Процессы моторно-репродуктивные

Третьим этапом моделирования является преобразование символи­ческих представлений в соответствующие действия. Для того чтобы по­нять, каким образом осуществляются реакции, требуется проанализи­ровать, каковы идеомоторные механизмы исполнения. Воспроизведение поведения достигается путем организации реакций во времени и про­странстве, в соответствии с образцом, предложенным моделью. В целях анализа реализацию поведения можно подразделить на когнитивную ор­ганизацию реакций, мониторинг и совершенствование посредством инфор­мативной обратной связи.

На начальной фазе реализации моделируемого поведения реакции отбираются и организуются на когнитивном уровне. Уровень научения через наблюдение, который в итоге будет продемонстрирован в виде како­го-то конкретного поведения, отчасти зависит от того, насколько сформиро­ваны основные компоненты навыков. Если человек обладает всеми необхо­димыми элементами, то он может легко интегрировать их, формируя новые типы; но, если хотя бы один из компонентов реакции отсутствует, воспро­изведение поведения может оказаться несостоятельным. Когда налицо де­фицит, тогда основные субнавыки, необходимые для сложного исполнения, сначала должны быть развиты моделированием и практикой.

На бихевиоральном уровне существуют и другие препятствия к реа­лизации того, что было освоено путем наблюдения. Идеи редко безошибоч­но преобразуются в правильные действия с первой же попытки. Точного совпадения, как правило, добиваются в ходе многократного повторения по­пыток — благодаря корректирующим усилиям. Несоответствия между символической репрезентацией и исполнением служат подсказкой для корректирующих действий. Общая проблема при освоении сложных навы­ков — к примеру, при обучении игре в гольф или плаванию — заключает­ся в том, что человек не может наблюдать свои реакции со стороны. Ему приходится полагаться лишь на собственные неотчетливые кинестатичес-кие ощущения или же на слова людей, следящих за его игрой. Очень труд­но направлять действия, которые только наблюдаемы или определяемы коррекцией, необходимой для достижения максимально точного совпаде­ния между репрезентацией и исполнением.

Невозможно усовершенствовать навыки в ходе одного лишь наблю­дения, равно как и невозможно развить их исключительно методом проб и

Процессы моторно-репродуктивные - student2.ru 1 См.: Jeffrey D.B. A Comparison of the Effects of External Control and Self-Control on the Modification and Maintenance of Weight // J. Abnom. Psychology. 1974. 83. P. 404-410.




234Тема 14. Развитие личности

Процессы моторно-репродуктивные - student2.ru ошибок. Тренер по гольфу вряд ли ограничится тем, что выдаст новичкам мячи и клюшки, а сам станет дожидаться, когда же они освоят удар. В большинстве случаев повседневного научения люди в первую очередь пы­таются максимально освоить новое для них поведение путем моделирова­ния, а затем начинают совершенствовать свои действия, самостоятельно корректируя исполнение посредством информативной обратной связи и фокусируя свое внимание на отдельных элементах.

Мотивационные процессы

Теория социального научения проводит различие между научени­ем и исполнением, так как люди не следуют всему тому, чему они научи­лись, поскольку люди на деле не реализуют на практике все подряд, чему они научились. Человек с большей вероятностью воспримет поведение мо­дели, если оно приводит к полезным результатам, нежели если оно ока­зывается неэффективным или даже вредным. Среди большого числа на­блюдаемых реакций предпочтение отдается реакциям наглядно эффек­тивным, а не тем, которые ведут к негативным последствиям. Оценочные реакции, которые люди вырабатывают по отношению к своему поведению, также регулируют реакции, заученные в процессе наблюдения. Мы ста­раемся действовать так, чтобы получать самоудовлетворение, и отбрасы­ваем то, что лично не одобряем1.

Так как на процесс научения через наблюдение влияет множество факторов, наличие моделей — даже самых выдающихся — автоматичес­ки не гарантирует формирования такого же поведения и у других лю­дей. С одной стороны, имитативное поведение можно рассматривать без учета лежащих в его основе процессов. Модель многократно демонстри­рует требуемые реакции и тем самым обучает других воспроизводить ее поведение. Если при этом обучающихся подталкивать в нужную сторо­ну, когда они ошибаются, и вознаграждать, когда они преуспевают, то это со временем может привести к тому, что у большинства людей вырабо­таются нужные реакции. Но с другой стороны, если требуется объяснить явление моделирования и получить прогнозируемые результаты, в таком случае необходимо принимать во внимание различные детерминирую­щие факторы, о которых говорилось выше. В каждом конкретном слу­чае неспособность наблюдателя в точности воспроизвести поведение мо­дели может иметь свою особую причину: может быть, не было возмож­ностей пронаблюдать поведение модели во всех его деталях; может быть, моделируемые моменты были неправильно закодированы для представ­ления в памяти; может быть, при воспроизведении того, что было освое­но, человека постигла неудача; может быть, человек физически не спосо-

Процессы моторно-репродуктивные - student2.ru 1 См.: Hicks D.J. Girls' Attitudes toward Modeled Behaviors and the Content of Imitative Private Play // Child Development. 1971. 42. P. 139-147.

Бандура А. [Основные положения теории социального научения] 235

Процессы моторно-репродуктивные - student2.ru бен действовать или у него отсутствуют необходимые побудительные причины для таких действий. <...>

Наши рекомендации