Федеральная законодательная и нормативно-методическая база.

Законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (сани­тарное законодательство) основывается на Конституции Россий­ской Федерации и состоит из Федеральных законов: «О санитар­но-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ и иных федеральных законов, а также прини­маемых на их основе нормативных правовых актов Российской Федерации.

Система Госсанэпиднадзора включает:

• федеральный орган исполнительной власти, уполномочен­
ный осуществлять Госсанэпиднадзор в Российской Федерации
(с 2004 г. — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека Минздравсоцразвития Рос­
сии);

• территориальные органы, созданные в установленном зако­
нодательством Российской Федерации порядке для осуществле­
ния Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, му­
ниципальных образованиях и на транспорте (с 2004 г. — террито­
риальные управления Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителя и благополучия человека и федераль­
ные государственные учреждения здравоохранения «Центры ги­
гиены и эпидемиологии»);

• учреждения, структурные подразделения федеральных орга­
нов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних
дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотиче­
ских средств и психотропных веществ, осуществляющие Госсан­
эпиднадзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Фе­
дерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах
обороны и оборонного производства, безопасности и иного спе­
циального назначения;

• государственные научно-исследовательские и иные учрежде­ния, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения Госсанэпиднадзора в области гигиены питания в Российской Фе­дерации (НИИ питания РАМН, Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана и др.).

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять Гос­санэпиднадзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители и специалисты (санитар­ные врачи) органов, осуществляющих Госсанэпиднадзор. Пере­чень специалистов, уполномоченных осуществлять Госсанэпид­надзор, устанавливается положением, утвержденным Правитель­ством Российской Федерации. Должностные лица, осуществля­ющие Госсанэпиднадзор, находятся под особой защитой госу­дарства в соответствии с законодательством Российской Феде­рации. Право на замещение должностей главных государствен­ных санитарных врачей и их заместителей имеют граждане Рос­сийской Федерации, получившие высшее медицинское образо­вание и имеющие сертификаты по специальности «медико-про­филактическое дело».

Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринима­телей и юридических лиц и должностных лиц в области обеспече­ния санитарно-эпидемиологического благополучия населения за­креплены в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологиче­ском благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ и должны строго соблюдаться.

Направления работы государственной санитарно-эпидемиологи­ческой службы России по разделу гигиены питания.Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в области гигиены питания — контроля организации питания населения, производ­ства и оборота пищевой продукции обеспечивается посредством:

• определения основных направлений государственной поли­
тики в области здорового питания;

• профилактики алиментарно-зависимых заболеваний в соот­
ветствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и про­
гнозом ее изменения;

• государственного санитарно-эпидемиологического нормиро­
вания в области качества и безопасности пищевой продукции;

• Госсанэпиднадзора за производством и оборотом пищевой
продукции;

• сертификации продукции, работ и услуг, представляющих
потенциальную опасность для человека, в том числе пищевое про­
изводство, деятельность по хранению, транспортировке и реали­
зации пищевой продукции;

• лицензирования видов деятельности, представляющих потен­
циальную опасность для человека, в том числе добычи морепро­
дуктов, хранения зерна и производства алкогольных напитксж;

• государственной регистрации потенциально опасных для че­
ловека химических и биологических веществ, отдельных видов
продукции, а также впервые ввозимых на территорию Россий­
ской Федерации отдельных видов продукции, имеющей пищевое
значение;

• проведения социально-гигиенического мониторинга качества
пищевой продукции и его связи с заболеваемостью населения;

• научных исследований в области обеспечения качества пище­
вой продукции и питания в целом;

• целенаправленной подготовки квалифицированных кадров на
медико-профилактических факультетах для осуществления Госсан­
эпиднадзора в области гигиены питания;

• мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения,
в том числе работников пищевых объектов, и пропаганде здоро­
вого образа жизни.

Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологи­ческого нормирования в области гигиены питания является уста­новление санитарно-эпидемиологических требований к качеству питания и пищевых продуктов (пищевых добавок, продовольствен­ного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изде­лий и технологий их производства), обеспечивающих безопасность для здоровья человека. Государственное санитарно-эпидемиоло­гическое нормирование включает в себя:

• разработку единых требований к проведению научно-иссле­
довательских работ по обоснованию санитарных правил;

• контроль проведения научно-исследовательских работ по госу­
дарственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;

• разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение и опубли­
кование санитарных правил;

• контроль внедрения санитарных правил, изучение и обобще­
ние практики их применения;

• регистрацию и систематизацию санитарных правил, форми­
рование и ведение единой федеральной базы данных в области
государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

Санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять Госсан­эпиднадзор, и иными аккредитованными организациями в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятель­ности человека.

Содержание и методы работы по гигиене питания в учреждениях Госсанэпидслужбы России.Должностные лица, осуществляющие Госсанэпиднадзор в области гигиены питания, работают в соответ­ствии с планом мероприятий, включающих в себя: 1) организаци­онно-методическую работу (анализ ситуации, в том числе в рамках социально-гигиенического мониторинга, и планирование профи-

лактических мероприятий); 2) надзорные (контрольные) меро­приятия; 3) гигиеническое обучение и медицинскую пропаганду.

Должностные лица проводят регулярный контроль над сани­тарно-эпидемиологической обстановкой на поднадзорной терри­тории. Для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устране­ния вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг.

К методам работы в области надзора за питанием населения и качеством пищевой продукции, как при ее производстве, так и обороте, относятся следующие виды деятельности санитарно-эпи­демиологического контроля:

1) санитарно-эпидемиологическая экспертиза (установление
соответствия продукции);

2) санитарно-эпидемиологическое расследование (выявление
причин и условий возникновения и распространения инфекци­
онных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (от­
равлений));

3) санитарно-эпидемиологическое обследование (оценка со­
ответствия требованиям санитарных правил пищевых объектов и
технологических процессов);

4) санитарно-эпидемиологическое исследование (определение
свойств исследуемого объекта, его качественных и количествен­
ных характеристик, а также установление причинно-следствен­
ных связей между факторами среды обитания и здоровьем населе­
ния);

5) санитарно-эпидемиологическое испытание (проверка соот­
ветствия характеристик испытываемого объекта требованиям са­
нитарных правил);

6) санитарно-эпидемиологическая оценка (установление вред­
ного воздействия на человека факторов среды обитания, опреде­
ление степени этого воздействия и прогнозирование санитарно-
эпидемиологической обстановки).

В ходе указанных мероприятий осуществляется контроль над выполнением санитарного законодательства, санитарно-противо-эпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц. На основании результатов са­нитарно-эпидемиологического надзора, оформленных в установ­ленном порядке, главными государственными санитарными вра­чами в соответствии с федеральным законодательством выдаются санитарно-эпидемиологические заключения.

Санитарно-эпидемиологическое заключение — это документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным пра­вилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятель­ности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, строительства объектов, эксплуатационной документации.

Санитарно-эпидемиологические заключения по форме под­разделяют: 1) на проектную документацию; 2) производство, применение (использование) и реализацию новых видов про­дукции; продукции, ввозимой на территорию Российской Феде­рации; 3) производство (виды деятельности, работы, услуги); 4) продукцию, представляющую потенциальную опасность для человека.

Правила проведения мероприятий по контролю при осуществле­нии госсанэпиднадзора. Мероприятия по контролю при осуществ­лении Госсанэпиднадзора (мероприятия по контролю) проводят­ся в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпиде­миологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ и Положением об осуществлении Госсанэпиднадзора в Российской Федерации долж­ностными лицами органов и учреждений, уполномоченных осу­ществлять Госсанэпиднадзор.

Мероприятия по контролю осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке.

Плановые мероприятия по контролю над выполнением требо­ваний санитарных правил осуществляются с кратностью, опре­деляемой врачом при анализе санитарной ситуации и данных пре­дыдущих мероприятий, соответствующей федеральному законо­дательству. При удовлетворительной санитарной обстановке на кон­кретном объекте и территории, где он расположен, кратность пла­новых мероприятий не превышает одного раза в два года, а для вновь открывшихся объектов при подтверждении их соответствия требованиям безопасности — одного раза в три года. При этом для неблагополучных пищевых объектов, определяемых по данным жа­лоб населения на их продукцию (услуги) и результатам предыду­щих обследований, кратность плановых мероприятий устанавли­вается врачом индивидуально. План проведения мероприятий по контролю составляется в каждом учреждении, уполномоченном осуществлять Госсанэпиднадзор, ежегодно, в период, предшеству­ющий календарному году, и утверждается главным санитарным врачом.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся в случае:

• контроля исполнения предписаний об устранении выявлен­
ных при плановом мероприятии нарушений;

• получения информации от юридических лиц, индивидуаль­
ных предпринимателей, органов государственной власти о воз­
никновении аварийных ситуаций, об изменениях или о наруше­
ниях технологических процессов, а также о выходе из строя со­
оружений, оборудования, которые могут непосредственно при­
чинить вред жизни, здоровью людей;

• возникновения угрозы здоровью и жизни граждан;

• обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных
интересов или получения иной документальной информации об
этих нарушениях.

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоря­жения главного санитарного врача или его заместителя.

По результатам мероприятий по контролю должностным ли­цом (лицами), осуществляющим проверку, составляется акт уста­новленной формы в двух экземплярах. Акт состоит из вводной и описательной частей. Описательная часть должна содержать ин­формацию о результатах проведенных мероприятий по контролю, выявленных нарушениях санитарного законодательства, о долж­ностных лицах, на которых возлагается ответственность за совер­шение выявленных нарушений.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продук­ции, протоколы (заключения) проведенных исследований (ис­пытаний, экспертиз), объяснения должностных лиц учреждений, уполномоченных осуществлять Госсанэпиднадзор (работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований), и другие документы или их копии, связанные с ре­зультатами мероприятий по контролю. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю, или их представителям под расписку, либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которые приобща­ются к экземпляру акта, остающемуся в деле учреждения, упол­номоченного осуществлять Госсанэпиднадзор.

Мероприятия по контролю завершаются при наличии наруше­ний санитарного законодательства выработкой мер пресечения этих нарушений, выдачей предписаний и вынесением постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также при­влечением к ответственности лиц, их совершивших. Должное лицо, осуществляющее контроль, разрабатывает предложения о прове­дении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, оформляя их в виде предписаний.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ад­министративная ответственность устанавливается в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных право­нарушениях. Кодекс предусматривает возможность судебного на­ложения административного штрафа:

• за нарушение действующих санитарных правил и нормати­вов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидеми­ческих мероприятий;

• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к орга­
низации питания населения в специально оборудованных местах
(столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе при при­
готовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населе­
нию;

• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к тор­
говле пищевыми продуктами;

• невыполнение предписаний должностного лица, осуществ­
ляющего мероприятия по контролю.

Предложения о наложении административного штрафа за на­рушения санитарного законодательства, отправляемые в суд, под­писывает главный врач (или его заместитель) территориального органа (учреждения), осуществляющего Госсанэпиднадзор. Пред­ложение составляется на основании акта по результатам меро­приятий по контролю и протокола об административных право­нарушениях, в которых имеются указания на данное нарушение санитарного законодательства.

К мерам административного принуждения относятся также приостановление работы пищевого объекта и отстранение от ра­боты больных или бактерионосителей.

Приостановление работы пищевого объекта осуществляется в судебном порядке при наличии обоснованной угрозы причине­ния вреда жизни и здоровью населения, например при неисправ­ности холодильного оборудования, неудовлетворительном состо­янии объекта, отсутствии санитарно-эпидемиологического за­ключения на соответствующую деятельность. Возобновление рабо­ты объекта возможно лишь при безусловном устранении причин, повлекших его закрытие.

Отстранение от работы больных или бактерионосителей осу­ществляется до их полного излечения, подтвержденного двукрат­ным отрицательным результатом лабораторных исследований.

Полученные в ходе мероприятий по контролю данные включа­ют в материалы статистических наблюдений для обеспечения са­нитарно-эпидемиологического благополучия населения на феде­ральном уровне и подлежат государственному учету (инфекцион­ные, профессиональные заболевания, массовые неинфекционные заболевания (отравления), связанные с вредным воздействием факторов среды обитания) в целях формирования государствен­ных информационных ресурсов.

Формы работы по гигиене питания в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы. Государственный санитарно-эпидемио­логический надзор в области гигиены питания осуществляется в следующих формах:

• статус-контроль;

• производственный контроль;

• чрезвычайный контроль.

Статус-контроль предполагает исчерпывающий комплекс мероприятий по санитарно-эпидемиологическому надзору, осу­ществляемый врачом при проведении планового контроля рабо­тающего пищевого объекта. При проведении статус-контроля объект подвергается санитарному обследованию в полном объеме требований, предусмотренных действующими санитарными нор­мами и правилами. Статус-контроль также является обязательным этапом при вводе в эксплуатацию любого пищевого объекта пос­ле его строительства, реконструкции, ремонта, переоборудова­ния. По результатам статус-контроля выдается санитарно-эпиде­миологическое заключение, разрешающее данный вид деятель­ности.

Производственный контроль — это основная форма текущего контроля, организуемая производителем в соответствии с программой, утвержденной территориальным органом, упол­номоченным осуществлять Госсанэпиднадзор. Производственный контроль проводится регулярно по критическим контрольным точ­кам производства — стадиям, на которых возможно осуществле­ние контроля, имеющим решающее значение для предотвраще­ния или удаления опасного фактора или уменьшения его до при­емлемого уровня.

Система критических контрольных точек производства позво­ляет определить, оценить и проконтролировать опасные факто­ры, влияющие на безопасность пищевой продукции. Программа производственного контроля включает последовательную, регу­лярно повторяющуюся серию наблюдений и измерений для про­верки соответствия состояния критической контрольной точки установленным требованиям.

Чрезвычайный контроль проводится в порядке вне­планового надзора и связан с возникновением непредвиденной ситуации (пищевого отравления) или обоснованного подозрения на нарушения санитарной ситуации на пищевом объекте (жалобы населения, сообщение индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего производство и оборот пи­щевой продукции, указание вышестоящего учреждения, уполно­моченного осуществлять Госсанэпиднадзор, решение суда или

арбитража).

Мероприятия в плане чрезвычайного контроля предполагают возможность проведения обследования (расследования, экспер­тизы, исследования, оценки) не только на первоначально обо­значенном пищевом объекте, но и на других объектах, вовлечен­ных в процесс производства, хранения или реализации некаче­ственной пищевой продукции. При проведении чрезвычайного контроля деятельность пищевого объекта, как правило, приоста­навливается до получения результатов, позволяющих принимать окончательные решения.

Федеральная законодательная и нормативно-методическая база. - student2.ru 6.2. Госсанэпиднадзор за проектированием,

Наши рекомендации