Перечень формируемых компетенций
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей (ПК-5)
Таблица 1 – Требования к результатам освоения содержания дисциплины
№ п.п. | Индекс компе-тенции | Содержание компетенции (или её части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны | ||
знать | уметь | владеть | |||
ПК-5 | Способностью реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей | содержание предмета, анатомо-физиологические особенности организма детей; строение тела; о современном состоянии научной теории и практики, основных целях, задачах, проблемах и методах современной науки; общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка; возрастные особенности развивающегося организма; периоды развития организма; основные возрастно-половые закономерности физического развития; основные методы и подходы к изучению возрастных особенностей детей; особенности взаимодействия человека с окружающей средой; методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды; влияние функционального состояния организма на рост и развитие детей; . | объяснять наблюдения, формулировать выводы по результатам исследований; определять норму физического состояния организма ребёнка; создавать условия в образовательном учреждении, исключающие факторы, ведущие к нарушению нормального процесса развития детей; использовать полученные теоретические и практические навыки для организации научно-методической, социально-педагогической и преподавательской деятельности; определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе; давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды: режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях; осуществлять гигиеническое воспитание детей раннего, дошкольного и школ. | владеть навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения; владеть - методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению; методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения; методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем и их возрастные особенности; методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к обучению (школьной зрелости); методами закаливания как системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышение сопротивляемости организма к заболеваниям, навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности |
Паспорт
фонда оценочных средств по формированию компетенций в процессе изучения дисциплины
«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Код контролируемой компетенции, семестр | Виды аудиторных занятий, но которых формируется данная компетенция | Знания, умения и владения, формируемые на соответствующих уровнях (пороговый, углубленный, продвинутый) | Наименование оценочного средства | .Критерии оценивания | Максимальная оценка в рейтинговых баллах | Планируемые результаты |
ПК-5 1 семестр | лекционное | Построение и возрастные особенности систем органов, о современном состоянии научной теории и практики, основных целях, задачах, проблемах и методах современной науки; | Компьютерное тестирование | 50-69% правильных ответов на вопросы тестового задания | 1 этап – 21 балл, 2 этап – 21 балл | Владеет глубоким систематическим понятийным аппаратом. Способен делать выводы о влиянии внешних и внутренних факторов на функциональное состояние организма; Владеет навыками здорового образа жизни |
взаимосвязь физиологических процессов с организацией нервной системы, влияние функционального состояния организма на факторы внешней и внутренней среды | 70-84% правильных ответов на вопросы тестового задания | |||||
знает основные функции систем органов | 85-100% правильных ответов на вопросы тестового задания | |||||
практическое | Умеет определять возрастные изменения в организме | Подготовка самостоятельных заданий, ситуационные и практические задания, сообщения, доклады Подготовка к дискуссия по теме занятий | Отвечает на типовые задания в объеме практикума по руководством преподавателя | 1 этап – 4 балла, 2 этап – 4 балла | Способен делать выводы о взаимосвязи здорового образа жизни и функциональной деятельности организмачеловека. разрабатывать современные педагогические технологии с учётом образовательного процесса, задач воспитания и развития личности | |
Умеет выявлять причины нарушений функциональной деятельности систем органов | Демонстрирует знания структурного строения нервной системы, механизма рефлекторой деятельности н.с. | |||||
Умеет находить, называть и показывать структуры систем органов на муляжах, плакатах, рисовать схемы некоторых физиологических процессов | Самостоятельно отвечает на типовые задания в объеме практикума |
2. Показатели и критерии оценивания компетенций
Виды оцениваемой учебной работы | Критерий оценивания | Количество баллов (max) |
8 семестр | ||
Лекционные занятия | Тестирование (всего 88 вопросов) | до 8 |
Практическое занятие | Выполнение практического задания (3 балла за задание) | до 42 |
Мини-зачет по терминам | Знание терминов и символики 100% | |
Вариативная составляющая самостоятельной работы | ||
Итого максимальное количество баллов | ||
Всего | ||
Тестирование (проверяется знаниевая составляющая формируемой компетенции) | 10-20 | |
Вторая часть экзамена (проводится в устной форме по билетам, утвержденным кафедрой) | 10-20 | |
Итого: |
Семестровый курс оценивается по шкале в 100 баллов.
Максимальное количество баллов, которое студент может получить за семестр 60; минимальное (для допуска к экзамену) – 30, максимальное количество баллов, которое студент может получить за итоговое испытание – 40, минимальное – 20.
3. Контрольные материалы для оценки компетенций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Вопросы к практическим занятиям (теоретическая часть)
1.Основные отделы и функции нервной системы и их возрастные особенности;
2. Возрастные особенности рефлекторной деятельности;
3. Критерии готовности к систематическому обучению
4. Классификация анализаторов и их значение для развивающегося организма.
5. Строение, функции и уха.
6. Возрастные особенности работы зрительного и слухового анализатора.
7. Меры профилактики нарушений зрения и слуха у школьников.
8. Профилактика нарушения слуха у детей и подростков
8. Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем
9. Значение сердечно-сосудистой системы для организма человека
10. Строение кровеносных сосудов. Вены и артерии
11. Особенности строения камер сердца. Сердечный цикл
12. Кровоснабжение и иннервация сердца.
13. строение и функционирование лимфатической системы.
14. Кроветворные органы, их строение и функции
16. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы..
17. Строение и функции отделов скелета
18. Строение и виды суставов.
19. Мышечная система. Работа мышц
20. Возрастные особенности мышечной системы.
21. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и меры профилактики. (сколиоз и плоскостопие).
22. Гигиенические требования к оборудованию школ.
23. Строение полости рта. Слюнные железы и процесс пищеварения в ротовой полости.
24.Морфологические особенности строения зуба. Формула зубов.
25.Строение и функции пищевода и желудка, процесс пищеварения
26. Отделы тонкого и толстого кишечника, особенности их строения и функций.
27. Основные функции дыхательной системы.
28. Строение полости носа и гортани.
29. Голосовой аппарат, механизм звукообразования.
30. Особенности строения трахеи и бронхов.
31. Особенности строения альвеолярного дерева – легочного синуса как структурно-функциональной единицы легкого.
32. Дыхание в условиях повышенного и пониженного давления.
33. Возрастные особенности органов дыхания.
34. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений
Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету.
1. Наследственность и здоровье человека.
2. Окружающая среда и ее влияние на организм человека.
3. Экология и особенности развития детского организма.
4. Закономерности роста и развития детского организма.
5. Сенситивные периоды развития ребенка.
6. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции.
7. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.
8. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга.
9. Индивидуально-типологические особенности ребенка.
10. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.
11. Гомеостаз и регуляция функций в организме.
12. Взаимодействие наследственных и внешних факторов.
13. Индивидуальное развитие.
14. Пренатальный онтогенез.
15. Постнатальный онтогенез.
16. Критические периоды развития.
17. Обмен веществ и энергии.
18. Механизмы терморегуляции человека.
19. Скелет — структурная основа тела. Значение опорно-двигательного аппарата.
20. Строение и функция суставов.
21. Мышечная система.
22. Механизмы восприятия и их возрастные особенности.
23. Нейрофизиологические механизмы внимания и их формирование с возрастом.
24. Физиологические механизмы памяти.
25. Мотивация и эмоции, их значение в целенаправленном поведении.
26. Морфофункциональный тип человека.
27. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка..
28. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем Закономерности онтогенетического развития.
29. Возрастные особенности крови. Органы кровообращения. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы
30. Анатомия и физиология желез внутренней секреции
31. Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата
32. Анатомия и физиология органов пищеварения. Возрастные особенности органов пищеварения. Гигиена питания. Обмен веществ и энергии
33. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе
34. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата в условиях образовательного учреждения
35. Строение органов мочевыделительной системы
Тестовые задания
Рецепторы слуха расположены
(несколько ответов)
1) в ампулярных кристах
2) в кортиевом органе
3) в отолитовом аппарате
4) в слизистой среднего уха