Как развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки на уроках физической культуры?
Необходимо разработать и включить в процесс обучения физической культурой теоретические сведения для практических упражнений влияющих на развитие двигательных умений и навыков.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
1. Проанализировать и определить наиболее эффективные упражнения для развития и совершенствования двигательных умений и навыков на уроках физической культуры.
2. Составить и применить в образовательном процессе физические упражнения, влияющие на развитие разносторонней физической подготовки учащихся.
3. Повысить уровень физического развития и физической работоспособности школьников с целью улучшения их умственной работоспособности в течение всего учебного года.
Физическое воспитание занимает важное место в процессе воспитания молодого поколения. Изменяет организм человека, причем изменения затрагивают очень глубоко и строение организма и его функциональные возможности. Поэтому нельзя понять закономерности процессов воспитания и развития без знаний анатомии и физиологии. Очень важны точные представления о механизмах протекания функциональных изменений в организме человека. Недостаточное знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесение ущерба их здоровью. Поэтому распределять равномерно физические нагрузки в строгом соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей при гибкой индивидуализации быстро меняющейся реактивности организма. Исключительная сложность развития детей зависит, прежде всего, от их взаимодействия с окружающей средой в условиях постоянного обогащения новыми навыками, умениями, знаниями. От этого возникает трудность правильного сочетания физического и умственного воспитания учащихся.
1 группа – сообщения теоретических сведений
2 группа – практические упражнения.
По содержанию теоретический материал для учащихся я подразделяю на четыре вида.
Первый вид - это знания о значении физического воспитания для гармонического развития человека.
Учащиеся получают знания о том:
- что такое физическая подготовленность;
- какое значение имеют физическая культура и спорт для всестороннего развития человека;
- как с помощью физических упражнений можно улучшить телосложение, повысить умственную работоспособность;
- как благотворительно влияет утренняя гимнастика и т.д.
Рассказываю о жизни выдающихся спортсменов, каких успехов в спорте можно добиться благодаря настойчивости и трудолюбию. Поэтому учащиеся с особым интересом воспринимают рассказ о блестящих выступлениях спортсменов в стране и за рубежом.
Второй вид – это знания о спортивно-оздоровительных играх детей России.
«Президентские состязания». Целью их является создание у детей предпосылок ответственного отношения к своей Родине, которую они представляют на международных детских играх.
К третьему виду относится гимнастическое знание. Сюда входят:
- режим дня;
- предупреждение травматизма;
- режим питания и питьевой режим;
- гигиена одежды и обуви.
Четвёртый вид теоретических сведений – техника и тактика двигательных действий и правила соревнований.
Практические упражнения необходимо проводить в следующей последовательности:
Первый этап – ознакомление с движениями, создание представления о нём, мысленное воспроизведение приводит к возникновению связей между чувственной (сенсорной) и двигательной (моторной) областями коры больших полушарий мозга. Это проявляется в скрытой мышечно-двигательной (идеомоторной) реакции.
На уроках физической культуры я показываю учащимся то или иное движение, при этом объясняю правильное выполнение того или иного упражнения, так как считаю, что главными способами создания у учащихся чувственных образов и мышечных связей является предметный показ и словесное объяснение.
Выполнение движений по показу, основанного на способности человека к подражанию, имитации. Зрительные же восприятия включают элементы выделения, отвлечения, сравнения и обобщение параметров движений, т.е. направление, амплитуда, скорость и другое. Но знания, приобретенные, посредством одних наблюдений, поверхностны и непрочны, ибо они должны быть восполнены словесными объяснениями.
Подготовить учащихся к активному восприятию и усвоению нового материала помогает повторение пройденного.
Объясняю кратко и ясно, с указаниями на назначение упражнения, его воздействия на организм, и основной механизм (фазы и элементы движения). Показывая упражнения, стараюсь пояснить основные элементы, при этом указывая на ориентиры: куда должно быть направленно то или иное движения, до какого уровня необходимо наклоняться и т.д. Если упражнения более сложные, показ повторяю. При повторном показе некоторые элементы, на которые должно быть обращено внимание, несколько акцентируются, т.е. выполняются особенно чётко, даже несколько утрированно.
Движения демонстрируются сначала в обычном темпе, потом в более медленном, и с подсчётом. Можно называть движения, например: при обучении баскетбола «ведение - два шага бросок». Можно произносить: «шаг правой, левой - бросок, подсчёт: 1, 2 бросок».
При объяснениях пользуюсь принятой в спорте терминологией.
При опробовании движений внимание учащихся направляется на основной механизм, детали не имеют значения. Практическое опробование простых движений можно проводить без предварительного объяснения («с места») вместе с учителем. Сложные движения опробуются после того как будут хорошо поняты. При трудных упражнениях необходима обязательно страховка учащихся от возможных травм.