Морфологическиая асимметрия полушарий у мужчин и женщин

Половые различия обнаружены в величине planum temporale, области вовлеченной в высшие речевые функции и входящей в состав зоны Вернике. По данным последних исследований с использованием метода ядерного-магнитного резонанса (ЯМР) выраженность анатомической асимметрии, характеризующейся большей величиной planum temporale в левом полушарии у мужчин по сравнению с женщинами (J.J. Kulynych et al., 1994; D.R. Weinberger, 1994; C.D Good et al., 2001; J. Shapleske et al., 1999). В противоположность этому посмертное исследование срезов мозга показало большую величину областей, ассоциируемых с областями Вернике и Брока, в левом полушарии у женщин по сравнению с мужчинами (J. Harasty et al., 1997), что, однако, противоречит данным более раннего аналогичного исследования (Wada, 1975). Недавно установлено, что половые различия касаются не только величины, но и клеточной организации левой planum temporale. В ряде исследований большая плотность серого вещества в речевых зонах обнаружена у женщин по сравнению с мужчинами (E.T. Schlaepfer et al., 1995; S.F. Witelson et al., 1995; R.C. Gur et al., 1999). Часто рассматриваемой характеристикой при изучении асимметрии речевых зон является морфология Сильвиевой борозды в левом и правом полушариях. Для ее горизонтальной части и Сильвиевой борозды в целом обнаружена большая асимметрия у праворуких мужчин по сравнению с женщинами и леворукими мужчинами (S.F. Witelson, D.L. Kigar, 1992). Эти различия остались достоверными и с учетом поправок, учитывающих разницу в весе мозга. Однако, в другой работе, также проведенной с использованием метода ЯМР, не выявлено половых различий в асимметрии сильвиевой борозды (A.L. Foundas et al., 1999). С применением метода ЯМР было установлено, что, у праворуких мужчин и леворуких женщин париетальная область левого полушария больше, чем правого. В отличие от этого у леворуких мужчин и праворуких женщин асимметрия отсутствовала (A. Kertesz et al., 1990).

Во многих исследованиях обнаружены половые различия в морфометрических показателях мозолистого тела – структуры, связывающей два полушария мозга. У женщин выявлена большая ширина каудальной части мозолистого тела в области перешейка и валика и больший относительный размер этой части мозолистого тела (W. Byne, et al., 1988; J.M. Clarke et al., 1989; S.F. Witelson, 1989; R.L. Holloway et al., 1993; H. Steinmetz et al., 1992; J.M. Clarke, E. Zaidel, 1994), а также больший общий размер мозолистого тела (R.L. Holloway, M.C. de Lacoste, 1986). Эти данные наиболее бесспорны в отношении перешейка, тогда как не все исследования подтверждают наличие половых различий в величине сплениума мозолистого тела (W. Byne, R. Bleier, L. Houston, 1988; S. Clarke et al., 1989; A. Prokop, M. Oehmichen, K. Zilles, 1990). Некоторые авторы считают, что для сплениума более стабильные результаты дает изучение формы. Так, исследования Кларка с соавторами (S. Clarke et al., 1989) и проведенный ими ретроспективный анализ данных других лабораторий свидетельствуют, что эта часть мозолистого тела у женщин является более выпуклой, чем у мужчин. Что касается величины сплениума, то большинство данных подтверждает существование тенденции к увеличению его размера у женщин по сравнению с мужчинами, однако половые различия стабильно выявляются только в исследованиях с учетом таких параметров, как величина мозолистого тела и мозга в целом, возраст, право- и леворукость испытуемых (A.B. Wisniewski, 1998). В то же время даже при невыявленных различиях в величине речевых зон и размерах мозолистого тела показано, что у мужчин, но не у женщин, полушарные различия в размерах задних речевых зон (сильвиевой борозды и planum temporale) отрицательно коррелируют с площадью поперечного сечения мозолистого тела в области isthmus: более выраженная анатомическая асимметрия полушарий сочетается с уменьшением числа каллозальных связей (F. Aboitiz et al., 1992; E.Zaidel et al., 1995). Высказывается точка зрения, что менее латерализованный мозг нуждается в большем количестве межполушарных связей (S.F. Witelson, 1985; 1989; M. Habib et al., 1991). Однако не исключена вероятность того, что большее развитие мозолистого тела при симметрии полушарий обусловлено особенностями их онтогенетического развития (одновременное созревание) (S. Clarke, E. Zaidel, 1994).

Половые различия, обнаруженные в морфометрии задней части мозолистого тела, которая содержит волокна от каудальных речевых областей, могут быть дополнительным фактором, обусловливающим различия в полушарной организации речевых функций у мужчин и женщин (S.F. Witelson, 1989). Это подтверждается данными о взаимодействии факторов пола и "рукости" в морфометрических исследованиях. У мужчин-правшей область перешейка меньше, чем у мужчин с невыраженным преимуществом одной из рук, у женщин не наблюдается связи величины этой области мозолистого тела с "рукостью" (S.F. Witelson,1989; V.H. Denenberg et al., 1991; M. Habib et al., 1991; S. Clarke, E. Zaidel, 1994). Исследование корреляций между показателями асимметрии в задании, требующем лексического решения, и размерами мозолистого тела также показало, что только у мужчин величина перешейка отрицательно коррелирует с полушарными различиями в речевых функциях, связанных с каудальными речевыми зонами. Заслуживает внимания и тот факт, что у мужчин в отличие от женщин обнаружена также отрицательная корреляция между эффективностью воспроизведения слогов, предъявлявшихся в правое ухо при дихотическом тестировании, и размером передней части мозолистого тела, для которой не выявлено морфометрических половых различий (S. Clarke, E. Zaidel, 1994). В исследованиях на испытуемых разного пола установлено, что только у мужчин преимущество правого поля зрения в обработке ассоциированных слов отрицательно коррелировало с площадью сечения перешейка мозолистого тела (E. Zaidel et al., 1995). У женщин показатель беглости речи (вычисленный на основе показателей способности продуцировать слова, начинающиеся на заданную букву, подбирать слова одинакового значения и составлять предложения, со словами, с определенными начальными буквами) был позитивно связан с величиной задней части мозолистого тела, определенной методом ЯМР (M. Hines et al., 1992). Таким образом, разные вербальные процессы обнаруживают корреляцию с размерами разных отделов мозолистого тела, и эти зависимости отличаются у мужчин и женщин.

Новые данные о половых различиях в представительстве речевых функций внутри левого полушария были получены в исследованиях Кимуры (D. Kimura 1980, 1983). После поражений передних корковых областей левого полушария, преимущественно захватывавших зону Брока, наблюдались сходные афазические расстройства у мужчин и женщин. Однако при более каудальных поражениях, в основном связанных с зоной Вернике, выявлены существенные половые различия: у мужчин случаи афазии встречались значительно чаще, чем у женщин. На основе этих наблюдений был сделан вывод о различиях внутриполушарной организации речевых функций у мужчин и женщин: у женщин продуктивные речевые функции соотносятся с передними областями левого полушария, тогда как у мужчин в речевых процессах участвуют, как передние, так и задние отделы левого полушария, причем роль последних весьма существенна. Этот вывод впоследствии нашел подтверждение в клинических исследованиях влияния на речевые функции стимуляции передних и задних корковых областей у мужчин и женщин (C. Mateer et al., 1982; G.A. Ojemann 1983; G.A. Ojemann et al., 1989). Аналогичные данные были получены и на здоровых испытуемых с применением метода мануально-вербальной интерференции (R.S. Lewis, L. Christiansen, 1989).

Таким образом, результаты большинства исследований свидетельствуют о том, что латеральные особенности морфологии речевых зон более выражены у мужчин, чем у женщин. Этот факт часто используют как одно из подтверждений большей эквипотенциальности полушарий у женщин по сравнению с мужчинами. Однако данные о половых различиях внутриполушарной организации речевых функций, морфофункциональной организации мозолистого тела, взаимодействии факторов пола и "рукости" в морфометрических исследованиях свидетельствуют против такой упрощенной трактовки. В частности, половые различия в представленности речевых функций вдоль оси "лоб-затылок" в левом полушарии могут определять особенности межполушарного взаимодействия, степень и характер вовлечения каждого из полушарий и их отделов в осуществление конкретных речевых функций. Подтверждением этого служат приведенные выше данные сопоставления результатов психофизиологического тестирования при разных речевых заданиях с данными морфологии передних и задних отделов мозолистого тела у мужчин и женщин (M. Hines et al., 1992; S. Clarke, E. Zaidel, 1994). При этом уменьшение латеральных морфологических различий полушарий у женщин может быть объяснено не только их эквипотенциальностью, но изменением соотношения левополушарных и правополушарных стратегий.

Следовательно, при изучении половых различий в полушарной организации речевых функций необходимо учитывать характер осуществляемой вербальной деятельности. Представление о полушарной организации этой деятельности может быть получено только на основе комплексного анализа как межполушарных, так и внутриполушарных функциональных взаимодействий.

Наши рекомендации