Сестринские научные исследования как систематический процесс изучения управленческой проблемы
Совершенствование качества медицинской помощи в значительной степени зависит от уровня профессиональной компетентности, профессиональной культуры и потенциала профессионального развития специалистов сестринского дела, так как в системе здравоохранения сестринское дело было и остается важнейшей составной частью, располагающей значительными кадровыми ресурсами (67,4 % от всего медицинского персонала) и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения возрастающих потребностей общества в услугах системы здравоохранения.
Переход от постиндустриального общества к обществу инновационному, когда изменения становятся постоянными, а глобальная информатизация лишь способствует ускорению данного процесса, требует от специалистов сестринского дела использования научных подходов к решению проблем, возникающих в ходе практической деятельности, к обеспечению эффективности управления сестринскими кадрами, к усилению мотивационной направленности специалистов сестринского дела на продуктивную профессиональную деятельность и саморазвитие.
Поэтому на современном этапе развития общества понятие «научные сестринские исследования» не вызывает у профессионального сообщества споров и скептических настроений, как это было несколько лет назад. Нынешние лидеры сестринского дела берут за аксиому положение о том, что сестринское дело должно базироваться на собственной науке
Научные исследования в области сестринского дела в России – пока еще новое, но в тоже время очень важное направление развития системы здравоохранения страны. В сравнении с другими медицинскими науками сестринское дело считается относительно молодой наукой, находящейся на этапе становления. В России, как и во многих странах мира, ее развитие связывают с осмыслением содержания профессиональной деятельности медицинской сестры, созданием фундаментальной базы сестринского дела, основ самостоятельности сестринской профессии [2, c. 7].
Проводимые сегодня специалистами со средним медицинским образованием научные исследования охватывают самые разные проблемные стороны их профессиональной деятельности. В них затрагиваются вопросы подготовки медицинских сестер, качества оказания сестринской помощи населению, использования кадровых ресурсов, внедрения новых технологий, деятельности сестринского персонала и т. д.
С 2008 года в г. о. Сызрань под руководством доктора медицинских наук, профессора института сестринского образования, главного внештатного специалиста сестринского дела Л.А. Пономаревой создан и эффективно функционирует Совет по сестринскому делу. В рамках деятельности Совета и действующей программы непрерывного профессионального образования специалистов сестринского дела Самарской области в г. о. Сызрань на базах лечебно-профилактических учреждений (далее — ЛПУ) с привлечением преподавателей государственного бюджетного образовательного учреждения Сызранского медицинского колледжа проводились научные исследованияс использованием разработанной 4-х уровневой региональной модели организации сестринских исследований.
Нами были выделены следующие уровни в системе организации исследований сестринского дела: I уровень учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская работа (НИРС) студентов медицинских колледжа; II уровень, на котором организаторы сестринского дела, имея определенную профессиональную подготовку и опыт работы в качестве организатора, определяли вектор проблем в сестринской практике, и планировали приоритетные направления исследований; III уровень научно-исследовательская деятельность специалистов сестринского дела на рабочих местах; и IV уровень в нашей модели — это научно-исследовательская работа студентов и сестринского персонала под руководством профессорского состава преподавателей института сестринского образования.
На каждом из предлагаемых уровней нами были определены реализаторы и потребители научно-исследовательской деятельности сестринского персонала, представлены основные направления и классификация исследований по целям, предложена формализованная оценка влияния научно-исследовательской работы на качество содержания (результата) образования на додипломном и последипломном уровнях.
Через участие в работе Совета по сестринскому делу, организаторы сестринского дела, медицинские сестры обозначали наиболее актуальные направления сестринских исследований на территории муниципального образования.Опрос который был проведен среди специалистов сестринского дела ЛПУ г. о. Сызрань показал, что наиболее интересными для 60% респондентов являются темы в области ухода за больными и здоровыми людьми, профилактики социально-значимых заболеваний и профилактике ВБИ, а 30% отдали предпочтение исследованиям в области психологии, общения в профессиональной среде, кадровой политики, правовым аспектам профессиональной деятельности (рис. 1)
Рисунок 1. Области исследований интересные для специалистов сестринского дела
Кроме этого, в ходе проводимой работы по организации исследовательской деятельности нами был использован адаптированный, классификационный подход к определению вида исследования.
1.Научные исследования с информационным выходом — это исследования, направленные не на разрешение конкретных клинических задач, а на накопление информации, для увеличения объема научно обоснованного профессионального знания. Примером таких исследований служит изучение влияния социальной, экологической, среды, национальной культуры на потребности пациента в сестринской помощи и т. д.
2.Экспериментальные исследования — были актуальны на всех этапах модернизации или реформирования здравоохранения, ибо позволяли оценить результат в экспериментальной системе профессиональной деятельности. Примером служит создание экспериментальной площадки по внедрению модели профессиональной информационной среды медицинской сестры первичного звена или площадки по апробации элементов сестринского процесса.
3.Аналитические исследования — как правило, интегрированны с маркетинговыми исследованиями и используются:
3.1.Для планирования работы сестринского персонала;
3.2.Для комплексного анализа основных профессиональных задач:
·применения стандартов сестринской помощи;
·рабочей нагрузки медицинских сестер, причин стрессовых ситуаций и пути их преодоления;
·критериев оценки качества деятельности сестринского персонала.
3.3.Исследования по оценке результата необходимы для внедрения инновационных технологий, современных материалов, управленческих решений;
3.4.Аналитические исследования чрезвычайно важны для построения прогноза по дальнейшему развитию и рациональному использованию внедряемых в сестринскую практику качественных изменений, с возможным применением методологии системного подхода, регрессионного анализа:
·использования стандартов сестринской деятельности, неотложной доврачебной помощи и технологических протоколов манипуляций;
·использования персоналом теоретических основ сестринского дела и этапов организации сестринского процесса;
·рабочей нагрузки медицинских сестер, причины стрессовых ситуаций и пути их преодоления;
·критериев оценки качества деятельности сестринского персонала;
·потребностей и рационального использования методических пособий сестринским персоналом при работе в школах «Бронхиальная астма» и «Сахарный диабет», «Гипертоническая болезнь», «Здоровая семья» и т. д.
4.НИР перспективно-стратегического плана — данный вид исследований затрагивает проблемы сестринского персонала не только отдельно взятого ЛПУ, а выходит на уровень проблем регионального значения и интегрируется с целями исследовательской работы более высокого уровня преподавательского состава ВУЗов.
Анализ проведенных с 2009 года по 2012 год специалистами сестринского дела в рамках непрерывного профессионального образования специалистов сестринского дела Самарской области в г. о. Сызрань научных исследований показал, что 83 % — это исследования с информационным выходом, 15 % это исследования аналитические, и лишь 2 % это исследования экспериментального характера.
То есть большинство исследований, которые проводят специалисты сестринского дела, имеют пока накопительный и аналитический характер.
По результатам научных исследований специалистов сестринского дела была организована и функционирует «Школа по профилактике социально значимых заболеваний» для специалистов сестринского дела. Членами Совета по сестринскому делу были изучены условия, обеспечивающие систему профилактических мероприятий ВБИ в ЛПУ г.о. Сызрань, и дана оценка результата с выявлением проблемных этапов в организационно-профилактической системе. На сайте медицинского колледжа функционирует раздел по правовым вопросам сестринской практики. Материалы докладов научно-практических конференций используются в качестве учебно-методических пособий в рамках повышения квалификации специалистов сестринского дела на циклах усовершенствования.
Результаты же экспериментальных исследований специалистов сестринского дела пока не обобщаются, не апробируются на территории, и, как следствие, нет возможности оценить их достоверность, что не позволяет использовать полученные результаты в практической деятельности.
Таким образом, научные исследования специалистов сестринского дела имеют практическую значимость и на сегодняшний момент направлены на:
·создание системы научно обоснованных знаний, которые можно обозначить как «науку сестринского дела»;
·повышение статуса профессии;
·получение достоверных научных данных, позволяющих на их основе осуществлять и совершенствовать профессиональную деятельность.