Федеральная законодательная и нормативно-методическая база.
Законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федеральных законов: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ и иных федеральных законов, а также принимаемых на их основе нормативных правовых актов Российской Федерации.
Система Госсанэпиднадзора включает:
• федеральный орган исполнительной власти, уполномочен
ный осуществлять Госсанэпиднадзор в Российской Федерации
(с 2004 г. — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека Минздравсоцразвития Рос
сии);
• территориальные органы, созданные в установленном зако
нодательством Российской Федерации порядке для осуществле
ния Госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации, му
ниципальных образованиях и на транспорте (с 2004 г. — террито
риальные управления Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителя и благополучия человека и федераль
ные государственные учреждения здравоохранения «Центры ги
гиены и эпидемиологии»);
• учреждения, структурные подразделения федеральных орга
нов исполнительной власти по вопросам обороны, внутренних
дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотиче
ских средств и психотропных веществ, осуществляющие Госсан
эпиднадзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Фе
дерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах
обороны и оборонного производства, безопасности и иного спе
циального назначения;
• государственные научно-исследовательские и иные учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения Госсанэпиднадзора в области гигиены питания в Российской Федерации (НИИ питания РАМН, Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана и др.).
Должностными лицами, уполномоченными осуществлять Госсанэпиднадзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители и специалисты (санитарные врачи) органов, осуществляющих Госсанэпиднадзор. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять Госсанэпиднадзор, устанавливается положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. Должностные лица, осуществляющие Госсанэпиднадзор, находятся под особой защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право на замещение должностей главных государственных санитарных врачей и их заместителей имеют граждане Российской Федерации, получившие высшее медицинское образование и имеющие сертификаты по специальности «медико-профилактическое дело».
Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и должностных лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ и должны строго соблюдаться.
Направления работы государственной санитарно-эпидемиологической службы России по разделу гигиены питания.Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в области гигиены питания — контроля организации питания населения, производства и оборота пищевой продукции обеспечивается посредством:
• определения основных направлений государственной поли
тики в области здорового питания;
• профилактики алиментарно-зависимых заболеваний в соот
ветствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и про
гнозом ее изменения;
• государственного санитарно-эпидемиологического нормиро
вания в области качества и безопасности пищевой продукции;
• Госсанэпиднадзора за производством и оборотом пищевой
продукции;
• сертификации продукции, работ и услуг, представляющих
потенциальную опасность для человека, в том числе пищевое про
изводство, деятельность по хранению, транспортировке и реали
зации пищевой продукции;
• лицензирования видов деятельности, представляющих потен
циальную опасность для человека, в том числе добычи морепро
дуктов, хранения зерна и производства алкогольных напитксж;
• государственной регистрации потенциально опасных для че
ловека химических и биологических веществ, отдельных видов
продукции, а также впервые ввозимых на территорию Россий
ской Федерации отдельных видов продукции, имеющей пищевое
значение;
• проведения социально-гигиенического мониторинга качества
пищевой продукции и его связи с заболеваемостью населения;
• научных исследований в области обеспечения качества пище
вой продукции и питания в целом;
• целенаправленной подготовки квалифицированных кадров на
медико-профилактических факультетах для осуществления Госсан
эпиднадзора в области гигиены питания;
• мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения,
в том числе работников пищевых объектов, и пропаганде здоро
вого образа жизни.
Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования в области гигиены питания является установление санитарно-эпидемиологических требований к качеству питания и пищевых продуктов (пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий и технологий их производства), обеспечивающих безопасность для здоровья человека. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование включает в себя:
• разработку единых требований к проведению научно-иссле
довательских работ по обоснованию санитарных правил;
• контроль проведения научно-исследовательских работ по госу
дарственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;
• разработку (пересмотр), экспертизу, утверждение и опубли
кование санитарных правил;
• контроль внедрения санитарных правил, изучение и обобще
ние практики их применения;
• регистрацию и систематизацию санитарных правил, форми
рование и ведение единой федеральной базы данных в области
государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять Госсанэпиднадзор, и иными аккредитованными организациями в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека.
Содержание и методы работы по гигиене питания в учреждениях Госсанэпидслужбы России.Должностные лица, осуществляющие Госсанэпиднадзор в области гигиены питания, работают в соответствии с планом мероприятий, включающих в себя: 1) организационно-методическую работу (анализ ситуации, в том числе в рамках социально-гигиенического мониторинга, и планирование профи-
лактических мероприятий); 2) надзорные (контрольные) мероприятия; 3) гигиеническое обучение и медицинскую пропаганду.
Должностные лица проводят регулярный контроль над санитарно-эпидемиологической обстановкой на поднадзорной территории. Для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг.
К методам работы в области надзора за питанием населения и качеством пищевой продукции, как при ее производстве, так и обороте, относятся следующие виды деятельности санитарно-эпидемиологического контроля:
1) санитарно-эпидемиологическая экспертиза (установление
соответствия продукции);
2) санитарно-эпидемиологическое расследование (выявление
причин и условий возникновения и распространения инфекци
онных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (от
равлений));
3) санитарно-эпидемиологическое обследование (оценка со
ответствия требованиям санитарных правил пищевых объектов и
технологических процессов);
4) санитарно-эпидемиологическое исследование (определение
свойств исследуемого объекта, его качественных и количествен
ных характеристик, а также установление причинно-следствен
ных связей между факторами среды обитания и здоровьем населе
ния);
5) санитарно-эпидемиологическое испытание (проверка соот
ветствия характеристик испытываемого объекта требованиям са
нитарных правил);
6) санитарно-эпидемиологическая оценка (установление вред
ного воздействия на человека факторов среды обитания, опреде
ление степени этого воздействия и прогнозирование санитарно-
эпидемиологической обстановки).
В ходе указанных мероприятий осуществляется контроль над выполнением санитарного законодательства, санитарно-противо-эпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц. На основании результатов санитарно-эпидемиологического надзора, оформленных в установленном порядке, главными государственными санитарными врачами в соответствии с федеральным законодательством выдаются санитарно-эпидемиологические заключения.
Санитарно-эпидемиологическое заключение — это документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, строительства объектов, эксплуатационной документации.
Санитарно-эпидемиологические заключения по форме подразделяют: 1) на проектную документацию; 2) производство, применение (использование) и реализацию новых видов продукции; продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации; 3) производство (виды деятельности, работы, услуги); 4) продукцию, представляющую потенциальную опасность для человека.
Правила проведения мероприятий по контролю при осуществлении госсанэпиднадзора. Мероприятия по контролю при осуществлении Госсанэпиднадзора (мероприятия по контролю) проводятся в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ и Положением об осуществлении Госсанэпиднадзора в Российской Федерации должностными лицами органов и учреждений, уполномоченных осуществлять Госсанэпиднадзор.
Мероприятия по контролю осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке.
Плановые мероприятия по контролю над выполнением требований санитарных правил осуществляются с кратностью, определяемой врачом при анализе санитарной ситуации и данных предыдущих мероприятий, соответствующей федеральному законодательству. При удовлетворительной санитарной обстановке на конкретном объекте и территории, где он расположен, кратность плановых мероприятий не превышает одного раза в два года, а для вновь открывшихся объектов при подтверждении их соответствия требованиям безопасности — одного раза в три года. При этом для неблагополучных пищевых объектов, определяемых по данным жалоб населения на их продукцию (услуги) и результатам предыдущих обследований, кратность плановых мероприятий устанавливается врачом индивидуально. План проведения мероприятий по контролю составляется в каждом учреждении, уполномоченном осуществлять Госсанэпиднадзор, ежегодно, в период, предшествующий календарному году, и утверждается главным санитарным врачом.
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся в случае:
• контроля исполнения предписаний об устранении выявлен
ных при плановом мероприятии нарушений;
• получения информации от юридических лиц, индивидуаль
ных предпринимателей, органов государственной власти о воз
никновении аварийных ситуаций, об изменениях или о наруше
ниях технологических процессов, а также о выходе из строя со
оружений, оборудования, которые могут непосредственно при
чинить вред жизни, здоровью людей;
• возникновения угрозы здоровью и жизни граждан;
• обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных
интересов или получения иной документальной информации об
этих нарушениях.
Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения главного санитарного врача или его заместителя.
По результатам мероприятий по контролю должностным лицом (лицами), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Акт состоит из вводной и описательной частей. Описательная часть должна содержать информацию о результатах проведенных мероприятий по контролю, выявленных нарушениях санитарного законодательства, о должностных лицах, на которых возлагается ответственность за совершение выявленных нарушений.
К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний, экспертиз), объяснения должностных лиц учреждений, уполномоченных осуществлять Госсанэпиднадзор (работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований), и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятий по контролю. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю, или их представителям под расписку, либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которые приобщаются к экземпляру акта, остающемуся в деле учреждения, уполномоченного осуществлять Госсанэпиднадзор.
Мероприятия по контролю завершаются при наличии нарушений санитарного законодательства выработкой мер пресечения этих нарушений, выдачей предписаний и вынесением постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечением к ответственности лиц, их совершивших. Должное лицо, осуществляющее контроль, разрабатывает предложения о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, оформляя их в виде предписаний.
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Административная ответственность устанавливается в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс предусматривает возможность судебного наложения административного штрафа:
• за нарушение действующих санитарных правил и нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к орга
низации питания населения в специально оборудованных местах
(столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе при при
готовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населе
нию;
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к тор
говле пищевыми продуктами;
• невыполнение предписаний должностного лица, осуществ
ляющего мероприятия по контролю.
Предложения о наложении административного штрафа за нарушения санитарного законодательства, отправляемые в суд, подписывает главный врач (или его заместитель) территориального органа (учреждения), осуществляющего Госсанэпиднадзор. Предложение составляется на основании акта по результатам мероприятий по контролю и протокола об административных правонарушениях, в которых имеются указания на данное нарушение санитарного законодательства.
К мерам административного принуждения относятся также приостановление работы пищевого объекта и отстранение от работы больных или бактерионосителей.
Приостановление работы пищевого объекта осуществляется в судебном порядке при наличии обоснованной угрозы причинения вреда жизни и здоровью населения, например при неисправности холодильного оборудования, неудовлетворительном состоянии объекта, отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на соответствующую деятельность. Возобновление работы объекта возможно лишь при безусловном устранении причин, повлекших его закрытие.
Отстранение от работы больных или бактерионосителей осуществляется до их полного излечения, подтвержденного двукратным отрицательным результатом лабораторных исследований.
Полученные в ходе мероприятий по контролю данные включают в материалы статистических наблюдений для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне и подлежат государственному учету (инфекционные, профессиональные заболевания, массовые неинфекционные заболевания (отравления), связанные с вредным воздействием факторов среды обитания) в целях формирования государственных информационных ресурсов.
Формы работы по гигиене питания в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в области гигиены питания осуществляется в следующих формах:
• статус-контроль;
• производственный контроль;
• чрезвычайный контроль.
Статус-контроль предполагает исчерпывающий комплекс мероприятий по санитарно-эпидемиологическому надзору, осуществляемый врачом при проведении планового контроля работающего пищевого объекта. При проведении статус-контроля объект подвергается санитарному обследованию в полном объеме требований, предусмотренных действующими санитарными нормами и правилами. Статус-контроль также является обязательным этапом при вводе в эксплуатацию любого пищевого объекта после его строительства, реконструкции, ремонта, переоборудования. По результатам статус-контроля выдается санитарно-эпидемиологическое заключение, разрешающее данный вид деятельности.
Производственный контроль — это основная форма текущего контроля, организуемая производителем в соответствии с программой, утвержденной территориальным органом, уполномоченным осуществлять Госсанэпиднадзор. Производственный контроль проводится регулярно по критическим контрольным точкам производства — стадиям, на которых возможно осуществление контроля, имеющим решающее значение для предотвращения или удаления опасного фактора или уменьшения его до приемлемого уровня.
Система критических контрольных точек производства позволяет определить, оценить и проконтролировать опасные факторы, влияющие на безопасность пищевой продукции. Программа производственного контроля включает последовательную, регулярно повторяющуюся серию наблюдений и измерений для проверки соответствия состояния критической контрольной точки установленным требованиям.
Чрезвычайный контроль проводится в порядке внепланового надзора и связан с возникновением непредвиденной ситуации (пищевого отравления) или обоснованного подозрения на нарушения санитарной ситуации на пищевом объекте (жалобы населения, сообщение индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющего производство и оборот пищевой продукции, указание вышестоящего учреждения, уполномоченного осуществлять Госсанэпиднадзор, решение суда или
арбитража).
Мероприятия в плане чрезвычайного контроля предполагают возможность проведения обследования (расследования, экспертизы, исследования, оценки) не только на первоначально обозначенном пищевом объекте, но и на других объектах, вовлеченных в процесс производства, хранения или реализации некачественной пищевой продукции. При проведении чрезвычайного контроля деятельность пищевого объекта, как правило, приостанавливается до получения результатов, позволяющих принимать окончательные решения.
6.2. Госсанэпиднадзор за проектированием,