Оценка способностей и навыков несения ходовой навигационной вахты

11Кандидат на получение диплома, от которого требуется прохождение специальной подготовки и чьи умение и навыки несения ходовой навигационной вахты подлежат оценке, должен представить доказательство, путем демонстрации либо на тренажере, либо на судне в качестве части одобренной программы подготовки на судне, что навыки и умение выполнять функции вахтенного помощника капитана приобретены по меньшей мере в следующих областях:

.1подготовка и осуществление перехода, включая:

истолкование и применение информации, получаемой из карт;

определение местоположения в прибрежных водах;

применение основной информации, получаемой из таблиц приливов и других навигационных пособий;

проверку и эксплуатацию оборудования на мостике;

проверку гиро- и магнитных компасов;

оценку имеющейся метеорологической информации;

использование небесных тел для определения местоположения;

определение поправок компаса с использованием средств мореходной астрономии и береговых ориентиров; и

выполнение расчета рейсов продолжительностью до 24 часов;

.2использование и применение информации, получаемой от радионавигационных систем;

.3работа с радиолокатором и САРП и применение радиолокационной информации для судовождения и избежания столкновений;

.4использование двигательной установки и систем управления рулем для контроля направления движения и скорости судна;

.5применение порядка и процедур несения ходовой навигационной вахты;

.6выполнение маневров, требуемых при спасании человека за бортом;

.7принятие мер в случае неизбежной аварийной ситуации (например, пожар, столкновение, посадка на мель) и непосредственно после аварии;

.8принятие мер в случае неисправности или отказа главных узлов оборудования или установок (например, рулевой привод, энергетическая установка, навигационные системы);

.9осуществление радиосвязи, визуальной и звуковой сигнализации в обычных и аварийных ситуациях; и

.10контроль и эксплуатация систем безопасности и аварийно-предупредительной сигнализации, включая внутрисудовую связь.

12Оценка способностей и навыков несения ходовой навигационной вахты должна:

.1проводиться на основе критериев для оценки компетентности для выполнения функций судовождения, изложенных в таблице A-II/1;

.2обеспечивать, чтобы кандидат выполнял обязанности по несению ходовой навигаци- онной вахты в соответствии с Принципами несения безопасной ходовой навигационной вахты (раздел A-VIII/2, часть 4-1) и Руководством по несению ходовой навигационной вахты (раздел B-VIII/2, часть 4-1).




Оценка компетентности

13Стандарт компетентности, который должен быть достигнут для дипломирования вахтенного помощника капитана, изложен в таблице A-II/1. Стандарт устанавливает требуемые знания и навыки, а также применение этих знаний и навыков к требуемому стандарту работы на судне.

14Объем знаний неразрывно связан с концепцией компетентности. Оценка компетентности, следовательно, должна охватывать не только непосредственные технические требования, предъявляемые к работе, навыкам и задачам, которые должны выполняться, но и должна отражать более широкие аспекты, необходимые для обеспечения полного соответствия тому, что ожидается от компетентной работы лица командного состава судна. К этому относятся соответствующие знания, теория, принципы и познавательные способности, которые в разной степени лежат в основе всех уровней компетентности. Это также охватывает профессиональные навыки в том, что делать, как и когда делать и почему это нужно делать. При правильном применении это будет содействовать обеспечению того, чтобы кандидат мог:

.1квалифицированно выполнять работу на различных судах и в самых различных обстоятельствах;

.2предвидеть чрезвычайные ситуации, быть готовым к ним и предпринимать необходимые действия по их устранению; и

.3адаптироваться к новым и изменяющимся требованиям.

15Критерии для оценки компетентности (колонка 4 таблицы A-II/1) определяют, прежде всего по результатам, важнейшие аспекты компетентной работы. Они выражены таким образом, что оценка работы кандидата может быть сопоставлена с ними и должна быть надлежащим образом отражена документально в книжке регистрации подготовки.

16Оценка компетентности – это процесс:

.1сбора достаточных действительных и надежных доказательств знаний, понимания и профессиональных навыков кандидата для выполнения задач, обязанностей и несения ответственности, перечисленных в колонке 1 таблицы A-II/1; и

.2сопоставления этих доказательств с указанными в стандарте критериями.

17Организация оценки компетентности должна быть такой, чтобы принимать во внимание различные методы оценки, которые могут предоставить различные типы доказательства компетентности кандидатов, например:

.1непосредственное наблюдение за рабочей деятельностью (включая стаж работы на судне);

.2проверка умения/профессиональных навыков/компетентности;

.3проекты и поручения;

.4доказательства на основании предыдущего опыта работы; и

.5техника письменных, устных и компьютерных опросов*.

18Один или несколько из первых четырех методов, перечисленных выше, должны почти неизменно использоваться для обеспечения доказательства способности, в дополнение к соответствующей технике опроса, с тем чтобы предоставить доказательство в поддержку знания и понимания.

 
  Оценка способностей и навыков несения ходовой навигационной вахты - student2.ru

* В подготовке курсов может(могут) помочь соответствующий(ие) типовой(ые) курс(ы) ИМО.

Подготовка в отношении мореходной астрономии

19Рекомендуемая подготовка в отношении мореходной астрономии охватывает следующие области:

.1правильная настройка секстана для коррекции ошибок;

.2определение правильного считывания показаний секстана в отношении высоты небесных тел;

.3точное вычисление поправок высот светил с использованием предпочтительного метода;

.4расчет времени меридиональной высоты солнца;

.5расчет широты по Полярной звезде или по меридиональной высоте солнца;

.6точная прокладка линии (линий) местоположения и определение местоположения;

.7определение времени видимого восхода/захода солнца с использованием предпочтительного метода;

.8установление и выбор наиболее приемлемых небесных тел в сумерках;

.9определение ошибки компаса по азимуту или по амплитуде с использованием предпочтительного метода;

.10мореходная астрономия, необходимая для поддержки требуемой компетентности в пунктах 19.1–19.9, выше.

20Подготовка в отношении мореходной астрономии может включать использование электронных морских астрономических ежегодников и программного обеспечения для вычислений в мореходной астрономии.

Раздел B-II/2

Руководство относительно дипломирования капитанов и старших помощников капитана судов валовой вместимостью 500 или более

(См. раздел B-II/1 для руководства.)

Раздел B-II/3

Руководство относительно дипломирования вахтенных помощников капитана и капитанов судов валовой вместимостью менее 500

(См. раздел B-II/1 для руководства.)

Раздел B-II/4

Руководство относительно подготовки и дипломирования лиц рядового состава, несущих ходовую навигационную вахту

1В дополнение к требованиям, указанным в таблице A-II/4 настоящего Кодекса, Сторонам рекомендуется включать, по соображениям безопасности, в подготовку лиц рядового состава, несущих ходовую навигационную вахту, следующие вопросы:

.1начальное знание Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками;

.2установка лоцманского трапа;

.3понимание команд, подаваемых на руль лоцманами на английском языке;

.4подготовка специалистов по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам;

.5вспомогательные обязанности при швартовке и отшвартовке и во время операций по буксировке;

.6начальное знание постановки на якорь;

.7начальное знание опасных грузов;

.8начальное знание процедур по размещению груза и мер по доставке запасов на судно; и

.9начальное знание работ палубной команды и инструментов, используемых на палубе.

Раздел B-II/5

Руководство относительно дипломирования лиц рядового состава в качестве матроса первого класса

Подготовка на судне должна быть отражена документально в одобренной книжке регистрации подготовки.



Глава III

Руководство относительно машинной команды

Раздел B-III/1

Руководство относительно дипломирования вахтенных механиков судов

с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением

1Инструменты, упомянутые в таблице A-III/1, должны включать ручные инструменты, обычное измерительное оборудование, токарные, сверлильные и фрезерные станки и сварочное оборудование.

2Подготовка в мастерских на берегу может проводиться в учебном заведении или в одобренной мастерской.

3Подготовка на судах должна быть соответствующим образом отражена документально в книжке регистрации подготовки квалифицированными экзаменаторами.

Раздел B-III/2

Руководство относительно дипломирования старших механиков и вторых механиков судов с главной двигательной установкой мощностью 3 000 кВт или более

(Положения отсутствуют)

Руководство относительно подготовки персонала машинного отделения, имеющего обязанности на уровне управления по эксплуатации и обеспечению безопасности электрической силовой установки напряжением выше 1 000 вольт

1Подготовка персонала машинного отделения, имеющего обязанности на уровне управления по эксплуатации и обеспечению безопасности электрической силовой установки напряжением выше 1 000 В, должна по меньшей мере включать:

.1функциональные и эксплуатационные требования, а также требования по безопасности в отношении судовой высоковольтной системы;

.2назначение надлежащим образом квалифицированного персонала для выполнения технического обслуживания и ремонта высоковольтных распределительных устройств различных типов;

.3принятие необходимых мер по устранению неисправностей в высоковольтной системе;

.4выработка комплекса мер по переключению для изоляции компонентов высоковольтной системы;

.5выбор подходящей аппаратуры для изоляции и проверки высоковольтного оборудования;

.6выполнение процедур по переключению и изоляции на судовой высоковольтной системе, пользуясь документацией по безопасности; и

.7выполнение проверок сопротивления изоляции и индексов поляризации на высоковольтном оборудовании.

Раздел B-III/3

Руководство относительно дипломирования старших механиков и вторых механиков судов с главной двигательной установкой мощностью от 750 до 3 000 кВт

(Положения отсутствуют)

Раздел B-III/4

Руководство относительно подготовки и дипломирования лиц рядового состава машинной вахты судов с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением

1В дополнение к требованиям, указанным в разделе A-III/4 настоящего Кодекса, Сторонам рекомендуется включать, по соображениям безопасности, в подготовку лиц рядового состава машинной вахты, следующие вопросы:

.1начальное знание обычных операций с такими системами, как осушительная, балластная и грузовая системы;

.2начальное знание электрических установок и связанных с ними опасностей;

.3начальное знание технического обслуживания и ремонта механизмов, а также используемых в машинном отделении инструментов; и

.4начальное знание размещения груза и мер по доставке запасов на судно.

Раздел B-III/5

Руководство относительно дипломирования лиц рядового состава в качестве моториста первого класса

Подготовка на судне должна быть отражена документально в одобренной книжке регистрации подготовки.

Раздел B-III/6

Руководство относительно подготовки и дипломирования электромехаников

В дополнение к требованиям, указанным в таблице A-III/6 настоящего Кодекса, Сторонам рекомендуется учитывать в своих учебных программах резолюцию A.702(17) относительно Руководства по техническому обслуживанию и ремонту радиоустановок для Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).

Раздел B-III/7

Руководство относительно подготовки и дипломирования электриков

(Положения отсутствуют)

Глава IV

Руководство относительно радиосвязи и радиооператоров

Раздел B-IV/1

Руководство относительно применения главы IV

(Положения отсутствуют)

Раздел B-IV/2

Руководство относительно подготовки и дипломирования радиооператоров ГМССБ

Подготовка, относящаяся к диплому оператора радиоэлектронного оборудования первого класса

Общие положения

1До начала подготовки кандидат должен удовлетворять требованиям в отношении состояния здоровья, особенно слуха, зрения и речи.

2Подготовка должна соответствовать действующим положениям Конвенции ПДНВ, Регламента радиосвязи, прилагаемого к Международной конвенции электросвязи (Регламент радиосвязи), и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенция СОЛАС), уделяя особое внимание положениям, касающимся Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ). При разработке требований к подготовке необходимо учитывать по меньшей мере знания и подготовку, приведенные в пунктах 3–14, ниже.

Теория

3Знание общих принципов и основных факторов, необходимое для безопасного и эффективного использования всех подсистем и оборудования, требуемых в ГМССБ, и достаточное для дополнения положений о практической подготовке, приведенных в пункте 13.

4Знание использования, эксплуатации и районов обслуживания подсистем ГМССБ, включая характеристики спутниковых систем, систем навигационных и метеорологических предупреждений и выбор надлежащих линий связи.

5Знание основных законов электричества и теории радио и электроники, достаточное для выполнения положений, приведенных в пунктах 6–10, ниже.

6Теоретическое знание оборудования радиосвязи ГМССБ, включая узкополосные буквопечатающие телеграфные и радиотелефонные передатчики и приемники, устройства цифрового избирательного вызова, судовые земные станции, аварийные радиобуи-указатели местоположения (АРБ), морские антенные системы, радиооборудование спасательных шлюпок и плотов со всеми вспомогательными устройствами, в том числе источниками питания, а также общее знание другого оборудования, которое обычно используется для радионавигации, уделяя особое внимание умению поддерживать оборудование в рабочем состоянии.

7Знание факторов, которые влияют на надежность, работоспособность, техническое обслуживание систем, а также надлежащее использование испытательного оборудования.

8Знание микропроцессоров и диагностики отказов систем, использующих микропроцессоры.

9Знание систем управления в радиооборудовании ГМССБ, включая проверки и анализ.

10Умение пользоваться программным обеспечением компьютеров радио-оборудования ГМССБ и методами устранения отказов, вызываемых сбоем программного обеспечения оборудования.

Правила и документация

11Знание:

.1Конвенции СОЛАС и Регламента радиосвязи, обращая особое внимание на:

радиосвязь при бедствии, срочности и для обеспечения безопасности;

предотвращение вредных помех, особенно в радиообмене при бедствии и для обеспечения безопасности; и

предотвращение несанкционированных радиопередач;

.2других документов, относящихся к эксплуатационным процедурам и процедурам связи в случаях бедствия, для обеспечения безопасности и обмена общественной корреспонденцией, включая оплату сообщений, навигационные предупреждения и прогнозы погоды в морской подвижной службе и морской подвижной спутниковой службе; и

.3использования Международного свода сигналов и Стандартного морского разговорника ИМО.

Наши рекомендации