Теория терапевтического процесса

Поскольку причиной заболеваний эмоциональной сферы явля­ется неадекватное выделение собственного Я из эмоциональной системы семьи, цель терапии М.Боуэна - усиление самодифферен­циации. Ей мешают треугольники, поэтому нацеленный на конеч­ный успех курс психотерапии должен включать в себя детриангуля-цию членов семьи, или процесс разбивания сложившихся треуголь­ников. Вместо того чтобы работать над всеми возможными тре­угольниками конкретной семьи, терапевту достаточно помнить, что семейная система - это система замкнутых друг на друга треуголь­ников и изменения в одном треугольнике повлекут за собой изме­нения во всех треугольниках.

Семейное ядро формируется в результате фузии жены и мужа. Соответственно они - самые важные члены семьи, кому нужно уси­ливать самодифференциацию, даже если патологические симпто­мы проявляются у ребенка. Поэтому М.Боуэн предпочитал рабо­тать с супружескими подсистемами без присутствия детей на сеан­сах терапии. Он, однако, подчеркивал, что семейная терапия воз­можна и при работе с одним членом семьи, если у него достаточная мотивация к совершенствованию своего психического развития. Когда в проблемном треугольнике появляется хотя бы один чело­век, контролирующий свои эмоциональные реакции, способный не занимать ту или иную сторону в конфликтах между членами диа­ды, в то же время оставаясь в постоянном контакте с ними, накал эмоций в диаде спадет, и оба ее участника продвинутся вверх по лестнице самодифференциации. Но если из треугольника просто удалить подпавшего под триангуляцию человека, то диада воспол­нит утрату за счет включения в треугольник кого-нибудь еще. Де­триангуляция и дифференциация хотя бы одного члена системы по­может терапевту изменить систему в целом.

Самодифференциация включает в себя способность объектив­но рассматривать вопросы семейной жизни, несущие эмоциональ­ную нагрузку, воспринимать самих себя и свои семьи, всеобъем­люще наблюдать за явлениями жизни. Наблюдение предусматри­вает возможность прервать акт эмоционального взаимодействия и рассмотреть события, эмоционально дистанцируясь от них. Оно помогает научиться контролировать автоматические и автоном­ные реакции.

Если на сеансе психотерапии присутствуют два члена семейной системы, например супруги, или более, задача каждого пациента -наблюдать за тем, что пытается сообщить его партнер. Наблюде­ние помогает клиентам несколько дистанцироваться от собственных проблем и понять («услышать»), что хотят сообщить другие люди, вместо того чтобы готовиться к нанесению ответного удара. Те, кто проходит курс в одиночку, могут также тренироваться в тех­нике наблюдения в качестве домашнего задания. Когда клиент на­ходится дома, его задача состоит в том, чтобы наблюдать за ро­лью, которую он играет в семейных треугольниках, и за типичны­ми эмоциональными реакциями, проявляемыми в каждом треуголь­нике. Это не только дает объективное видение предыстории конф­ликта, но и делает доступным прослеживание истории развития всех членов семьи, слишком занятых семейной драмой, чтобы ясно ви­деть самих себя или других.

Если на сеансе присутствуют два члена семейной системы или более, практикующий систему М.Боуэна терапевт намеренно де­лает эмоциональный тон сеанса несколько приглушенным, чтобы позволить клиентам прорабатывать каждый пункт программы объективно, без излишних эмоциональных реакций. Терапевт по­стоянно задает вопросы, сначала одному супругу, затем другому. Затем он просит слушающего клиента поделиться мыслями и на­блюдениями о том, что было только что сообщено. Попытка под­толкнуть супругов к общению напрямую будет означать не что иное, как подталкивание их к эмоциональным, а не объективным реакциям.

Терапевт также использует образовательные моменты, разъяс­няя клиентам, что семейные системы могут функционировать нор­мально и ненормально. Образовательная часть курса лечения начи­нается с уяснения клиентами истории своих семей и той роли, кото­рую муж и жена сыграли в семьях, где они родились. Часто психо­терапевт создает генограмму - своего рода семейное дерево, иллюст­рирующее взаимоотношения членов семьи на протяжении жизни нескольких поколений. Генограмма наглядно демонстрирует, кто из членов семьи был эмоционально близорук друг к другу, кто был выключен, кто и с кем находился в конфликте. Генограммы исполь­зуют также в качестве метода, помогающего осознать действие три­ангуляции и помех, создаваемых треугольниками в росте автоном­ного личностного Я.

Семейные терапевты ставят во главу угла не интерпретацию по­ступков пациента, а наблюдение как средство повышения уровня со­знания и достижения самодифференциации. Интерпретация направ­лена скорее на выяснение вопроса «почему и каким образом что-то происходит в семейных взаимоотношениях?». При технике наблю­дения это «почему» не выявляется непосредственно, да и сама ин­терпретация мотивов действий других людей бывает достаточно субъективна и эмоциональна. Методика наблюдения уделяет основ­ное внимание более объективным и доступным непосредственному восприятию аспектам семейных взаимоотношений, таким как «кто», «что», «когда», «где» и «как».

Наши рекомендации