Концепция психического здоровья и цели РЭТ
А.Эллис определяет конечную цель РЭТ в обучении людей не только тому, чтобы свести к минимуму эмоцинальные и поведенческие нарушения, но и тому, как использовать свой потенциал личностного роста, как сделать жизнь насыщенной и осмысленной. В этой связи он и дает основные характеристики психического здоровья не столько в качестве критериев эффективности, сколько своеобразных стратегических ориентиров РЭТ: в той мере, в какой человек приближается к «идеалу» психически здоровой личности, он движется в эффективной терапии. Это существенный момент, отличающий гуманистическую, по сути, направленность оценки эффективности не на результат, а на процесс изменения.
1. Эмоционально здоровых людей отличает здоровый эгоизм: они действуют в своих интересах, а не против них. Совсем рядом со своими интересами они ставят интересы немногих близких им людей, да и весь остальной мир не оставляют далеко позади.
2. Психически здоровые люди достаточно общительны и компетентны в общении; они способны к сотрудничеству и испытывают неподдельную заинтересованность в других.
3. Ответственность за свою жизнь и самостоятельность составляют важные качества эмоционально здорового человека; ему небезразлично отношение и одобрение окружающих, но они не поставят свою жизнь в зависимость от них.
4. Терпимость к другим означает принятие факта, что всем людям свойственно ошибаться, но это не означает отвержение человека как личности.
5. Существенной чертой душевно здоровой и зрелой личности является принятие факта известной неопределенности, непредсказуемости мира, в котором мы живем; возможно, в мире, где правят абсолютная необходимость и однозначность, жить было бы проще, зато в этом мире больше азарта, приключений и открытий.
6. Гибкость означает открытость новому, способность воспринимать перемены не со страхом, а с любопытством; непредвзято относясь к разнообразию людей и точек зрения, отстаивать свою позицию и изменять представление о реальности на основе свежей информиции.
7. Способность относиться к миру с объективных позиций, активно изучать его, строить гипотезы, извлекать новые знания, согласуясь при этом с законами логики, но и доверяя своей интуиции.
8. Душевно здоровым людям свойственно радоваться жизни; они полностью и безусловно принимают себя (К. Роджерс) в том смысле, что наделены «мужеством быть» (П. Тиллих). Они оценивают свои дела и поступки в свете собственных целей и ценностей, но избегают оценивания себя и своей сущности как целого.
9. Отсутствие перфекционизма и приверженности утопиям отличают душевно здорового человека, который спокойно принимает факт отсутствия в этом мире совершенства, что не мешает им иметь идеалы и строить планы на будущее. К идеалу стоит стремиться, но не стоит упускать из виду, что путь к нему тернист и долог и полон разочарований.
10.Ответственность за свое нездоровье (как и здоровье) человек принимает на себя, а не приписывает ее обстоятельствам или людям. Поскольку душевно здоровые люди принимают себя независимо от того, как они себя ведут или что о них думают окружающие, они предпочитают быть компетентными и получать одобрение, но они не считают, что они все и всегда должны и обязаны делать только хорошо. Поскольку они принимают себя, следовательно, они не думают, что они хорошие, когда все удается, и плохие - когда их постигает неудача.
Общая стратегия РЭТ
Общая стратегия РЭТ не расходится с другими когнитивно-поведенческими моделями, иначе говоря, принципиально не отличается от них ни по применяемым методам, ни по общетеоретической ориентации. Основное отличие лежит в «фокусе» терапевтической работы. Для РЭТ это выделенный еще К. Хорни диктат долженствования, именно он представляет «мишень» воздействия в РЭТ. И здесь представляется, что дальние цели и методы их достижения не вполне реалистичны. Поясним, что имеется в виду. Определив в качестве мишени терапевтической стратегии тиранию долженствования, а в качестве терапевтического замысла - раскрытие потенциала личностного роста, А. Эллис тем самым определил и жанр терапии, по сути дела, как личностно-ориентированной. Если мы обратимся к критериям душевно здоровой личности, то заметим, что многие из них вторят критериям, также сформулированным в гуманистической традиции К. Роджерса. Мы имеем в виду роль безоценочного и безусловного принятия, уважение в пациенте его свободы и ответственного выбора (отсюда, в частности, предпочтение в использовании терминов «клиент» и «работа» вместо традиционных для КТ терминов «пациент» и «терапия»); принципиальный отказ от исследования в терапии «прошлого», сосредоточение на «здесь и теперь». Далее предполагается, что в результате РЭТ с человеком произойдут радикальные и глобальные изменения, а именно: «люди чувствуют любовь к себе и придерживаются направления, которое дает им психотерапевт; их слушают, учат и подталкивают» [4. - С. 177]. Кажется, что при подобном видении характера терапевтических отношений у пациента остается не так уж много возможностей, чтобы почувствовать свободу. Обсуждая преимущества и ограничения РЭТ, А. Эллис признает, что разработанный им метод может помочь далеко не всем, перечислив далее не без юмора 15(!) механизмов, «помогающих людям противостоять благоприятным переменам». (Как здесь не вспомнить П. Вацлавика с его блистательным эссе «Как стать несчастным без посторонней помощи»?) Мы не будем перечислять все 15 зловредных качеств, но на некоторые обратим внимание:
привычка (от которой трудно отказаться) мыслить, чувствовать и вести себя дисфункционально;
склонность к физической, эмоциональной и интеллектуальной инерции;
желание получить удовольствие немедленно и любой ценой;
совершение некоторых действий, приносящих очевидный вред (азартные игры, алкоголь);
чрезвычайные внушаемость, доверчивость и конформизм;
тенденция поддаваться панике и подозрительности, вместо того чтобы быть внимательным и осторожным;
склонность к мании величия;
приверженность принципу «все или ничего»;
нереалистическое мышление;
желание тянуть время и избегать того, что не нравится;
нежелание быть настойчивым;
склонность к чрезмерным обобщениям и другим логическим ошибкам;
бездумность и торопливость;
склонность создавать свои эмоциональные расстройства а потом обвинять себя в этом;
наличие таланта догматического, абсолютистского, жесткого антинаучного мышления.
Возникает вопрос, если людям с подобным набором черт (отчасти невротического, а в совокупности скорее уже пограничного уровня) РЭТ не может помочь, то кому же она может помочь и нужна ли она вообще? Сам А. Эллис утверждает, что его метод наиболее эффективен при работе с умными, образованными, с высокой мотивацией клиентами. Говоря о сфере применения, указывает сферы образования, общения, бизнеса; клиника им не упоминается и, похоже, неслучайно, поскольку именно там размещаются все те, кто столь неразумно сопротивляется благотворному воздействию РЭТ!
А. Эллис подчеркивает также краткосрочный характер РЭТ, однако очень трудно представить, чтобы столь масштабные личностные изменения, как отказ от диктата долженствования, любовь к себе и ближнему, ответственность, гибкость и прочее, что мыслится в качестве терапевтического «замысла», могли совершаться в течение 10-12 сеансов, рекомендуемых доктором А.Эллисом. Вместе с тем специальный акцент на роли инсайта как основного посредника в осуществлении личностных изменений заставляет думать, что РЭТ действительно может сыграть роль «толчка», запускающего механизм дальнейшего саморазвития.
В практике применения РЭТ используется тот же арсенал методик, что и в КТ, за исключением особого предпочтения методики «активно-директивного оспаривания» иррациональных «мастурбационных» убеждений, с помощью которой терапевт вместе с клиентом организует условия исследования его базисных долженствований и помогает заменить их на более разумные, лучше согласующиеся с жизненной философией принятия жизни такой, какая она есть. Используя любой прием КТ, но главным образом опираясь на методику «конфронтирующего диалога» и методику «диалога с самим собой», терапевт ставит своей целью добиться трех видов инсайта: 1) неважно, что произошло с вами в прошлом (в детстве, в начале семейной жизни), - важно, что реакции на произошедшее были вашими и именно вы несете ответственность за то, что реагировали так, а не иначе; 2) неважно, когда и как возникло нарушение, неважно, какой была ваша реакция на ваших родителей, учителей, обстоятельства вашей жизни - все это в прошлом, ваши сегодняшние проблемы связаны не с детскими реакциями, а с тем, что эти реакции остались теми же — детскими и неизменными; 3) человеку от природы свойственно привыкать к иррациональному образу мышления, чувствования, поведения; чтобы преодолеть эту привычку, необходима долгая и упорная работа, работа и тренировка (А.Эллис, 1962).
Подводя итог краткому изложению вклада А.Эллиса в общую когнитивную ориентацию терапии, я бы хотела отметить три важных замечания, сделанные им. Первое относится к обращению внимания на внутренний диалог, который, по сути дела, раскрывается вовнешне монологических высказываниях клиента. Примеры, на которые мы ссылались при изложении материала, наглядно демонстрируют присутствие в высказываниях значимого Другого, чьи контуры, а порой и интонации и даже внешний облик можно воссоздать, а реконструировав внутренний диалог, терапевт получает возможность «встроиться» в него и тем самым изменить обычно безысходное хождение по замкнутому кругу замкнутого в самом себе самосознания. Здесь, на наш взгляд, А. Эллис чрезвычайно приблизился к идее диалогической структуры сознания и, по сути дела, предложил методы работы, направленные на изменение внутреннего диалога как посредника глубоких личностных изменений. Второе замечание касается идеи А. Эллиса о центральной роли иррациональных долженствований в дисфункциональных расстройствах. Эта идея перекликается с идеей Я- и объект-репрезентаций в теории объектных отношений, тем самым доказывая свою психологическую обоснованность. Наконец, третье замечание относится к попытке автора РЭТ создать целостную систему с учетом реального единства и целостности внутренней душевной жизни человека, где деление на когнитивные и аффективные процессы не более чем научная абстракция, а как известно, «суха теория, мой друг...»