Предмет медицинской психологии
Медицинская психологияизучает психологические особенности пациентов в лечебно-диагностическом процессе.
Вот как видел медицинскую психологию в 1972 г. ведущий советский психиатр А. В. Снежневский: «Медицинская психология представляет собой отрасль общей психологии, исследующую состояние и роль психической сферы в возникновении болезней человека, особенностях их проявлений, течения, исхода и восстановления. Медицинская психология в своем исследовании пользуется принятыми в психологии описательными и экспериментальными методами. Она, в свою очередь, содержит следующие отрасли: а) патопсихологию, изучающую психологическими методами расстройства психической деятельности; б) нейропсихологию, изучающую психологическими методами очаговые поражения головного мозга; в) деонтологию; г) психологические основы психогигиены — общей и специальной; д) психологические основы эрготерапии; е) психологические основы организации обслуживания больных в стационарах, амбулаториях, санаториях. Возможны и другие отрасли».
При изучении медицинской психологии возникают определенные трудности, которые вызваны отсутствием общих представлений о клинике заболеваний, целостности образа психики больного. В учебных пособиях присутствует терминологическая размытость и путаница в определении медицинской психологии.
Содержание медицинской психологии, ее место, объем до сих пор по-разному понимаются специалистами. Общим является то, что медицинская психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии.
Во многих странах распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика. В Польше медицинская психология понимается достаточно широко; в число ее задач включены диагностика, клинико-восстановительная деятельность, реабилитация инвалидов, психотерапия, психокоррекция, контроль за эффективностью психокоррекции и психотерапии.
В России К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение и отвечает потребностям клиники — психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил, помимо клинической психологии, психогигиену (см. схему).
Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом в патопсихологии используют психологические методы, оперируют понятиями современной психологии. В патопсихологии могут рассматриваться задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).
К патопсихологии близка нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.
Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.
Первое в отечественной литературе монографическое освещение основных вопросов медицинской психологии с позиций советской науки было предпринято М. С. Лебединским и В. Н. Мясищевым (1966). В своей работе «Введение в медицинскую психологию» эти ученые сформулировали вопросы, в которых, по их мнению, отражается основное содержание медицинской психологии как самостоятельной научной дисциплины: 1) психические проявления различных болезней в их динамике [патопсихология и нейропсихология, развитие которых определяется их взаимодействием с психиатрией (психопатология) и неврологией]; 2) роль психики в возникновении, течении и предупреждении болезней и в гигиенических мероприятиях (психосоматика); 3) влияние различных болезней на психику (внутренняя картина болезни, психологические реакции на болезнь, психологическая защита и копинг-поведение); 4) нарушения развития психики (патология личности и аномальное развитие); и 5) принципы и методы психологического исследования в клинике.
Анализ патологических изменений, наблюдаемых в психической деятельности под влиянием болезни, может проводиться не только на объективном уровне, с выделением объективно измеряемых феноменов, но и на уровне субъективном — в виде субъективного отражения в сознании больного объективно существующих болезненных изменений. Эта субъективная сторона заболевания обозначается разными авторами по-разному: А. Г. Гольдшейдер использует термин «аутопластическая картина заболевания», В. Н. Мясищев — «отношение к болезни»; Е. К. Краснушкин и Л. Л. Рохлин говорят о таком феномене, как «сознание болезни»; С. С. Либих применяет выражение «концепция болезни», Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков — «реакция на болезнь». Наиболее популярным и часто используемым термином в настоящее время является предложенное Р. А. Лурия выражение «внутренняя картина болезни». Этим термином он называет «весь тот огромный внутренний мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятий и ощущений, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм; изучение внутренней картины болезни является, по мнению автора, сугубо индивидуальным изучением личности человека».
В. А. Ташлыков рассматривает внутреннюю картину болезни как систему психической адаптации больного к своему заболеванию, имеющую в своей основе механизмы психологической защиты и совладания — механизмы, которые интенсивно разрабатываются различными специалистами в самых разных аспектах, в отношении самой разной патологии. По мнению автора, внутренняя картина болезни создается в защитных целях в условиях защитной деятельности для ослабления интенсивности негативных переживаний, связанных с болезнью, компенсации чувства вины, стыда, агрессии. В структуре внутренней картины болезни Ташлыков выделяет познавательный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий аспекты.
Представление о механизмах психологической защиты сформировалось в рамках психоаналитической школы. Согласно взглядам представителей этой школы, психологическую защиту составляет ряд специфических приемов переработки переживаний, нейтрализующих патогенное влияние, которое эти переживания могут оказывать. К этим приемам относятся, например, феномены типа «вытеснения», «проекции», «рационализации», «сублимации», разработанные в работах А. Фрейда. Ф. В. Бассин, В. Е. Рожнов и М. А. Рожнова под психологической защитой понимают «защитную трансформацию психологических установок». В. А. Ташлыков рассматривает механизмы психологической защиты наряду с механизмами совладания (копинг-поведением) как важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования индивидов на стрессовые ситуации.
Отличие защитных механизмов от механизмов совладания проводится современными исследователями по параметрам «активность—конструктивность» и «пассивность—неконструктивность». Психологическая защита пассивна, неконструктивна и, как правило, неосознаваема, в то время как копинг-механизмы активны и конструктивны. Б. Д. Карвасарский указывает, что если процессы совладания, по Р. Лазарусу, направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, то процессы компенсации, и особенно защиты, направлены на смягчение психического дискомфорта.
Понятие «копит» обозначает постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерно напрягающие или превышающие ресурсы личности. В когнитивной сфере личности в соответствии с представлениями Ташлыкова механизмы совладания представлены такими стратегиями, как отвлечение и проблемный анализ.
Эмоциональная разрядка, оптимизм, пассивное сотрудничество, сохранение самообладания — характерные механизмы совладания, связанные с эмоциональной сферой больного. С поведенческой сферой связаны такие способы копинг-поведения, как отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность.
В процессе дальнейшего развития медицинской психологии в связи с интеграцией в ее структуру знаний социальной психологии, в частности представлений о механизмах и закономерностях межличностного взаимодействия в общении людей между собой, было сформировано направление медицинской психологии, представляющее собой психологическое консультирование, психологическую коррекцию, психологическую модель психотерапии. В «Психотерапевтической энциклопедии» под ред. Б. Д. Карвасарского психологическая коррекция определяется как «направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида».
Ю. Ф. Поляков и А. С. Спиваковская характеризуют психологическую коррекцию как «систему психологических воздействий, направленных на изменение определенных особенностей психики, играющих роль в возникновении болезней, в их патогенезе, а также обусловливающих вероятность рецидивов болезни, влияющих на инвалидизацию и социально-трудовую адаптацию людей, перенесших те или иные заболевания». По мнению авторов, психологическая коррекция может быть прерогативой медицинских психологов; в отличие от психотерапии она направлена не на симптомы болезни и не на личность вообще, а на определенные психологические черты.