Данные слова поставьте в им. п. мн. ч. Куда падает ударение во мн. ч.? Подумайте, какие нормы могут быть нарушены в этих словах?

Бухгалтер, инженер, торт, лектор, госпиталь, договор, редактор, слесарь, директор, прожектор, свитер, тренер, профессор, фельдшер, шприц, доктор.

2.Данные слова поставьте в род.п. мн.ч.:

Граммы, плечи, рельсы, манжеты, джинсы, мандарины, носки, чулки, сапоги, макароны, вафли, турки, якуты, гланды, вольты, чипсы, шорты, ясли.

Упражнение3

Определите, какие нормы нарушены в данных предложениях. Предложите варианты исправления.

1.По песку ступали ступни её ног.

2.мертвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.

3.Все дружно подняли тост.

4.МГУ изменило правила приема абитуриентов на следующий год.

5.Мы наблюдали за солнечным затмением.

6.На концерте превалировали вокальные номера.

7.Недавно у нас случился неприятный случай.

8.Он заранее предчувствовал грозящую ему опасность.

Проверь себя

Самостоятельная работа

Определите, какая норма нарушена. Устраните ошибку.

1.Возвращаясь с работы, испортилась погода.

2.На совещании было обсуждено ряд вопросов.

3.Для животноводов сейчас главным гвоздем программы является повышение качества молока.
4.На рынке продают красивые свитера.
5.До нужной суммы не хватает пятиста рублей.
6.Библиотекари для удобства читателей составили новый кат`алог.
7.`Инсульт – это тяжелое и очень опасное сосудистое поражение центральной нервной системы.
8.В октябре в театре им.Ф.Волкова состоялась первая премьера.
9.Следует отметить следующие особенности рассматриваемого проекта.
10.Особые чувства привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество служащим МЧС.

11.Путешествуя на велосипеде, у меня сломалась фара.

12.Одинокий дом стоял у дороги.

13.Строители неожиданно ускорили темпы строительства и теперь строят даже в выходные дни.

Контрольные вопросы к §1

Что такое «культура речи»? Дайте определение (ДЗ).

2.Назовите признаки культуры речи (ДЗ).

Что такое норма (языковая)? Дайте определение (ДЗ).

4.Какие нормы устной речи вы знаете?

5.Дайте определение понятия «орфоэпическая норма» (ДЗ).

Дайте определение понятия «акцентологическая норма» (ДЗ).

7.Какие нормы письменной речи вы знаете?

8.Дайте определение понятий:

«орфографическая норма», «пунктуационная норма» (ДЗ).

9.Перечислите нормы, относящиеся к устной и письменной речи.

10.Дайте определение понятий:

- «морфологические нормы» (ДЗ),

- «лексическая норма» (ДЗ),

- «фразеологические нормы» (ДЗ),

- «синтаксические нормы» (ДЗ).

Домашнее задание:

К занятию №2:

1.Изучите «Пояснительную записку» и «Обращение к студентам».

2.Скопируйте все необходимые для обучения материалы; принесите тетрадь в линейку для самостоятельных работ(18 л.).

3.§ 1 - Блок информации (выучите все определения, выделенные жирным шрифтом).

4.Контрольные вопросы к § 1

Словарная работа к занятию№ 1: выясните значение слов ( см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Упражнение 2

Повторите правила правописания безударных гласных в корне слова.

Повторите постановку тире в простом предложении ( см. Приложение №6).

К занятию №3:

Словарная работа к занятию№2: выясните значение слов ( см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Самостоятельная работа «Проверь себя»

Запомните правописание слов медицинской терминологии из ОР 2 и СР.

Повторите постановку знаков препинания при однородных членах (см. Приложение №6).

Индивидуальное задание.

Подготовьте сообщение на выбранную вами тему:

1.Разновидности русского языка;

2.Основные функции языка;

3.Русский язык в современном мире;

4.Понятие речевой коммуникативности;

Виды речевой деятельности.

Занятие № 3

Нормы устной речи

Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение. Запомните правописание этих слов.

Патол`огия, анем`ия, дисфаг`ия, абсц`есс, рентг`ен

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы. От чего зависит написание чередующейся гласной в корне? Объясните правописание (см. Приложение №5).

Уб…раю, отп…рать, зам…реть, выч…тание, соч…тание, бл…стеть, бл…стательный, расст…латься, изл…гать, предпол…жение, к…снуться, к…сательная, р…стение, р…внина, выр…щенные овощи, поле зар…сло травой, р…стки прор…сли, отр…сль промышленности, соб…рать, ст…рать, зап…реть, заг…релый, оз…рение, тв…рить, непром…каемый, зар…внять.

Пунктуационная разминка

Наши рекомендации