Наша радость и венец похвалы
Новый дом, особенно если в нем должны поселиться новобрачные, вызывает такой же интерес в Китае, как и в любом другом месте. Хадсон Тейлор обнаружил, что стал довольно популярен на Бридж-стрит, когда ранней весной реконструировал похожий на амбар чердак, в котором прежде жил один. Одно то, что он женат, давало ему право на уважение, но он к тому же был женат на хорошо известной мисс Дайер, которая в течение пяти лет жила и работала в этой части города. В довершение к тому, что мисс Дайер была новобрачной, она была еще и доверенным другом многих женщин и девушек, живущих по соседству. Поэтому, когда молодая пара здесь поселилась, посетителей было множество.
Именно в домике, впереди которого была узкая улочка, а позади — канал, неподалеку от молитвенного дома, в маленьких комнатках, которые впоследствии станут колыбелью Китайской внутренней миссии, юные миссионеры начали свою постоянную деятельность. Внизу все осталось, как прежде, но несколько небольших комнат наверху были разделены недорогими перегородками. Китайскую мебель легко раздобыть, и ведение домашнего хозяйства — простое дело для человека, столь хорошо знакомого с языком и привычками здешних людей.
Именно тогда Хадсон Тейлор по-новому постиг значение священного Слова: «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Пр. 18:22). Миссионерская жизнь перестала быть однобокой холостяцкой деятельностью, она округлилась и стала полной во всех отношениях. Он стал по-другому чувствовать людей и был способен лучше понимать их и служить им, причем во всем. А нежное присутствие той, которая превращала его дом в солнечный свет, вызывало любовь и одобрение всех соседей. Мария довольно свободно заходила к ним во дворы, ища учениц для своей маленькой школы, болтая с детьми, восхищая женщин пониманием их ежедневных забот и радуя пожилых охотным участием. Что-то в ее сияющем от счастья лице и приятных манерах пробуждало в людях желание узнать секрет того душевного спокойствия, которым она обладала, и многие приходили на собрания, чтобы послушать из ее уст о Спасителе, благодаря Которому ее жизнь отличалась от их собственной. Таким образом, из нового дома на Бридж- стрит засиял свет, который наполнил радостью множество сердец в большом языческом городе. И муж, и жена обнаружили, как сильно может помочь миссионеру в его работе брак, если он не только в Господе, но и «из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36).
Миссионерам требовалась особая вера и посвящение для того, чтобы столько делать самим. При недостатке их сил Бог работал, посылая им сердца, готовые принять Евангелие, мужчин и женщин, которые становились их детьми в вере, а в будущем должны были стать ловцами душ и в полной мере их «радостью или венцом похвалы» (1 Фес. 2:19). Одним из первых таких людей после их свадьбы стал мастер по плетению корзин Фанг Ненг-куей, которого привел на Бридж- стрит его друг Най. Что-то привлекало этого человека в христианах. Долго он искал душевного покоя, но в этом ему не помогли ни буддистские обряды, ни философия Конфуция. Некоторое время он даже посещал служения римских католиков, но начал понимать покой, который дает вера, только когда присоединился к маленькому кружку на Бридж-стрит.
Он весьма огорчался, если не приходил туда каждый вечер сразу же после работы, энергично следя за всем, что там говорилось и делалось.
Примерно тогда Тейлор, видя, что аудитория слушателей уменьшается, придумал план, чтобы возбудить свежий интерес. У него был набор цветных картин, иллюстрирующих евангельские истории. Он вывесил объявление, что картины будут демонстрироваться на вечерних собраниях, где о них будет подробно рассказано. Он получил ожидаемый результат, потому что китайцы очень любят картины и истории.
Однажды вечером была тема о блудном сыне, и молодой миссионер проповедовал необыкновенно свободно. Можно легко себе представить, как он говорил о переживаниях скитальца и об отцовской любви в переполненной людьми комнате и перед жадно глядящими с улицы глазами. Мысль о Боге, как об Отце, была странно новой для большинства слушателей, и, когда в конце Тейлор пригласил всех желающих остаться для разговора, осталась почти вся аудитория. Среди наиболее заинтересованных были Ненг-куей и два друга, приглашенные им на собрание. Остальные постепенно рассеялись, но эти трое остались. Было видно, что их решение серьезно обдумано, когда они сказали, что хотят стать последователями Иисуса.
Тейлор недавно начал вечерние занятия, чтобы желающие могли научиться читать Новый Завет, написанный латинскими буквами. Это устраивало Ненг-куея и его друзей, и некоторое время все они регулярно посещали занятия. Затем повсюду пошли слухи, что мастера по плетению корзин стали христианами, и им приходилось терпеть немалые преследования. Это, конечно, проверяло истинность их веры, и, к огорчению миссионеров, сначала один, потом другой перестали приходить. Неужели и Ненг-куей отойдет? Но его вера оказалась глубокой и настоящей. Гонения сделали его еще более смелым как «доброго воина Иисуса Христа» (2 Тим. 2:3)», а насмешки научили защищать свою веру так, что он стал одним из самых сильных проповедников Евангелия.
Но серьезность Ненг-куея в решении провозглашать истину, которая в Иисусе, появилась благодаря чему-то более глубокому, нежели внешняя оппозиция. Этого человека Бог призвал к особому служению и в Своем Божественном предвидении поместил в специальную школу. Несмотря на то, что он неоднократно падал, как Петр, на которого был сильно похож характером, предназначение Ненг-куея состояло в том, чтобы приводить людей ко Христу. Куда бы он впоследствии ни ходил, везде ему удавалось насаждать небольшие церкви, которые продолжали расти под опекой других людей. Ненг- куей не мог подолгу оставаться служить на одном месте, он это понимал и всегда был готов отправиться на новые поля, когда его миссия была выполнена. Ревностью и посвящением в этом он был обязан влиянию тех, кто с Божьей помощью формировал и питал его христианскую жизнь.
Несмотря на то, что молодых обращенных было немного, Хадсон Тейлор отдавал им столько времени, как будто евангелизация Китая зависела в будущем от них. Имея еще одну работу, он все равно несколько часов в день посвящал их наставлению. Джонс был признанным пастором церкви, и воскресные богослужения проводились у него дома. Христиане, которые уверовали раньше, с таким же желанием посещали занятия на Бридж-стрит, как и просто заинтересованные люди, пришедшие совсем недавно.
Каждый вечер начинался с общего собрания, во время которого маленький зал заполнялся более или менее постоянными посетителями. Когда оно заканчивалось и большинство посторонних уходили, начиналось систематическое и тщательно продуманное обучение, которое проходило в несколько этапов.
Сначала брались за Ветхий Завет, и молодой миссионер с удовольствием и подолгу рассуждал о духовном значении этих непревзойденных историй; затем прочитывали главу из какой-нибудь важной книги, часто из «Путешествия пилигрима», а заканчивали обсуждением отрывка из Нового Завета, при этом использовался стих, записанный на китайском разговорном языке, но латинскими буквами.
И это еще не все. Воскресенье, день, в который проводились утреннее, дневное и вечернее собрания, был особенно полезен для узкого круга заинтересованных лиц. Христианам стоило немалых усилий раз в неделю пожертвовать своей обычной работой и материальными возможностями. Вероятно, это было самое сложное, чего требовала от них христианская вера. Однако заповедь недвусмысленно говорила: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8). И Тейлор, и его друзья-миссионеры были убеждены, что без этой основы не может быть построена сильная, самостоятельно растущая церковь. Поэтому они постоянно учением и личным примером наставляли христиан-китайцев в том, что требует Писание в этой связи.
В качестве должной компенсации, если так можно выразиться, они считали, что обязаны (насколько это было в их силах) сделать так, чтобы эта жертва была ненапрасной, наполнив часы, отданные Богу, полезными занятиями. Поэтому вдобавок к регулярным богослужениям они дважды в день проводили занятия по примеру Американской воскресной школы, когда молодые и старые — христиане, просто интересующиеся, пациенты, школьники и прислуга — были поделены на классы. Обучение было особенно полезным, потому что включало в себя индивидуальный подход. Все это делало воскресенье тяжелым днем для миссионеров, которых было только четверо. Но если это и было несколько тяжело и утомительно, они, тем более, могли оценить жертвы, которые приносили в этот день обращенные.
Некоторые должны были приходить издалека и большую часть дня оставаться без еды, других ожидали преследования и финансовые траты. Например, Ненг-куей обнаружил, что приходить по воскресеньям на собрание стоит ему третьей части еженедельного дохода. Он был умелым мастером, и его хозяин был совсем не против, чтобы он всю работу выполнял за шесть дней, а в седьмой день оставался без оплаты. Если ему доставляет удовольствие терять ежемесячно четыре рабочих дня, это его дело, только пусть сам заботится о своем пропитании в эти дни, а зарплату получает только в те дни, когда работает. Такое положение дел было очень выгодно хозяину, но тяжким бременем ложилось на плечи бедного плетенщика корзин. При заработке в два пенса в день он имел довольно скудное пропитание, а теперь, получая только двенадцать пенсов в неделю (вместо четырнадцати), он должен был тратить два-три пенса на еду в воскресенье, из-за чего его доходы, зарабатываемые тяжким трудом, сократились на треть. Но он делал это с удовольствием, чтобы только в День Господень иметь возможность поклоняться Богу. И он, несомненно, получал богатое воздаяние и благословение на целую неделю.
Другим чрезвычайно важным элементом в обучении новообращенных был акцент, который ставился на самостоятельное чтение Божьего Слова. Среди необразованных верующих исключительную ценность имел латинизированный вариант Нового Завета. Поскольку местный диалект сильно отличался от письменного языка, следовательно, более литературные версии были недоступны для понимания большинства людей. Но не было никого, кто не мог бы понять латинизированной версии. Перевод был очень хорошим, прямо с оригинального языка на местный диалект повседневного использования, чем особенно нравился женщинам, которые вскоре начинали читать легко и понятно для окружающих.
Мария Тейлор была полностью согласна с мужем относительно того, что каждого заинтересованного, включая женщин и детей, важно учить читать. Она тратила много времени на подготовку рукописей и даже печатание на собственном печатном станке подходящей литературы на латинизированном разговорном языке. Она обнаружила, что благодаря этой системе ребенок со средними способностями может научиться читать Новый Завет за один месяц. У взрослых людей, имеющих меньше времени в своем распоряжении, это может занять больше времени, но даже для занятых женщин — это нетрудная задача. Опыт доказывал, что редко кто из завершивших обучение не становился христианином.
Когда люди были способны читать Новый Завет, приводить их к вере в единого живого Бога было большим благословением для миссионеров и возбуждало в них усердие наставлять тех, на кого они имели хоть какое-то влияние. Все большим желанием их сердца как соработников Божьих было подготовить группу местных евангелистов для еще не достигнутых внутренних районов Китая. Отправиться самим — пока казалось вопросом, не подлежащим обсуждению, но, с другой стороны, доступ внутрь страны был открыт как никогда прежде. Подписанный летом Тяньцзиньский договор наконец открыл дорогу ко всем внутренним провинциям. Теперь у иностранцев было право свободно путешествовать, имея с собой паспорт, так что оставалось только воспользоваться возможностями, о которых они так долго молились.
Ничто не могло бы удержать Хадсона Тейлора и его молодую жену от того, чтобы сразу же отправиться во внутренние районы. Но нельзя было пренебречь интересами маленькой горстки верующих, потому что эти христиане, Най, Ненг- куей и остальные, были людьми, которых Бог мог использовать. Бедные и малограмотные, как и большинство первых учеников, они тоже должны были стать «ловцами человеков» (Мф. 4:19). И в самом деле не менее шести или семи человек из числа новообращенных, которые той зимой собирались вокруг супругов Тейлор, впоследствии стали их сотрудниками в Китайской внутренней миссии. Если бы не они, то посадить это семечко веры вопреки стольким трудностям было бы почти невозможно, и по большей части оно могло остаться без плода.
Среди многих испытаний веры и любви миссионерам уже было чему порадоваться. Но даже тогда они мало осознавали важность того влияния, которое они прямо или косвенно оказывали. Чем они, по сути, были сами, тем по большому счету стали и их дети в вере. В этом и состоит самый лучший и верный способ передачи Божьего благословения.
Место изобилия
9 февраля 1859 года в темной комнате Хадсон Тейлор преклонил колени у постели умирающей жены. Прошло всего несколько недель с тех пор, как наступил Новый год, и они были безоблачно счастливы, а теперь — неужели ей суждено покинуть мужа, омрачив его жизнь непоправимой утратой? Внутренний жар, очевидно в результате простуды, вызвал такой упадок сил, что, казалось, жизнь ее быстро угасала, и все лекарства, предложенные врачами, не приносили пользы.
Где-то в городе шло общее молитвенное собрание, и сознание того, что другие молятся вместе с ним, поддерживало как ничто другое. С тоской глядя на впалые виски и глаза, измученное лицо, все признаки приближающейся смерти, Хадсон Тейлор сокрушался перед Богом. Единственное, на что он мог опереться, была вера, вера в Божью волю, которая даже и в такие моменты есть совершенная мудрость и совершенная любовь.
Он молча преклонил колени — как же случилось, что новая надежда стала просыпаться в его сердце? Есть еще лекарство! Это они еще не пробовали. Он должен посоветоваться с доктором Паркером и как можно скорее. Но сможет ли она дождаться, пока он придет?
Вернувшись от доктора Паркера с нужным лекарством, он обнаружил (как потом писал), что «желанные перемены произошли и без всяких лекарств». Здесь был великий Врач. Своим присутствием Он прогнал приближение смерти. Его прикосновение и на этот раз принесло исцеление.
Этот опыт был в жизни Хадсона Тейлора самым замечательным примером того, что Господь может и хочет сделать для Своего народа в ответ на молитву веры. Это переживание придавало ему сил во многих сложных ситуациях, включая те, которые произошли в ближайшее лето. Никогда он не мог забыть этих дней и часов, когда казалось, будто бы Бог говорил: «Сын человеческий! вот, Я возьму у тебя язвою утеху очей твоих» (Иез. 24:16). Но горькое несчастье обрушилось не на его дом.
Избавленный милостью Божьей от потери любимой, Хадсон Тейлор тем более глубоко сопереживал доктору Паркеру, когда ангел смерти посетил его дом. Совсем неожиданно миссис Паркер заболела опасной болезнью и умерла, оставив четверых маленьких детей. Хадсон и Мария делали все, что было в их силах, чтобы помочь другу. Другие тоже были готовы оказать практическое участие, но утрата оказалась слишком тяжелой для овдовевшего мужа. Один из детей был серьезно болен, и среди других трудностей его нового положения доктор начал осознавать, как пошатнулось его собственное здоровье за пять лет, проведенных в Китае. Не имея ни сил, ни желания нести дополнительные бремена, он вскоре решил забрать детей домой, в Шотландию, где о них могли позаботиться родные.
Но что же делать с медицинской миссией, результатом стольких молитв и трудов? В больнице было полно пациентов, а в медпункт ежедневно устремлялся поток людей, нуждающихся в помощи. Все доктора были загружены, и занять его место было некому, однако вопрос о прекращении работы не подлежал обсуждению, поскольку приближалась зима. А что если за неимением лучшего попросить бывшего коллегу, Хадсона Тейлора, продолжить работу в медпункте? Для этого он был достаточно квалифицированным, и, если больница будет закрыта, он не будет обременен большой финансовой ответственностью.
Вряд ли нужно говорить, что предложение было большой неожиданностью для супругов Тейлор и побудило их встать на колени и горячо молиться. Они только хотели знать, в чем состоит воля Божья в данном случае, и, когда они ожидали от Бога водительства, оно было им ясно дано, но совершенно в ином направлении, нежели они ожидали.
Да, медпункт надо держать открытым и, даже более того, нельзя закрывать больницу. Господь дал им подходящих для этого дела помощников: вокруг них собралась группа христиан-китайцев, которые максимально использовали возможности, предоставленные больницей. Что же касается денежных средств или их недостатка — поскольку доктор Паркер мало что мог оставить, — дело было не их, а Господа. Закрыть больницу из-за низкого дохода практически означало, что молитва потеряла свою силу, а если так, то им тоже следовало уходить в отставку. Нет, ради пользы местных христиан, укрепления собственной веры, поддержки и благословения многих они должны продолжать, а более всего — для славы Божьей. Об этом Хадсон Тейлор писал:
Попросив у Господа водительства, я почувствовал, что должен взять на себя ответственность не только за медпункт, но и за больницу, всецело полагаясь на то, что Верный Бог, Который слышит молитвы, усмотрит средства на ее поддержание. Временами там было не менее пятидесяти пациентов, и к тому же большое количество людей ежедневно посещали медпункт. Тридцать коек обычно предоставлялось бесплатным пациентам и обслуживающим их лицам и приблизительно в два раза больше — курильщикам опиума, которые, находясь на реабилитации, платили за стол. Поскольку все нужды больных в больничных палатах удовлетворялись бесплатно, медицинское оборудование и препараты для амбулатории тоже были бесплатными, ежедневные расходы оказывались значительными. Требовалось также нанять обслуживающий персонал из местного населения, что предполагало дополнительные расходы. Поддержка всего этого до сих пор осуществлялась с помощью денежных средств, выручаемых доктором за лечение пациентов-иностранцев, а с его отъездом этот источник дохода иссяк. Но разве Бог не сказал, что, чего бы мы ни попросили во имя Иисуса Христа, будет сделано?
И разве нам не сказано, прежде всего искать Царствия Божия (а не способов его распространения), тогда «это все» (Мф. 6:33) приложится нам? Этих обетований, несомненно, достаточно.
Имея силу в Боге и крепкую внутреннюю уверенность в Его призвании к расширению их служения, Хадсон и Мария Тейлор приготовились переезжать в дом, где жили Паркеры. Попечительство о христианах на Бридж-стрит осталось в руках их дорогого коллеги, Джонса, который с самого начала был пастором этой маленькой церкви. Поступок миссионеров был одобрен членами церкви с самыми сердечными молитвами и участием.
Когда Мария обдумывала все случившееся, ей, должно быть, казалось чудесным, что благодаря этой внезапной перемене ее муж занял положение, где он может быть столь полезным и которое столь ему подходит. Они ничего не искали для себя, но, занимаясь своей работой, тихо заглаживали разногласия, отдав свою репутацию в руки Божьи. А теперь Он вывел их «на свободу» (Пс. 65:12), доверив им первую по важности работу в Нинбо и место встреч миссионеров из всех других миссий.
Глядя на другую сторону реки на здание Пресвитерианской миссии, Мария не могла не вспомнить разговор, который состоялся прошлым летом и который упомянут в следующем письме:
Тебе, конечно, кажется странным, что я говорю о пациентах в таком духе, но, вероятно, ты удивишься еще больше, если я скажу, что доктор Паркер оставляет больницу на попечение моего дорогого Хадсона. Несколько месяцев назад я прогуливалась в одном из садов пресвитерианской миссии со своей подругой, миссис МакКарти, когда она сказала: «Знаешь, что я пророчествую? Через несколько лет доктор Паркер уедет со своей семьей домой, а вы с мужем переедете в его большой дом и будете продолжать его работу».
Я напомнила ей, что Хадсон не квалифицированный врач, и сказала, что вряд ли мы когда-нибудь будем жить за пределами города. Мы едва ли могли себе представить, что через несколько месяцев доктор Паркер со своими осиротевшими детьми будет на пути домой, что мы будем жить в его доме, а Хадсон возьмет на себя руководство его работой.
Мария же, сама не догадываясь об этом, была в то время одним из важнейших элементов его успеха. Ибо Бог работает через людей, и, если бы не его жена и сотрудники-китайцы, эта зима никогда не была бы такой для Хадсона Тейлора и истории больницы. Будучи способна взять на себя определенный круг обязанностей в новой деятельности, жена освободила Хадсона от бухгалтерии, ведения корреспонденции, всех хозяйственных забот, так восхитительно руководя слугами и, до определенной степени, сотрудниками больницы, что все силы мужа сберегались для медицинской и духовной части работы. Она даже находила время, чтобы самой помогать в палатах, особенно среди пациенток, и много часов проводила в медпункте, заботясь как о телах, так и о душах людей. О своей жене Хадсон Тейлор писал: «Она так же, как и я, привыкла во всем искать Его совета и не писала записок, не делала звонков или покупок, не обратившись сердцем к Богу».
Он таким же образом черпал сил из Божественных ресурсов. Внешне он выполнял грандиозную работу, внутренне он горячо взывал к Тому, без Которого эта работа могла мгновенно рухнуть. Если бы он надеялся на помощь человека, то, прежде чем взять на себя такую большую ответственность, он подождал бы, пока о его нуждах не узнают другие. Но все случилось так неожиданно, что никто нигде не знал о его положении и не мог быть лучше подготовлен, чем он сам.
Но для Господа ничего не произошло неожиданно, и Он уже позаботился об обеспечении, что красноречиво доказали последующие события.
Первый шаг, предпринятый молодым миссионером после того, как он взял больницу под собственную ответственность, заключался в том, чтобы собрать вместе помощников и объяснить им настоящее положение дел. Он сказал им, что денег, которые оставил доктор Паркер, хватит на покрытие расходов текущего месяца, но почти ничего не останется на следующий. После того как будут использованы эти средства, они должны будут надеяться на помощь только от Господа. Что он не может гарантировать своевременную оплату, потому что не собирается влезать в долги, что бы ни случилось. При таких обстоятельствах все желающие свободны искать другую работу, однако он будет рад продолжению их службы, если они готовы полагаться на простые Божьи обетования.
Как и предполагал Тейлор, такое положение дел побудило всех неутвержденных христиан уйти и освободить места другим работникам. Именно таких изменений давно желал сам доктор Паркер, но он не знал, как найти других помощников. А Тейлор знал, и с легкостью в сердце он обратился к своему тесному кругу друзей, которые в этой критической ситуации его не подвели. Христиане с Бридж-стрит считали вполне естественным доверять Богу в восполнении материальных нужд, так же как Он дает и духовные благословения. Разве великие вещи не включают в себя менее важные? И разве Он не настоящий Отец — как часто напоминали им их «учителя» — Который никогда не забывает нужды своих детей? Итак, они пришли в больницу, обрадовавшись случаю не только помочь своим друзьям-миссионерам, но снова доказать самим себе и окружающим доброту и любовь Божью.
Они работали по-разному: кто-то отдавал свое свободное время, другие работали целый день, не требуя зарплаты, хотя и пользуясь некоторой поддержкой. И все они положили себе на сердце молиться за больницу и ее нужды.
Неудивительно, что новая атмосфера стала проникать в медпункт и палаты! Пациенты не могли это объяснить — по крайней мере поначалу — но тем не менее наслаждались счастливой, домашней обстановкой и живостью, с которой все делалось. Дни были насыщенны и интересны. Потому что эти служащие — косилыцик травы Ванг, маляр Ванг, Най, Ненг-куей и другие — казалось, обладают секретом постоянного счастья и могут многим поделиться! Работая в палатах, они были не только добры и внимательны к другим, но все свободное время рассказывали о Том, Кто изменил их жизнь и Кто был готов принять всех, ищущих в Нем покой. К тому же теперь тут были книги, картины и пение. Все вокруг как будто хотело петь! Ежедневные же собрания в молитвенной комнате оставляли желать только того, чтобы они проходили чаще.
В Китае мало секретов, и финансовая основа, на которой работала больница, не была одним из них. Вскоре пациенты обо всем узнали и напряженно ждали результата. Это давало также повод для размышлений и рассуждений, и когда деньги, оставленные доктором Паркером, были использованы, а личные ресурсы Хадсона Тейлора почти иссякли, возникло множество догадок о том, что будет дальше. Не нужно и говорить, что в это время Хадсон Тейлор много молился как сам, так и вместе со своими сотрудниками. Вероятно, это было более открытое и потому более важное испытание, чем те, которые когда-либо ему предстояло проходить, и он осознавал, что от этого зависит не только продолжение деятельности больницы, но и вера многих людей. Но проходил день за днем, а ожидаемый ответ не приходил.
Наконец однажды утром повар Куей-хуа принес своему хозяину важную новость. Был открыт последний мешок риса, и рис быстро исчезал.
«Тогда, — ответил Хадсон Тейлор, — судя по всему, пришло время, когда Господь нам поможет».
Так и оказалось. Ибо, прежде чем мешок с рисом опустел, молодому миссионеру пришло одно из самых замечательных писем, которые он когда-либо получал.
Письмо было от Бергера, и к нему прилагался чек на пятьдесят фунтов — что ж, такое случалось и прежде. Только в этом случае в письме говорилось, что автору письма выпало тяжелое бремя — деньги, которые нужно потратить на дело Божье. Отец Бергера недавно умер, оставив ему приличное состояние. Сын не хотел увеличивать свои личные расходы. У него и так было достаточно денег, и теперь он молился о Божьем водительстве, чтобы знать, куда направить средства. Возможно, его друзья в Китае помогут ему? Вложенный чек предназначался на срочные нужды, но не могли бы они, помолившись об этом деле, подробно написать, на что можно с пользой потратить более крупную сумму?
Пятьдесят фунтов! Вот они — на столе, и его далекий друг, ничего не зная о последнем мешке риса и многих других нуждах больницы, фактически спрашивает, нужно ли прислать еще. Неудивительно, что Хадсон Тейлор был охвачен благодарностью и благоговением. Только представить, если бы он отказался взять на себя ответственность за больницу по причине недостатка средств или скорее недостатка веры? Недостаток веры — с такими-то обетованиями и Таким Богом!
В те дни не было Армии спасения, но хвалебное богослужение в молитвенном зале с песнями и криками радости предвосхищало ее появление. Правда, в отличие от собраний Армии спасения служение должно было быть коротким, потому что в палатах ждали пациенты. А как они слушали — эти мужчины и женщины, которые в жизни ничего не знали, кроме пустого, бессодержательного язычества!
На устах и в сердце у многих был вопрос: «Разве может идол сделать что-нибудь подобное? Разве идолы когда-нибудь избавляли нас от бед или отвечали так на молитвы?»
Глава 6
Период отдыха
Ничто так ни заразительно, как духовная радость, когда она настоящая, и эта радость была в избытке в больнице в ту зиму, когда Хадсон Тейлор взял ее под свою опеку. Было получено множество ответов на молитву о финансовых нуждах. Были критические случаи: пациент возвращался к жизни, когда, казалось, всякая надежда была потеряна; операции проходили успешно, несмотря на неблагоприятные условия; пациенты выздоравливали после долгой и безнадежной болезни. Но самое главное были потерянные души, которые обрели жизнь в Иисусе Христе, и рабы греха, которые стали свободными. В течение девяти месяцев шестнадцать пациентов уже получили водное крещение и более тридцати других стали кандидатами на членство в той или иной из церквей, находящихся в Нинбо.
Едва ли нужно говорить, что все это произошло не сразу, а постепенно, в результате беспрестанных молитв и трудов. Один из пациентов захотел получить водное крещение в конце октября. В ноябре появились четыре новых кандидата на членство в церкви. К концу года более шестисот пациентов прошли амбулаторное лечение, шестьдесят пациентов лежали в больнице — и все они более или менее длительный период находились под влиянием Евангелия. Все было по-новому пропитано горячей духовной жизнью и живой любовью. Все это чувствовали, и Тейлор писал: «Истинно, с нами Бог, и Его благословения обильны».
Но эта благословенная работа дорого стоила тем, кто ею занимался. «Ничего нельзя делать, не взяв своего креста» — закон всех духовных вещей, и Хадсону Тейлору пришлось заплатить своим здоровьем, едва ли ни самой жизнью. Шесть лет в Китае, шесть лет такой жизни оставили свой след, и сейчас от переутомления вследствие круглосуточной работы в больнице, во время которой организму приходилось подвергаться переохлаждению из-за холодной зимней погоды, силы его быстро истощались.
Но в некотором смысле его работа была завершена или скорее подготовка к ней, для которой он был послан в Китай. «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк. 10:43,44). «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16:10). «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21,23).
Дело не в том, что Хадсон Тейлор не задумывался о большом развитии деятельности, когда лицом к лицу столкнулся с вероятностью скорого возвращения в Англию. Он осознавал только две вещи: большие и все более растущие возможности, с одной стороны, и быстро ухудшающееся здоровье, с другой. Поэтому, всем сердцем желая работать, как сотня миссионеров, он оказывался все менее способным работать за одного.
Чрезвычайно любопытно, какие средства Господь использовал в этот критический момент, чтобы осуществить Свои цели относительно небольшой миссии в Нинбо, о которых никогда и не мечтали наиболее заинтересованные в ней люди. Казалось, вряд ли такой бедный, незначительный человек, как Хадсон Тейлор, не имеющий того, что принято считать подготовкой или талантом к лидерству, станет когда-нибудь основателем и руководителем всемирной организации, включающей в себя миссионеров из всех евангельских деноминаций и всех протестантских стран. Но так и должно было случиться, потому что Он, великий и единственный Работник, и по сей день с удовольствием использует тех, кого можно без преувеличения назвать Божьей армией слабых людей.
Посмотрите, братия, кто вы, призванные: немного [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом... чтобы [было], как написано: хвалящийся хвались Господом (1 Кор. 1:26-29, 31).
Уже сейчас нужно было положить начало будущей организации. Хадсон Тейлор и его коллега Джонс вряд ли взялись бы за дело, если бы ими не двигало понимание того, что нужда велика, а сами они неспособны ее восполнить. Чтобы войти в двери новых перспектив, которые, казалось, были открыты как никогда широко, им нужны были сотрудники.
Останься Хадсон спокойно жить на Бридж-стрит, возможно, прошло бы немало времени, пока он пришел к тому, чтобы просить помощников приехать и трудиться в Китае. Там они вместе с Джонсом смогли бы овладеть работой и с помощью местных христиан, возможно, продолжали бы ее долгие годы. Но ситуация изменилась, когда Хадсон неожиданно оставил прежнюю позицию, и ему был вверен больший и более плодотворный труд. Здесь его ожидало нечто великое, и — поскольку Господь работал с ними, подтверждая Свое собственное Слово «последующими знамениями» (Мк. 16:20) — перспективы и возможности были захватывающими.
Если бы в больнице не спасались люди, христиане не становились более плодотворными служителями и не подавали больших надежд, ситуация все-таки была бы другой. Но семья росла и проявляла немалые дарования в духовном служении, и Хадсон Тейлор как никогда раньше видел нужду в том, чтобы использовать ресурсы поместной церкви. Поэтому он пришел к тому, чтобы обратиться за помощью к другим миссионерам. Обращенные нуждаются в руководстве, пока еще их нельзя оставлять одних. Эта мысль зажглась в его сердце, когда самый преданный их сотрудник, плетенщик корзин, упал по причине гордости и даже бесчестности. Восстановить его и сохранить других могли только молитва и любящее влияние наставника. По опыту он знал, что тщательное наставление в духовных вещах необходимо всем.
Кроме всего прочего, забота о больнице была сверх его сил. В церкви уже было шестнадцать человек; более десятка ожидали водного крещения; открывались возможности работать в расположенных в округе деревнях, куда местные христиане могли бы пойти, только имея лидера; недостатка в денежных средствах не было, потому что Господь в избытке восполнял их нужды. Но силы Хадсона Тейлора и Джонса были настолько истощены, что они с трудом могли управляться с текущими обязанностями. Если бы некоторые из присутствующих элементов служения и работы были опущены, вполне вероятно, было бы принято другое решение, но, принимая во внимание все обстоятельства, можно было прийти только к одному выводу. Им необходима помощь. И помощь сотрудников-миссионеров, желающих следовать их простому курсу. Итак, был отправлен запрос домой, в ответ на который готовы были выехать в Китай как раз такие работники, о которых молились. Но Хадсон Тейлор и понятия не имел, кто станет их лидером. Действительно, поначалу и мысли не было об этом, он только искал те или иные способы справляться с требованиями постоянно растущей работы.
В приготовленную почву в родной стране упадет маленькое семя, укоренится и даст надежные всходы, потому что наступило благоприятное время. Вся жизнь Хадсона Тейлора — прошлая, настоящая и будущая — понадобилась в предвидении Божьем, чтобы взрастить это маленькое семечко. Хадсону Тейлору следовало ехать домой и как можно скорее. Но он эксплуатировал свое здоровье до тех пор, пока не стало очевидным, что поездка в Англию — единственный шанс на спасение его жизни.
С большим нежеланием закрывая больницу, супруги Тейлор в конце июня отправились в Шанхай. В Шанхае многое предстояло сделать, и они были благодарны, что прошло две недели, прежде чем они отправились домой. То, что им вообще удалось достать билеты, было большой удачей, потому что в Лондон еще долгое время можно было путешествовать только одним-единственным судном под названием «Джубили».
Супруги Тейлор отплыли на рассвете летнего утра, и, когда коричневые воды Янцзы остались позади, с какой признательностью сердца путешественников обратились к Богу! С какой благодарностью они оглядывались на долгие годы «благости и милости» (Пс. 22:6) в Китае, с какой уверенностью они смотрели вперед, где на еще неизведанном пути их ждали «благость и милость».
Путешествие, хотя оно продлилось не более четырех месяцев, было на редкость утомительным по причине болезни и ужасного характера капитана. Супружеской паре было хорошо только друг с другом. Они часто молились вместе на китайском, разговаривали о днях, проведенных в Нинбо и о том, как Господь их вел. Они часто думали о будущем и останавливались на том времени, когда с восстановленным здоровьем и новыми сотрудниками, которые найдутся в ответ на их молитвы, они будут возвращаться в Китай по благословению Божьему. Но ни в тихие ночи на носу корабля, ни под сияющими звездами, ни в минуты самой горячей молитвы и смелой веры они не представ<