Теория терапевтического процесса и терапевтические процедуры
Взрывное освобождение от невротического стиля жизни похоже на катарсис. Мощное высвобождение эмоций гнева, оргазма, бурной радости и глубокого горя влекут за собой волнующее переживание целостности человеческой натуры. Неудивительно, что толпы народа собирались на знаменитые воркшопы Ф.Перлса в надежде на сильные неожиданные переживания и возрождение. Однако Ф.Перлс предостерегал против необоснованных ожиданий чуда: катарсических переживаний можно достичь только в упорной борьбе с защитными уровнями жизни, ценой отказа от дальнейших масок и игр, осознавая и вновь присваивая отторгнутые части Я, пересматривая детские фантазии и катастрофические ожидания, претензии быть тем, кем ты на самом деле не являешься.
Возрастание осознавания -магистральный путь освобождения от «майя», от фальшивого, воображаемого уровня существования. Поскольку «майя» представляет собой «надуманный» мир - мир концептов, идеалов, интеллектуальных изысков, Перлс полагал, что освобождение от него требует отказа от интеллектуализаций. «Оставь разум и вернись к чувствам!» - таков девиз гештальтистов. Это также радикальный способ изменения осознавания - от теоретизирования и предвосхищения к актуальному, «здесь и теперь» чувственно наполненному осознаванию. На этом феноменологическом уровне осознавания мы живем полностью с чувственным переживанием своего существа и мира в целом, а не просто проверяем или реализуем идеализированные теоретические схемы. Мы переживаем состояние сатори, или просветления. Внезапно мир оказывается у нас перед глазами, точно мы пробудились от долгой спячки, живой, переливающийся, изменчивый, и мы ощущаем свою глубокую сопричастность с ним.
Работа клиента в терапевтическом процессе выглядит очень просто - находиться «здесь и теперь». Осознание текущего момента позволяет клиенту следовать главному гештальтистскому принципу: самые важные неоконченные дела сами появятся в сознании и будут разрешены, если сконцентрироваться на «здесь и теперь». Однако очень скоро клиент открывает для себя, что быть просто «здесь и теперь» - далеко не так просто, как ожидалось. Как только клиент садится на «горячий стул», что означает, что он готов к работе с терапевтом, оказывается, что в готовности скрыты защитные, фальшивые уровни его невроза. Одни клиенты начинают играть роль беспомощного, неспособного продвигаться в терапии без одобрения или прямых указаний терапевта; другие вступают в смертельную схватку за позицию всезнающей «собаки сверху»; третьи доказывают свое превосходство, демонстрируя преувеличенную готовность быть «самым лучшим пациентом» и делать все, что терапевт мог бы ожидать от них.
Пациенту предлагают участие в гештальт-упражнениях, чтобы помочь ему в осознании фальшивых ролей и игр. Упражнения сами по себе не являются терапевтическими; они используются как метод предупреждения избегания конфликтов, эмоций. В упражнении «собака сверху» - «собака снизу», например, клиент сидит на стуле «верхней собаки» и «выстреливает» всеми своими «долженствованиями» в «нижнюю собаку», затем он пересаживается на стул «нижней собаки», чтобы выразить все свои извинения по поводу своего несовершенства. Или пациенту могут предложить заметить и в игровой форме многократно повторить какие-то образцы его невербального поведения, например, автоматическое качание ногой или гримасу, с тем чтобы интенсифицировать осознавание спроецированных и тем самым отторгнутых «частей» Я.
Способ, каким клиент живет в предложенных условиях того или иного упражнения, открывает, делает очевидным и доступным осознанию присущие ему и в более широком контексте способы контакта или избегания настоящего, его инфантильные катастрофические ожидания, его оправдания и извинения этих избеганий. Клиент, к примеру, может испытывать сильный гнев из-за того, что терапевт не оказывает поддержки, но боится его выразить из-за страха, что врач откажется от него. Клиенту могут предложить «вернуть свои проекции» отвержения и проиграть ситуацию, в которой прояснились бы для него источники и адресаты этой проекции «здесь и теперь». Каждый раз клиенту предлагают не столько рассказывать о происходящем в сознании, сколько выразить в действии свои переживания, например инициируя диалог с «пустым стулом», олицетворяющим кого-то из родителей. Клиента поощряют ко все более энергичному выражению конфликтных чувств, в результате чего достигается их более ясное и глубокое осознание; осознание всего, что мешает его способности жить в настоящем, а не избегать его, включая и сами способы избегания.
Терапевтические отношения
Особенностью гештальт-терапевтического подхода, отстаиваемого Перлсом, можно считать значение, придаваемое им фрустрации пациента терапевтом. Терапевт фрустрирует прежде всего инфантильные ожидания пациента в защите и поддержке перед лицом неприятных эмоций; терапевт фрустрирует попытки клиента избежать ответственности и выбора. Фрустрация - естественное сопровождение и продукт межличностного взаимодействия и терапевтических интервенций, которые специально предназначены для того, чтобы высветить моменты, избежать которых всеми силами и способами стремится пациент, включая попытки манипулировать терапевтом и переложить на него ответственность за собственное благополучие. Если терапевт возьмется «помогать» клиенту, он изначально потерпит поражение, так как в очередной раз «победит» незрелость пациента.
Помогающие установки трактуются «как паттерналистские», и пациент обязательно «отомстит» терапевту за то, что нуждается в нем; терапевт почувствует дискомфорт, вину и профессиональную недееспособность. Ф.Перлс специально подчеркивал ответственность клиента за терапию. Например, вот как выглядела его инструкция участникам одного из воркшопов: «Итак, если вы хотите сходить с ума, совершить суицид или усовершенствоваться -давайте; или вы выбираете получение опыта, который изменит вашу жизнь - это зависит от вас. Я делаю свое дело, и вы делаете свое. Любой, кто не хочет принять на себя ответственность за это, пожалуйста, не присутствуйте на этом семинаре. Вы пришли сюда не по своей свободной воле, я не знаю, насколько вы зрелы и взрослы, но суть взрослого человека - это способность взять ответственность за себя на себя - за свои мысли, чувства и т.д.» (1969. - Р. 79). Конечно, гештальт-терапевты прекрасно осознают, что такая инструкция сама по себе не способна удержать клиента от попыток «вручить свою жизнь» профессиональному консультанту. Только одним способом терапевт может избежать подобных манипуляций - быть зрелым самому, т. е. принимать ответственность за свою жизнь и позволять другим брать на себя ответственность за свою жизнь. Зрелый человек (клиент или терапевт) обладает внутренней опорой и не зависит от того, нравится ли он другим, нуждаются ли они в нем или как его оценивают коллеги. Ф.Перлс, например, считал чтоесли клиент зацикливается на бессмысленном монологе, он может позволить себе захрапеть, задремать, даже если такой ответ будет принят в штыки профессионалами и может не понравиться клиенту. Такая честная и искренняя реакция, конечно, будет фрустрирующей для клиента, который хотел бы сделать его, Ф. Перлса ответственным за то, чтобы превратить терапию в волнующее приключение (1969).