Основные положения моделей сестринского дела. Модель Н. Роупер, В. Логан, А. Тайэрни
Модель, предложенная Н. Роупер в 1976 г., дополненная в 80-е годы В. Логан и А. Тайэрни. Авторы данной модели считают, что медицинская сестра должна сосредоточить свое внимание на наблюдаемых сторонах поведения человека; оценка сестринской деятельности основывается на видимых, измеряемых и поддающихся оценке результатов.
Авторы модели установили 12 видов повседневной жизнедеятельности, которые являются потребностями человека. Часть из них имеет биологическую основу, другие — культурную и социальную. Степень удовлетворения потребностей человека зависит от возраста, его социального статуса и культурного уровня.
Проявление повседневной жизнедеятельности.
1. Поддержание безопасной окружающей среды.
2. Общение.
3. Дыхание.
4. Потребление пищи и жидкости,
5. Выведение продуктов жизнедеятельности.
6. Поддержание личной гигиены и опрятности в одежде.
7. Регулирование температуры тела,
8. Двигательная активность,
Работа, досуг и развлечение»
10.Сексуальность.
11.Сон,
12.Умирание.
Модель Д. Джонсон
Д. Джонсон определяет действие каждой подсистемы в стремлении человека на основе прошлого опыта достичь определенных целей.
Этот результат зависит от того, как пациент воспринимает свое поведение, как он понимает свои возможности в изменении поведения.
Д. Джонсон различает два основных типа поведения человека:
· установка, создаваемая действиями и объектами непосредственно вокруг человека;
· и установка, создаваемая прошлыми привычками.
Адаптационная модель сестринского дела К. Рой
Модель К. Рой, созданная в 1976 году, использует достижения в области физиологии и социологии. К. Рой полагает, что как для физиологических, так и для психологических систем существует состояние относительного равновесия, которого стремится достичь человек, то есть какой-то диапазон состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален.
Согласно этой модели, есть определенный уровень адаптации и все раздражители, попадающие в этот диапазон, встречают более благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за его пределами.
К. Рой называет факторы, влияющие на уровень адаптации, раздражителями. Они бывают трех типов: в очаговые — находятся в окружении человека;
• ситуационные — возникают при оказании сестринской помощи рядом с очаговыми и оказывают на них влияние;
• остаточные - результат прошлых переживаний, верований, взаимоотношений. При сочетании с очаговыми и ситуационными они влияют на уровень адаптации. Предлагается четыре способа адаптации, изменяющих поведение:
• физиологический;
• «Я-концепция»;
я роль-функция;
• взаимозависимость.
Физиологический способ адаптации — это реакция человека на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород. Способность справляться с непривычными, физиологическими раздражителями зависит от возможностей физиологической системы адаптации конкретного человека.
-концепция — это желание человека понять самого себя: как собственное поведение, так и телесный образ. Этот способ адаптации помогает человеку справиться с изменениями его психологических и телесных «Я». Этот способ адаптации эффективен при подготовке пациента к операции, особенно при операциях, изменяющих его тело,
ампутация конечностей, мастоэктомия, наложение стомы. Роль-функция предполагает изменение роли пациента в семье на работе в зависимости от тех или иных обстоятельств.
Активный, деятельный человек, занимающий определенное положение в обществе, оказывается в лечебном учреждении и вынужден адаптироваться к пассивной роли пациента.
Взаимозависимость — это стремление человека достичь состояния относительного баланса в различных взаимоотношениях. Сестринскому персоналу следует учитывать ограниченность возможностей адаптации в ситуациях, когда пациент, оказавшись полностью зависимым от персонала, испытывает чувство давления, презрения, одиночества, фамильярности.
Модель Д. Орем
Модель, предложенная Д. Орен в 1971 году, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за состояние собственного здоровья.
Модель В. Хендерсон
Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году. Данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические потребности, а затем — на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели — участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.
В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, в то же время, больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно.
В. Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.
Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.
1. Нормально дышать.
2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
5. Спать, отдыхать.
6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать оде
жду.
7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.
8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде,
9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.
10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.
11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.
12.Заниматься любимой работой.
13.Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.
14.Удовлетворять свою любознательность, помогающую
нормально развиваться.
Модель М. Аллен
Представляемая модель встречается в литературе под несколькими названиями — модель Макгила, которую впервые внедрили в университете Макгила в Монреале и в настоящее время считается основной теоретической моделью, так же эту модель называют моделью М. Аллен — по имени автора. Она появилась в начале 70-х годов, когда включается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости, получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи.
Типы медсестер по И. Харди
1. Сестра-рутинер. Наиболее характерной особенностью сестер этого типа является механическое выполнение своих обязанностей.
2. Тип сестры, "играющей заученную роль". Такие сестры работают, сознательно играя определенную роль, стремясь к осуществлению определенного идеала. Ее поведение становится искусственным, показным. Все это может помешать формированию должного контакта между ею и больным.
3. Тип "нервной" сестры. Эмоционально лабильная личность сестры, склонная к невротическим реакциям, может послужить серьезной помехой в работе с больными. Результатом такой напряженности могут быть грубость, раздражительность, вспыльчивость, вредно влияющая на больных.
4. Тин сестры с мужеподобной, сильной личностью. Эту сестру отличает настойчивость, решительность, возмущение по поводу малейшего беспорядка. В благоприятных случаях сестры с такой решительной личностью могут стать прекрасными организаторами, хорошими педагогами, о которых их воспитанники станут говорить: "Строга, но справедлива"... При недостатке же культуры, образованности, при более низком уровне развития личности сестры этого типа слишком негибки, прямолинейны, часто грубы и даже агрессивны с больными.
5. Сестры материнского типа выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа для них - естественное условие существования. Забота о больных - жизненное призвание.
6. Тип сестер-специалистов. Сюда следует отнести тех сестер, которые, благодаря каким-либо особым способностям, свойствам личности, получают специальное назначение. Такие сестры работают в лабораториях, рентгенкабинетах, кабинетах функциональной диагностики.
Ятрогения (син. ятрогенные заболевания: греч. iatros - врач и гено...) - патологическое состояние, обусловленное неострожными высказываниями или поступками врача (или других медицинских работников), которые создают у человека представление о наличии у него какого-то заболевания или об особой тяжести имеющейся у него болезни. Проявляется главным образом невротической и депрессивной симптоматикой.
Субординация — это система подчинения в том или ином коллективе, построенная по принципу иерархии. В медицинском коллективе на всех уровнях его организации принцип субординации должен соблюдаться безукоризненно.
Представители младших звеньев подчиняются своим непосредственным начальникам и тем, кто стоит над ними, т. е. это означает, что санитар должен выполнять указания медсестер, в том числе старшей медсестры, и врачей, в том числе заведующего отделением. Медсестры подчиняются старшей медсестре и врачам.
Медсестра обязана выполнять все действия, на которые указывают старшие по статусу, однако только в том случае, если эти действия входят в рамки ее профессиональных обязанностей. Несоблюдение субординации может стать причиной недопонимания, разобщения в лечебной работе и различного рода взысканий.
Понятие и функции общения
Общение — это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной (невербальной) информации.
Общение в сестринском деле — это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента и медицинской сестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни в связи с изменениями состояния здоровья.
Функции общения
Различают следующие функции общения:
1. Контактная— установление состояния взаимной готовности к общению.
2. Информационная — обмен информацией, сообщениями.
3. Побудительная — стимуляция активности партнера.
4. Координационная— взаимное ориентирование и согласование совместной деятельности.
5. Понимания- адекватное понимание смысла сказанного, действий, состояния своего партнера.
6. Эмотивная — обмен эмоциями между партнерами.
7. Установление отношений — осознание места своего партнера в системе межличностных, деловых и производственных отношениях.
8. Оказание влияния — изменение поведения, состояния, знаний, представлений партнера.
Уровни общения
Психология чаще всего выделяет три уровня общения.
Внутриличностное - когда слова не произносятся вслух, а человек мысленно общается с самим собой.
Межличностное — общение между людьми происходит с определенной целью, когда коммуникация приобретает открыто взаимный характер, где она представляет собой взаимную передачу и принятие информации: общение на определенную тему по решению общей задачи. Коммуникация может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказывания и т.д., обеспечивая слаженность совместной работы. Обмен информацией подчинен здесь совместному решению задачи — получению нужных сведений (в процессе обследования пациента), усвоению учебного материала в процессе обучения и т.д. Такое обучение может закончиться в один сеанс или потребует несколько встреч.
Общественное — общение одного человека с аудиторией. Общение на этом уровне требует соблюдения определенных правил, традиций, принятых норм.
Общение как функциональная элементарная единица, из которых складывается вся система общения личности в определенный период жизни: «вопрос-ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ, то есть оно включает речевую и неречевую деятельность как говорящего, так и слушающего.
Средства общения
К вербальным средствам общения относится речь, которая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Медицинская сестра должна уметь разбираться в манере говорить и оценивать ее. Манера говорить может отражать индивидуальные особенности пациента, его темперамент. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра должна знать, что манера говорить может зависеть от патологии сознания, мышления, речесоматических и психоневрологических заболеваний. Например, при одышке пациент говорит обрывками, тяжело, при патологии сознания (галлюцинации, сопор, кома), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопросы (неадекватная реакция пациента).
Различают речь быструю, медленную, запинающуюся, эмоциональную, монотонную, громкую, шепотную, невнятную, с обеднением словарного запаса.
В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной.
Речь человека раскрывает направленность личности — ее интересы, потребности, убеждения, и относится к явлениям его духовной культуры. Речь является сильнейшим средством общения, средством воздействия на человека. «Слово лечит — слово ранит». С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него — на деятельность внутренних органов.
Чтобы пользоваться словом — надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле.
Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии: разъяснение, убеждение и т.д.
Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пытается исправить ошибочное суждение пациента, порожденное неправильной оценкой своего болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себя, веру в выздоровление.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации — 38%, неречевое взаимодействие 53%.
К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций.
Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств коммуникации. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим.
Таким образом, передаются настроение, характер и отношение: «Важно не только то, что ты говоришь, а как ты говоришь».
Зрительный контакт, выражение лица, поза и положение в значительной степени показывают наши мысли и чувства. Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная.
Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно помнить одно правило: что-то всегда происходит. Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.
Мимика — движения мышц лица. Жестика — моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также других невербальных средств общения, таких, как прикосновения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др.
Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет более 70% информации о том, что переживает человек. Жесты позволяют лучше разбираться в людях.
Выражение лица отражает психическое состояние человека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатичное, растерянное, и др. В норме выражение лица без особенностей, уравновешенное.
Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.
Основные стили общения
Чтобы видеть «детали» коммуникативного процесса, научиться по целостному впечатлению от ситуации общения получать недостающую информацию, связать компоненты общения в определенный стиль общения и представить, как тот или иной стиль влияет на отношения между людьми, на их здоровье, необходимо уметь диагностировать (распознавать) стили общения;
• конвенциальный (деловой);
• примитивный;
• манипулятивный;
• актуализированный.
Конвенциалъный (деловой) стиль предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражения эмоций при этом ограничены. Участники общаются как носители определенных служебных функций.
Примитивный стиль общения предполагает наличие между людьми «театральных» или «обыденных» отношений. Эмоции при этом выражаются в зависимости от ситуации и подчиненности. Правилами взаимодействия становятся примитивные отношения: один обрывает другого, произносятся реплики, выражаются агрессивные чувства. Участники общаются «на публику».
Манипулятивный стиль. Это вид деструктивного поведения в общении, который оказывает пагубное влияние наздоровье Человека. Человек выбирает этот стиль общения тогда, когда ему выгодно преувеличивать свою силу или демонстрировать свою слабость.
Актуализированный стиль демонстрирует мотивированные, прочувствованные доводы поведения. Человек принимает решения спокойно, без обид, высказывания делаются в доброжелательной форме, такому человеку можно верить, он может быть глазами «слепца». Это вид конструктивного поведения человека.