Общей химии, биоорганической химии
Знать: о химико-биологической сущности процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях; строении и биохимических свойствах основных классов биологически важных соединений, основных метаболических путях их превращения.
Биологии, экологии
Знать: об общих закономерностях происхождения и развития жизни; антропогенезе и онтогенезе человека; законах генетики, ее значении для медицины; закономерностях наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний; биосфере и экологии, феномене паразитизма и биоэкологических заболеваниях.
Биологической химии
Знать: химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях; строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения.
Микробиологии, вирусологии, иммунологии
Знать: классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики; применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов; структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики; методы оценки иммунного статуса, показания к применению иммунотропной терапии.
Уметь: владеть информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента.
Нормальной физиологии
Знать: основные понятия общей нозологии; функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах.
Патологической физиологии
Знать: понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней.
Общественному здоровью и здравоохранению
Знать: основные показатели здоровья населения критерии комплексной оценки состояния здоровья пациента; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые в сфере здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей.
Общей гигиене
Знать: показатели состояния среды обитания и здоровья населения в системе социально-гигиенического мониторинга; методы установления причинно-следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения
Гигиене питания
Знать: цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания и торговли; санитарно-эпидемиологические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов и пищевого сырья
Гигиене труда
Знать: цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на производственных объектах, принципы гигиенического нормирования вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса; меры профилактики их вредного воздействия.
Коммунальной гигиене
Знать: цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социально-бытовой среды, в лечебно-профилактических учреждениях; гигиенические требования к качеству питьевой воды;
санитарно-гигиенические требования к качеству воды водоемов, атмосферного воздуха, почвы;
принципы организации и содержание профилактических мероприятий по предупреждению или уменьшению степени неблагоприятного влияния на человека факторов среды обитания в условиях населенных мест
Гигиене детей и подростков
Знать: цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в учреждениях для детей и подростков; современные подходы к изучению и оценке состояния здоровья, заболеваемости, физического и психического развития детей и подростков; физиолого-гигиенические принципы организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях
Клиническим дисциплинам
Знать: основные симптомы заболеваний внутренних органов; этиологию, патогенез и меры профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний;
Уметь: пользоваться методами клинического, лабораторного, инструментального обследования больных; методов и вычислительной техники в диагностике, лечении и профилактике различных заболеваний;
Владеть: методикой отбора лиц для ревакцинации с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики; методикой оценки эпидемиологической ситуации по туберкулезу по основным эпидемиологическим показателям.
2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Знания: теоретические и организационные основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора; учение об эпидемическом процессе; эпидемиологический подход к изучению болезней человека; виды эпидемиологических исследований и их предназначение; эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях мероприятия; эпидемиологию и профилактику внутрибольничных инфекций; основы доказательной медицины.
Умения: самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей; прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии; пользоваться набором средств сети Интернет для профессиональной деятельности; выявлять факторы риска основных заболеваний человека, проводить профилактические мероприятия при них; использовать компьютерные медико-технологические системы в процессе профессиональной деятельности; использовать статистические и эвристические алгоритмы диагностики и управления лечением заболеваний, оценить их эффективность.
Навыки:владеть навыками работы с нормативной, законодательной и правовой документацией в пределах профессиональной деятельности, алгоритмом проведения комплекса противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных болезней; методами эпидемиологической диагностики госпитальных инфекций, методикой проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа заболеваемости населения и эпидемиологического обследования очагов инфекционных заболеваний.
2.3.1. Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания дисциплины:
- Медицинская
- Организационно-управленческая
- Научно-исследовательская
2.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций:
№ п/п | Номер/индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | Перечень практических навыков по овладению компетенцией | Оценочные средства | ||
Знать | Уметь | Владеть | |||||
1. | ОК-1 | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | эпидемиологический подход к изучению патологии населения, типы эпидемиологических исследований; основы клинической эпидемиологии (доказательной медицины); учение об эпидемическом процессе; основы дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации; общие вопросы иммунопрофилактики; организацию прививочного дела; эпидемиологию и профилактику инфекций с аэрозольным, фекально-оральным, гемоконтактным механизмами передачи; эпидемиологию и профилактику ИСМП | синтезировать и анализировать информацию по эпидемиологическому состоянию населения; использовать эпидемиологический метод для выявления причин и условий формирования заболеваемости и её следствий; использовать знания об особенностях эпидемиологии различных заболеваний | навыками трактовки популяционных явлений, связанных с изменением состояния здоровья под влияем различных факторов; понимания особенностей эпидемиологии инфекционных заболеваний; навыками обоснованности профилактической и противоэпидемической деятельности | Проведите анализ заболеваемости и ее исходов с выдвижением гипотез о факторах риска (причин и условий), определяющих эти явления. Организуйте систему противоэпидемического режима в организации, осуществляющей медицинскую деятельность (ООМД). | решение ситуационных задач, тестов по темам №1-10, выполнение индивидуальной самостоятельной работы по проведению эпидемиологического анализа |
2. | ПК-1 | способность и готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье детей факторов среды их обитания | эпидемиологический подход к изучению патологии населения, типы эпидемиологических исследований; основы клинической эпидемиологии (доказательной медицины); учение об эпидемическом процессе; основы дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации; общие вопросы иммунопрофилактики; организацию прививочного дела; эпидемиологию и профилактику инфекций с аэрозольным, фекально-оральным, гемоконтактным механизмами передачи; эпидемиологию и профилактику ИСМП | проводить комплекс необходимых профилактических и первичных противоэпидемических мероприятий в очагах различных инфекционных заболеваний (инфекции дыхательных путей, кишечные инфекции, гемоконтактные инфекции, ИСМП). | основами анализа заболеваемости и ее исходов для выявления причин и условий, их определяющих; комплексом противоэпидемических мероприятий в эпидемических очагах. | Организуйте работу по иммунопрофилактике инфекционных заболеваний на педиатрическом участке (планирование профилактических прививок). Оцените эффективность проводимой иммунопрофилактики. | Решение ситуационных задач, тестов по темам №1-10, выполнение индивидуальной самостоятельной работы по проведению эпидемиологического анализа |
3. | ПК-3 | способность и готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях | эпидемиологию особо опасных инфекций, нормативно-правовые документы, регламентирующие работу в очагах особо опасных инфекций; основы санитарной охраны территории страны; общую характеристику особо опасных инфекций. | проводить комплекс необходимых профилактических и первичных противоэпидемических мероприятий в очагах особо опасных инфекций. | методами проведения противоэпидемических мероприятий в очагах особо опасных инфекций или при угрозе их возникновения. (оповещение, организация работы по защите персонала, пациентов и населения) | Проведите комплекс необходимых профилактических и первичных противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционного заболевания, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф. | решение ситуационных задач, тестов по теме №10; использование защитной одежды. |
4. | ПК-20 | готовность к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины | эпидемиологический подход к изучению патологии взрослого населения, типы эпидемиологических исследований; основы клинической эпидемиологии (доказательной медицины), организацию иммунопрофилактики в Российской Федерации | вести поиск медицинской информации в базах данных; уметь проводить анализ уровня и структуры заболеваемости населения, делать выводы по результатам, назначать комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий; проводить анализ опубликованной медицинской информации (чтение специальной медицинской литературы); использовать эпидемиологический метод | проводить анализ заболеваемости и ее исходов для выявления причин и условий, их определяющих | Составте алгоритм проведения РКИ для решения вопросов клинической диагностики и лечения | решение ситуационных задач, тестов по темам №1,2,4, выполнение индивидуальной самостоятельной работы по проведению эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости, работа с журнальной статьей |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Всего часов/ зачетных единиц | Семестр | |
№ 9 | |||
Часов | |||
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | 108/3,0 | 108/3,0 | |
Лекции (Л) | 21/0,6 | 21/0,6 | |
Практические занятия (ПЗ), | 51/1,4 | 51/1,4 | |
Самостоятельная работа (СРО), в том числе: | 36/1,0 | 36/1,0 | |
Подготовка к занятиям (ПЗ) | 21/0,6 | 21/0,6 | |
Подготовка к текущему контролю (ПТК) | 3/0,08 | 3/0,08 | |
Подготовка к промежуточному контролю (ПКП) | 6/0,2 | 6/0,2 | |
Выполнение индивидуального задания по разделу «Общая эпидемиология» (анализ уровня и структуры заболеваемости населения) | 3/0,08 | 3/0,08 | |
Выполнение индивидуального задания по разделу «Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний» Планирование профилактических прививок на педиатрическом участке | 3/0,08 | 3/0,08 | |
Вид промежуточной аттестации | зачет (З) | + | + |
экзамен (Э) | - | - | |
ИТОГО: Общая трудоемкость | час. | ||
Зач.ед. | 3,0 | 3,0 |
3.2. Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
№ п/п | № компетенции | Наименование раздела учебной дисциплины | Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов) |
1. | ОК-1, ПК-1, ПК-20 | Общая эпидемиология | 1.Заболеваемость как предмет изучения эпидемиологии. Характеристика понятий общей патологии составляющих основу современной эпидемиологии. Проявления заболеваемости, показатели (интервальные, моментные). Признаки заболеваемости, подлежащие изучению. Эпидемиологический анализ уровня и структуры инфекционной и неинфекционной заболеваемости. Оценка эпидемиологической, социальной и экономической значимости групп или отдельных нозологических форм болезней. 2. Причины и условия, формирующие заболеваемость. Понятие причинности в эпидемиологии. Механизмы развития заболеваемости. Понятие об эпидемиологическом методе, структура (типы) и содержание. Эпидемиологический метод - основа доказательной медицинской деятельности. Эпидемиологическая диагностика: понятие, разделы, структура, общий алгоритм эпидемиологической диагностики. 3. Учение об эпидемическом процессе. Причины, механизмы развития и проявления. Роль социальных и природных условий в развитии эпидемического процесса. Организация и содержание профилактической и противоэпидемической работы в ООМД. |
2. | ОК-1, ПК-1, ПК-20 | Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний | Общие вопросы иммунопрофилактики инфекционных болезней. Организация прививочного дела. Эпидемиология и профилактика управляемых инфекций. |
3. | ОК-1, ПК-1 | Дезинфекция | Понятие о дезинфекции, дезинсекции, дератизации и стерилизации. Организация работы контроля качества проведенной дезинфекции, стерилизации в ООМД. |
4. | ОК-1, ПК-1, ПК-3, ПК-20 | Частная эпидемиология | 1.Эпидемиология и профилактика инфекций с аэрозольным механизмом передачи возбудителя (дифтерия, корь, краснуха, эпидемический паротит, коклюш, менингококковая инфекция, скарлатина, ветряная оспа, грипп и ОРВИ). 2. Эпидемиология и профилактика инфекций с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя. Бактериальные кишечные инфекции: шигеллезы, брюшной тиф и паратифы, сальмонеллез, эшерихиоз, иерсиниоз и псевдотуберкулез. Вирусные кишечные инфекции: энтэровирусные инфекции, ротавирусные, вирусный гепатит А и Е. 3. Эпидемиология и профилактика инфекций с гемоконтактным механизмом передачи: ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В, С, Д. Профилактические и противоэпидемические мероприятия. 4. Эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). Основные принципы профилактики ИСМП. Противоэпидемический режим в ООМД. 5. Санитарная охрана территории страны. Общая характеристика особо опасных инфекций (чума, холера, контактные геморрагические лихорадки и др.). Эпидемиология и профилактика инфекций с трансмиссивным механизмом передачи (сыпной тиф, малярия). |
3.3. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля
№ п/п | № семестра | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||||
1. | Общая эпидемиология | - | Тестовый контроль, собеседование по ситуационным задачам, выполнение индивидуаль-ного задания (анализ уровня и структуры заболеваемости населения) | |||||
2. | Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний | - | Тестовый контроль, собеседование по ситуационным задачам, выполнение индивидуального задания по планированию профилактических прививок на педиатрическом участке | |||||
3. | Дезинфекция | - | - | Тестовый контроль, собеседование по ситуационным задачам, выполнение индивидуаль-ного задания (анализ уровня и структуры заболеваемости населения) | ||||
4. | Частная эпидемиология | - | Тестовый контроль, собеседование по ситуационным задачам, выполнение индивидуаль-ного задания (анализ уровня и структуры заболеваемости населения) | |||||
ИТОГО: | - |
3.4. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
№ п/п | Название тем лекций учебной дисциплины (модуля) | Семестр |
1. | Предмет, метод и цель эпидемиологии. | |
2. | Характеристика основных понятий общей патологии составляющих основу современной эпидемиологии. | |
3. | Эпидемиологический метод исследования патологии человека. | |
4. | Основы учения об эпидемическом процессе. | |
5. | Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. | |
6. | Современные воззрения на эпидемиологию и профилактику вирусных гепатитов В, С, Д, и ВИЧ-инфекцию. | |
7. | Эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). | |
Итого |
3.5. Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
№ п/п | Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС ВО | Семестр/часы |
1. | Заболеваемость как предмет изучения эпидемиологии. Характеристика понятий общей патологии составляющих основу современной эпидемиологии. Проявления заболеваемости, показатели (интервальные, моментные). Признаки заболеваемости, подлежащие изучению. Эпидемиологический анализ уровня и структуры инфекционной и неинфекционной заболеваемости. Оценка эпидемиологической, социальной и экономической значимости групп или отдельных нозологических форм болезней. | |
2. | Причины и условия, формирующие заболеваемость. Понятие причинности в эпидемиологии. Механизмы развития заболеваемости. Понятие об эпидемиологическом методе, структура (типы) и содержание. Эпидемиологический метод - основа доказательной медицинской деятельности. Эпидемиологическая диагностика: понятие, разделы, структура, общий алгоритм эпидемиологической диагностики. | |
3. | Учение об эпидемическом процессе. Причины, механизмы развития и проявления. Роль социальных и природных условий в развитии эпидемического процесса. Организация и содержание профилактической и противоэпидемической работы в ООМД. | |
4. | Общие вопросы иммунопрофилактики инфекционных болезней. Организация прививочного дела. Эпидемиология и профилактика управляемых инфекций. | |
5. | Понятие о дезинфекции, дезинсекции, дератизации и стерилизации. Организация работы контроля качества проведенной дезинфекции, стерилизации в ООМД. | |
6. | Эпидемиология и профилактика инфекций с аэрозольным механизмом передачи возбудителя (дифтерия, корь, краснуха, эпидемический паротит, коклюш, менингококковая инфекция, скарлатина, ветряная оспа, грипп и ОРВИ). | |
7. | Эпидемиология и профилактика инфекций с фекально-оральным механизмом передачи возбудителя. Бактериальные кишечные инфекции: шигеллезы, брюшной тиф и паратифы, сальмонеллез, эшерихиоз, иерсиниоз и псевдотуберкулез. Вирусные кишечные инфекции: энтэровирусные инфекции, ротавирусные, вирусный гепатит А и Е. | |
8. | Эпидемиология и профилактика инфекций с гемоконтактным механизмом передачи: ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В, С, Д. Профилактические и противоэпидемические мероприятия. | |
9. | Эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). Основные принципы профилактики ИСМП. Противоэпидемический режим в ООМД. | |
10. | Санитарная охрана территории страны. Общая характеристика особо опасных инфекций (чума, холера, контактные геморрагические лихорадки и др.). Эпидемиология и профилактика инфекций с трансмиссивным механизмом передачи (сыпной тиф, малярия). | |
Итого |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
3.6.1. Виды СРС
№ п/п | № семестра | Наименование раздела учебной дисциплины | Виды СРС | Всего часов |
1. | Общая эпидемиология: анализ уровня и структуры заболеваемости населения | Подготовка к занятиям Подготовка к текущему контролю Подготовка к промежуточному контролю Выполнение индивидуальной практической работы в рамках овладения методами эпидемиологического анализа (Анализ уровня и структуры заболеваемости населения) | ||
2. | Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний: оценка качества и эффективности иммунопрофилактики | Подготовка к занятиям Подготовка к текущему контролю Подготовка к промежуточному контролю Выполнение индивидуального задания (планирование профилактических прививок на педиатрическом участке) | ||
3. | Дезинфекция: оценка качества и эффективности дезинфекции | Подготовка к занятиям Подготовка к текущему контролю Подготовка к промежуточному контролю | ||
4. | Частная эпидемиология: алгоритмом эпидемиологического надзора за отдельными группами и нозологическими формами инфекционных болезней | Подготовка к занятиям Подготовка к текущему контролю Подготовка к промежуточному контролю | ||
ИТОГО часов: |
Примерная тематика рефератов, контрольных вопросов.
Пример контрольных вопросов к зачетному занятию по дисциплине:
1. Предмет эпидемиологии. Место эпидемиологии в структуре медицинских наук, медицинского образования и практического здравоохранения. Понятие о медико-социальных категориях здоровье и болезнь. Уровни изучения патологии различными медицинскими дисциплинами.
2. Аналитическое эпидемиологическое исследование когортного типа. Цель, схема построения исследования, оценка эффекта (добавочный и относительный риск), достоинства и недостатки.
3. Понятие об элементарной ячейке эпидемического процесса – эпидемическом очаге и его составляющих (теория трех факторов Сталибрасса, основные звенья эпидемического процесса, «триада Громашевского»).
4. Характеристика существующих вакцин. Требования, предъявляемые к качеству вакцин. Прогностическая характеристика вакцин будущего.
5. Организация прививочной работы на врачебном участке.
6. Дезинфекция, определение, виды и показания к проведению.
7. Дифтерия. Характеристика возбудителя. Источник возбудителя инфекции. Механизм и пути передачи возбудителя. Проявления эпидемического процесса дифтерии. Профилактические и противоэпидемические мероприятия.
8. Сальмонеллез. Эпидемиология сальмонеллеза. Источники возбудителя сальмонеллеза. Пути и факторы передачи сальмонелл. Профилактика сальмонеллеза среди населения и в стационарах. Противоэпидемическая работа в очаге сальмонеллеза.
ВИЧ-инфекция. Характеристика возбудителя. Источник возбудителя инфекции. Механизм передачи, пути и факторы его реализации. Контингенты возможного риска заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции и меры борьбы с ее распространением. Права и обязанности ВИЧ инфицированных.
10. Определение понятия внутрибольничная инфекция (ВБИ). Понятие об эпидемиологической, социальной и экономической значимости ВБИ. Проявления эпидемического процесса ВБИ.
11. Санитарная охрана страны от завоза и распространения инфекционных болезней. Перечень наиболее употребительных мер, применяемых для предупреждения распространения особо опасных инфекционных болезней. Международная система предупреждения завоза инфекционных болезней.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ