П1.5 Правила проведения игры «Что? Где? Когда?».
1.5.1 Игра состоит из вопросов, присланных командами, и вопросов, подготовленных главным судьей.
1.5.2 Вопрос может включать печатные материалы, «черный ящик», музыкальное сопровождение и т.д.
1.5.3 Игра проводится по принципу "вопрос-ответ".
1.5.4 На обсуждение каждого вопроса отводится 1 минута.
1.5.5 Ответы сдаются в письменном виде по истечении времени для обсуждения.
1.5.6 Основной показатель, по которому определяется место команды — количество правильных ответов. В случае правильного ответа команда получает 1 очко. При неправильном ответе баллы команды не изменяются.
1.5.7 Если ответ не в точности совпадает с авторским, он может быть зачтён либо игровым жюри (на игре), либо апелляционным жюри (в случае подачи апелляции).
1.5.8 Ответ считается неправильным, если имеет место хотя бы одно из следующих условий:
– ответ не раскрывает суть вопроса с достаточной степенью конкретизации (необходимая степень конкретизации должна быть указана в вопросе);
– команда сдала более одного варианта ответа;
– в ответе допущены грубые ошибки (неправильно названы имена, фамилии, названия, даты и т.д.), искажающие или меняющие суть ответа;
– в случае если ответ неоднозначен или содержит несколько вариантов ответа, такой ответ не засчитывается.
1.5.9 Если число правильных ответов не позволяет определить команду-победителя, для команд, претендующих на первенство (и только для них) проводится переигровка, а остальные места делятся. Во время переигровки командам задаются дополнительные вопросы: по одному, продолжается переигровка до того момента, пока это не позволит определить победителя.
1.5.10 Порядок подачи апелляций: различают апелляции технические (несоответствие полученных баллов ожидаемому количеству и т.п.) и фактические (на снятие вопроса, либо на зачет ответа, не совпадающего с официальным). Фактические апелляции принимаются только в письменном виде. Все виды апелляций могут быть поданы во время технического перерыва или в конце игры.
П1.5.А Рекомендации по составлению вопросов для игры
«Что? Где? Когда?».
1.5.А.1 Каждой команде необходимо подготовить по 2 вопроса.
1.5.А.2 «Что? Где? Когда?» – игра на знания, но при этом ответ на некоторые вопросы может быть получен путем логических рассуждений, без прямого знания конкретного факта. Как правило, такие “логические” вопросы на знания наиболее интересны. В таких вопросах задействованы, как правило, несколько малоизвестных фактов.
1.5.А.3 Ответ на вопрос должен быть однозначным. Если под определение, данное в вопросе, попадает еще что-нибудь, такой вопрос может вызвать бурную реакцию участвующих команд. Поэтому вопросы, имеющие неоднозначные ответы, будут уточняться главным судьей в диалоге с командами.
Примеры вопросов:
1 Именно этот сироп сварил из орехов и листьев какого-то дерева американский фармацевт Джон Пембертон. Надо указать название сиропа.
Ответ: Кока-кола (кока - листья дерева, кола - орех)
2 Английское слово, обозначающее это средство русской народной медицины, звучит на русском языке как дуэт из двух молодых людей!
Надо назвать средство русской народной медицины.
Ответ:Лук (по английски “лук” - onion, если произносить медленно то получится - “он и он”, т.е. два молодых человека).
3 Родственники сценаристы наиболее известны по фильму, название которого в Древнем Китае звучало бы как «Волшебный квадрат». На сегодняшний день эти люди являются совершенно другими, нежели на момент создания этого фильма, при этом оставшись самими собой. Назовите их фамилию.
Ответ: Вачовски.
4 Первый вариант бюстгальтера был предложен французским врачом Гош Саро, которая просто разрезала корсет пополам. Но вот запатентовала такое изобретение светская американка Мери Фелпс. Какие текстильные предметы соединила между собой с помощью ленты предприимчивая американка?
Ответ: Носовые платки.
5 Название этого старинного инструмента произошло от самой популярной песни, которую играли на нем. Музыканты отличались сгорбленными спинами, смуглыми лицами и обувью стертой до дыр.
Ответ: Шарманка.
П1.6 Правила выставления баллов за вопросы.
Точное распределение баллов за вопросы зависит от количества команд и будет определяться ближе к игре. Ниже приведены правила при количестве команд 14.
СВОЯ ИГРА
синий | ||||||||||||||
красный | ||||||||||||||
Пояснение: в чемпионате участвует 14 команд. Из них одна задает вопрос. Итого может быть от 0 до 13 ответов. В «своей игре» задается 5 вопросов по возрастанию уровня сложности. Хороший вопрос, это вопрос, соответствующий своему уровню сложности и позволяющий максимально ранжировать команды. В зачет «Своей игры» идут одинаково по весу как правильные ответы, так и не правильные. Как следствие, в зачете «по вопросам» «Своей игры» учитывается количество ответов вообще, а не количество правильных ответов. В то же время, не поощряется придумывание «гробов» (не берущихся вопросов) и «валенков» (ответ дают все команды, поскольку он очевиден), то есть максимум нельзя получить ни за 0 ответов, ни за 13 ответов.
Теперь смотрим на первую таблицу (синий): если на первый вопрос дали ответы 10‑12 команд, авторы вопроса получают 5 баллов. Если на второй вопрос ответили 8‑10 команд, ещё +5, и т.д. если на самый сложный вопрос Синего раунда ответили 2‑4 команды, ещё +5. Аналогично в Красном, только со сдвигом в сторону увеличения сложности (уменьшения кол-ва ответов). То есть, смотрим, сколько команд дали ответ,
а из таблицы видим, сколько можно баллов за это получить.
Таким образом, за вопросы к «Своей игре» можно получить от 8 (поскольку за 2‑4 нет 0) до 50 (5*5 + 5*5) баллов.
ПЕНТАГОН
Пентагон | Ответов вообще | ||||||||||||||
Пентагон | Правильных ответов | ||||||||||||||
Количество отвечающих команд (13) и вопросов (5). В «Пентагоне» не вопросы, а подсказки. И, если вопрос «взят» с какой-либо подсказки, то все последующие смысла уже не имеют. Кроме того, вопросы по «пентагону» должны провоцировать на ответы (тем более что баллы в минус не такие катастрофические, как в «Своей игре»). Таким образом, в зачет идет количество правильных ответов по номеру подсказки (нижняя таблица) и количество ответов вообще (верхняя). Причем в верхней таблице максимальный рейтинг зависит от номера подсказки. «Гробы» и «валенки» тоже не поощряются.
То есть, за хорошо продуманную первую подсказку можно взять 5(верхняя) + 2(нижняя) = 7, за вторую 4+2=6, за третью 5, четвертую 4 и последнюю – пятую 3. То есть за тему, опять же, 7+6+5+4+3=25 баллов. Итого, за вопросы к «Пентагону» можно получить от 4 до 50 баллов.
ЧГК
В зачет идут только правильные ответы. И, опять же, хороший вопрос, это вопрос, максимально ранжирующий команды и, в то же время, выделяющий именно лидеров – то есть вопрос достаточно сложный.
ЧГК | ||||||||||||||
Баллы | ||||||||||||||
Как видно, рейтинг не такой «демократичный», как в «Своей игре» и «Пентагоне». Всё-таки последняя игра. За два вопроса можно взять от 12 до 50 баллов.