Перечень формируемых компетенций

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компе­тенций:

- способность реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей (ПК-5)

Таблица 1 – Требования к результатам освоения содержания дисциплины

№ п.п. Индекс компе-тенции Содержание компетенции (или её части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
знать уметь владеть
ПК-5 Способностью реализовывать педагогические и психологические технологии, ориентированные на личностный рост детей и подростков, их гармоничное развитие, формирование установок в отношении здорового образа жизни, толерантности во взаимодействии с окружающим миром, продуктивного преодоления жизненных трудностей содержание предмета, анатомо-физиологические особенности организма детей; строение тела; о современном состоянии научной теории и практики, основных целях, задачах, проблемах и методах современной науки; общие закономерности и возрастные особенности функционирования основных систем организма ребенка; возрастные особенности развивающегося организма; периоды развития организма; основные возрастно-половые закономерности физического развития; основные методы и подходы к изучению возрастных особенностей детей; особенности взаимодействия человека с окружающей средой; методы гигиенической оценки окружающей ребенка среды; влияние функционального состояния организма на рост и развитие детей; . объяснять наблюдения, формулировать выводы по результатам исследований; определять норму физического состояния организма ребёнка; создавать условия в образовательном учреждении, исключающие факторы, ведущие к нарушению нормального процесса развития детей; использовать полученные теоретические и практические навыки для организации научно-методической, социально-педагогической и преподавательской деятельности; определять критерии готовности детей к систематическому обучению в школе; давать гигиеническую оценку окружающей ребенка среды: режима работы школы, расписания уроков, организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий в учебных заведениях; осуществлять гигиеническое воспитание детей раннего, дошкольного и школ. владеть навыками работы с программными средствами общего и профессионального назначения; владеть - методиками и навыками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и его готовности к обучению; методикой антропометрических исследований по оценке физического развития и типа телосложения; методами определения основных внешних показателей деятельности физиологических систем и их возрастные особенности; методами комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка и готовности к обучению (школьной зрелости); методами закаливания как системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышение сопротивляемости организма к заболеваниям, навыками определения показателей высших психических функций и индивидуально-типологических свойств личности

Паспорт

фонда оценочных средств по формированию компетенций в процессе изучения дисциплины

«Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Код контролируемой компетенции, семестр Виды аудиторных занятий, но которых формируется данная компетенция Знания, умения и владения, формируемые на соответствующих уровнях (пороговый, углубленный, продвинутый) Наименование оценочного средства .Критерии оценивания Максимальная оценка в рейтинговых баллах Планируемые результаты
ПК-5 1 семестр лекционное Построение и возрастные особенности систем органов, о современном состоянии научной теории и практики, основных целях, задачах, проблемах и методах современной науки;   Компьютерное тестирование 50-69% правильных ответов на вопросы тестового задания 1 этап – 21 балл, 2 этап – 21 балл Владеет глубоким систематическим понятийным аппаратом. Способен делать выводы о влиянии внешних и внутренних факторов на функциональное состояние организма; Владеет навыками здорового образа жизни
взаимосвязь физиологических процессов с организацией нервной системы, влияние функционального состояния организма на факторы внешней и внутренней среды 70-84% правильных ответов на вопросы тестового задания
знает основные функции систем органов   85-100% правильных ответов на вопросы тестового задания
практическое Умеет определять возрастные изменения в организме Подготовка самостоятельных заданий, ситуационные и практические задания, сообщения, доклады Подготовка к дискуссия по теме занятий Отвечает на типовые задания в объеме практикума по руководством преподавателя 1 этап – 4 балла, 2 этап – 4 балла Способен делать выводы о взаимосвязи здорового образа жизни и функциональной деятельности организмачеловека. разрабатывать современные педагогические технологии с учётом образовательного процесса, задач воспитания и развития личности  
Умеет выявлять причины нарушений функциональной деятельности систем органов   Демонстрирует знания структурного строения нервной системы, механизма рефлекторой деятельности н.с.
Умеет находить, называть и показывать структуры систем органов на муляжах, плакатах, рисовать схемы некоторых физиологических процессов Самостоятельно отвечает на типовые задания в объеме практикума

2. Показатели и критерии оценивания компетенций



Виды оцениваемой учебной работы Критерий оценивания Количество баллов (max)
8 семестр
Лекционные занятия Тестирование (всего 88 вопросов) до 8
Практическое занятие Выполнение практического задания (3 балла за задание) до 42
Мини-зачет по терминам Знание терминов и символики 100%
Вариативная составляющая самостоятельной работы
Итого максимальное количество баллов
Всего
Тестирование (проверяется знаниевая составляющая формируемой компетенции) 10-20
Вторая часть экзамена (проводится в устной форме по билетам, утвержденным кафедрой) 10-20
Итого:

Семестровый курс оценивается по шкале в 100 баллов.

Максимальное количество баллов, которое студент может получить за семестр 60; минимальное (для допуска к экзамену) – 30, максимальное количество баллов, которое студент может получить за итоговое испытание – 40, минимальное – 20.

3. Контрольные материалы для оценки компетенций по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

Вопросы к практическим занятиям (теоретическая часть)

1.Основные отделы и функции нервной системы и их возрастные особенности;

2. Возрастные особенности рефлекторной деятельности;

3. Критерии готовности к систематическому обучению

4. Классификация анализаторов и их значение для развивающегося организма.

5. Строение, функции и уха.

6. Возрастные особенности работы зрительного и слухового анализатора.

7. Меры профилактики нарушений зрения и слуха у школьников.

8. Профилактика нарушения слуха у детей и подростков

8. Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем

9. Значение сердечно-сосудистой системы для организма человека

10. Строение кровеносных сосудов. Вены и артерии

11. Особенности строения камер сердца. Сердечный цикл

12. Кровоснабжение и иннервация сердца.

13. строение и функционирование лимфатической системы.

14. Кроветворные органы, их строение и функции

16. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы..

17. Строение и функции отделов скелета

18. Строение и виды суставов.

19. Мышечная система. Работа мышц

20. Возрастные особенности мышечной системы.

21. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и меры профилактики. (сколиоз и плоскостопие).

22. Гигиенические требования к оборудованию школ.

23. Строение полости рта. Слюнные железы и процесс пищеварения в ротовой полости.

24.Морфологические особенности строения зуба. Формула зубов.

25.Строение и функции пищевода и желудка, процесс пищеварения

26. Отделы тонкого и толстого кишечника, особенности их строения и функций.

27. Основные функции дыхательной системы.

28. Строение полости носа и гортани.

29. Голосовой аппарат, механизм звукообразования.

30. Особенности строения трахеи и бронхов.

31. Особенности строения альвеолярного дерева – легочного синуса как структурно-функциональной единицы легкого.

32. Дыхание в условиях повышенного и пониженного давления.

33. Возрастные особенности органов дыхания.

34. Гигиенические требования к воздушной среде учебных помещений

Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы к зачету.

1. Наследственность и здоровье человека.

2. Окружающая среда и ее влияние на организм человека.

3. Экология и особенности развития детского организма.

4. Закономерности роста и развития детского организма.

5. Сенситивные периоды развития ребенка.

6. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции.

7. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.

8. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга.

9. Индивидуально-типологические особенности ребенка.

10. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка.

11. Гомеостаз и регуляция функций в организме.

12. Взаимодействие наследственных и внешних факторов.

13. Индивидуальное развитие.

14. Пренатальный онтогенез.

15. Постнатальный онтогенез.

16. Критические периоды развития.

17. Обмен веществ и энергии.

18. Механизмы терморегуляции человека.

19. Скелет — структурная основа тела. Значение опорно-двигательного аппарата.

20. Строение и функция суставов.

21. Мышечная система.

22. Механизмы восприятия и их возрастные особенности.

23. Нейрофизиологические механизмы внимания и их формирование с возрастом.

24. Физиологические механизмы памяти.

25. Мотивация и эмоции, их значение в целенаправленном поведении.

26. Морфофункциональный тип человека.

27. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, ее возрастные особенности. ВНД, ее становление в процессе развития ребенка..

28. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем Закономерности онтогенетического развития.

29. Возрастные особенности крови. Органы кровообращения. Возрастные особенности и гигиена сердечно-сосудистой системы

30. Анатомия и физиология желез внутренней секреции

31. Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата

32. Анатомия и физиология органов пищеварения. Возрастные особенности органов пищеварения. Гигиена питания. Обмен веществ и энергии

33. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе

34. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата в условиях образовательного учреждения

35. Строение органов мочевыделительной системы

Тестовые задания

Рецепторы слуха расположены

(несколько ответов)

1) в ампулярных кристах

2) в кортиевом органе

3) в отолитовом аппарате

4) в слизистой среднего уха

Наши рекомендации