Стратегии альтернативной медицины
Современная холистическая медицина представляет собой целую отрасль практического врачевания, включающую десятки направлений и сотни школ. Все они объединены признанием центральной доктрины, организующей весьма специфическое отношение целителей к природе заболевания и методам избавления от него. Все представители альтернативной медицины согласны друг с другом в том, что подлинное целительство должно быть экологичным, ненасильственным, позитивным, конструктивным и симфонически гомеопатичным. При этом акцент делается не на исследовании морфологических деформаций тела заболевшего человека, но на изучении характера развивающихся межличностных отношений между целителем и исцеляемым, имеющих и сугубо психоэнергетический компонент.
Приверженцы холистической медицины сосредотачиваются на развитии и сотрудничестве, последовательно отказываются от техницизма и конвейерного единоподобия применяемых рецептур, тяготеют к многоаспектной индивидуализации способов воздействия и исповедуют примат целостности. Они признают приоритет психического, стараются опираться на внутриорганизменные потенции самого исцеляемого, проявляют уважение к здравосозидающему потенциалу групповых взаимодействий и ресурсам самовосстановления самого тела, при этом уделяя самое пристальное внимание развитию здоровья самого целителя.
Современные психологи и психотерапевты интенсивно изучают механизмы действия психической травмы на развитие телесных и душевных болезней. Психоаналитики и специалисты в области психосоматики, исследователи раннего импринтинга — процесса «впечатывания» психотравмирующего фактора в подсознание пациента с последующим подспудным действием его «исподтишка», — сегодня обращаются к изучению роли психической травмы в возникновении заболеваний. Мастера народной медицины — правопреемники старых холистических терапевтических школ и наследники древних медицинских традиций — посредством анализа многовековых наблюдений установили, что психические травмы бывают различными: психотравма психотравме — рознь.
К примеру, можно напугать одного и того же человека, но в различное время суток — следствия будут разными, так как в разные часы суток функционально активными будут различные энергоканалы и связанные с ними органы. Значит «под удар» будет «подставлен» не тот же орган, который мог быть поврежден три часа назад. Вот почему такое важное значение придавалось выяснению точного времени появления первых признаков заболевания, особенно, если они связаны со стрессовыми реакциями (т.н. момент декумбитуры). Внутренняя жизнь организма имеет свои ритмы, и внешнее влияние, отражающееся на человеке, очень глубоко связано с состоянием внутренних регулирующих систем. Потому-то такое большое значение уделялось установлению точного времени действия психотравмирующего фактора (печальное известие, испуг, страх, гнев, раздражение).
Подавляющее большинство причин душевного дискомфорта современных людей имеет выраженный нравственно-психологический характер — противоречие между «хочу», «могу» и «должен». Совесть, нравственность, искренность — вот те основные проблемы, неразрешенность которых не дает человеку покоя и порождает многочисленные нарушения гармонии внутреннего мира человека. Внешнее сдерживание чувств и порожденное им внутреннее напряжение — таков портрет современного респектабельного гражданина, прекрасно адаптирующегося (лишь до поры — до времени!) и безнадежно бессильного что-либо конструктивное сотворить с самим собой, со своими страстями и привязанностями, так как даже сам факт их патогенности суеверно отвергается приверженцами морфоцентризма и вульгарного материализма. Несформулированная задача попросту не может иметь решения!
Альтернативная медицина всячески подчеркивает терапевтическую значимость сверхслабых влияний, апеллируя к самодостаточности индивидуального микрокосмоса. При этом активно используются не синтетические или техногенные, но естественные, природные и художественные средства влияния. Ярким примером таковых является рецепт самолечения Нормана Казинца, который достиг успеха в избавлении от запущенного онкологического заболевания посредством сочетания многонедельной смехотерапии (при просматривании комедийных видеозаписей и перечитывании сборников анекдотов) с ежедневным живым общением с ландшафтами.
Холистические целители иерархически располагают терапевтические практики следующим образом. При возникновении каких-либо нарушений жизнедеятельности необходимо использование мер медицинского характера. Для того, чтобы лечебное воздействие оказалось устойчивым, необходимо воздействовать на действительную причину недуга, а значит эффективно применить надлежащую психотерапевтическую технику. Для профилактики психогенных нарушений являющихся истинным источником любых заболеваний необходимо грамотно использовать дидактотехнологии, обучая человека действенному использованию адекватных моделей мира и прививая ему здравые представления о самом себе.
Наконец, всякая дидактотехнология является не более чем инструментом трансляции в сознание развивающегося индивидуума той или иной ценностной картины мира, которая одна только и является истинной системой мер и ориентиров, в соответствии с которой выстраиваются и индивидуальные психические миры, и комплексные системы межличностных отношений, и конкретные поведенческие программы. Таким образом, в своем законченном виде, холистическая медицина неразрывно связана с психотерапией, педагогикой и тем, что можно было бы назвать практической философией жизни или своего рода здравосозидающей идеологией.
Древние врачеватели условно разделяли заболевания на три категории: духовные недуги, душевные страдания и телесные немощи. Самыми серьезными, самыми сложными для исцеления и столь редко замечаемыми они считали именно болезни духа — зависть, злобу, лживость, гордость, алчность, самодовольство и другие нравственно-психологические деформации. Именно на преодоление этих заболеваний человека и должна быть направлена, как считали в прошлом, вся энергия подлинного целителя людей. К душевным заболеваниям древние относили нарушения в психоэмоциональной сфере, или, как сейчас принято говорить, деформации образа «Я» и искажения в динамике эмоционально-энергетических процессов.
Наше подсознание зачастую полнится всевозможными тревогами и страхами, которые не проникают в сознание, однако постоянно «дергают» нас изнутри, нарушая равновесие и травмируя при каждом удобном случае. Целая куча механизмов самообмана, называемых «средствами психологической защиты», постоянное осознавание подлинных (душевных!) причин заболевания — таков удел многих и многих людей, благополучных внешне, успешно адаптировавшихся к общественной жизни, однако внутри самих себя глубоко страдающих и по-настоящему несчастных.
Третья категория болезней — болезни телесные, болезни вещественно-физического тела — как раз считались наиболее просто диагностируемыми и без особого труда излечиваемыми. Если наведен «полный порядок» на двух других, выше лежащих уровнях организации человека (духовном и душевно-физическом), то лечение физических недугов не представляет особого труда. Использование физических методов, эликсиров, напитков из лекарственных корней и трав, минеральных ванн и тому подобных методов лечения физических заболеваний, разумеется, не исключало психоэнергетического влияния медика на пациента и самовоздействия последнего. Через воздействие на душу и духовный план микрокосмической организации индивидуума тело поддерживалось энергетически. Целебное слово укрепляло процессы регуляции и гармонизировало все «этажи» структуры организма и психики. Лечение душевных заболеваний чаще всего производилось путем организованного и индивидуально спроектированного влияния красоты и ритма. Музыка, пение, краски и ароматы, целительное воздействие тонких гармонизирующих энергий Живой Природы при сознательном контакте с нею — таков подлинно экологический арсенал холистических терапевтических средств!
Исходя из концепции психохимической природы заболеваний, можно прийти к необходимости причинного воздействия на механизмы развития заболеваний, а именно: лечение посредством создания позитивных, радостных, оптимистических, гармонизирующих, психологически светлых установок, которые приводят к выработке здорового спектра биологически активных веществ, действующего на организм целительно. Созерцание природной красоты, прогулки по парку, слушание прекрасной музыки, задушевная беседа с близкими людьми — все это приводит к выработке целительного спектра гормонов, безусловно полезного для тела,. изменяется режим привычного реагирования, привычные состояния скуки и злобы уходят, человека переполняет такой спектр биологически активных веществ, вырабатываемых в мозгу, который помогает тканям и органам естественным путем самостоятельно восстанавливать нарушенные функции и структуры, а не изнашиваться благодаря напряжениям и лени.
В принципе, каждое негативное психоэмоциональное состояние характеризуется собственным, свойственным только ему спектром выделяемых в ткани и кровь биологически активных веществ, воздействующих и на тело, и на психические процессы в строгом соответствии с состоянием, вызвавшим образование этого вещества в организме. Не будем забывать, что эти вещества активно воздействуют и на мышление, и на эмоциональное состояние, фактически закрепляя и делая стабильными негативные настроения. Впоследствии они становятся привычными не только для психики, но и самого организма, от них становится трудно избавиться, так как развивается зависимость биохимизма тела человека от привычного, годами устоявшегося содержания тех или иных психоядов в крови и тканевых жидкостях. Человек привычно раздражается, привычно злобствует, и если он не «разрядиться» на кого-либо, т.е. не создаст в организме нужного как воздух яда, и не «оторвет» с обижаемого им человека определенного количество «живой энергии», он будет чувствовать себя дискомфортно и неуютно в самом что ни на есть физиологическом смысле.
Всякое положительное, возвышенное, радостное, творческое, конструктивное психоэмоциональное состояние человека приводит к выработке в головном мозгу и эндокринных железах вполне определенных (специфичных как для данного организма, так и для вида позитивного переживания) спектров психохимических веществ, целительно воздействующих на органы и ткани. Такие переживания, как благодарность, признательность, милосердие, радостность, вера, надежда и терпение характеризуются выработкой определенного «набора» психогормонов, благотворно влияющих и на тело, и на душу, в частности, через воздействие на структуры головного мозга и железы внутренней секреции, управляющие всеми физиологическими процессами.
Эти идеи прекрасно сформулированы Дипаком Чопрой: «Медицина будущего будет построена на том, что каждый станет своим собственным целителем. На чем основана такая уверенность? На важнейшем факте, который не так давно стал достоянием медицинской науки: в организме человека есть поистине замечательная «внутренняя аптека», содержащая полный комплект лекарств для профилактики и лечения всевозможных заболеваний. Эти лекарства гораздо более совершенны и эффективны, нежели все искусственные и природные медикаменты, когда-либо созданные фармацевтами; они производятся не каким-либо органом, но именно всей исцеляющей системой организма, которая включает в себя иммунную и нервную системы и железы внутренней секреции».
Воображение человека, активно, сознательно, убежденно и красочно представляющего свое здоровое тело, самого себя совершенно здоровым во всех отношениях, — такое воображение влияет на динамику токов биоэнергии в каналах и центрах тонко-энергетического тела человека. С течением времени, с продолжением упражнений изо дня в день месяцами, структуры и функции тела исправляются в соответствии с воображаемым процессом оздоровления. Реальность визуализируемого внутреннего образа, генерируемого сознательно, превозмогает реальность физиологических процессов и перенастраивает их в соответствии с программой воображения, сознательно «включенной» в организме самим пациентом!
Известный натуропат США Стив Моррис так определял отличия подлинного врачевателя от простого дипломированного медика:
1. Целитель — это всегда духовный учитель и воспитатель, а не только врач, — он прививает вкус к здоровому образу жизни и правильному мышлению.
2. Подлинный целитель всегда увлекает пациентов собственным примером.
3. Целитель буквально заражает людей собственной энергией здоровья, убеждает их изменять диету, весь образ жизни, чтобы они смогли познать высшие радости жизни, неведомые людям больным, — счастье движения, творческие взлеты, любовь и уважение коллег и знакомых, гармонию семью и здоровье собственных счастливых детей!
В чем же заключается альтернативность холистической медицины? В одном выражении — «психодуховное самооздоровление». Именно расшифровка этой формулы позволяет уяснить все значимые отличия медицины холистической от официально признанных ныне классических лечебных методов. Любопытно, что представления холистических медиков целиком и полностью согласуются с натурфилософскими воззрениями древних философов и картиной мира, принятой в качестве незыблемой объяснительной схемы у шаманов. Инструментальную же полезность таких представлений доказала повсеместная широкая открытая практика таких натуропатов как Чемпион Тойч, Себастьян Кнейп, Дипак Чопра и тысячи их коллег и последователей.
Сегодня медикам и организаторам здравоохранения стало окончательно ясно, что охрана здоровья — дело не только врачей, но и их пациентов. Система охраны здоровья пациентов должна опираться на умения, знания и заботу каждого гражданина о самом себе. Иначе здравоохранение начинает барахлить, вся система пробуксовывает, так как в ее работе не участвуют главные действующие лица — сами оздоравливаемые. Кто-то заметил: «Если бежать очень быстро, но не в ту сторону, то цели не достигнешь никогда». Без включения сил самого человека в процесс оздоровления, без возбуждения его собственного интереса к своему же здоровью истинное благополучие останется только мечтой. Невозможно исцелить человека одними лишь внешними мероприятиями при его полной пассивности. Человек может и должен исцелиться сам, приведя в гармонию свой собственный внутренний мир, что недостижимо без страстного желания быть здоровым.
Для того же, чтобы включить в процесс оздоровления силы и способности самого субъекта, необходимо разъяснить ему суть и технику многосложного процесса исцеления — от азов высокой философии до тонкостей конкретных приемом и методик. Он должен уяснить суть феномена конституциональной предрасположенности к различным заболеваниям и специфику функционирования системы неспецифической защиты и способов ее стимуляции. Он должен хорошенько разобраться в том, что такое здоровый образ жизни и каким образом его можно индивидуализировать. Для того, чтобы научить человека искусству быть здоровым, необходимо изучить его самого, сгармонизировать и уравновесить, разглядеть особенности характера и тела, распахнуть перспективы самосовершенствования и сообщить мотивирующий импульс желания быть счастливым.
Огромное значение, придающееся в холистической медицине нравственно-психологическому равновесию и гармонии всей душевной организации человека, нашло свое отражение в «Семи правилах диагностики», сформулированных японским натуропатом Микио Куши. Согласно им получается, что от адекватного миропонимания и точного определения своего места в мире зависит практически все в жизнедеятельности организма человека:
1. Определить судьбу человека: счастлив ли он, будет ли он счастливым, от чего конкретно зависит обретение им счастья.
2. Личность человека: каковы его идеалы, взгляды на жизнь и самого себя, какую природу и характер они имеют?
3. Конституция: какого рода конституция «придана» человеку, в чем особенности физических и психических черт, каковы особенности строения тела и характера.
4. Расстройства: какого рода и с какими особенностями развиваются в организме человека расстройства, чем это человек страдает в настоящее время?
5. Рекомендации: какие изменения требуются для того, чтобы превратить его расстройства в здоровье и благополучие?
6. Ориентация человека: к какому будущему следует стремиться ему, чтобы в полноте реализовать собственное счастье?
7. Вдохновение: какую поддержку следует оказать человеку для того, чтобы развивать его беспредельные возможности достижения счастья в полном соответствии с его уникальной индивидуальностью — особенностями характера, организма и жизненного пути?
Разве не эти вопросы должны непрестанно задавать себе и врачеватель и исцеляемый для того, чтобы достоверно ориентироваться в существующих проблемах и имеющихся возможностях? Заметьте, какое пристальное внимание Микио Куши уделяет счастью и идеалам, духовному равновесию и творческой реализации, настаивая на том, что без гармонии этих «отвлеченных начал» здоровья не достичь.
Именно уважение к загадке жизни питает стремление к минимизации влияний и поддерживает желание охранить интимные процессы регуляции жизнедеятельности бережностью и заботой. Фармакологическая агрессия неизбежно нарушает внутреннюю экологическую гармонию микрокосмоса и непременно приводит к тем или иным побочным явлениям, отследить которые современные медики не в состоянии хотя бы в силу неразвитости их собственной наблюдательности и детренированности сенсорной чувствительности.
Альтернативная медицина подразумевает обязательный отказ от всего формального, выдуманного и искусственного, то есть неживого, — и в диагностике, и в профилактике, и в лечении. Холистический характер отношений человеческого организма с композиционно целостной средой выражает древнее правило травников: «На всякую хворь своя трава вырастает». Это ли не экологический манифест! Это ли не ценнейшее дополнение к извечному охранительному «Не навреди!»! Разумеется, холистическая медицина никоим образом не может быть сведена к ритуально обставляемой всевозможными экзотическими приемами психотерапии. К примеру, кристаллы действительно оказывают существенное воздействие на биоэнергодинамику организма, хотя влияние это достаточно гомеопатично для того, чтобы поразить своей явностью человека с неразвитой чувствительностью и использоваться без соответствующих медитативных и дыхательных упражнений.
Любые гомеопатические средства действительно соответствуют тем или иным синдромам, для избавления от которых они применяются, хотя тонкая биохимическая действенность этих средств не только не исключает, но подразумевает необходимость аутосуггестии в страстном ожидании целебного результата. Применение микрогидрина, антиоксидантных смесей, производных пчелиного меда типа ЭПАМ, усердное освоение глубинных возможностей организма в исполнении комплексов гимнастики Тай-цзи-сюань, профилактическое применение биоэнергоизолирующих стелек PIOKAL Казимежа Пиотровича — все это оказывает реальное физическое воздействие, но нуждается в организованном психическом сопровождении [Казимеж Пиотрович. Лечение восстановлением информации. — Краков, 1996. — 320 с.]. Классическим примером такого рода психосоматической гармонизирующей практики является эфирная психобиогимнастика Авессалома Подводного, каждое из упражнений которой должно повторяться в режиме полисенсорного воспроизведения физических движений.
Суть холистического подхода в медицине можно выразить библейской максимой — «В начале было Слово». Фактически именно альтернативные медики выступают в роли повивальных бабок при рождении новых межчеловеческих отношений, специфицирующих Эпоху Водолея, центральным моментом которой может быть названо почтение к психическому. Именно исследования возможностей целительного самовоздействия и изыскание многоразличных природных и художественных средств, способствующих оздоровлению организма, помогает преодолеть пагубное для всей цивилизации искусственное разделение психики и тела, доставшееся нам в сомнительное наследие от схоластов раннего средневековья.