Тема 11. Этика практической психиатрии. Принципы медицинской этики в психиатрии. О злоупотреблениях. Уважение личности пациента.
Теоретические вопросы к семинарскому занятию.
1.Психопатология и культура. Особенности психиатрии как медицинской дисциплины. Мировоззрение и проблема этиологии душевных болезней («психопатия», «одержимость», «порочность», «юродство», «блаженность», «убогость»).
2.Отношение к душевнобольным в разные исторические периоды. Эволюция этических и правовых стандартов психической помощи: Ф.Пиннель, Д.Коноли, С.С.Корсаков. Феномены «госпитализма» и психиатрического движения в ХХ векеэ
2.0собенности взаимоотношения врача и пациента в психиатрии и психотерапии. Некомпетентность и уязвимость пациента. Персональная ответственность врача. Особенности принципа "не навреди" при медицинских вмешательствах в психиатрии и психотерапии. Специфика врачебной тайны в психиатрии.
3.Злоупотребление психиатрией. Основания для госпитализации и лечения в недобровольном порядке. Права пациента, находящегося в психиатрическом стационаре (статья 37).
Ключевые понятия: психиатрия, психология, сознание, бессознательное, психопатология, недобровольная госпитализация, принудительная госпитализация, права человека, «карательная психиатрия», «психопатия», «одержимость», «порочность», «юродство», «блаженность», «убогость».
Темы докладов:
1. Идейное "завещание" Пинеля.
2. Спор «психиков» и «соматиков».
3. Ломброзо и криминальная антропология (гениальность и помешательство).
4. Современные теории психопатологии личности.
Темы рефератов:
1. Сущность личности как основная проблема психопатологии.
2. "Политическая психиатрия" и "независимая психиатрия" - причины несовместимости.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит основное отличие психиатрии от других медицинских дисциплин?
2. Изучает ли психология "душу" человека?
3. Перечислите особенности взаимоотношения врача и пациента в психиатрии.
4. Возможно, ли при оказании психиатрической помощи осуществлять имущественные сделки с пациентом?
5.Специфика врачебной тайны в психиатрии.
6. Является ли возможным для пациента бесплатное обращение к адвокату? Если «да», то кто должен предоставить такую возможность?
7. Отличаются ли права пациента находящегося на добровольной основе от прав человека находящегося на принудительном лечении?
8. Возможна ли в России альтернатива помещения человека в психиатрическую клинику взамен на тюремное заключение? Если «да», то в каком случае? Обоснуйте.
9. Если у пациента нет законного представителя, то кто его может сопровождать в медицинскую организацию другого профиля для свершения медицинского вмешательства?
10. Оформляет ли пациент психиатрической медицинской организации добровольное информированное согласие?
11. Информированное добровольное согласие оформляют все пациенты? Или нет необходимости его оформлять? Имеет ли значение, на какой основе находится пациент: добровольной или недобровольной?
Тесты:
1. Врачу не следует информировать пациента о форме медицинского вмешательства в тех случая, когда:
а) пациент либо несовершеннолетний, либо умственно отсталый, либо его заболевание «блокирует» сознание
б) это решение определяет финансовой выгодой
в) пациент не обладает медицинским образованием, позволяющим уяснить всю сложность заболевания
г) несогласие пациента может повлечь за собой ухудшение его здоровья
д) во всех перечисленных случаях
2. Использование медицинских знаний с целью телесных наказаний и пыток служит:
а) интересам медицинской науки
б) интересам безопасности общества
в) утверждению бесчеловечных принципов обращения с человеком
г) обесцениванию достоинства врача и врачебного сообщества
д) моральной деградации личности врача
3. Лица, страдающие психическими заболеваниями
1). обладают всем правами, что и здоровые лица
2) их права могут ограничиваться по моральным принципам
3). их права могут ограничиваться в соответствии с законами РФ
4. Большинство прав психиатрических больных в настоящее время охраняется
1). моральными положениями:
2). законодательно
3). положениями ВМА
4).судебными инстанциями.
5. Врачу следует информировать пациента о форме медицинского вмешательства во всех случаях, кроме тех, когда:
1) пациент либо несовершеннолетний, либо умственно отсталый, либо его заболевание “блокирует” сознание
2) это решение определяется финансовой выгодой
3) пациент не обладает медицинским образованием, позволяющим уяснить всю сложность заболевания
4) несогласие пациента может повлечь за собой ухудшение его здоровья
5) во всех перечисленных случаях.
6. Укажите, на каком основании может осуществляться вмешательство в сферу
здоровья человека:
1) на основании свободного, осознанного и информированного согласия
пациента
2) на основании медицинских показаний
3) на основании извлечения финансовой выгоды
7. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» направлен на решение следующих задач:
1) защита прав и законных интересов граждан от необоснованного вмешательства в их жизнь при оказании им психиатрической помощи, а также врачей и медицинского персонала
2) защита лиц, страдающих психическими расстройствами, от необоснованной дискриминации в обществе, а также общества от возможных опасных действий психически больных
3) всё вышеперечисленное.
Обязательная литература:
1. Конституция Российской Федерации ( 12.12.1993г.)
2. ФЗ «О психиатрической помощи…»
3. Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». (N 3185-I ред. от 21.11.2011).
4.«Кодекс профессиональной этики психиатра» от 19 апреля 1994г.
5. Положение об условиях и порядке оказания психиатрической помощи (1988г.)
Дополнительная литература:
1. Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 2001.
2. Прокопенко. А.С. Безумная психиатрия. Секретные материалы о применении в СССР психиатрии в карательных целях. М. "Совершенно секретно". 1997.
3.Бряжников Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие. МПСИ, М.,2002.
3. Этика практической психиатрии. Руководство для врачей. Под ред. проф. В.А. Тихоненко и А.Я. Иванюшкина. М. РИО ГНЦСиСП им. В.П.Сербского.1996.
Тема 12. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи: обследования, назначения лечения, осуществления медицинского вмешательства, контроля эффективности лечения, реабилитационных и профилактических назначений.
Теоретические вопросы семинарского занятия.
1. Медико-этические особенности общения врачей с пациентами.
2. Общение врача с пациентом на различных стадиях: обследования, лечения, осуществления медицинского вмешательства, реабилитационных и профилактических назначениях:
а).особенности общения с пациентом при выполнении медицинских манипуляций.
б). Способы снижения тревоги у пациента.
в). Особенности проведения болезненных манипуляций.
3. Эмоции пациента. Способы регуляции эмоций.
4.Стиль отношений врача и пациента – сотрудничество (главные компоненты: поддержка, понимание, уважение, сочувствие)
5. Врачебные ошибки и ятрогении в деятельности медицинских работников.
Ключевые понятия: пациент, медицинская организация, психологический контакт, эмоции, конфликт, эмпатия, коммуникабельность, наблюдательность, аффект, страх, гнев, медицинская деонтология, профессиональный долг, честь и достоинство врача, патерналистская и автономная модели отношения врач – пациент, права пациента, врачебные ошибки, ятрогении, право врача на риск.
Темы докладов:
1.Профессиональный долг, честь и достоинство врача как основные понятия деонтологии.
2.Нравственные качества врача.
3.Патернализм и автономия в современной медицине.
4.Слово врача как лечебный фактор.
Темы рефератов:
1.Медико-этические особенности общения врачей с пациентами на различных этапах оказания им медицинской помощи
2.Морально-психологические особенности общения врача с больным ребенком.
3.Морально-психологические особенности общения врача с родственниками пациента.
4.Профессиональная солидарность и наставничество в медицине.
5.Конфликтные ситуации в медицинском коллективе и способы их разрешения.
6.Врачебные ошибки в деятельности медицинских работников.
7.Этические аспекты психоятрогений.
Вопросы для самоконтроля:
1.В чем заключается сущность и содержание современной медицинской деонтологии?
2.Определите понятие «профессиональный долг врача». В чем он состоит?
3.Определите понятия «честь» и «достоинство»? В чем заключается честь и достоинство врача?
4. Сотрудничество может являться стилем взаимоотношения врача и пациента?
5. Является ли сочувствие ключом к установлению сотрудничества между врачом и больным?
6. Может ли стать взаимодействие между врачом и пациентом в ходе оказания медицинской помощи одним из главных компонентов успеха?
7. Можно ли считать, что самое популярное лекарство – сам врач, а если взглянуть на это глазами больного, то личность врача – самое мощное из всех плацебо” ?
8. В чем суть ятрогенных заболеваний? По каким основаниям их можно классифицировать?
9.Что такое врачебный риск? Имеет ли врач право на риск?
Тесты:
1. Ведущая роль в утверждении этико-деонтологических принципов поведения и учёте индивидуальных особенностей пациента принадлежит:
а). врачу, который проводит полное обследование пациента, ставит диагноз, назначает лечение, следит за динамикой патологического процесса;
б). медицинской сестре, которая оказывает медицинскую помощь;
в). родственникам пациента.
2.Укажите правильный ответ. При общении с пациентом и выполнении медицинских манипуляций врач обязан соблюдать:
а). этико-деонтологические нормы и принципы поведения;
б). создавать общий доброжелательный настрой;
в).проявлять выдержку, терпимость, готовность помочь пациентам;
г). создать обстановку доверия между врачом и пациентом;
д).способствовать повышению авторитета врача и медицинской организации
е). верно все.
3. Чаще всего пациенты боятся обращаться в медицинскую организацию по причине:
а).грозящей опасности их целостности организма;
б).напоминаний о переживаниях, которые он уже когда-то прожил;
в).будет переживать, в итоге не идет в МО, не обследуется;
г). ранее был перенесен пациентом страх за свою жизнь;
д). не желание знать диагноз;
е). причинения вреда здоровью из-за непрофессионализма врача;
ж).все верно.
4. Отметьте неверный ответ. Коммуникация лежит в основе гуманистической медицинской помощи и для того, чтобы понимать пациента и общаться с ним, требуются уважение и вера в:
а). значимость, ценность, уникальность, доброту и силу этого человека
б). его способность самому руководить своими действиями;
в). признание его права на это;
г). беспрекословное подчинение врачу.
5. Укажите правильный(ые) ответ(ы). Психологический контакт означает встречу одной личности с другой, а чтобы психологический контакт состоялся необходимо применять ряд психологических технологий:
а). понимающее общение;
б). отношение к пациенту (оценивается как «нравиться- не нравиться»);
в). искусство выслушать пациента;
г). пространственная организация общения;
д). эмпатия (на какое-то время войти в мир другого);
е).самовыражение (психологический контакт -предполагает равноправие психологических позиций);
ж).верно все.
Обязательная литература.
Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб.пос. / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004 - 400 С.
Дополнительная литература:
1.Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М.: Медицина,
1990.
2.Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве.- М., 1995. – 262
3.Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В.История отечественной педиатрии. -
СПБ, 1998. - 168 Седова Н.Н., Эртель Л.А. Право и этика в педиатрии:
проблема информированного согласия. - М., 2004 - 13,7 п.л.
4.Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины, М., ГЭОТАР-Медиа,
2010.
5.Шамсиев С. Ш., Еренков В. А. Медицинская этика в педиатрии. – М.
2008. – 184
Тема 13. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике. Биоэтика – учение о сохранении жизни и обеспечении гарантий сбережения здоровья людей. Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей. Правильный образ жизни - фактор сбережения и жизни, и здоровья людей.
Теоретические вопросы к семинарскому занятию.
1. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма.
2. Высшие моральные и нравственные ценности в биоэтике.
3.Проблемы биоэтики в свете христианской морали. Христианские ценности в медицине.
4.Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей.
5. Правильный образ жизни - фактор сбережения и жизни, и здоровья людей.
Ключевые понятия:нравственная культура, профессиональная ответственность, медицина, традиционные ценности, нравственные качества, медицинское образование, учение о личности, человек как образ Божий, Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, духовное совершенство, свобода и достоинство человека.
Темы докладов:
1.Медицина и мораль.
2.Нравственность и профессионализм в современной медицине.
3.Современная картина мира и христианское мировоззрение.
4.Человек и его право на жизнь.
4.Христианская культура смерти.
5.Понятие здоровья и болезни в религиозных культурах.
6.Единство оснований медицинского образования, медицинской практики, медицинской специальности.
Темы рефератов:
1.Моральные и правовые проблемы сбережения здоровья людей.
2.Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма.
3. Здоровье личности и народа.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите моральные качества врача-профессионала.
2. Какова цель медицинского знания и медицинской деятельности?
3. Каковы последствия разделения морали и медицины?
4. В чем заключается единство духовного и телесного врачевания?
5. Каковы особенности концепции христианской биоэтики в католицизме?
6. В чем заключается учение о человеческой личности в Православии?
7. Раскройте смысл и содержание принципа святости человеческой личности.
Тесты: