Переосмысление старых ценностей
Феминистская психотерапия
Новых ценностей не существует. Ценностные ориентиры человека остаются такими же, как на заре человечества, изменился лишь способ их упорядочивания.
Мэрилин Френч
Неверно, что у каждого пола изначально разные ценности… на самом деле, одни и те же ценности имеют разное значение для мужчин и для женщин, реализуются в разных ситуациях, формируют разное поведение.
Фригга Хауг
Феминистская психотерапия и феминизм, как и любой другой «изм», почти сразу оказались в тени идеологии. Однако, в отличие от идеологии, ранее определенной нами как внушение и соблазнение, оперирующее скрытыми, имплицитными оценочными суждениями, ценности феминизма и ценностные ориентиры феминистской психотерапии четко называются и «прозрачны» в терапевтическом процессе.
Феминизм, в общем и целом, определяют как критическую политическую теорию и практику, исходящую от женщин. Если мы, следуя тексту Ани Мойленбельт (Meulenbelt, 1989, S. 87), понимаем под идеологией «совокупность норм и ценностей, характерных для какого-либо исторического периода», которая доминирует и, как правило, незаметно влияет на нас, то феминизм и феминистская психотерапия нацелена на разоблачение и обличение патриархальной идеологии, господствующей внутри каждого из нас, а также на то, чтобы сформировать дифференцированные критические суждения об общественных отношениях, о психотерапии и идеологии.
Женское движение подвергается критике в связи с тем, что оно незаметно подпало под тираническое влияние научного и общественного мейнстримов, ориентированных на результат и успех – «переодевшись» из лиловых комбинезонов в стильные костюмы и выйдя из темных грязных закутков в открытые пространства, феминистки демонстрируют свою ухоженность и находятся в центре внимания публики. «Потускнел феминизм и утомился» (Hänsch, 1993, S. 14). Произошла смена ценностей, отход от радикальных феминистских взглядов, критикующих государство и учреждения, к приспособлению к господствующей идеологии, к нарастающей угрозе «возникновения иерархии, индивидуализма, коммерциализации» (Janz, 1994, S. 86). Нарастающая деполитизация женского движения привела к своего рода кризису смысла феминистской психотерапии. Критические вопросы: в чем же состоит специфика феминистской психотерапии, в чем заключается новое, собственно «феминистское» в ее методиках и практике, – и сомнение, не идет ли речь о старом вине в новых мехах, иногда возникают из-за «раздосадованности по отношению к феминизму». Концепции понимания этиологии и диагностики все еще непоследовательны, а методы феминистской терапии недостаточно разработаны. Лишь немногие психотерапевты преодолевают разрыв между исследованиями в области феминистской психотерапии и ее практикой.
Общая картина того, что называют феминистской психотерапией, разнородна, но в ней, несмотря на все сложности, можно выделить следующие базовые варианты: радикально-феминистский, эколого-феминистский и спиритуально-феминистский. Во всех случаях речь идет о том, каковы особенности развития женской индивидуальности и социализации женщины, а также каким образом можно улучшить ее положение в нашем патриархальном обществе. Ключевыми феминистскими моментами психотерапии являются критический анализ всех аспектов существования женщины, проработка собственной жизненной истории, рефлексия ценностей, развитие личностных ресурсов и воссоединение с ними, а не ориентированность на личностные дефициты. В феминистской психотерапии женщины задаются вопросами о ценностях, определяющих их поведение: какие ценности ограничивают их свободу действий, от каких усвоенных и обязывающих общественных ориентиров они хотели бы освободиться. Они также задаются вопросом, ради чего живут, каков узор смыслов их индивидуального существования, откуда они черпают жизненные силы, как им не растерять веру, надежду и любовь в подавляющей и обесценивающей жизненной среде.
Благодатной почвой для возникновения феминизма и феминистской психотерапии стала женская судьба в условиях систематического пренебрежения, несправедливость норм и требований, предъявляемых к женщинам, по сравнению с мужчинами. Речь идет о ценностях «культуры доминирования» (Rommelspacher, 1994, S. 18–33) (подчинение, власть, обладание, экспансия, богатство), о том, каков жизненный опыт женщин в таких условиях, как женщины осознают свое место в этой культуре. Прикладываются усилия к изучению того, как именно укоренились в психике женщины патриархальные паттерны неравных отношений и как происходит процесс «внутренней колонизации», при котором женщина отчуждена от самой себя, использована, обесценена и маргинализирована. Пол и сексуальность понимаются как политические категории, значение которых нарастает в условиях подчинения силе и власти и которые несвободны от идеологических предписаний. Феминистская психотерапия помогает осознать традиционные представления о разделении труда и о ролевом поведении мужчин и женщин, ранее сомнению не подвергавшиеся, а также отслеживает идеологизированность традиционных психотерапевтических систем. Эта терапия не стремится стать «программой дрессировки» так называемой новой женственности, чего опасается Тюрмер-Рор, а, напротив, дает место новым – более адекватным и жизнеутверждающим – представлениям о женственности, которые развивают сами женщины.
Феминистская психотерапия интенсивно противостоит иерархии ценностей, пропагандируемой патриархальным обществом. Она подвергает сомнению социальные правила игры, созданные господствующей системой ценностей, и актуальный жизненный опыт, а также разрабатывает тему специфически женских переживаний, которые были до банальности обесценены и выхолощены антропоцентрической психологией. Она критикует сексизм в существующих психотерапевтических моделях и рассматривает проблему женской индивидуальности не только как внутрипсихическую задачу, но и в контексте социальных и экономических взаимосвязей. При этом обнаруживаются противоречия ролевых предписаний для женщин и разоблачаются такие патриархальные способы контроля, как дискриминирующее и сексистское диагностическое «наклеивание ярлыков», «клеймение» женщин. Симптомы рассматриваются как символические сообщения о стратегии выживания, задающие смысл в бессмысленности сводящих с ума жизненных обстоятельств. Феминистская психотерапия способствует пробуждению удовольствия от того, что в жизни есть что-то свое, радость от самовыражения, осознание собственных достоинств женщины, воссоединяет ее с отщепленной и отчужденной телесностью.
Ниже мы подробнее рассмотрим базовые ценности феминистского представления о человеке и мире.
Личное – это политическое
Феминистская психотерапия учитывает взаимосвязь между всеми видами страдания женщин, формированием симптомов и социальными условиями. Женщины учатся воспринимать свои личные страдания как коллективный женский опыт. При этом преодолевается позиция политической абстиненции, какой она была, например, в психоанализе во времена национал-социализма. Феминистские психотерапевты критикуют «нормальность» безумия в нашем обществе и господство насилия. Они преодолевают распространенное в психотерапии табу на обсуждение эксплуатирующего подхода с позиции силы, поднимают тему «узаконенного» насилия в учебных заведениях, маскировки нарциссических и сексуальных злоупотреблений, двойных этических стандартов для студентов и преподавателей. В практике феминистской психотерапии упор делается на осознание собственных ценностей и того, как женщина принимает в расчет «несомненные», интернализованные ролевые предписания со стороны мужчин, например, какой должна быть женщина, какова ценность материнства и т. д.
Проблемы идентичности, расстройства пищевого поведения и болезненные процессы самообесценивания у женщин, их чувство бессилия и беспомощности трактуются не только как частные проблемы, но и в связи с ролевыми ожиданиями в обществе. С этим также связана критика традиционных психологических теорий, которые говорят о человеке, но подразумевают мужчину. На поверку оказывается, что «мнимая гендерная нейтральность делает женщину „человеком“, лишая ее всего женского» (Freytag, 1991, S. 15).
Например, группа женщин подвергла феминистской критике модель идентичности, разработанную в интегративной гештальт-терапии Петцольда, и предложила понимание идентичности, более справедливое по отношению к женщине. Их возмутило то, что Петцольд написал два тома о телесно ориентированной терапии, но проигнорировал гендерный вопрос. Существенные и значимые для женской жизни темы были упущены, например: менструация, развитие груди, беременность, климакс и т. д. Критический анализ показал, что интегративная гештальт-терапия создает дефициты в этой сфере, продуцирует расстройства, конфликты и вторичные травмы, потому что не учитывает женскую реальность и дискриминирующие женщин жизненные обстоятельства, в которых формируется их идентичность (Von Albertini, Eberle, Greber, 1995).