Противобактериальный иммунитет
Противобактериальный иммунитет основан на сочетанном воздействии на бактерии и их токсины факторов неспецифического и специфического иммунного ответа.
Многие белки крови вместе с антителами откладываются на поверхности бактерий, блокируя их антигены и способствуя иммунному прилипанию к фагоцитам – начальной стадии фагоцитоза, а в последующем и перевариванию бактерий в фагоцитах.
Противобактериальные антитела, в частности антитела к фиксационным белкам, препятствуют прикреплению бактерий к тканям организма и, следовательно, развитию начальной стадии инфекционного процесса. Антитела против токсинов бактерий участвуют в так называемом антитоксическом иммунитете.
Лизоцим, обладая ферментативной активностью, разрушает стенки бактерий и приводит к их лизису. К лизоциму наиболее чувствительны грамположительные бактерии, клеточные стенки которых в основном состоят из пептидогликана.
Литическое действие на грамотрицательные бактерии, главным образом, оказывает комплемент в результате его активации альтернативным путем. Лизис бактерий осуществляется терминальными компонентами комплемента. При активации комплемента образуются компоненты, которые вместе с антителами M и G взаимодействуют с соответствующими рецепторами фагоцитов. В результате обволакивания плазмолеммой фагоцита бактерий, опсонизированных белками крови, бактериальные клетки погружаются в цитоплазму, где бактерии располагаются в фагосомах, окруженных мембраной. Затем сливаются мембраны фагосомы и лизосомы, ферменты которой участвуют в разрушении бактерий. Переваривание бактерий происходит под влиянием гидролитических ферментов, действующих в кислой среде.
Перевариванию подвергаются предварительно убитые бактерии. Фагоцитоз может быть завершенным и незавершенным, в последнем случае бактерии размножаются в фагоците или происходит его гибель.
Противобактериальный иммунитет можно оценить по наличию противобактериальных антител, относящихся к иммуноглобулинам классов G и М, а также по уровню активности комплемента, лизоцима, лизина и других белков крови, совокупность которых определяет бактерицидное действие сыворотки крови. Его оценивают по степени задержки роста бактерий под влиянием сыворотки крови больного. Учитывают также показатели фагоцитоза, опсонофагоцитарный индекс и др. Опсонофагоцитарная реакция основана на опсонической активности сыворотки крови и активности фагоцитов. Повышение активности опсонофагоцитарной реакции рассматривают как благоприятный фактор. Мероприятия по повышению защитных противобактериальных реакций организма заключаются в иммунизации вакцинами. При необходимости быстрой защиты вводят антитоксические или антибактериальные сыворотки, создавая пассивный иммунитет. Применяют также общеукрепляющую терапию с назначением иммуномодуляторов и иммуностимуляторов.
Противовирусный иммунитет
Отличие противовирусного иммунитета от других его видов связано со своеобразием структуры и размножения вирусов и особенностями патогенеза вирусных инфекций.
Видовой противовирусный иммунитет обусловлен отсутствием у клеток данного вида организмов рецепторов для прикрепления соответствующих вирусов или их неспособностью репродуцироваться после проникновения в клетку. Немаловажную роль в защите от вирусов играет воспалительная реакция, направленная на ограничение распространения вирусов в организме и фиксацию их в воротах инфекции. При этом помимо клеток крови (макрофагов, нормальных киллеров) противовирусный эффект оказывают такие универсальные реакции на внедрение вирусов, как общее так и локальное повышение температуры и увеличение кислотности среды.
Приобретенный противовирусный иммунитет формируется в результате перенесенного заболевания или иммунизации организма с помощью вакцин. Он определяется сочетанием специфических факторов (иммуноглобулинов, Б- и Т-лимфоцитов) и факторов неспецифической резистентности (воспалительной реакции, интерферонов, противовирусных ингибиторов, естественных киллеров крови, макрофагов и др.). Так, термолабильные сывороточные ингибиторы (липопротеины) обладают инактивирующим действием против широкого круга вирусов. Уровень содержания в сыворотке этих ингибиторов взаимосвязан с резистентностью организма к вирусному заражению. У новорожденных и детей первого года жизни он низок, чем в известной степени и объясняется их восприимчивость к вирусам.
Та же закономерность характерна для интерферонов — важнейших факторов неспецифической резистентности. Практически все вирусы усиливают выработку интерферонов, их образование является одной из первых защитных реакций организма на внедрение вирусов. Интерфероны в отличие от антител подавляют внутриклеточную репродукцию вирусов в зараженных клетках и обеспечивают невосприимчивость к вирусам окружающих здоровых клеток. Попадая из ворот инфекции в кровь, интерфероны распределяются по организму, предотвращая последующую диссеминацию вирусов.
Таким образом, факторы неспецифической резистентности в сочетании с медиаторами воспаления способны разрушать инфицированные вирусами клетки. Если этого не происходит и вирусы размножаются, то наступает вторая (специфическая) стадия противовирусного иммунитета, связанная с продукцией вируснейтрализующих антител В-лимфоцитами и активацией регуляторных Т-лимфоцитов (Т-хелперов, Т-супрессоров и Т-киллеров) и моноцитов. Интенсивность противовирусного иммунитета определяется сложной системой межклеточных отношений, меняющейся в зависимости от индивидуального иммунного статуса человека и особенностей конкретного возбудителя.
При острых вирусных инфекциях вскоре после контакта вирусов с клетками начинается разрушение последних. В этих случаях болезнь развивается быстро. При латентных вирусных инфекциях вирусы могут оставаться в клетках неопределенно долгое время, не оказывая характерного повреждающего действия. Одним из механизмов такой персистенции может быть встраивание генетическою материала вирусов в геном клетки. Под влиянием любых иммунодепресирующих факторов скрытая бессимптомная инфекция переходит в явное заболевание. Между этими двумя крайними видами взаимодействия вирусов с клетками существует множество переходных форм.
Уровень специфической и неспецифической резистентности помимо возможных врожденных дефектов определяется множеством других факторов (возраст, стрессы, питание, суточный биоритм, время года и т.д.). В отдельных случаях вирусы несколько видоизменяются и избегают нейтрализующего действия антител и других специфических механизмов иммунной защиты. Это явление, называемое антигенным дрейфом или шифтом.
В большинстве случаев основная роль в развитии противовирусного иммунитета принадлежит регуляторным Т-лимфоцитам, осуществляющим контроль за антителообразующими Б-лимфоцитами и NK-лимфоцитами. Способность многих вирусов размножаться и разрушать клетки иммунной системы или подавлять их функции приводит к иммуносупрессии и может способствовать переходу острой инфекции в хроническую форму или развитию аутоиммунного процесса. Более того, вирусы могут подавлять образование лимфокинов и тем самым нарушать нормальное функционирование иммунной системы.
Повышение невосприимчивости к вирусным инфекциям достигается вакцинацией, использованием интерферонов, их индукторов и иммуномодуляторов. Продолжительность противовирусного иммунитета при вакцинации широко варьирует. Наиболее длительную защиту обеспечивают вакцины против кори и желтой лихорадки (более 15 лет), эффект вакцин против полиомиелита, краснухи и эпидемического паротита сохраняется 5—8 лет, иммунитет при гриппе 1—2 года. Однако возможности противовирусной вакцинации не беспредельны, т.к. большое число прививок может вести к развитию аллергических реакций, а при заболеваниях, вызываемых множеством вирусов (ОРВИ), вакцинация не дает желаемого эффекта. В этих случаях на первое место выдвигаются способы повышения общей резистентности.
Интерфероны, иммуномодуляторы и другие препараты, не обладающие узкой специфичностью вакцин, можно использовать в тех случаях, когда вакцины отсутствуют или их применять поздно. Как правило, эффект лечения тем выше, чем раньше оно начато, поэтому перечисленные препараты следует вводить при появлении первых признаков вирусного заболевания в 1—2-й дни болезни. Интерфероны, их индукторы и иммуномодуляторы оказывают выраженное активирующее влияние на систему иммунитета, принимая участие практически во всех его реакциях; они могут увеличивать образование антител, стимулировать фагоцитоз, усиливать цитотоксическую активность лимфоцитов, подавлять гиперчувствительность замедленного типа, влиять на процессы реализации иммунологической памяти.
Противогрибковый иммунитет
Основой противогрибкового иммунитета является клеточный иммунитет. В тканях происходит фагоцитоз и развивается воспалительная реакция. Микозы, особенно оппортунистические, чаще развиваются при иммунодефиците любого происхождения и часто сопровождаются развитием гиперчувствительности замедленного типа. Возможно, развитие аллергических заболеваний после респираторной сенсибилизации фрагментами условно-патогенных грибов (Aspergillus, Mucor и др.).