ТЕМА: Государственные минимальные социальные стандарты
в области здравоохранения (Воронко Е.А.)
План лекции:
1. Определение понятий: стандарт, социальный стандарт в здравоохранении, стандарт медико-экономический, стандартизация.
2. Цель введения Государственных минимальных социальных стандартов (ГМСС) в здравоохранении.
3. Задачи, решаемые введением Государственных минимальных социальных стандартов.
4. Примеры выполнения некоторых ГМСС в Республике Беларусь.
5. Значимость протоколов диагностики и лечения больных в реализации государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь качественной медицинской помощью.
1. Стандарт- это нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия (консенсуса) большинства заинтересованных субъектов и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Социальные стандарты в здравоохранении – устанавливаемые органами государственной власти нормативы, регламентирующие определенный уровень удовлетворения потребностей граждан в медицинской и лекарственной помощи.
Стандарт медико-экономический – норматив, определяющий объем диагностических и лечебных процедур, требования к результатам лечения при определенных заболеваниях, синдромах, а также объем соответствующего финансового обеспечения.
Стандартизацияв отрасли здравоохранения – это достижение оптимальной степени упорядоченности при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности путем разработки и установления стандартов, норм и правил, требований, характеристик, условий, продукции, технологий, работ, услуг, применяемых в здравоохранении (Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007г.г.).
2. Граждане Республики Беларусь в соответствии со статьей 45 Конституции имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения.
Приятно отметить, что наша страна по показателям 2006г. заняла 64-е место в рейтинге экономического развития среди 177 стран: впереди России, Украины, Казахстана, Молдовы (112-е место), Узбекистана (113-е место), Венесуэлы (74-е место), Ирана (94-е место), но позади Латвии, Литвы и Эстонии, Великобритании (16-е место), Германии (22-е место), Кубы (61-е место). Индекс развития человеческого потенциала определяется:
- уровнем образованности населения (Республика Беларусь – 33-е место);
- уровнем прогнозируемой при рождении продолжительности жизни человека (68,9 лет в Республике Беларусь – 106-е место);
- валовым внутренним продуктом на душу населения – (7918 долларов в Республике Беларусь - 72-е место).
Валовый внутренний продукт на душу населения в Республике Беларусь ниже, чем во многих странах, которые в рейтинге занимают 66-80 позиции, но в Республике Беларусь более высокая социальная защищенность человека, более высокий уровень образования и др.
Демографическая ситуация в стране (естественная убыль и постарение населения), высокий уровень общей заболеваемости и инвалидности, внедрение новых эффективных высокотехнологичных методов лечения, желание пациентов получать высококачественную медицинскую помощь требуют постоянного увеличения расходов на здравоохранение. Возникла ситуация несоответствия потребностей в требуемых финансовых ресурсах с возможностями их обеспечения. В этих условиях в Республике Беларусь был разработан эффективный механизм финансирования и хозяйствования отрасли здравоохранения для улучшения доступности и качества медицинской помощи– установление единых минимальных уровней государственных гарантий социальной защиты в области охраны здоровья.
С целью обеспечения реализации закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан, а также повышения уровня жизни и обеспечения устойчивого развития общества 11 ноября 1999 года был принят Закон Республики Беларусь № 322-3 «О государственных минимальных социальных стандартах», который определил правовые основы установления, формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов.
3. Государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС) в целом направлены на решение следующих задач:
· удовлетворение основных потребностей граждан в материальных благах и услугах;
· нормативное обеспечение формирования и использования средств республиканского и местных бюджетов и средств государственных внебюджетных фондов на социальные нужды;
· обеспечение государственной поддержки развития социальной сферы и социальной защиты граждан;
· оказание необходимой социальной помощи малообеспеченным и находящимся в трудной жизненной ситуации гражданам.
Формирование и применение ГМСС осуществляются исходя из следующих принципов:
- соблюдения конституционных прав граждан в области социальных гарантий на основе обеспечения ГМСС;
- всесторонней обоснованности установления и применения ГМСС исходя из экономических возможностей государства;
- общедоступности обеспечения социальной защиты и социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями;
- целевого и адресного финансирования ГМСС;
- широкой информативности граждан через средства массовой информации о ГМСС.
Установление ГМСС, а также определение порядка их применения возложено на Правительство Республики Беларусь с участием республиканских объединений нанимателей и профсоюзов.
ГМСС пересматриваются не реже одного раза впять лет. Так, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2007 года № 811 «О внесении дополнения и изменений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 года № 724 «О мерах по внедрению системы Государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» внесены следующие дополнения и изменения в норматив обеспеченности:
· врачами общей практики – 1 врач на 1200 жителей, участковыми врачами-терапевтами – 1 врач на 1700 жителей, участковыми врачами-педиатрами – 1 врач на 800 жителей;
· койками – 9 коек на 1000 жителей (в г. Минске – 8 коек на 1000 жителей) без учета больниц сестринского ухода;
· аптеками – для регионов 1 аптека на 8000 жителей (для г. Минска 1 аптека на 11500 жителей);
· бригадами скорой медицинской помощи – для регионов 1 бригада на 12000 жителей (для г. Минска 1 бригада на 12500 жителей);
· автотранспортом – 1 единица на врачебную амбулаторию, больницу сестринского ухода, 2 единицы для участковой больницы.
Во исполнение Закона Республики Беларусь N 322-3 «О государственных минимальных социальных стандартах» Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2002г. № 963 определены следующие ГМСС в области здравоохранения:
· нормативы бюджетного финансирования расходов на здравоохранение на одного жителя;
· услуги по оказанию стационарной, амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, за исключением платных видов медицинской помощи и услуг, оказываемых в государственных учреждениях здравоохранения, определяемых Правительством Республики Беларусь;
· нормы и нормативы материально-технического, медикаментозного, кадрового обеспечения в государственных учреждениях здравоохранения различных типов и видов;
· нормы питания, обмундирования, мягкого инвентаря в государственных учреждениях здравоохранения;
· нормы и нормативы льготного обеспечения лекарственными препаратами, перевязочными средствами и предметами медицинского назначения, слуховыми аппаратами, глазными протезами и зубопротезированием.
ГМСС применяются для формирования и исполнения статей республиканского и местных бюджетов.
На основании утвержденных Правительством социальных стандартов в области здравоохранения разрабатываются и утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами в соответствии с действующими нормативными правовыми актами территориальные программы государственных гарантий медицинского обеспечения граждан.
4. Начиная с 2001г. планирование и выделение финансовых средств на оказание медицинской помощи населению осуществляется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на 1 жителя, определяемых по специальной методике для каждого административного региона республики. На их основе местные органы здравоохранения планируют объемы различных видов медицинской помощи (амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой), гарантированные государством, отражаемые в территориальных программах медицинского обслуживания населения.
Так, на 2006г. были установлены следующие среднереспубликанские нормативы объемов медицинской помощи на 1000 жителей за счет средств бюджета:
· количество посещений амбулаторно-поликлинических организаций – 10600;
· уровень госпитализации – 220;
· количество койко-дней – 2596;
· средняя длительность лечения больного – 11,8 дней;
· количество выездов бригад скорой медицинской помощи – 300.
Норматив бюджетной обеспеченности расхода на здравоохранение в расчете на одного жителя варьирует даже в районах одной области.
Такое различие норматива объясняется различными объемами медицинской помощи, которые определяются потребностью населения конкретного района в медицинской помощи, а также степенью развития инфраструктуры здравоохранения. При этом каждый житель республики имеет право получить медицинскую помощь на разных уровнях ее оказания (районном, межрайонном, областном и республиканском).
В целом, государственные социальные стандарты по обслуживанию населения в области здравоохранения в базовых районах выполняются.
Так, в 2006г. во всех областях и по республике в целом выполнены стандарты:
- обеспеченности врачами первичного звена (врач общей практики, участковый терапевт и педиатр суммарно) –1 врач на 1300 жителейна утвержденные штатные должности, а также на занятые должности, в 2007г. – 1 врач общей практики на 1200 жителей;
- обеспеченности бригадами скорой медицинской помощи – 1 бригада на 12500 жителей (в среднем по республике 1 бригада обслуживает 11541 жителя);
- обеспеченности аптеками – 1 аптека на 8000 жителей;
- обеспеченности койками (с учетом коек больниц сестринского ухода) в расчете на 1000 жителей составляет 10,36 (норматив 9 коек на 1000 жителей);
- обеспеченности врачами – 41,5 на 10 тыс. населения;
- обеспеченности средним медицинским персоналом – 111,4 на 10 тыс. населения.