Предостережения, прежде чем приступить к женскому эротико-материнскому

«Материнское» обозначает то, что у женщины обязательно связано с ребенком, то есть с различием поколений, и зависит от специфических ситуаций, таких как за­чатие, беременность, роды, кормление грудью, уход и т. д. Это материнское фактически включает мужчину - отца, будь то лишь в голове

матери, которая знает, что у нее был отец. «Женское» же, напротив, определяется по отношению к различию полов и без предположений о материнских качествах женщины или мужчины,

Различение концептуально необходимо, но достаточно ли оно для того, чтобы успокоить мужчин? Запускает ли, как по Фройду, женское эротико-материнское ужас возможной кастрации или, что еще хуже, оно сталкивает субъекта-мужчину с иррепрезентируемым, толкающим к распаду, ставящим его под угрозу психической смерти; необходимо, чтобы были сформированы психические средства, если не укрепляющие, то обеспечивающие гибкость. Попытаемся наметить их, начиная с позднейших и кончая самыми древними.

В срочном случае, некоторые маневры могут быть полезны, чтобы парировать опасность: назвать, представить, диалектизировать.

Назвать: это путь психической элементарной и фундаментальной реструктуризации. Утраченная инвестиция вещей возвращается через пере-инвестицию репрезентаций, слов, которые их означают. Неплохо сказать «кастрация», но также названное «безумие» или «ярость» уже позволяет создать набросок репрезентируемости, которую психический аппарат скоро сможет выработать.

Представить если голова Медузы классически представляет кастрацию, можно было бы, например, заметить, что в христианской культуре Дева Мария является чисто материнским образцом женского, тогда как Магдалена воплощает женское с сильным эротическим влечением. Греко-латинская оппозиция располагалась между Герой-Юноной и Афродитой-Венерой и дополнялась Афиной, отрицающей материнское и женское, инвестирующей ум, и, без сомнения, благодаря этому она была опекуншей героев.

Диалектизировать: велик соблазн воспользоваться одним определением женского для того, чтобы обесценить другое, и любой ценой, хотя бы немного, успокоить этот страх, который мужчины испытывают по отношению к женщинам. Заметим, что в целом эти попытки перегруппировки осуществляются скорее в пользу материнского, которое, как кажется, имеет лучшую репутацию, чем женское. Таким образом, например, противопоставляется мате­ринское «полное» женскому полому, чтоб не сказать кастрированному. Можно также сде­лать из материнского атрибут, дополняющий женское лишенное, или изолировать ма­теринское без эротического, рискуя позже концептуально перевести это эротическое в отношение мать—ребенок. Можно также переоценивать «богиню-мать», то есть первородно материнское, предшествующее любому различию,- целостная, всемогущая, у нее есть сыновья, но нет необходимости в мужчине-отце для того, чтобы их породить.

В аналитической практике также, совершенно очевидно, встречаются эти попытки избега­ния женского через материнское, и, иногда, наоборот. Теоретические предпочтения ана­литика, его собственное образование, его «предпочтительные влечения» (выражение Фройда) ориентируют его слушание и его интерпретации. Например: пациентка расска­зывает своему аналитику, что пара друзей скоро усыновит ребенка, «Я им завидую, - го­ворит она, - усыновить ребенка - это абсолютная любовь!» Аналитик, выражая сомнение, повторяет слово: «Абсолютная?» «Да, - отвечает пациентка, - без плотского контакта». Аналитик уточняет: «Так Вы думаете, что абсолютная любовь - это любовь без материнс­кого контакта, без плотского контакта матери и ребенка?» В то время как аналитик излагает свои соображения, его супервизор в тишине думает, что он скорее бы спросил: «Так Вы думаете, что абсолютная любовь - это любовь без секса?» Он сообщает аналитику свое мнение, готовый к дискуссии. Но аналитик тогда уточняет, что пациентка ответила об ее предпочтении «материнского»: «Нет, без плотского контакта означает - без неудобств беременности.

449

Чтобы похудеть, моя подруга сидела на диете, она не хочет потерять форму,- она очень привязана к своему облику...» Означающее «плотский контакт» содержит, таким образом, потенциальную возможность означать материнское, эротическое или фаллическое нарциссическое. Техническая проблема интерпретации заключается в том, чтобы выбрать одну из них, но сохранить другие в латентном состоянии, готовыми послу­жить в надлежащем случае.

Наши рекомендации