Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан

Работу прокурора по рассмотрению обращений и приему граждан следует считать составной частью правозащитной функции прокуратуры, подчинив ее решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка.

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и при­ема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17.12.2007 № 200, устанавливает порядок рассмотрения и раз­решения заявлений и жалоб граждан, должностных и других лиц, запросов и обращений членов Совета Федерации, депу­татов Государственной Думы, депутатов представительных (за­конодательных) органов субъектов РФ, а также организации приема граждан, должностных и других лиц в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, в научных и обра­зовательных учреждениях Генеральной прокуратуры РФ.

Положения данной Инструкции распространяются на за­явления, жалобы, запросы (обращения), содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод человека и гражданина, интересов общества и государ­ства, полученные на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу. При отсутствии в обращениях достаточных для их разрешения сведений (об органе, принявшем обжалуе­мое решение, времени его принятия и т.п.) они в пятидневный срок возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а также разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

Обращения граждан, а также руководителей коммерческих структур и иных организаций, не содержащие сведений о фа­милии или местонахождении (адреса) заявителя, признают­ся анонимными, остаются без рассмотрения, а при наличии в них сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях — направляются в правоохранительные органы по при­надлежности.

Предварительное рассмотрение обращений и запросов в Генеральной прокуратуре РФ осуществляет управление по рассмотрению писем и приему граждан, а в прокуратурах субъ­ектов РФ, приравненных к ним военных и других специали­зированных прокуратурах — отдел писем, старший помощник прокурора по рассмотрению писем и приему граждан.

В прокуратурах городов и районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах все по­ступающие заявления, жалобы, запросы (обращения) после регистрации передаются на рассмотрение прокурору или его заместителям в соответствии с распределением обязанностей.

Заявления, жалобы, запросы (обращения), разрешение ко­торых не входит в компетенцию данной прокуратуры, в пятид­невный срок с момента поступления подлежат направлению соответствующему прокурору с одновременным уведомлением об этом заявителей. При пересылке заявлений, жалоб, запро­сов (обращений) вышестоящему прокурору к ним прилагаются имеющиеся материалы, необходимые для разрешения обращения.

После предварительного рассмотрения для доклада Гене­ральному прокурору РФ либо лицу, его замещающему, пере­даются:

— обращения Президента РФ и его помощников, Предсе­дателя Правительства РФ и его заместителей, Руководителя Администрации Президента РФ и его заместителей, Секрета­ря Совета Безопасности РФ, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Федерального Собра­ния РФ, председателей Конституционного Суда РФ, Верхов­ного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполно­моченного по правам человека в Российской Федерации, Председателя Счетной палаты РФ, секретаря Общественной палаты РФ, Руководителя Аппарата Правительства РФ, руко­водителей федеральных органов исполнительной власти, руко­водство деятельностью которых осуществляют Президент РФ и Правительство РФ;

— парламентские запросы, запросы членов Совета Федера­ции и депутатов Государственной Думы Федерального Собра­ния РФ, адресованные Генеральному прокурору РФ, а также обращения и запросы, в которых обжалуются решения заме­стителей Генерального прокурора РФ, Председателя След­ственного комитета либо содержатся сведения о злоупотре­блениях и иных правонарушениях, допущенных работниками

Генеральной прокуратуры РФ и руководителями прокуратур субъектов РФ;

— обращения других лиц по фактам коррупции, злоупо­требления служебным положением и иных правонарушений, допущенных работниками Генеральной прокуратуры РФ, ру­ководителями прокуратур субъектов РФ и высшими должност­ными лицами РФ.

Прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных проку­ратур передаются обращения:

— членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

— высших должностных лиц субъектов РФ;

— депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

— руководителей судебных и правоохранительных органов субъектов РФ, а также органов военного управления;

— руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федераль­ном округе;

— в которых обжалуются решения их заместителей, началь­ников управлений (отделов), старших помощников (помощ­ников) прокуроров субъектов РФ, а также содержатся сведения о наиболее грубых нарушениях закона; прав и свобод человека и гражданина;

— других лиц по фактам коррупции, злоупотребления слу­жебным положением и иных правонарушений, допущенных работниками прокуратуры субъекта РФ, а также должностны­ми лицами законодательных (представительных) органов госу­дарственной власти и органов исполнительной власти субъек­та РФ.

Порядок проверки заявлений, жалоб, запросов (обраще­ний), обеспечивающий наиболее полное, оперативное и ква­лифицированное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется Генеральным прокурором РФ, его заместителя­ми, начальниками управлений и отделов (на правах управле­ний) Генеральной прокуратуры РФ, руководителями прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур, прокурорами городов, рай­онов, приравненных к ним военных и других специализиро­ванных прокуроров, их заместителями.

Парламентские и депутатские запросы, обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, за­явления и жалобы, взятые на особый контроль Генеральным прокурором РФ, в том числе жалобы на решения прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и других спе­циализированных прокуроров, прокуроров городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров разрешаются, как правило, с изучением уголов­ных, гражданских, арбитражных и административных дел, ма­териалов прокурорских проверок.

Заявления, жалобы, запросы (обращения) о систематиче­ском ущемлении прав и свобод граждан, многочисленных иди грубых нарушениях закона, не получивших должной оцен­ки правоохранительных органов субъектов РФ, проверяются с выездом на место. Для обеспечения полноты и объективно­сти проверок к проведению их могут привлекаться специали­сты, а в случае необходимости — сами заявители.

Парламентские запросы разрешаются непосредственно в управлениях и отделах Генеральной прокуратуры РФ. На­правление их для разрешения в прокуратуры субъектов РФ не допускается.

Запрещается направление заявлений, жалоб, запросов (об­ращений) прокурорам, не имеющим полномочий на их раз­решение, или прокурорам, которые ранее принимали по по­ставленным в обращениях вопросам оспариваемые решения. При необходимости полного, всестороннего и объективного исследования доводов заявителей нижестоящим прокурорам дается поручение с указанием подлежащих проверке конкрет­ных обстоятельств и сроков исполнения.

Заявление и жалоба могут быть оставлены без разрешения в случаях, если:

1) повторное обращение не содержит новых данных, а все изложенные в нем доводы ранее полно и объективно проверя­лись и ответ был дан соответственно прокурором города, райо­на, прокурором субъекта РФ или приравненным к ним про­курором, а в центральном аппарате — старшим помощником Генерального прокурора РФ с разъяснением заявителю права обращаться к вышестоящему прокурору;

2) в обращении имеются выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, нецензурные выражения, а автор ранее предупреждался о том, что при поступлении подобных обращений переписка с ним может быть прекращена.

Оставление заявления и жалобы без разрешения произво­дится по мотивированному заключению, которое утверждает­ся прокурором города, района, военным прокурором или про­курором иной специализированной прокуратуры, прокурором субъекта РФ, а в Генеральной прокуратуре РФ — одним из заместителей Генерального прокурора РФ, о чем одновременно сообщается заявителю за подписью исполнителя.

По итогам разрешения парламентских и депутатских запро­сов, обращений членов Совета Федерации и депутатов Государ­ственной Думы, заявлений и жалоб, взятых на особый контроль, связанных с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, материалов прокурорских проверок в обязательном порядке составляется мотивированное заклю­чение, утверждаемое одним из руководителей подразделения Генеральной прокуратуры РФ, прокуратуры субъекта РФ, при­равненной к ней военной .и иной специализированной про­куратуры, а также прокуратуры города, района, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры.

По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предо­ставляется возможность знакомиться с документами и матери­алами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (прекращенными производством уголовными делами, матери­алами об отказе в возбуждении уголовного дела, надзорными производствами по жалобам и т.п.), в той мере, в которой это не противоречит требованиям о соблюдении государственной или иной охраняемой законом тайны, законным интересам других лиц.

Заявления, жалобы, предложения граждан, должностных и других лиц разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом.

Парламентский запрос разрешается в срок до 15 дней со дня получения или в иной, установленный соответствующей пала­той Федерального Собрания РФ срок.

Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы разрешается не позднее 30 дней со дня его получения или в иной согласованный с инициатором запроса срок. При об­ращении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, необходимые документы или сведения направляются им безотлагательно, а при проведении дополнительной проверки — не позднее 30 дней со дня получения обращения,

Запрос Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации разрешается в срок не позднее 15 дней со дня его получения, если в самом запросе не установлен иной срок.

Обращения, поступившие от Президента РФ и его помощ­ников, Председателя Правительства РФ и его заместителей, Руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ, Председателей Совета Федерации и Государственной Думы, их заместителей, членов Государ­ственного Совета, председателей Конституционного, Верхов­ного и Высшего Арбитражного Судов РФ, руководителей фе­деральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а также иные обращения по наиболее значимым вопросам, взятым на особый контроль, разрешаются безотла­гательно.

Последним днем разрешения обращения в случае, когда установленный срок истекает в выходной или праздничный день, считается первый следующий за ним рабочий день. Срок разрешения обращения продлевается прокурором либо его за­местителем с обязательным уведомлением заявителя, а также органа или должностного лица, направившего обращение, о причинах задержки и характере принимаемых мер.

Сообщения об итогах проверки запросов и обращений должны содержать юридически выверенный и мотивирован­ный ответ на каждый изложенный в них довод. Подробная ар­гументация ответов на обращения, связанные с расследовани­ем уголовных дел, Приводится либо после окончания, либо во время проведения расследования в форме, не раскрывающей тайну предварительного следствия. В случаях отмены постанов­лений органов следствия и дознания, принесения протестов, предъявления исков и применения иных мер прокурорского реагирования заявитель уведомляется о том, где впоследствии он может получить информацию о результатах окончательного разрешения вопросов, поставленных в обращениях.

Ответ заявителю с сообщением об удовлетворении его требований, а также с разъяснением по существу обраще­ния направляет рассматривающий его прокурор либо другое должностное лицо по поручению руководителя прокуратуры. Решение об отклонении обращения в прокуратурах городов, районов, приравненных к ним военных и иных специализиро­ванных прокуратурах принимает и дает ответ заявителям про­курор или его заместитель.

В Генеральной прокуратуре РФ прием граждан, предста­вителей государственных и общественных организаций осу­ществляется отделом по приему граждан в день их обращения с участием отраслевых подразделений. К приему привлекаются преимущественно те прокуроры управлений и отделов, кото­рые будут разрешать обращения.

Генеральный прокурор РФ, его заместители осуществляют прием граждан с обращениями, решения по которым принимались начальниками управлений и отделов (на правах управ­лений).

В прокуратурах субъектов РФ, городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных проку­ратурах прием проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в помещении прокура­туры. Порядок приема в вечернее время и выходные дни уста­навливается руководителем соответствующей прокуратуры.

Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю. Решение по жалобе принима­ет и ответ на нее дает руководитель прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме. Устные обращения заявителей подлежат регистрации в книге личного приема, где отражается также содержание ответа, если он давался в устной форме. По требованию гражданина ему должен быть направ­лен письменный ответ.

Наши рекомендации