактора отмечается как -1 балл в соответствующей графе отдельно для мамы и папы. В графе всего суммируется количество отрицательных баллов | ||||||||||||||||||||
№ п/п | Ф.И. ребенка | Дата рождения и дата обследования | долго не говорил /а | говорил/а невнятно | посещал/а занятия логопеда | нарушено звукопроизношение и сейчас | быстрый темп речи | заикался /лась в детстве | заикается сейчас | расщелина | ВСЕГО | |||||||||
М | П | М | П | М | П | М | П | М | П | М | П | М | П | М | П | М | П | |||
Очень трудно предусмотреть общее количество отрицательных баллов по данному этапу обследования. У каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья индивидуальный путь биологического развития. Однако, чем больше отрицательных баллов на этом этапе обследования, тем вероятнее возникновение патологии психоречевого развития ребенка. Следует подчеркнуть, что в целом оценить состояние развития ребенка возможно только при составлении индивидуального коммуникативного профиля ребенка.
Бывают случаи, когда соматическая ослабленность, неврологическая патология и даже отрицательные наследственные факторы могут компенсироваться в процессе развития, если учитываются близкими взрослыми, т.е. родителями ребенка, при правильной организации внешних микросоциальных условий формирования психики ребенка.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Заключение
Методика обследования психоречевого развития детей раннего возраста разработана нами в соответствии с принципами анализа речевых нарушений Р.Е. Левиной: системности, развития и взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Диагностика вскрывает глубокие механизмы овладения речью детьми раннего возраста, позволяет вывить признаки отклоняющихся вариантов речеовладения и дифференцировать неговорящих детей на:
- группу с темповыми вариантами нормального развития речи;
- группу с задержкой речевого развития;
- группу с патологическим состоянием речестановления.
Предложенная методика диагностики может быть полезна родителям неговорящих детей раннего возраста для осознания необходимости обратиться к специалистам; учителям- логопедам, психологам и превентивным педагогам для глубокого изучения состояния развития ребёнка раннего возраста, выявления проблемных состояний и своевременного включения в коррекционно-предупреждающий процесс с целью предупреждения или сглаживания вторичных нарушений психоречевого развития.
Литература
1. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Л.О. Бадалян. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 384 с.
2. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труды / Под ред. В.П. Зинченко. – 2-е изд.,− М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 688 с.
3. Вартанян И.А. Кожная чувствительность пальцев рук и оральной области в норме и при различных нарушениях речи / И.А. Вартанян, Л.А. Попова, Е.М. Цирульников, Л.В. Савенкова // Механизмы речевого процесса и реабилитации больных с речевыми нарушениями. – М., 1989. – С. 100-106.
4. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: АСТ: Астрель, Транзиткнига, 2005. – 141 с.
5. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей//Педагогика. - 1999. - №4. - С.27-39.
6. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / сост. К.Ф. Седов. – М: Лабиринт, 2004. – 330 с.
7. Выготский Л.С., Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М., 1983.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Психология развития человека. – М.: Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2003. – С.664-1020.
9. Гаркуша Ю.Ф. Диагностика и коррекция задержки речевого развития детей 2 – 2,5 лет / Ю.Ф. Гаркуша // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: монографический сборник. – М.: «Прометей» МПГУ, 2005. – С. 248 − 252.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
11. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. – М., 2003. – 182 с.
12. Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста /С.В. Гречаный, А.Г. Кощавцев, Б.Е. Микиртумов. – СПб.: Изд-во «ПИТЕР», 2002. – 256 с.
13. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: МПСИ, 2001. – 384 с.
14. Кодзасов С.В. Общая фонетика: Учебник / С.В. Кодзасов, О.Ф. Кривнова. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. – 592 с.
15. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.С. Ляпидевский /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 101-106.
16. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Е.М. Мастюкова / Под ред. А.Г. Московкиной. – М.: Классакс Стиль, 2003. – 230 с.
17. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – С. 14-25.
18. Основы психолингвистики : учеб. пособие для студентов педвузов / под ред. В. П. Глухова. – М. : АСТ : Астрель, 2005. – 351,
19. Основы теории и практики логопедии //Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367 с.
20. Милевски С. Речь, обращенная к ребенку: теория и практика / С. Милевски // Дефектология – 2004. − № 5. – С. 61-65.
21. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
22. Соботович. Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е. Ф. Соботович. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.
23. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи / дисс. доктора педагогических наук: 13.00.03 – логопедия. – М., 2005.
24. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития / Т.Н. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2004. – 256 с.
25. Филичева, Т. Б. Основы логопедии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. — 223 с.
26. Хельбрюге Т.,. Ребенок от 0 до 6: Пер. с нем./ Предисловие М.Е. Студеникина./ Т. Хельбрюке, Г. Дёринг - М.: «Интерэксперт», «Эридан-пресс», 1994. - 319с.
27. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
28. Черенкова Л. В. Психофизиология в схемах и комментариях // Л.В. Черенкова, Е.И. Краснощекова, Л.В. Соколова // под ред. А. С. Батуева. - СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
29. Черкасова, Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция) : учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология» / Е.Л. Черкасова. – М. : АРКТИ, 2003. – 192 с.
30. Чиркина Г.В., Принципы анализа и оценки сформированности коммуникативно-речевых умений детей с нарушениями речи // Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция / под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьёвой. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – С. 6 – 43.
31. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 312-318.
32. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста / Е.В. Шереметьева. – М.: НКЦ, 2012.
Введение
Родители и другие близкие взрослые общаются с новорожденным, потом младенцем, ребенком раннего возраста и, сами того не осознавая, обучают его, передают ему опыт всего человечества. Общение сначала ярко эмоционально окрашено (до одного года), потом начинает приобретать черты предметной деятельности, позже становится деловым в определенных, доступных пониманию ребенка ситуациях [13].
В коммуникативном взаимодействии с близким взрослым зарождается понимание, т.е. импрессивный уровень коммуникации, развивается зрительное, тактильно-кинестетическое и слуховое восприятие. В недрах импрессивного уровня зарождаются и развиваются собственные языковые средства общения ребенка, т.е. экспрессивный уровень. Кроме развития импрессивного уровня, для появления вербальных средств общения ребенку необходимы точные, скоординированные, хорошо сформированные произвольные движения в общей, тонкой, артикуляционной моторике. В коммуникативной сфере ребенка проявляется и интеллектуальный уровень: невербальный интеллект, произвольное внимание, память, особенно слухоречевая, первоначальная ориентировка в пространстве, времени (вероятностное прогнозирование и элементарная рассудочная деятельность). Импрессивный, экспрессивный, интеллектуальный уровни общения закладываются и развиваются в социальном окружении и выходят на социокультурный эмоционально-аффективный уровень. Данные уровни представила Г.В. Чиркина в индивидуальном коммуникативном профиле [30]. Мы постарались их переосмыслить применительно к раннему возрасту, как периоду становления личности, еще только овладевающей языковыми и коммуникативными компетенциями.
В последнее время приходится констатировать неутешительный факт увеличения количества рождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Причины такого явления различны: от изменения социально-экономических основ общества, вседоступности алкогольных напитков и табачных изделий до новейших достижений медицины по сохранению жизни глубоко недоношенных новорожденных, технологий ведения родовспоможения и целой индустрии облегчения ухода за младенцем (памперсы, ходунки, музыкальные, электронные говорящие и поющие игрушки, гомогезированные продукты для вскармливания и т.п.).
Молодые родители, ожидающие появления еще одного члена семьи, готовятся к встрече со здоровым новорожденным и совершенно не готовы общаться с младенцем с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Каждый отдельный случай рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья индивидуален: соматическая ослабленность, врожденные заболевания сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной или дыхательной системы, патологии со стороны центральной нервной системы разной степени выраженности и т.д. Но результат чаще всего достаточно прогнозируем: психоречевое недоразвитие ребенка.
Для того, чтобы своевременно сформировать у ребенка с ОВЗ коммуникативные и языковые компетенции необходимо создать особые условия общения в кругу семьи, в полной мере учитывающие возможности малыша к овладению речевой коммуникацией.
Данный методический комплект состоит из книги с методическими рекомендациями по диагностике психоречевого развития ребёнка раннего возраста и специальной компьютерной программы, позволяющей количественно обрабатывать результаты диагностики и анализировать их. Компьютерная программа содержит учебные видеофрагменты, которые наглядно показывают различные варианты развития тех или иных процессов.
Мы благодарим заведующую МБДОУ № 307 г. Челябинска Т.М. Климову, коллектив детского сада, родителей, давших согласие на видеосъемку детей и самих детей, которые блестяще снялись в учебном фильме.
Основная задача данного методического комплекта - научить родителей своевременно увидеть проблемы в психоречевом развитии своего ребёнка и обратиться к специалистам за помощью. С другой стороны, специалистам (логопедам, дефектологам, психологам) данный комплект поможет осознать преимущества оказания своевременной квалифицированной педагогической помощи детям раннего возраста и вооружит необходимым диагностическим инструментарием.
Что делать, если речь ребенка не появляется в стандартные сроки? Уже два года, а у него только пять-шесть слов, отдельные слоги или даже только звуки, мало похожие на речевые. Как охарактеризовать такое состояние? Задержка речевого развития? Если задержка, то, следовательно, исходя из семантики слова «задержка», речь появится, но только позже. Тут родственники вспоминают, что по линии папы все начинали говорить ближе к трем годам (интересно, что, если на первичной консультации папа, то позднее появление слов отмечается по линии мамы). Родители успокаиваются и ждут первых слов, первой фразы ничего не предпринимая, а с течением времени ослабевают драгоценные компенсаторные возможности мозга ребенка. Только до трех лет, учитывая высокую пластичность центральной нервной системы, при создании необходимых условий можно многое восполнить. После трех лет, когда проходят основные процессы миеленизации (ссылка внизу страницы процесс обложения особой жировой оболочкой (миелином) нервного волокна в период развития организма. Признак того, что нервное волокно стало деятельным) в центральной нервной системе, мы может только корригировать, т.е. значительно медленнее приближать нарушенную функцию к норме. В этом случае результат зависит от степени выраженности нарушения, наличия вторичных проявлений, т.е. «социального вывиха» в терминологии Л.С. Выготского. Иногда мы можем только приблизить к нормальному процессу развития, о воссоздании онтогенетического пути говорить уже не приходится.
А если ребёнок не заговорит к трем годам, то в дальнейшем возможны не только сложности с устной речью, но и возникновение трудностей при обучении в школе.
Почему так важно своевременное развитие устной речи? Во-первых, появление слов к 1 году, фразовой речи к двум годам и так далее (об этом написано много) необходимо самому ребенку для приобретения опыта устной речи в преддошкольном и дошкольном возрастах. Ребенок в этом возрасте накапливает словарный запас и начинает играть словами, постигая звуковые и смысловые закономерности родного языка, что в дальнейшем становится основой языковой способности. До трех лет малыш сам себе создает базу для дальнейшего овладения речью. По мнению известного методолога отечественной логопедии Р.Е. Левиной, в этом возрасте закладываются основные коммуникативные (применение языковых средств общения) и языковые (семантические, морфологические и грамматические) компетенции. И своевременное появление слова, фразы маркируют нормативность интеллектуального и импрессивного уровней индивидуального коммуникативного профиля ребенка.
Ближе к четырем годам в период расцвета игровой деятельности, ребенок, имеющий достаточный словарный запас сможет играть словом, как особым игровым материалом. И этого игрового словесного материала у ребенка должно быть достаточно. Ведь в 4 года ребенок вступает в период активного словотворчества [24]. Дети с недостаточным запасом грамматических и семантических средств отстают в усвоении практических способов словообразования и словоизменения [23].
Каким образом разграничить темповый, индивидуальный вариант овладения речью от нарушенного, дизгенетического, если ребенок 2-х лет ещё не говорит?
На этот вопрос и призвана ответить наша книга. В ее основе лежит исследование более чем 200 неговорящих детей от одного года до трех лет, практический опыт работы по определению прогностически значимых признаков отклонения в овладении речью, их типизация. Мы считаем, что уже в этом возрасте можно и необходимо дифференцировать темповый вариант нормального замедленного речевого развития и отклоняющийся тип, который в дальнейшем приведёт к системному недоразвитию речи разной степени выраженности.
Книга предназначена, прежде всего, любящим и заботливым родителям, вдумчивым и неравнодушным логопедам, которые начинают работать с ребенком тогда, когда обратились родители, а не ждут до 5 лет, а также педагогам дошкольного образования, которые смогут вовремя увидеть и обратить внимание родителей на проблемы ребенка.
Появление данной книги стало естественным продолжением исследования, проведенного нами под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Галины Васильевны Чиркиной, при консультационной помощи на первом этапе эксперимента кандидата педагогических наук, доцента Ольги Евгеньевны Громовой, после детального и вдумчивого оппонирования доктора педагогических наук, профессора Ольги Святославны Орловой, кандидата педагогических наук, доцента Юлии Анатольевны Разенковой. Мы искренне благодарны этим учёным за неоценимый вклад в изучение данной проблемы.
Данная методика апробирована и успешно применяется в течение 10 лет в МАДОУ ЦРР № 476 г. Челябинска и частного центра помощи детям с ограниченными возможностями здоровья «Мой особый ребёнок». Она является гармоничным продолжением книги «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста».
Диагностика отклонений речевого развития детей раннего возраста
В коррекционной педагогике накоплен значительный опыт изучения нарушенных вариантов речевого развития детей раннего возраста: Н.Д. Шматко – при нарушениях слуха и разных формах психического дизонтогенеза; Е.Ф. Архипова, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько – при двигательных нарушениях; О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг – при нарушениях эмоциональной сферы; Е.А. Стребелева – при органических поражениях центральной нервной системы; Ю.А. Разенкова – при последствиях социальной депривации.
В современной логопедии часть дизонтогений речевого становления в раннем возрасте обозначаются как «задержка речевого развития» [21]. Из категории детей с задержкой речевого развития выделены дети, речевое развитие которых характеризуется как «группа риска по общему недоразвитию речи» [11]. Основными диагностическими показателями группы риска по общему недоразвитию речи являются отсутствие достаточного количества слов в собственном словаре ребенка и позднее появление фразы, которые и определяют в настоящее время основные направления дифференциальной диагностики [9, 11, 21].
Предлагаемая нами методика диагностики позволяет своевременно выявить детей с отклонениями в овладении речью, определить тип этих отклонений, отграничить эти состояния от задержки речевого развития и замедленного варианта нормального речестановления.
Отклонения в овладении речью – это нарушения в формировании невербальных и вербальных средств коммуникации, обусловленные незрелостью психофизиологических, когнитивных компонентов речестановления и/или неадекватностью естественной речевой среды.
Исходя из такого понимания отклоняющегося типа речевого развития в раннем возрасте, данная методика предполагает тщательное изучение четырёх взаимосвязанных блоков, оказывающих непосредственное влияние на становление невербальных и вербальных средств коммуникации:
· психофизиологических компонентов овладения речью в раннем возрасте;
· когнитивных компонентов;
· естественной речевой среды;
· собственной языковой продукции ребенка.
Диагностика носит комплексный характер как по изучаемым блокам и компонентам, так по участию специалистов. Обязательными участниками диагностического обследования психоречевого развития детей раннего возраста являются невролог, педиатр, логопед, родители, при необходимости к обследованию привлекаются врачи узкой специализации, психолог, педагог группы (в случае, если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение).
Комплексное обследование речестановления ребенка раннего возраста организуется в три этапа:
I этап – ориентировочный включает в себя:
1) сбор анамнестических данн<