Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

2.Вспомните, когда определения, выраженные причастным оборотом, обособляются, а когда - не обособляются ( см. Приложение №6).

Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения (см. Приложение №4).

При анемии вызванной недостатком фолиевой кислоты в пище могут возникать стоматит воспаление языка желтизна кожи покалывания в руках и ногах.

2.Обогащенная железом пища может помочь при анемии.

3.Ошеломленная девочка покорно села.

Тест для контроля исходного уровня знаний

1.Букв больше, чем звуков в слове:

1) разъяриться

2) вьюжный

3) старьёвщик

4) свадебное

2.Сочетание ЧН произносится как [ШН] в слове:

1) дачный

2) скучно

3) точный

4) вечный

3.Произношение слов прачечная, трио, грубошёрстный верно указано в ряду:

1) праче[ч'н]ая, три[о], грубош[о]рстный;

2) праче[шн]ая, три[а], грубош[э]рстный;

3) праче[шн]ая, три[о], грубош[о]рстный;

4) праче[ч'н]ая, три[о], грубош[о]рстный.

4.При произношении сохраняется безударный звук [О] в слове:

1) аромат

2) бокал

3) радио

4) конспект

5.При произношении не сохраняется безударный звук [О] в слове:

1) боа

2) ноктюрн

3) трио

4) бордовый

6.Оглушение согласных происходит в ряду слов:

1) березка, дорожка, уловка, вчера

2) сделать, сбежать, футбол, вокзал

3) нести, зонтик, гонщик, боязнь

7.Мягко произносится согласный перед Е в слове:

1) ателье

2) бассейн

3) генетика

4) эстетика

8.Твёрдо произносится согласный перед Е в слове:

1) дебют

2) сессия

3) терапевт

4) шедевр

9.Буквенное сочетание произносится как [ШН] в слове:

1) библиотечный

2) конечно

3) конечный

4) яблочный

10.В каком слове произносится звук [т’]?:

1)территория

2)тенденция

3)тест

4)ателье

Блок информации

Фонетика (от греч. – звук) - раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.Звук речи – кратчайшая, далее неделимая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Артикуляция(от лат. – членораздельно разговаривать) – работа органов речи, направленная на производство звуков. Орфоэпией (orthos – «прямой, прозрачный», epos – «речь») называется совокупность правил литературного произношения.

Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетании с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах. Нормы русского литературного произношения складывались в 18 веке, но в дальнейшем они видоизменялись. На произношение значительное влияние оказывает правописание, которое довольно часто расходится с произношением. Например: [конечно] вместо [конешно], [большого] вместо [большовъ].

Соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается. Орфоэпические нормы– это нормы, связанные с произношением звуков, их сочетаний, отдельных слов, грамматических форм.

Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.

Основные правила произношения в русской речи.

I.Произношение гласных.

1.В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией.

Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [ă]: например, овраг – [ă]враг, автономия – [ă]вт[ă]номия.

В остальных безударных слогах (т.е. кроме первого предударного) на месте букв о и апосле твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается [ъ]. Например, голова – г[ъ]лова, сторона – ст[ъ]рона.

2.Буквы е и я в предударном слоге обозначают звук, средний между [э] и [и]. Условно этот звук обозначают знаком [иэ]. Например, пятак - п[иэ]так, перо - п[иэ]ро.

3.Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]. Например, мединститут - мед[ы]нститут, из искры - из[ы]скры, смех и горе – смех [ы] горе. При наличии паузы [и] не переходит в [ы].

Например: и подошел, и сказал.

Не литературной нормой является побуквенное (нередуцированное) произношение слова. [Молоко] воспринимается нами как окающий говор, а замена безударных гласных на [а] без редукции – [малако] – как сильное аканье.

II.Произношение согласных.

Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.

1.В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим, например: хле[п] – хлеб, са[т] – сад, любо[ф’] – любовь, ле[к] – лег, поро[к] – порог (г//к при произношении). Но произношение звука [х] недопустимо как диалектное: ле[х], также поро[х]. Исключение составляет слово Бог – Бо[х].

2.Буква г произносится как [х] в сочетаниях гк – гч, например: легкий – ле[хк]ий, легче ле[хч].

3.В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму. Например:


ложка – ло[ш]ка оглушение
пробка – про[п]ка

и наоборот:

сдоба – [з]доба озвончение
сгубить – [з]губить

Перед согласными [л], [м], [н], [р], не имеющими парных глухих, и перед [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся. Например, све[тл]о, [шв]ырять.

4.Уподобление происходит и при сочетании других согласных. Так сочетания сшизшпроизносятся как долгий твердый согласный [ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ]. Например, низший - ни[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ]ий, высший - вы[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ]ий, расщуметься - ра[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ]уметься.

5.Сочетания сжизжпроизносятся как долгий твердый согласный [ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ]. Например, разжать - ра[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ]ать, с жизнью - [ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ]изнью.

6.Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ’]. В настоящее время вместо долгого мягкого [ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ’] все чаще употребляется долгий твердый звук[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ].Например,
позже - по[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ’]е и по[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ]е, дрожжи - дро[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ’]и и дро[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ]и.

7.Сочетание счпроизносится как долгий мягкий звук [ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ’], так же, как звук, передаваемый на письме буквой щ. Например,
счастье - [ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ’]астье, счет - [ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ’]ет.

8.Сочетание зч(на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ’]. Например, приказчик - прика[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ’]ик, образчик - обра[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ’]ик.

9.Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий звук [ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ’]. Например, докладчик - докла[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ’]ик, летчик - ле[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ’]ик.

10.Сочетания тци дц произносятся как долгий твердый звук [ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ]. Например, двадцать - два[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ]ать, золотце - золо[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ]е.

11.В сочетаниях стн, здн, стл согласные звуки [т] и [д] выпадают. Например, прелестный – преле[сн]ый, поздно – по[зн]о, честный – че[сн]ый, участливый – уча[сл]ивый.

12.В сочетанияхтся и ться согласные звуки [тс] произносятся как долгий твердый звук Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru Например, рассмеяться-рассме[ Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. - student2.ru ]я.

13.Сочетание чн в современном русском языке произносится и как [шн] и как [чн]. Например, в слове булочная допустимо произношение [булошная] и [булочная]. Однако в некоторых словах произносится либо [шн], либо [чн]. Например, коне[шн]о (без вариантов), но закусо[чн]ая.

Практика

Упражнение 4

Наши рекомендации