Тест на проактивное/реактивное мышление.
Просмотрите таблицу и посчитайте, со сколькими изречениями Вы согласились в первой и во второй колонке. Постарайтесь быть честными с собой.
Проактивный | Реактивный |
Я буду стремиться это изменить | Вряд ли с этим вообще можно что-то сделать |
Я изменю их мнение | Их вряд ли возможно переубедить |
Мне не очень нравятся люди, с которыми я работаю, но не так сильно, чтобы я принимал это близко к сердцу | Меня раздражают мои коллеги |
Я иду на работу | Я вынужден идти на работу |
Я решил (а), что поступлю именно так | Мне придется поступить так из-за того, что… |
Я найду время, которое посвящу этим делам | Я бы помог, но у меня нет времени |
Я придумаю, где найти средства для старта проекта | У меня ограничены финансовые возможности, я не смогу начать этот проект |
Странно, что это мало кого интересует, что сделать для того, чтобы это приносило пользу? | Никому это не нужно, ну и я не буду ничего делать |
Мне нужны связи. Я придумаю, где их найти | Здесь необходимы определенные связи. У меня их нет |
Я докажу, что лучше меня никто не сделает эту работу | Мне не доверят эту работу |
ИТОГО: | ИТОГО: |
Даже если Вы выбрали несколько ответов в колонке «Проактивный», этого недостаточно для успеха. Нужно быть абсолютно проактивным, поэтому, если хотя бы в одной строке Вы склоняетесь к реактивному мышлению, Вам следует работать над собой.
Рекомендации:
1. В течение всего рабочего дня прислушивайтесь к своей речи и к речи окружающих. Насколько часто вы употребляете сами или слышите от других такие выражения как: «если бы только», «я не могу» или «я вынужден», «я должен»? Договоритесь со своими коллегами наблюдать за оборотами речи друг друга и поправлять при необходимости. Старайтесь перефразировать реактивные высказывания (для примера можно воспользоваться таблицей сравнений).
2. Представьте себе ситуацию, которая в ближайшее время может возникнуть в вашей жизни, и в которой вы склонны вести себя реактивно. Как бы вы могли реагировать в этой ситуации проактивно? Уделите несколько минут тому, чтобы в своем воображении нарисовать ясную и четкую картину того, как вы реагируете в проактивной манере. Напомните себе о свободе выбора, которая находится между раздражителем и реакцией.
Применение в своей профессиональной среде этих несложных правил поможет вам постепенно сместить акцент своего внимания с того, что вы изменить не в силах, на то, что вы можете сделать — это и есть первый шаг в направлении проактивности. Все начинается с мышления, с вашего способа восприятия этого мира. Если ваше мышление проактивно, то ваши действия, рано или поздно, станут проактивными — вот тогда вы и почувствуете разницу. Начните прямо сейчас. Быть проактивным, в первую очередь, означает действовать самому. В своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» именно «проактивность» Стивен Кови ставит на первое место на пути к успеху.
Самодиагностика «Моя жизненная грамотность».
Вам предлагается несколько вопросов, касающихся Вашей жизненной грамотности. Отметьте, пожалуйста, ОДИН ответ в каждой строке:
Общая грамотность
Я могу: | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
Грамотно написать письмо, реферат, статью и т. д. | |||
Хорошо считать в уме, без калькулятора | |||
В устной речи четко формулировать свои мысли, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, публично выступать | |||
Читать интересную мне книгу, материалы 2-3 часа подряд, не испытывая при этом утомления, дискомфорта | |||
Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки (почтовые, банковские и т. п.) |
2. Самообразование и работа с различной информацией
Я умею: | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
Самостоятельно планировать свою образовательную деятельность | |||
Самостоятельно оценивать свои профессиональные и учебные достижения, рефлексировать | |||
Находить и отбирать необходимую мне информацию из книг, справочников, энциклопедий, других печатных текстов | |||
Анализировать числовую информацию | |||
Читать чертежи, схемы, графики | |||
Анализировать и использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, TV, радио) | |||
Пользоваться алфавитным и тематическим каталогом библиотеки |