Светлый сине-зеленый (бирюзовый) цвет
Бирюзовый цвет самый холодный из всех цветов. По этой причине наиболее целесообразно его использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу.
Темный сине-зеленый цвет
Темный сине-зеленый приобретает жесткость и тяжесть упрямого соревнования, внезапной изоляции, закоренелой гордыни.
Желто-зеленый цвет
Заключенная в чистом зеленом скрытая энергия освобождается при добавлении к нему снимающего напряжение желтого. Зеленый с добавкой желтого освобождается от своего статического состояния, из своей консервации и плена: желтый выпускает его из защищающих и разделяющих стен. Желто-зеленый цвет означает: распускаться, раскрываться, устанавливать контакт, желать встречи с другими и с новым.
Коричнево-зеленый цвет
Для коричнево-зеленого цвета маслин к чистому зеленому подмешивают желтый и черный, но не синий. Таким образом, оливково-зеленый раскрывается благодаря желтому. Однако. В результате одновременного затемнения, он приобретает дополнительное значение чувственной пассивности. Тот же, что выходит наружу только с пассивной чувствительностью, далеко не продвинется. Кто выбирает коричнево-зеленый, тот хотел бы наслаждаться состоянием, благотворно влияющим на чувства и содействующим отдыху.
Желтый цвет
Гете говорил: «Этот цвет наиболее близок к дневному свету. В своей внешней чистоте он всегда несет в себе природу светлого, ему присущи радость, бодрость, нежное возбуждение. Из практики известно, что желтый производит очень теплое впечатление. Этот эффект теплоты лучше всего проявляется, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в пасмурные зимние дни. Глаз радуется, сердце переполняет восторг, душа поет, кажется, что нас обвевает настоящим теплом». Кандинский тоже указывает на то, что желтый настолько склоняется к светлому (белому), что вообще не может быть очень темного желтого… Рассматривая окрашенный в желтый цвет круг, видишь, как желтый излучает свет, движется из центра и почти зримо приближается к тебе». Кандинский чувствует «первое движение желтого – стремление к человеку, которое может стать назойливым (при усилении интенсивности желтого), и второе движение желтого – стремление перешагнуть границы, рассеять силы в пространстве… и бесцельно разлить во все стороны».
С другой стороны, желтый беспокоит человека, возбуждает его характер и отражает характер выраженной в этом цвете силы, которая, в конце концов, становится дерзкой и навязчивой. Это свойство желтого, тяготеющего к более светлым тонам, может достичь невыносимой для глаза и души высоты и силы. В этом случае он звучит как туба, поющая все громче и резче, или высокий звук фанфар».
Если к зеленому добавить красный (аддитивное смешение цветов) то получится желтый. Это оптическое объединение обоих цветов в желтый соответствует и психологическому началу желтого цвета.
Красный – как возбуждение, зеленый – как направление, создают в результате состояние возбужденного напряжения. Как из красного и зеленого возникает другой цвет – желтый, та и возбужденное напряжение приводит к другому психическому состоянию: взрыву, разрядке, эксцентрическому расслаблению.
Зеленый цвет – это концентрическое напряжение и инерция, желтый же – эксцентрическая разрядка и изменение. Если сравнить зеленый цвет с заряженной, статической потенциальной энергией, то желтый соответствует разряженной, динамической, кинетической энергии.
Желтый цвет – основной цвет. Он выражает основную психическую потребность – раскрыться. В развитии и раскрытии заложен индивидуальный смысл всех изменений. В них заключена надежда, стремление к радости, счастью.
Желтый цвет нравится людям, которые ищут изменившихся, освобождающих отношений, чтобы разрядить ожидаемым способом возбужденное напряжение и иметь возможность раскрыться, достичь желаемого.
Предпочтение желтого цвета наблюдается у людей, которые из-за отсутствия жилья, из-за домашних условий, в тоске по дальним странам, отправляются в путешествия. Увлекающиеся «полетами», охотно отрывающиеся от окружающей реальности люди также предпочитают желтый цвет. От напряжения (зеленый) и неумолимости реальной жизни некоторые бегут в мир идей (желтый). Считается, что желтый цвет – цвет озарения.
В категориях времени зеленый выражает застывшую длительность, желтый же, напротив, соответствует неопределенному будущему и еще неосуществленным возможностям. Желтый возбужденно-напряженно стремится к развязке, то есть вперед к ожидаемому лучшему будущему.
Зелено-желтый цвет
Если к чистому желтому подмешать едва заметное количество зеленого, он будет выглядеть более холодным и более светлым. Ясность и свет противоречат инстинктивным требованиям, легко ввергающим в конфликтные ситуации и отягощающим нас. Кто предпочитает зеленоватый лимонно-желтый, тот тормозит движущиеся импульсы, контролирует себя, следит за другими и за своим поведением, избегая конфликтов. Такое поведение, часто опирающееся на критический, острый ум, служит самозащитой. Такие люди всегда следят за тем, что бы не подвергнуться опасной для них критике, не получить отказа или не скомпрометировать себя.
Коричнево-желтый цвет
Прямо-противоположное действие оказывает янтарный медово-желтый. Он объединяет два противоречия: свет и легкость желтого и темноту и тяжесть коричневого. Хотя в нем еще доминирует желтый как цвет самораскрытия и установления контактов, но вместо поверхности и изменчивости чистого желтого – коричнево-желтый выражает чувственную приятность. Выбор этого цвета говорит о потребности в счастливом, полном наслаждения, нежно-ласковом пребывании.
Красно-желтый цвет
Если к чистому желтому добавляется возбуждающий красный, а полученный цвет приближается к оранжевому, то основное значение желтого – раскрытие и установление контактов – усиливается в сторону активной интенсивности.
Благодаря красному, желтый становится полнее и весомее. Он выражает стихийное, сладостно-радостное ощущение и эмоции. Здесь нет благоразумности, сдержанности и изощренности. Красно-желтый и оранжевый передают атмосферу, часто изображавшуюся старыми голландскими мастерами на картинах с кутящими солдатами и пышными девицами.
Золотой цвет
Если желтый цвет есть выражение освобождения и счастья, то именно это его значение усиливается благодаря полированной, блестящей поверхности золота. Золото, независимо от покупательной способности, выражает чувство лучезарного счастья.
Коричневый цвет
Коричневый – это затемненный желто-красный. Он возникает из оранжевого, например к которому подмешивается черный. Импульсивная жизненная сила красного в коричневом, благодаря затемнению, тускнеет, сдерживается, или как говорят художники, «замирает». Коричневый теряет активный экспансивный импульс и активную жизненную силу красного. В коричневом остается только жизненность, потерявшая активность. Поэтому коричневый цвет выражает жизненные, чувственные ощущения тела, инстинктивное в управлении ими. Кто считает коричневый цвет неприятным, тот стремится стать выше зависимых от тела инстинктов и утвердиться в качестве индивидуальности. Но и предпочитающие коричневый цвет это те люди которые отказались от поиска совершенствования свой индивидуальности и согласны на контакты, при которых не предъявляется больших требований к партнеру по общению. Чтобы заглушить голос рассудка такие люди ищут убежище в примитивных инстинктах.
Серый цвет
Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он не вызывает никакого возбуждения и свободен от какой-либо психической тенденции. Серый – это нейтралитет, это не субъект и не объект, он не внешний и не внутренний, он не напряжение и не расслабление. Серый вообще не территория, на которой можно жить, – это только граница – граница как нейтральная полоса, граница – как контур, как разделительная черта, как абстрактное деление для расчленения противоположностей. Серый, дорогой друг, – вся теория, если теорию понимать как абстракцию» (Гете, «Фауст»).
Если серый цвет как границу предпочитают, то не хотят дать познать себя, ограждают себя от всяких влияний, чтобы оставаться невозбудимым. При сильном переутомлении защитной реакцией часто служит склонность к серому цвету. Кто отрицает серый цвет, тот, в силу своей готовности к возбуждениям сам предлагает свои услуги и боится быть обойденным. Он стремится исчерпать все возможности, чтобы добиться цели и тем самым обрести спокойствие.
Светло-серый цвет
Светло-серый в противоположность темно-серому действует легко. Это роднит его с красным. Таким образом, светло-серый выражает характер тонуса свободного и возвышенного психоэнергетического состояния возбуждения. Если среди других тонов предпочитается светло-серый, то можно предположить наличие готовности к адекватной реакции на раздражитель. Психологически это вегетативное состояние является готовностью к возбуждению или готовностью к эмоциям и контактам. Если же светло-серый отвергается, то это значит, что человек замыкается в застойном возбуждении и не поддается никакому воздействию.
Темно-серый цвет
Темно-серый цвет воздействует (как и темно-синий) спокойно, полно и тяжело. Возбуждение в этом случае приглушено или заторможено, но это еще не застой. Кто предпочитает темно-серый, тому присуща повышенная чувствительность. Для него важно достигнуть постоянного гармоничного состояния равновесия (без напряжения и возбуждения), дающего удовлетворение и исполнения желаний. Так же как и при коричневой цвете доминирует потребность в регрессивном физическом и душевном удовлетворении. И наоборот, отклоняющие темно-серый цвет страдают от своей чувствительности. Ожидаемая гармония нарушена и они отклоняют также сердечные и чувствительные связи.
Черный и белый цвета
По сравнению со всеми серыми тонами белый цвет характеризуется завершенностью, как конечный пункт яркости, а черный – как конечный пункт темноты.
В белом или черном кризисе какой-нибудь возбудитель ведет к необдуманной, неуправляемой динамической разрядке. Черный, как концентрическое сгущение, отражает агрессивное упорство, а белый – как эксцентрическое растворение – бегство.