Задачи «Нарушения познавательных процессов»
Задача 1.Стук пишущей машинки оглушает больного, включенный светильник слепит, а рубашка, прилегающая к телу, раздражает настолько, что кажется изготовленной «из колючей проволоки».
1. Определите вид нарушения
2. Дайте определение данному виду нарушения.
Задача 2. Пациентка перенесла отравление угарным газом. События, которые непосредственно предшествовали этому несчастному случаю, выпали из памяти. Протяженность этого «выпадения» составляет несколько часов.
1. Определите вид нарушения памяти.
2. Дайте определение данному виду нарушения.
Задача 3. Больная была убеждена, что соседи покрыли трещинами ее посуду, обменяли стаканы на худшие, испачкали в ее отсутствие потолок, сделали так, чтобы рассохлась мебель в комнате, выдергали ростки в цветочных горшках, выпустили часть пуха из перин и подушек. Она утверждала также, что соседи испортили замки в ее дверях, подбирали ключи и похищали продукты, обменивали сырые яйца на вареные, умышленно создавали в ее квартире неприятные запахи.
1. Определите вид нарушения мышления.
2. Дайте определение данному виду нарушения.
Оценка выполнения задания:
Баллы | Критерии оценки |
- даны верные ответы на три задачи; - использована специальная терминология | |
- даны верные ответы на две задачи; - использована специальная терминология | |
- дан верный ответ на одну задачу; - использована специальная терминология | |
- даны неверные ответы на все задачи |
Самостоятельная работа № 6
Тема: Аффективная сфера личности
Цель работы: закрепление и систематизация знаний о способах снятия эмоционального напряжения; развитие умения самостоятельного поиска, анализа и обработки информации; развитие самостоятельности и познавательной активности.
Задание:Подбор упражнений для снятия эмоционального напряжения.
Алгоритм выполнения работы:
- Осуществите с помощью сети Internet поиск упражнений для снятия эмоционального напряжения. При выполнении задания используйте методические рекомендации.
- Подобранное упражнение оформите в письменном виде в тетради для ВСРС, указывая цель упражнения, возрастной диапазон применения, источник информации (ссылка на сайт с указанием его названия).
- Подготовьте упражнения для индивидуальной проверки преподавателем к практическому занятию № 8.
Методические рекомендации для поиска информации с помощью сети Internet
- Внимательно изучите тему и формулировку задания.
- Выпишите ключевые слова, чтобы определить объект поиска, сформулировать, какую информацию необходимо найти. Правильно будет дать в запрос одно или два ключевых слова, связанных с искомой темой.
- Откройте браузер и воспользуйтесь наиболее распространенными поисковыми системами (Яндекс, Google и др.).
- Введите запрос и проверьте орфографию запроса.
- Выберите в результатах поиска тот документ, содержание которого ближе к искомой теме, чем остальные, и нажмите на ссылку «найти похожие документы».
- Изучите несколько (до 10-ти) документов, соответствующих запросу, критически осмысливая, сравнивая и анализируя найденную информацию.
- Обязательно скопируйте адреса сайтов, информацией которых воспользовались, чтобы дать ссылку на авторство в своем отчете.
Оценка выполнения задания:
Баллы | Критерии оценки |
- упражнение полностью соответствует заданной теме; - информация изложена логично и доступно; - указана требуемая информация (цель, возрастной диапазон, источник информации); - оформление упражнения эстетично; - задание сдано в срок | |
- содержание упражнения в основном соответствует заданной теме, есть незначительные отклонения от темы задания; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - присутствуют недочеты в указании требуемой информации (цель, возрастной диапазон, источник информации); - присутствуют недочеты в оформлении упражнения; - задание сдано немного позже указанного срока | |
- содержание упражнения соответствует заданной теме частично, в тексте есть значительные отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - требуемая информация указана частично; - присутствуют некоторая небрежность и ошибки в оформлении; - задание сдано намного позже указанного срока | |
- задание не выполнено; - содержание упражнения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта; - небрежность и ошибки в оформлении; - задание не выполнено |
Самостоятельная работа № 7
Тема: Аффективная сфера личности
Цель работы: изучение способов снятия стресса; развитие умений самостоятельного поиска, анализа, обработки информации; развитие познавательной активности.
Задание:Разработка информационного буклета с рекомендациями «Способы снятия стресса».
Алгоритм выполнения работы:
- Изучите информацию о способах снятия стресса, предлагаемую в учебнике Островская И.В. Психология – стр. 225 – 226.
- Осуществите поиск дополнительной информации о способах саморегуляции состояния в стрессовых ситуациях с помощью сети Internet.
- Выберите целевую аудиторию (пациент / категория пациентов; медицинский работник / категория медицинских работников), для которой Вы разрабатываете информационный буклет.
- Проанализируйте содержание изученной информации и разработайте для выбранной целевой аудитории буклет об эффективных способах снятия стресса. При составлении и оформлении буклета используйте методические рекомендации (см. ВСРС № 4).
- Подготовьте печатный вариант и устную презентацию буклета (регламент – 5 минут) к практическому занятию № 9.
- При подготовке устной презентации используйте критерии оценки публичного представления результатов (Приложение 6).
Оценка выполнения задания:
Баллы | Критерии оценки |
- содержание буклета полностью соответствует заданной теме; - информация полностью соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - информация изложена логично и доступно; - визуальный ряд соответствует заданной теме; - оформление буклета эстетично, аккуратно, присутствует единый стиль | |
- содержание буклета в основном соответствует заданной теме, есть незначительные отклонения от темы задания; - информация в основном соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - визуальный ряд в основном соответствует заданной теме; - присутствуют недочеты в оформлении буклета | |
- содержание буклета соответствует заданной теме частично, в тексте есть значительные отклонения от темы задания или тема задания раскрыта не полностью; - информация частично соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - в изложении информации незначительно нарушена логика; - визуальный ряд частично соответствует заданной теме; - оформление буклета недостаточно эстетично и аккуратно, нарушено единство стиля | |
- задание не выполнено; - содержание буклета не соответствует заданной теме, тема не раскрыта; - информация не соответствует особенностям выбранной целевой аудитории; - в изложении информации значительно нарушена логика; - визуальный ряд не соответствует заданной теме, либо отсутствует; - оформление буклета неэстетично, неаккуратно |
Самостоятельная работа № 8
Тема: Психологические свойства личности: темперамент и характер
Цель работы: закрепление и систематизация знаний о психологических характеристиках различных типов темперамента; развитие умения давать психологическую оценку личности с помощью самодиагностики; развитие навыков самопознания, рефлексии.
Задание:Самодиагностика темперамента.
Алгоритм выполнения работы:
- Изучите методику исследования темпераментных особенностей личности – тест-опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента, описанную в учебнике Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии – стр. 431 - 434.
- Запишите в тетради для ВСРС название, автора и цель психологической диагностики.
- В соответствии с инструкцией проведите самодиагностику темперамента, обработайте и интерпретируйте результаты.
- Сделайте выводы о своих темпераментных особенностях, используя Приложение 2.
- Подготовьте результаты психологической самодиагностики для индивидуальной проверки преподавателем к практическому занятию № 11.
Оценка выполнения задания:
Баллы | Критерии оценки |
- задание выполнено в полном объеме в соответствии с инструкцией; - результаты самодиагностики правильно интерпретированы; - сделаны точные и полные выводы; - задание выполнено в срок | |
- задание выполнено в полном объеме; - имеются незначительные отступления от инструкции; - имеются незначительные недочеты в интерпретации результатов самодиагностики; - сделаны верные выводы; - задание сдано немного позже указанного срока | |
- задание выполнено не в полном объеме; - имеются значительные отступления от инструкции; - имеются значительные недочеты в интерпретации результатов самодиагностики; - выводы сделаны неверно / неточно / неполно; - задание сдано намного позже указанного срока | |
- задание выполнено не в соответствии с инструкцией; - имеются множественные ошибки в интерпретации результатов самодиагностики; - выводы не сделаны; - задание не выполнено |
Самостоятельная работа № 9
Тема: Психологические свойства личности: темперамент и характер
Цель работы: закрепление и систематизация знаний о психологических характеристиках различных типов акцентуаций характера; развитие умения давать психологическую оценку личности с помощью самодиагностики; развитие навыков самопознания, рефлексии.
Задание:Самодиагностика акцентуаций характера.
Алгоритм выполнения работы:
- Изучите методику исследования характерологических особенностей личности – опросник для определения акцентуаций характера, описанную в учебнике Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии – стр. 437 - 441.
- Запишите в тетради для ВСРС название и цель психологической диагностики.
- В соответствии с инструкцией проведите самодиагностику акцентуаций характера, обработайте и интерпретируйте результаты.
- Сделайте выводы о своих характерологических особенностях, используя Приложение 3.
- Подготовьте результаты психологической самодиагностики для индивидуальной проверки преподавателем к практическому занятию № 12.
Оценка выполнения задания:
Баллы | Критерии оценки |
- задание выполнено в полном объеме в соответствии с инструкцией; - результаты самодиагностики правильно интерпретированы; - сделаны точные и полные выводы; - задание выполнено в срок | |
- задание выполнено в полном объеме; - имеются незначительные отступления от инструкции; - имеются незначительные недочеты в интерпретации результатов самодиагностики; - сделаны верные выводы; - задание сдано немного позже указанного срока | |
- задание выполнено не в полном объеме; - имеются значительные отступления от инструкции; - имеются значительные недочеты в интерпретации результатов самодиагностики; - выводы сделаны неверно / неточно / неполно; - задание сдано намного позже указанного срока | |
- задание выполнено не в соответствии с инструкцией; - имеются множественные ошибки в интерпретации результатов самодиагностики; - выводы не сделаны; - задание не выполнено |
Самостоятельная работа № 10
Тема: Проблема личности в социальной психологии. Социальная психология групп
Цель работы: закрепление и систематизация знаний о социализации личности; развитие самостоятельности и познавательной активности.
Задание:Выполнение тестовых заданий «Проблемы личности в социальной психологии».
Алгоритм выполнения работы:
- Изучите информацию о социализации личности, изложенную в учебнике Островская И.В. Психология - стр.266 – 270.
- Выполните предлагаемые тестовые задания, решение оформите в письменном виде в тетради для ВСРС.
- Подготовьте решения тестовых заданий для индивидуальной проверки преподавателем к практическому занятию № 13.
Тестовые задания «Проблемы личности в социальной психологии»
1. В чем состоит процесс социализации?
А) в привитии человеку нравственных норм;
В) в усвоении человеком общекультурного опыта;
В) в воспроизводстве человеком социальных норм и правил.
2. Определите, верно или неверно суждение:
А) Агенты социализации – это люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.
Б) Первичная социализация представляет собой усвоение норм и ценностей взрослым человеком.
В) Ресоциализация – это утрата личностью навыков социального поведения.
3. Заполните пробелы в предложениях:
А) ________ стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и характеризуется освоением социального опыта.
Б) __________социализации - группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.
В) Агенты _______ социализации – представители трудового коллектива, армии, полиции, церкви и др.
4. Установите соответствие между понятием и определением:
А) ресоциализация | 1) утрата личностью навыков социального поведения |
Б) десоциализация | 2) отклонение в социализации |
В) девиация | 3) усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших |
5. Прочитайте внимательно описание ситуации. Какой механизм социализации руководит поведением подростка, описанном в данном примере?
Подростки едут в метро. Все они сидят на удобных местах, лениво переговариваясь между собой. В вагон входит немолодая женщина, нагруженная сумками. Один из подростков делает попытку встать и уступить ей место, но его приятель, явно занимающий в группе лидирующее положение, увидев это, говорит: «Ну что ты. Колян, как неродной! Сиди! Ты – растущий организм, тебе силы нужны. Вот и бабулька тебе скажет». Мальчик, помешкав, садится на место.
А) имитация;
Б) идентификация;
В) чувство стыда;
Г) чувство вины
Оценка выполнения задания:
Баллы | Критерии оценки |
12 – 13 правильных ответов | |
10 – 11 правильных ответов | |
8 – 9 правильных ответов | |
Менее 8 правильных ответов |
Самостоятельная работа № 11
Тема: Проблема личности в социальной психологии. Социальная психология групп
Цель работы: изучение психологии толпы, паники и слухов; формирование умения определять вид и особенности массовидных явлений.
Задание:Решение ситуационных задач по теме «Психология массовидных явлений».
Алгоритм выполнения работы:
- Изучите информацию о психологии толпы, паники и слухов, изложенную в приложении 4.
- Внимательно прочитайте условие задачи, ответьте на поставленные вопросы, решение оформите в письменном виде в тетради для ВСРС.
- Подготовьте ответы на задачи для индивидуальной проверки преподавателем к практическому занятию № 13.