Принципы, относящиеся к несению вахты в целом
9Для обеспечения непрерывного несения безопасной вахты Стороны должны обращать внимание компаний, капитанов, старших механиков и вахтенного персонала на соблюдение нижеследующих принципов.
10Капитан каждого судна обязан обеспечивать надлежащую организацию безопасной ходовой навигационной или грузовой вахты. Под общим руководством капитана вахтенные помощники несут ответственность за безопасное судовождение во время своей вахты, уделяя особое внимание мерам по избежанию столкновения и посадки на мель.
11Старший механик каждого судна, по консультации с капитаном, обязан обеспечивать надлежащую организацию несения безопасной вахты в машинном отделении.
Защита морской среды
12Капитан, лица командного и рядового состава должны представлять себе серьезные последствия эксплуатационного или аварийного загрязнения морской среды и принимать все возможные меры предосторожности для предотвращения такого загрязнения, особенно в тех случаях, когда это предусмотрено соответствующими международными и портовыми правилами.
Часть 4-1 – Принципы несения ходовой навигационной вахты
13Вахтенный помощник капитана является представителем капитана и постоянно несет главную ответственность за безопасность плавания судна и соблюдение Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками.
Наблюдение
14Должно постоянно вестись надлежащее наблюдение в соответствии с правилом 5 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года. Его целями являются:
.1поддержание постоянной бдительности с помощью зрения и слуха, а также всех других имеющихся в наличии средств в отношении любых существенных изменений в рабочей обстановке;
.2всесторонняя оценка обстановки и опасности столкновения, посадки на мель и иных навигационных опасностей; и
.3обнаружение терпящих бедствие судов или летательных аппаратов, лиц, потерпевших кораблекрушение, затонувших судов, их обломков и прочих опасностей для судоходства.
15Наблюдатель должен иметь возможность полностью уделять свое внимание надлежащему наблюдению; он не должен брать на себя и ему нельзя поручать выполнение никаких других обязанностей, которые могли бы помешать ему выполнять эту задачу.
16Обязанности наблюдателя и рулевого различны; рулевой, стоящий на руле, не должен считаться наблюдателем; это положение не распространяется на малые суда при условии беспрепятственного кругового обзора с места рулевого и отсутствия ухудшения видимости в ночное время или иных помех ведению надлежащего наблюдения. В дневное время вахтенный помощник капитана может оставаться единственным наблюдателем, при условии что в каждом таком случае:
.1обстановка тщательно оценена и установлено без сомнения, что это безопасно;
.2полностью учтены все соответствующие факторы, включая, но не ограничиваясь этим, следующее:
– состояние погоды;
– видимость;
– интенсивность движения судов;
– близость навигационных опасностей; и
– необходимость повышенного внимания при плавании по системам разделения движения или вблизи них; и
.3имеется возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае, когда этого потребует изменившаяся обстановка.
17При определении того, что состав ходовой навигационной вахты достаточен для обеспечения постоянного надлежащего наблюдения, капитан должен учитывать все соответствующие факторы, включая указанные в настоящем разделе Кодекса, а также следующие факторы:
.1видимость, состояние погоды и моря;
.2интенсивность движения судов и другую деятельность, осуществляемую в районе плавания судна;
.3необходимость повышенного внимания при плавании по системам разделения движения и другим путям движения судов или вблизи них;
.4дополнительную рабочую нагрузку, вызываемую характером функций судна, непосредственными эксплуатационными требованиями и предполагаемыми маневрами;
.5годность любых членов экипажа, которые при необходимости могут быть включены в состав вахты, к выполнению соответствующих обязанностей;
.6знание и уверенность в профессиональной пригодности лиц командного состава и экипажа судна;
.7опыт каждого вахтенного помощника капитана и знание им судового оборудования, порядка действий и маневренности судна;
.8деятельность, осуществляемую на судне в любое данное время, включая радиосвязь, и возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае необходимости;
.9рабочее состояние приборов и органов управления на мостике, включая системы аварийно-предупредительной сигнализации;
.10управление рулем и гребным винтом и маневренные характеристики судна;
.11размеры судна и обзор с места управления судном;
.12конфигурацию мостика в той мере, в какой такая конфигурация может препятствовать вахтенному обнаруживать посредством зрения или слуха любые изменения окружающей обстановки; и
.13любые другие соответствующие стандарты, процедуры или руководства, относящиеся к организации вахты и годности к выполнению обязанностей, которые приняты Организацией.
Организация вахты
18При определении состава вахты на ходовом мостике, в которую могут входить имеющие надлежащую квалификацию лица рядового состава, должны учитываться, среди прочего, следующие факторы:
.1непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике;
.2состояние погоды, видимость, а также светлое или темное время суток;
.3близость навигационных опасностей, которые могут потребовать от вахтенного помощника капитана выполнения дополнительных штурманских обязанностей;
.4использование и техническое состояние навигационных средств, таких, как радиолокатор или радионавигационные средства, а также любого иного оборудования, влияющего на безопасность плавания судна;
.5наличие на судне авторулевого;
.6несение на судне радиовахты;
.7органы управления необслуживаемых машинных помещений, сигнализация и индикаторы, предусмотренные на мостике, порядок их использования и ограничения; и
.8любые необычные обязанности ходовой навигационной вахты, которые могут быть вызваны особыми условиями эксплуатации.
Принятие вахты
19Вахтенный помощник капитана не должен передавать вахту сменяющему помощнику, если имеются основания полагать, что последний не способен эффективно выполнять обязанности по несению вахты; в этом случае капитан должен быть информирован.
20Заступающий на вахту помощник капитана должен убедиться в том, что весь персонал его вахты полностью способен выполнять свои обязанности, в частности адаптирован к условиям ночного наблюдения. Заступающий на вахту помощник капитана не должен принимать вахту до тех пор, пока его зрение полностью не адаптируется к условиям видимости.
21До принятия вахты заступающие на вахту помощники капитана должны удостовериться в счислимом или истинном местоположении судна, следовании заданным путем, курсом и скоростью, проверить органы управления необслуживаемых машинных помещений и учесть любые навигационные опасности, ожидаемые за время несения вахты.
22Заступающие на вахту помощники капитана должны лично удостовериться в отношении:
.1распоряжений по вахте и других особых инструкций капитана, касающихся плавания судна;
.2местоположения судна, его курса, скорости и осадки;
.3преобладающих и предвычисленных приливов, течений, погоды, видимости и влияния этих факторов на курс и скорость;
.4порядка использования главных двигателей для осуществления маневра, если главные двигатели управляются с мостика; и
.5навигационной обстановки, включая, но не ограничиваясь этим, следующее:
рабочее состояние всего навигационного оборудования и оборудования, обеспечивающего безопасность, которое используется или, возможно, будет использоваться в течение вахты;
поправки гиро- и магнитных компасов;
наличие и перемещение судов, находящихся на виду, или судов, появления которых можно ожидать;
обстоятельства и опасности, которые могут встретиться во время вахты; и
возможное влияние крена, дифферента, плотности воды и проседания судна на запас воды под килем.
23Если во время сдачи вахты выполняется маневр или другое действие по уклонению от какой- либо опасности, сдачу вахты необходимо отложить до момента, когда это действие будет полностью закончено.